... Мы изощряем сценическую и актерскую технику вовсе не для того, чтобы любоваться этой техникой, а для того, чтобы придать наибольшую выразительность словам и действиям, в свою очередь наиболее полно выражающим наше новое отношение к вещам...
... Смысл борьбы за левый фронт в искусстве—не в технических усовершенствованиях, не в формальном новаторстве, не в выдумывании новых трюков. Борьба за левое искусство должна быть в конечном счете и и прежде всего борьбой за новое коммунистическое сознание, за сознание нашей эпохи, за отображение в художественных формах современного восприятия мир а...
... Эта мысль проста и элементарна, но ее приходится повторять, так как те, которые должны были бы знать ее лучше других, чаще всего о ней забывают...
«Зрелища». Ноябрь 1922.

да здравствует новый

БЫТ

!

НАКАЗ

зимнему

СЕЗОНУ.

Постепенно открывает двери то один, то другой из московских театров. Затрубили афиши. Начинается новая театральная жизнь. Повсюду ремонты, репетиции, спешка.
Что даст нам новый театральный сезон?

Что готовят театры? Что изобрели и задумали режиссеры в. тиши своих лабораторий, во время летнего отдыха? А актеры? Какие образы вынашивают они? Какими страстями и словами собираются потрясти наше сознание?

Всего этого мы не знаем и не собираемся от этом гадать.

Но мы вправе, в преддверии нового театрального года высказать свои пожелания, заявить ясно и просто, какой театр нам нужен, напутствовать работу театраль
ных мастеров нашим наказом, наказом зрителей, предупредить о наших чаяниях и желаниях.

Каков основной итог минувшего сезона? Это был год формального роста, усовершенствования сценической техники, исканий нового театрального стиля.

Это был год победы конструктивизма, как пластического выражения современности. Можно смело сказать, что в области всевозможных тех

нических усовершенствований и реализации новых методов сценического оформления пьес сделано очень много.

Но можно ли, на основании этих последних достижений, говорить о новом театре? Был ли у нас театр современности, захватывавший и значительный не
только формальной изобретательностью, но и своей общественно - организующей ролью?
Нет, Старый мир образов глядел на нас со сцены, чужие и холодные звучали оттуда слова. За исключением двух-трех постановок Вс. Мейерхольда, театр последних лет, независимо от своей «правизны» или «левизны», был отмечен печатью какой то особенной идеологической бесцельности.
Большинству наших художников, при всей их часто большой технической выправке, в сущности, вовсе не о чем было говорить. Художники работали не для того, чтобы, выражаясь сло
вами Маяковского, «голов людских обделывать дубы», т. е. в каком либо определенном направлении воздействовать на психику зрителя, а так — ради самого процесса работы.