кусств и др.), как носящие характер преимущественно исследователь
ский и студийный, отчасти же-функционирующие при театрах и к тому
же неподдающиеся распределению по
возрастному признаку (до 15-ти лет и с 15-ти лет).
Против общей схемы, нео-наркомпроса в целом Всерабис не возра
жал и ограничился одним лишь ука
занием на необходимость проведения коллегиальности также в орга
низационном центре, как органо административно - хозяйственно снаб
женческом. И в самом деле, по
скольку коллегии не упраздняются в Высовнархозе и сохра
няются даже в таких чисто административных учреждениях, как,
например, возглявляемый семичленной коллегией Отдел Управления М. С. Р. и К. Д., ведающий милицейски
ми участками и т. п., постольку нет оснований не отдавать предпочтение коллегиальности в данном случае.
У некоторых, быть может, возникает недоуменный, но вполне, естественный вопрос: отчего Всерабис
так настойчиво твердит о главке,
вместо того чтобы настаивать на образовании самостоятельного Народ
ного Комиссариата Искусств? И, действительно, идея Комиссариата Ис
кусств является максимальным выражением идеи единого художественного центра, это — программа-мак
симум, и Всерабис сознательно шел на определенный компромисс, выдвигая план организации Худож. главка. Больше того: у Всерабиса в резерве имелся на всякий случай еще глубже идущий, еще более компромиссный проект, по которому выпол
нение всей политработы и прссветработы передается всецело Главполитпросвету. Что же касается Комиссариата Искусств (Наркомиск!),
то об этом нельзя было и мечтать при столь неблагоприятно сложив
шихся обстоятельствах, ибо Художественный Сектор своею деятельностью или, лучше сказать, своею без
деятельностью успел основательным образом дискредитировать и даже
скомпрометировать идею какой бы то ни было самостоятельности художественных аппаратов, будь то главк, центр или же Наркомат.
В подобной обстановке пришлось выступать Центральному Комитету Всерабиса, После партийного сове
щания проект реорганизации был нередан для окончательной разработ
ки в особую комиссию, в которую Цекрабис внес и свою схему. При
водим последнюю, а также объяснительную к ней записку, как документ, имеющий отчетное значение:
«Органами Худож. главка (Главискусство), сосредоточивающего в
своих руках всю работу в области искусства, являются:
1) два отдела: а) отдел профессионально-студийный, непосредствен
но ведающий специальными школами всех видов искусства, а также кон
сультирующий по вопросам искусства Главпрофобр и Отдел Социального Воспитания, и б) отдел полити
ко-просветительный, работающий ис
ключительно по заданиям Главнолитпросвета и имеющий в нем своего представителя;
2) академический центр общетеоретического, исследовательского и программного руководства, имеющий для