ТЕАТР ИМ. КОМИССАРЖЕВСКОЙ. Из беседы.
ТЕАТРООБМЕН С ГЕРМАНИЕЙ.
В берлинской газете «Фоссише-Цейтунг» от 27 августа, под заглавием «Обмен гастролями между театрами Германии и России», помещено следующее сообщение:
«Руководители Русских Советских Театров и Общество Германских Сценических Деятелей ведут переговоры об организации обмена выдающимися постановками путем взаимных гастролей.
Управляющий петроградскими государственными театрами Экскузович выработал, совмест
но с председателем Общества Германских Сцени
ческих Деятелей Рикельтом, соответствующую программу деятельности.
В первую очередь решено поставить в России цикл вагнеровских опер в исполнении ансамбля немецких артистов. Управление советскими государственными театрами со своей стороны намере
но командировать в Германию на гастроли свои труппы».
Председатель художественного совета Н. О. Волконский и заведующий художественной частью В. Г. Сахновский сообщили нашему сотруднику: Москва вероятно забыла о Театре имени Веры Федоровны, просуществовавшем 5 лет в Москве. Уместна небольшая справка.
Театр имени Комиссаржевской возник из театральной школы, руководимой Ф. Ф. Комиссаржевеким и Казимиром Викентье
вичем Бравичем. Осенью 1914 г. Ф. Ф. Комиссаржевский совместно с А. П. Зоновым, В. А. Носенковым, В. Г. Сахновским, А. А. Араповым, П. П. Шаровым, Ф. Ф. Орбельяни и А. Залесским, Чабровым и другими, объединив учеников Комиссаржевского и Бравича,
открыли театр — трагедией Озерова «Дмитрий
Донской». За 5 сезонов театр поставил пьесы Мольера, Островского, Ван-Лерберга, Сологуба, Ремизова, Л. Андреева, Кузьмина, Веде
кинда, инсценировки произведений Диккенса, Мопассана, Гофмана, Бальзака, Достоевского, Гоголя и ряд других пьес.
Ряд причин, главным образом материальных, прервали жизнь театра весной 1919 г.
За эти годы армия нашего театра понесла сильный урон. Давно нет К. В. Бравича. Ф. Ф. Комиссаржевский за границей. Сконча
лись В. А. Носенков и А. П. Зонов. Но все то, что спаивало нас в течении пяти лет творческой жизни, преодолело все препятствия и то, о чем мы мечтали эти годы теперь осу
ществляется. Театр восстановлен. Мы верим в дело нашего театра и сделаем все, что в наших силах, чтоб его жизнь была до
стойна имени нашей вдохновительницы Веры Федоровны Комиссаржевской.
К осуществлению этой задачи, вместе о. нами, стремятся наши друзья и соратники:
И. Н. Певцов, Иг. Ильинский, А. Кторов, Е. Токмаков, А. Киселев, М. Никитин, З. То
милина, Г. Некрасов, В. Гнедочкин. Кроме них в труппе ряд новых артистических сил: В. Королев, В. Канцель, М. Рутц, З. Богда
нова, И. Штраух, И. Лагутин, Н. Вахтеров, А. Виннер.
Мы открываем сезон двумя постановками: Аристофана — «Женщины в Народном Собрании», в переделке Арго и Адуева, и Шекспи
ра — «Комедия Ошибок». Выбирая эти пьесы,
мы полагали, что современному зрителю нужны спектакли, насыщенные полновесным смехом двух мастеров драматургии, причем бичующий сатирический характер аристофановского твор
чества нам казалось интересным сменить увлекательным смехом Шекспира.
МАСТЕРСКИЕ МЕЙЕРХОЛЬДА.
Президиумом Главпрофобра постановлено включить в сеть общегосударственных учебных заведе
ний — по Отделу Художественного Образования—
Театральные Мастерские В. Э. Мейерхольда под названием «Государственные Экспериментальные Театральные Мастерские Мейерхольда».
Программа Мастерских Мейерхольда строится для подготовки кадра специалистов (режиссеров и актеров), которые могут быть использованы для такого театра, который по мнению руководителей организаторов мастерских, является единственно мыслимым в пролетарском государстве.
Этот театр определяется следующими основными чертами: социально-революционное воз
действие в плане конкретных задач эпохи, практически-оправданное действенное производство, актуальное соучастие зрителя. Этот театр, уничтожая стилизованную иллюзию и отбрасывая фети
шизм театральных форм, действует под лозунгом
практической целесообразности и утилитарного жизнестроительства. Сюда относятся такие виды театра, как агит-театр и реклам-театр.
Соответственно этим задачам театра, учебный план развертывается таким образом, что в ряде лабораторий и мастерских прорабатываются необ
ходимые теоретические и практические дисциплины, строго корреспондируясь друг с другом. В мастерских нет курсанта-слушателя, а есть практикант-работник.
Учебный план расчитан на 3 года. В текущем учебном году будут существовать 1 и 2 курсы. Организовался художественный совет, в состав
которого входят преподаватели: бывшие отчасти и ранее в Гвытме и вновь приглашенные.
Главруком мастерских является В. Э. Мейерхольд. Его заместитель режиссер А. М. Роом, бывший ректор Саратовских Государственных Мастерских Театрального Искусства.
Открыт прием заявлений от желающих поступить в мастерские. Испытания назначены на 20 сентября: Новинский бульвар, 32.
Мастерские чрезвычайно заинтересованы в пролетарском составе учащихся и поэтому в первую очередь будут приняты лица, командированные партийными профорганизациями.