ком маленького нищего. Подходили другие псы, Садрейка их отгонял. И скоро Карабаш стал счи

тать своим правом получать ежедневно в полдень кусок хлеба или мяса из рук мальчика.

Тогда Садрейка велел товарищам привести Бандита на площадь в назначенный час. Мальчиш
ки нашли вожака и подманили его кусочками хлеба.
Это было в полдень. Карабаш как раз ждал своего завтрака.
Садрейка кинул ему большой кусок на глазах у Бандита. Карабаш поймал подачку на-лету и стал грызть. Бандит подошел, оттолкнул его плечом и завладел куском.
Карабаш заворчал, но кинуться на вожака не посмел. На помощь ему пришли мальчики.

— Вззы! Вззы! — науськивали они, показывая на Бандита.

Этот звук возбуждал Карабаша. Его рычанье становилось все громче, мускулы сами собой напрягалась, шерсть на спине поднималась.
— Ирр! Вззы! — подзадоривали мальчишки, подражая клокотавшему в его горле рычанию.
— Айда! — громко крикнул вдруг Садрейка, и возглас этот хлестнул Карабаша, как плетью. Пес прыгнул и вцепился в волосатый загривок вожака.
То было неслыханным нарушением закона стаи. Бандит мгновенно пришел в ярость, рва
нулся и стряхнул с себя Карабаша.
Карабаш отскочил, но не побежал, а грудью и зубами встре
тил врага. Мальчишки свистели и улюлюкали.
Карабаш был снова отброшен в сторону, но его зубы вкровь рассекли губу и щеку Бандита.
— Кончай его! Кончай! — кричал Садрейка.
Кудлатая морда Бандита покрылась кровью. Бандит осатанел: он с такой силой рванулся на противника, что сам не удержался на ногах и вместе с Карабашем покатился по земле. Псы спле
лись в один большой рычащий ком черно-серой шерсти.
Несколько мгновений невозможно было уследить, кто наверху кто внизу. Потом Ка

рабаш, весь окровавленный, вскочил на ноги.

На левом плече его чернела большая рана. Это, однако, не помешало ему еще раз прыгнуть: Бандит, поднимаясь, открыл врагу горло.
— Готов! — крикнул Садрейка. Он видел, как челюсти Карабаша сомкнулись на горле Бандита.
В тот же миг Карабаш с болезненным воем отскочил в сторону, повернулся и, словно слепой, помчался прямо на толпу перепуганных мальчишек. Бандит был уже на ногах и кинулся за ним.
Толпа мгновенно рассыпалась: псы, вздымая пыль, пронеслись через широкую площадь и исчезли за домами.
Бандит вернулся на базар через час. Язык вывалился из его окрававленной пасти. Дыша тяжело и хрипло, он прошел мимо притихших мальчишек и устало опустился на землю.
Карабаш с этого дня больше на базаре не показывался. Садрейка опять проиграл.
Карабаш спасся бегством от разоренного вожака. У Бандита было плохое чутье и, потеряв быстро
ного беглеца из виду за углом улицы, он скоро сбился со следа.
Теперь Карабаш не мог вернуться в стаю: раненого и ослабевшего, Бандит сейчас же прикончил бы его.

Карабаш стал бездомным бродягой.

Таких бездомных псов-одиночек много бродило по улицам. Они не собирались в стаи, не призна
вали никаких законов, кроме закона силы, жили воровством и грызлись друг с другом и с дворовыми собаками.
В первые же дни Карабаш испытал на себе все трудности такого житья. Прячась и оглядываясь,
он пробирался на задворки, рассчитывая там, на помойках, утолить голод. Но в каждом дворе были свои собаки и они охраняли даже хозяйские отбро

сы. Неписанный закон — твое и мое — так же си

лен среди собак, как среди людей: хозяйские псы не подпускали чужих к своим дворам.