К V СЪЕЗДУ ВСЕРАБИСА

Пройдены еще два года работы Всерабиса. Пятый съезд должен подъитожить опыт этих двух лет, дать оценку общего
положения союза в настоящее время и определить основные вехи дальнейшей работы.
Если на прошлых съездах, оглядываясь на пройденный путь, мы отмечали в числе выполненных задач изжитие цеховщины, организационный сбор в единое производственное тело разнородных частей нашего союза, создание профсоюзного актива, воссоздание Всерабиса после организационной ломки, обусловленной слиянием с Всеработпросом, то теперь к чис
лу пройденных этапов надлежит прибавить изжитие «аполитичности» и укрепление общественного и классового самосознания, изжитие тенденций поверхностного отношения к скрытым формам предпринимательства и ликвидацию отрыва ква
лифицированных верхов от основного ядра профсоюзной массы.
Прошедшие два года профсоюзной жизни —основной особенностью которых является работа в относительно мирной обстановке и отсутствие новых задач в проф. движении —требовали всемерного углубления и детализации союзной рабо
ты по всем ее разделам, требовали для Всерабиса внимательнейшего учета и оценки обстановки НЭП‘а, требовали не де
кларативного, а практического подхода к задачам и потребностям рабочего класса на фронте художественной работы и при этом не только в основных, стационарных базах наших крупных зрелищных предприятий профессионального типа, но так
же и на работе непосредственно в рабочем клубе, фабричной культ-ячейке и красноармейской казарме.
За эти же два года Всерабисом сделаны значительные успехи и на фронте международного общения. Им закреплена связь с организациями художественных работников зарубежных стран. Всерабис выведен к настоящему времени из фазы только письменных, пассивных сношений и им установлены реальные, активные организационные вехи международной работы, выдвинутой сейчас на одном из важ
нейших планов и являющейся одной из главнейших задач нашего профессиональ
ного фронта. Съезд, разумеется, не может пройти мимо вопросов, связанных с международной работой Всерабиса.
Оглядываясь на пройденный путь и оценивая его с точки зрения согласования работы с общими нормами российского профдвижения с одной стороны и по
ложением нашего союза в 1923 году с другой, мы по всем основным разделам профработы замечаем значительные сдвиги.
В области орг. работы—Всерабис влит в берега, охватил своими органами все местности, имеющие производственно-ху
дожественные базы. Организованность Всерабиса не ниже средней, характерной для других профсоюзов. Структурная реорганизация, связанная с административным районированием СССР, прошла более чем удовлетворительно, без болезненных явлений, обычно связанных с реор
ганизацией и сыграла уже положительную роль в смысле усиления работы союзных
органов. Связь, информация и организационнное руководство значительно усилены. Работа среди национальных мень
шинств в организационном отношении протекает удовлетворительно. Значитель
но продвинута вперед в течение 1924 года работа среди женщин, молодежи и студенчества. Бюджет ЦК с 1924 года выведен из дефицитного состояния. Строитель
ство взаимопомощи (кассы) постепенно улучшается.
Общий обзор по учету всех остальных организационных мероприятий за истек
шие два года дает примерно такую же картину постепенного роста и укрепления союза.
Однако, общее впечатление роста и укрепления нашего союза по сравнению с данными 1923 года, являясь естественным в связи с общим укреплением эконо
мического положения СССР, не может и не должно ни на одну минуту успокаивать и отвлекать нашего внимания от всех тех задач в области организационной работы, которые являются еще далеко не разрешенными, требующими постоянной и не
ослабной инициативы и энергии для того,
чтобы обеспечить для союза в целом его жизненность и способность быть готовым для выполнения его роли в общем строительстве СССР.
Первой и важнейшей задачей в области организационной работы продолжает оставаться задача целесообразной постановки, и укрепления финансового положения.
Наличие на 1 января 1925 года 67,7% дефицитных отделов категорически подтверждает необходимость обращения ис
ключительного внимания на постановку финансовой работы, главными и ближайшими задачами которой являются: повсе