местный (от месткома до ЦК) переход на твердый бюджет, сметность, упорядочение и доступность отчетности и неуклонная борьба с разбазариванием и невнимательным отношением к союзным фондам. Без
дефицитность союза в целом должна быть достигнута в кратчайший срок.
Второй крупнейшей организационной задачей является всемерное укрепление союзного профактива, приближение выбор
ных союзных органов к членской массе и к всестороннему ее обслуживанию и подготовка профработников из среды молодежи.
Внимательный учет показывает, что весьма многие общепрофессиональные директивы проводятся в жизнь лишь деклара
тивно, создавая ложное показное впечатление казенного благополучия.
Особенно опасны и вредны для дела союзной работы в этом отношении уклоны и неправильная тактика при ве
дении массовой работы. Игнорирование роли общих собраний, создание на незна
чительных по количеству членов союза предприятиях института делегатских собраний, обращающихся—вместо орудия по
мощи массовой работе—в бюрократическое средостение между союзом и массой, фор
мальное, бумажное, отношение к вопросу индивидуального сбора членских взносов, назначенческие методы, бюрократизм союзного аппарата, исключения из союза за критику «союзного начальства»—со всеми этими явлениями должна вестись неустанная борьба и основной важнейший лозунг профработы «ближе к массам» должен подлинно, на деле, проводиться каждым нашим профсоюзным органом, каждым ответственным профработником
В области тарифно-экономической работы—прошедшие два года, в связи с значительно изменившейся обстановкой, выдвинули ряд совершенно новых задач.
Если ко времени нашего IV го Съезда перед нами в поле зрения экономической работы стояли задачи принятия мер по подведению экономической базы под художественное производство, борьба с анар
хией организационных форм в области управления зрелищными предприятиями, борьба за автономность театральных касс,
борьба с коммерческими приемами эксплоатации зрелищных предприятий и, в част
ности, вопросы налогового пресса, если в 1923 году в области тарифной и конфликтной работы для нас были актуальны
ми вопросами, невыплата задолженности по заработной плате, острая борьба с бесхозяйственностью управления, то к настоящему времени, в связи с рядом после
довательных мероприятий, проводившихся союзом и сравнительным укреплением эко
номического положения художественного производства, мы можем считать значительную часть указанных выше задач выполненными или же, во всяком случае, по
терявшими ту степень остроты, которая была им свойственна два года назад.
Основное внимание нашего V Съезда в области тарифно-экономической работы должно будет сосредоточиться на новых задачах, из которых наиболее важными в области экономических мероприятий являются: инициатива практической по
становки и содействие проведению в жизнь во всесоюзном масштабе построения бюджетов зрелищных предприятий с ориента
цией на массового, организованного в профсоюзы зрителя, установление системы непосредственного распределения билетов между рабочими на фабриках и заводах, снижение расценки мест и последователь
ное перенесение центра тяжести к рабочим районам и центрам. Само собой разумеется, что экономическое значение всех, связан
ных с проведением этой системы мероприятий, должно быть обосновано и обу
словлено соответствующим идеологическим содержанием и необходимыми изменениями репертуарной линии.
Проведение всех, связанных с осуществлением этих задач, мер должно быть основано на полном согласовании всей сложной и ответственной работы с Главполитпросветом и межсоюзными органами.
Целый ряд осуществленных уже реформ в области рационализации художественного хозяйства и управления и, в частности, сосредоточение хозрасчетных государствен
ных зрелищных предприятий в ведении Губоно (67,2% в 1925 г. против 33% в 1923 г ), трестирование и пр.—все же не ослабляют необходимости проведения в жизнь и другой основной задачи - концентрации всего государственного художественного аппарата.
Вся аргументация в пользу централизации художественного управления, остается в силе и на текущий момент. Необходи
мость устранения параллелизма в работе отдельных художественных ячеек Наркомпроса, необходимость установления и обес
печения единого политического руковод
ства всеми художественными органами и учреждениями, как в центре, так и на местах, экономия сил и средств—вот до
воды в пользу этой реорганизации. V-му съезду Всерабиса предстоит высказаться о своевременности этой основной реформы в настоящее время.
В вопросах тарифа заработной платы, политики коллективных договоров и охраны труда—основы для работы в общем и це
лом остаются прежними, требующими к себе той же степени внимания, как и все разделы массовой работы. V-му съезду необходимо будет уделить в области поли
тики заработной платы особое внимание вопросу о роли и значении индивидуального трудового договора, обеспечив необходи
мые гарантии союзного влияния на размеры заработной платы индивидуалистов в целях ликвидации существующей в этой области анархии и конкуренции, разлагающе вли
яющей на экономическое положение наших предприятий.
Весьма трудным до настоящего времени остается вопрос о нашей безработице.
Эта трудность обуславливается не только экономическими предпосылками и состоянием рынка, но также и неудовлетвори
тельностью организационных форм и работы наших посредрабисов. Съезду придется внимательно остановиться на этой группе вопросов, тем более в связи с разногла
сиями, намечающимися между Союзом и Наркомтрудом по некоторым пунктам.
Развивающийся обмен артистическими силами с заграницей и договора, заклю
ченные к настоящему времени Всерабисом с отдельными иностранными союзами, потребуют также общих директив съезда, ка
сающихся как принципов обмена, так и организации регулирующего вопросы обмена центра.
В культ-работе нашего союза за истекшее двухлетие надо отметить решительный сдвиг. И по объему и по углублению ее. Если изобразить ход культработы по союзу кривой на диаграмме мы получим за 1924 г. максимальную высоту ее за все время существования. Культработа не только по
лучила определенную организационную структуру, не только установила определенные методические приемы, но вызывает несомненно повышенный интерес и в широкой союзной массе, и даже в вер
хушках квалифицированной художественной силы.
Не будет преувеличением сказать, что союз за это время оброс полит кружками и что ликвидация полит-неграмотности в полном разгаре.
Мы подняли советскую активность нашей массы и подняли ее воспитательными мерами.
Мы установили деловую смычку с индустриальными союзами и индустриальным пролетариатом чрез наших новых кружко
водов. Мы можем сказать, что это боевое задание выполнено нашим культ. отделом
почти на 100% и получило определенное признание. Мы сказали: художественной
работой в рабочих клубах должен ведать Всерабис. И он ведает ею сейчас. В этой
области нельзя теперь обойти Всерабис потому, что он представляет из себя реальную силу. На съездах, конференциях, со
вещаниях по клубному делу наш кружко
водский актив совместно с Культотделом ЦК играет в области художественной ра
боты определяющую роль. Тезисы новой методики художественно-клубной работы, утвержденные 2-м Пленумом нашего ЦК, оправданы полностью и остаются руководящими по сей день.
Считая основной задачей художественной политики—орабочение производства, Культотдел обратил большое внимание на работу с молодежью, на вовлечение ее в профдвижение.
Таковы в самых общих чертах вопросы и задачи, стоящие перед нашим V съездом.
Каждая отдельная проблема, проведение в жизнь каждого практического мероприятия по любой отрасли союзной работы должно быть связано с одной основ
ной идеей—подготовки рядов Всерабиса к выполнению той роли, которая возлагается на него на культурном фронте волей рабочего класса и его руководящей партии.
Не надо забывать, что наш союз по условиям своей работы стоит на пози
циях, особо подверженных влиянию НЭП а и поэтому требует особого внимания и проверки каждого своего члена при ведении своей практической работы.
Ближе к массам, ближе к индустриальным рабочим! Внимание к деталям союзной работы!
Ю. СЛАВИНСКИЙ.