СССР на Парижской Выставке Декоративного Искусства
Театр имени Вс. Мейерхольда
в деревянной резной игрушке, полной временами острой сатиры, а временами чарующего ритма в движениях своих фигур. Образцы этой скульптуры тесно слиты со старым лубком, откуда часто заимствовались темы. Подобные игрушки дают единственный материал для изучения истории внешней культуры нашего крестьянства и даже города. Ясная образность и здоровый смысл, выраженный в крестьян
ской игрушке, близок и понятен ребенку, а в своей примитивности таит истоки различных проявлений искусства.
Любовью к орнаментальности обвеяно все крестьянское искусство вплоть до пряников из теста.
Той же орнаментальной чрезвычайно декоративной композицией полны набойные доски для оттисков на тканях. Их узоры обладают строгой закономерностью в построении своих рисунков, служа до сих пор источником и примером для крупной промыш
ленности города. Ритм танца нашел отражение в скульптуре игрушки, песня пышно расцвела в росписи, где мы часто встречаемся с олицетворением отдель
ных самых популярных крестьянских песен, иногда настолько сжатых в живописных образах, что они выражаются в символах орнаментального построения. Та же бытовая роспись по-своему претворила в себе старое, ушедшее в прошлое, иконописание и, многое в нем переработав, использовала не старые темы, а чисто декоративные разрешения. Многие из форм и орнаментов крестьянского искусства имели нема
лое влияние на архитектурные памятники из камня и кирпича как на общую их конструкцию, так и на детали.
Иноземное влияние Востока и Запада, подобно притокам в реке, увеличивало и усиливало ее мощь, но, вливаясь в русло крестьянского декоративного искусства, приобретало его основные тенденции, окра
шивалось в его колера. Искусство деревни медленно по-своему эволюционировало пока обслуживало непо
средственно свой быт, но под влиянием крепостного права, быта помещиков и модных течений, выразив
шихся в слепом подражании Западу, в промышленности с начала XIX века до 1860-ых—70-ых годов мастера деревни были вынуж
дены работать в рамках помещи
чьего быта, продолжая и здесь поражать своей исключительной
техникой даже иностранцев. Под влиянием чуждого быта живопис
ная образность и оригинальность искусства деревни стали уходить в глубь лесов. После 60-ых годов появились первые проблески возрождения крестьянского искусства, чему содействовала художница Е. Поленова, работавшая с целым рядом других художников в ‹‹Абрамцове» под Москвою с 1870-ых—80-ых годах, когда со
бранные и обнародованные ею произведения искусства деревни оказали влияние своей глубокой и свежей примитивностью на ху
дожников, музыкантов и людей театра. Крестьянское коллективное искусство влило свежие и здо
ровые соки в творчество индивидуальных художников. Врубель, Васнецов, Поленова и вслед за
ними многие другие весьма обязаны искусству де
ревни, открывшему им новые горизонты. Попытки этой группы через крестьянскую школу ввести образ
цы крестьянского же искусства в промышленность очень способствовали развитию кустарной промыш
ленности, обеспечив ей успех за границей. С той поры кустарное дело стало крепнуть—создался гро
мадный вид промышленности, неразрывно связанный с трудовой деревенской массой. Во главе с крестьянским искусством деревня стала обслуживать город.
Гибкая приспособляемость и жизненность крестьянского производства и искусства деревни сделали то, что кустарная промышленность первая вступила в но
вую организованную работу в первые же годы революции.
Путь, пройденный крестьянским декоративным искусством, в первой своей части был самобытен и отвечал интересам той же деревни, во второй,
войдя в город, хотя и возродился, вылившись в особый вид промышленности, но, вместе с тем, отвечая требованиям города того времени, попал под опеку
художников-индивидуалистов. С изменением условий быта и физиономии деревни крестьянское искусство начинает терять свою прежнюю внешнюю форму, сохраняя свою ценность как декоративное чисто кон
структивное искусство. Наступила третья, глубоко волнующая, часть этого пути. Точные знания входят в деревню, крестьянской молодежью начинают запол
няться художественные школы и производственные техникумы, с глубоким вниманием относится моло
дежь к проявлениям художественного творчества их отцов. Перед юными силами воочию ставится
многовековой опыт в поразительной выкованности и конструктивности своих изделий. Без сомнения
создадутся новые формы искусства деревни на ее
новых путях и старое коллективное наследие даст возможность пышно развернуться новым коллективным же росткам.
Н. БАРТРАМ