ОРГ-ВОПРОСЫ

ПОЧЕМУ ХРОМАЮТ НАШИ
ФИНАНСЫ.
Если прежде выдвигались на первый план и объявлялись «ударными» отдель
ные отрасли союзной работы, то в настоящий момент необходимо признать одним из важнейших разделов союзной работы— работу финансовую. Из этого, конечно, не следует, что в остальном у нас все обстоит благополучно, работы еще много, непочатый край, но вся союзная работа
теснейшим образом связана с финансовым положением союзных организаций. Какую бы союзную кампанию не предпринимать, если нет финансовой базы, она обречена или на полнейшую неудачу, или на проведение ее не в полной мере.
Как же подходят местные организации нашего союза к этому вопросу? Учитывается ли вся важность его? На это приходится ответить отрицательно.

Основной ошибкой большинства местных организаций в финансовой работе— это отсутствие твердого плана (смета, бюд

жет и т. д.). Деньги расходуются без фактического учета возможностей. Отсюда не

избежное зло—дефицит, хроническая задолжность и растраченные на союзные цели фонды специального назначения.
С этим надо покончить. Переход на твердое сметное существование—очередная задача местных организаций. Но «фор
мальный переход›› только четверть дела. Самое главное, как построить смету. Тут необходим исключительно реальный подход, основанный на строгом учете имеющегося опыта и практики.
Главное внимание при составлении смет, должно быть уделено союзным штатам, в большинстве своем «съедающим» (особен
но в мелких и средних отделах нашего союза) от 75 до 100% союзных поступлений. Штатный расход не должен превы

шать 40—50% (примерно) бюджета. Не

вольно напрашивается вопрос, как быть если такой % «ассигновки» на содержание союзного аппарата, дает возможность оплатить одного только работника, а ра
боты хватит на четверых. Это предусмотрено IV Пленумом ЦК, который постановил «привлечь к неоплачиваемой активной союзной работе всех членов правления и кандидатов».
Всякого рода финансовые вопросы, как то: смета, бюджет, отчет, общее финансовое положение профорганизаций, необхо
димо как можно чаще ставить на расши
ренных заседаниях правления с месткомами и на общих собраниях членов союза.
Необходимо союзную массу держать в курсе финансового положения союза не только формально, но и вовлекать ее в обсуждение этого вопроса, превратив фи
нансовый вопрос из узкоправленского в общесоюзный—массовый.
«Утечка» членских отчислений это затяжная болезнь нашего союза, к лечению которой надо приступить всерьез и самым энергичным образом. Особенно грешат в вопросе аккуратной оплаты членских отчислений некоторые гастрольные труппы,

уезжающие из города, не выполнив своих обязательств перед союзом. Цекрабис чуть

ли не ежедневно получает такого рода сведения от местных отделов. Не совсем благополучно обстоит дело и с членскими отчислениями от случайных заработков (халтур) членов союза. И, как это ни стран
но, особенно повинны в этом отношении высококвалифицированные работники искусств. Нам известен случай, когда одна из «премьерш» Большого Актеатра, гастро
лируя по Туркестану, дала в союз неверные сведения о своем фактическом заработке. А заработок выражался в десятках тысяч рублей. И таких фактов вероятно имеется не мало у наших местных организаций.
Союзу предстоит серьезная работа в этой области.
Почти каждая конференция, каждый съезд наших профорганизаций по установившейся «традиции» считает своим долгом принять решение о необходимости поднятия работ среди женщин. А результаты этих резолютивных «поднятий работы» таковы, точно к «работе среди женщин» стопудовая гиря привязана.
Женщин в нашем союзе огромный процент (34,4%). У большинства женщин условия труда такие же, как у мужчин. С этой стороны, как будто бы все обстоит бла
гополучно. Одна беда у нас—женщины не вовлечены в союзную общественность, в общесоюзное строительство в той мере, в какой это должно было бы быть.
Особенно хромает по части профсоюзной активности основное по численности ядро «женского населения» нашего сою
за—актрисы. Неоднократно приходилось слышать от местных работников, что не
смотря на все усилия, никак не удается приобщить актрис к союзной обществен
ности. Это мол «публика, которая кроме шляпок, тряпок и праздной болтовни ничем больше не интересующаяся».
Так ставить вопроса, конечно, нельзя. А особенно, так поверхностно разрешать его. Если разобраться, на поверку, пожа
луй, выйдет, что актрисы не так уж плохи, как плохи методы работы среди них, практикующиеся на местах, недостаточное знание их быта, интересов и условий их работы.
Занятость актрис и условия их работы гораздо тяжелей, нежели остальных групп женщин, объединяемых нашим союзом.
Возьмем для примера рабочий день актрисы в провинции. С утра до 3—4 часов на изнурительной репетиции с бесконечными повторениями. В перерыве до 7 час. подготовка к спектаклю, заключающаяся в пов
торении роли и приведении в порядок костюма на спектакль, который нужно вы
гладить, подшить, а чаще всего заняться его переделкой «с испанского в современ
ный». В таком порядке (примерно) проходит послерепетиционный отдых большин
ства актрис. От 7 до 1 ночи на спектакле после которого—начинается «ночная зуб
режка» роли к утренней репетиции. А если принять во внимание, что 3—4 премьеры

РАБОТА СРЕДИ ЖЕНЩИН.

в неделю, рядовое явление в провинции да еще при ограниченном составе труппы,
то станет ясно, в каких условиях работают актрисы в провинции. Это—холостые. А семейные да с ребятами — тут уж совсем беда!
Можно ли после этого упрекнуть актрису в нежелании приобщаться к общественно
сти. Конечно, нет. Мы, конечно, не оправдываем всех без исключения актрис. Есть «саботажницы», но они в ничтожном количестве.
Принимаются ли во внимание все эти «специфические» особенности в подходе к работе среди женщин? Ответить на этот вопрос утвердительно рискованно.
Надо правду сказать—работу среди женщин специально на сей предмет выделенные работники в большинстве своем ведут по шаблону. Созываются женские собрания, повестка этих собраний перегру
жается до «отказа» вопросами «высокой политики», открывают собрания с часо
выми опозданиями и длятся они неимоверно долго. Такого рода собрания, конечно, отобьют всякую охоту посещать их.
А если еще эти собрания устраиваются в рабочие дни, когда у актрис голова за
бита сегоднящей ролью и спектаклем, то станет ясна вся «ценность» этих собраний.
Работу среди женщин надо ставить так, чтобы у союзной женской массы была искренняя заинтересованность в ней. В повестках дня женских собраний нужно уделять побольше внимания вопросам, связан
ным с бытом и производством, поменьше экскурсий в области высокой политики.
Работа трудная, кропотливая, но важно «утрясти» эту работу в здоровые жизненные формы. И она продвинется. Существен
ную помощь в этом должны оказать делегатские собрания женщин и самодеятельность работниц искусств, надо уметь заинтересовать их и вводить в эту работу.
Ник. ВЕСЕНЬЕВ Московский Художественный Театр.
„ГОРЕ ОТ УМА“.
Хлестова — Книппер.