жения—добровольное членство, перерегистрация, коллективные договоры и пр.
Такова была обстановка, побуждавшая даже наиболее резких сторонников разлияния ставить вопрос компромиссно: говорить о дифференциации работы в еди
ном союзе, расширении автономии секции и пр.
Решения Центрального Бюро Секции, взвесившего внимательно все условия и тем не менее признавшего необходимость немедленного разлияния, были основаны главный образом на учете значения цен
трального лозунга нового курса Профдвижения— «задачи укрепления связи с массой», так как популярность идеи воссоздания самостоятельного Всерабиса среди работников искусств была несомненна и убеждала в том, что подъем массового настроения поможет справиться со всеми трудностями.
В настоящее время, имея учет почти годовой самостоятельной работы Всера
биса, можно уже быть вполне уверенны
ми, что решение о разлиянии было не только правильным, но также и своевременным. Основанием для такого заключения может служить излагаемый ниже сжатый анализ основных этапов работы союза с 7-го мая 1922 г. (постановление ВЦСПС о разлиянии Всерабиса) по настоящий момент.
II.
Имея целью дать здесь, в этом анализе, общую характеристику положения организации к IV-му Съезду необходимо
внимание товарищей на то, что основной руководящей задачей Центрального Комитета во всей его работе с 7-го мая
22 г.—было воссоздание союза. Проведение же всей текущей работы по реализации обычных профессиональных функций, как общих вытекающих из нового курса профдвижения, так и специфически обусловливаемых нашими потребностями функций, наполняющих со
бой жизнь каждого дня нашего союзного организма, должно в данных условиях рассматриваться под углом зрения пробы сил, испытания тканей нового, вторично перестроенного, организма.
Задача воссоздания союза определялась в мае 1922 г.—следующими глав
нейшими моментами: практическим проведением кампании разлияния, размежеванием с Всеработпросом, установле
нием и укреплением связи местных организаций с центром, восстановлением и укреплением низовых ячеек союза и пополнением кадра ответственных работников.
Кампания по разлиянию, имевшая в общем независимо от энергичных мер в достаточной степени затяжной характер, может считаться вполне за
конченной лишь к февралю 1923 г., когда мы уже имеем 76 самостоятельных Губотделов с общим кадром членов Союза до 70.000 человек. Кампания по разлиянию, растянувшаяся на восемь месяцев, проходила неравномерно со зна
чительными перебоями, объясняющимися в наиболее запоздавших отделах глав
ным образом слабостью данных организаций и боязнью самостоятельной работы у местных профработников Всерабиса.
Размежевание проведено Цекрабисом на основах профкарты 1921 г. В по
рядке конфликта с Всеработпросом в области размежевочной работы дважды воз
никал вопрос о работниках художественных музеев, художественно-педагогиче
СКИХ учреждений, И работников художественной литературы. Первоначально решенный ВЦСПС в пользу Всерабиса—
этот вопрос после IV-гo Съезда Всеработпроса вторично встал перед нами и к настоящему времени может считаться ликвидированным.
Установление и укрепление связи с местами, как длительный процесс, чрез
вычайно осложнившимся финансовой слабостью и невозможностью ведения личного инструктирования, может все же
к настоящему времени считаться разрешенным более чем удовлетворительно. Вывод этот, имеющий несомненно отно
сительное значение - поскольку ЦК до сих пор лишен возможности иметь областные представительства (кроме Украины),
Самая возможность установления в данных условиях связи в тех пределах, какая имеется в настоящее время— объясняется в значительной степени массовым энтузиазмом, возрождением интереса к союзной жизни, т. е.