Прежде всего о 7-ми месяцах слиянного сосуществования во Всеиспросе.
Линия работы Центрального Бюро Секции Работников Искусства Всеиспроса определялась следующими основными моментами.
В производственном разрезе.—Активным участием в работах Комиссии т. Ларина, определявшей основы сокращения госаппарата Наркомпроса,
производившей разверстку сумм на пред
приятия и учреждения, оставляемые на госснабжении, постановкой в Цекиспросе,
ВЦСПС, СНК и ВЦИК‘е вопроса о Главискусстве, проведении согласованно с НКП принципиального решения о допустимо
сти частной аренды в художественном производстве и инициативной проработки и продвижении декрета о единой налоговой системе для зрелищных предприя
тий (Изв. ВЦИК № 139 от 22/VI—22 г.) в целях ливвидации непомерной тяжести и пестроты местной налоговой практики, разрушавшей материальную базу, необ
ходимую для самой возможности существования художественных предприятий в текущей экономической обстановке.
В организационном разрезе—Установлением четких форм работы в
объединенном союзе, установлением свя
зи и укреплением местных секций союза и наконец инициативой постановки цен
трального вопроса о воссоздании самостоятельного Всерабиса и проведением этого решения через Расширенный Пленум Цекиспроса и Президиум ВЦСПС.
Подробные данные о мотивах и продукции работы по изложенным выше вопросам имели место на очередных пле
нумах ЦК и в значительной степени были освещены на страницах «Вестника». В настоящее время целесообразно вкратце остановиться на оценке условий, в которых Центральное Бюро Секции принимало ответственнейшее решение об разлиянии Всеиспроса.
Приведенная в заголовке статьи цитата из отчетного доклада т. Рудзутака указывает в общих чертах на те обстоя
тельства, которые имели место в общероссийском профессиональном движении в период с июля по декабрь 1922 г., когда общий поворот хозяйственного колеса Республики, обусловленный Нэпом,
не был еще всецело на практике согласован с тактическими и организационны
ми формами профдвижения. К этому же периоду относится и дата нашего ІІІ-го
Съезда, попавшая в русло организационных и тактических решений, вытекав
ших из существа директив IV-го Съезда Профсоюзов, чем в значительной степени и был вызван логически и организа
ционно оправдываемый этими решениями факт слияния Всерабиса и Всеработпроса.
Тезисы ЦК РКП и постановлений ІІ-го февральского Пленума ВЦСПС, направив
шие тактику и практику профдвижения в соответствии с хозяйственной обста
новкой, резко поставили Центральное Бюро нашей секции перед задачей прак
тического учета возможности повторного коренного организационного перестроения союзных рядов.
Для всех товарищей, участвовавших
в дискуссии предшествовавшей решению о разлиянии, была ясна чрезвычайная трудность воссоздания в данных усло
виях достаточно авторитетной и сильной организации.
Представлялось несомненным, что условия экономики художественных предприя
тий обусловливают собой неизбежность для всей организации затяжного финан
сового кризиса. Было ясно, что театральный НЭП с восстановлением фронта бульварно-мещанских форм развлечений «лег
кого жанра» неизбежно должен был в связи с экономикой втянуть значитель
ную часть работников искусств в свои сети, что в данных условиях несомненно имело особо отрицательное значение для авторитета нашего самостоятельного Со
юза; общие условия художественного рынка предвещали массовую безработицу, борьба с которой могла быть продуктив
ной лишь при наличии финансово и организационно-крепких союзных гнезд на местах; на крепость этих гнезд, в условиях вторичной перестройки и при мас
совом отливе старых профработников из организации на производственную работу, расчитывать не приходилось.
При всех этих условиях необходимо было учесть задачи проведення в жизнь всех практических кампаний, вытекавших из существа нового курса Профдви