стремлении иметь светосильные объективы малых фокусных расстояний. Это было и раньше, но требования жизни создали громадный спрос, вызвав
ший ряд усовершенствований. Повлияла на уменьшение размеров снимков и кинематография. Рядом с этим явилась на помощь и техника светочувствительных слоев в виде чрезвычайно мелкозернистой эмульсии и большей чувствительности. Фирма Люмьер-Жугля выпустила новый сорт пластинок „Микро“ с тончайшим зерном. Насколько велика стала потребность в объективах весьма малого размера можно судить из того, что все наиболее известные оптические фирмы стали выпускать специальные объективы большой светосилы для очень малых размеров пластинок и пленок, вырабатывая в то же время и специальные аппараты большой точности.
Все эти усовершенствования в фотоаппаратуре и в фотоматериале, имеющие в виду удобства фоторепортажа и фотолюбительства, военную и специально экспедиционную фотографию, дали возможность и в профессиональной портретной фотографии осуществить разумную экономию.
Для настоящей и действительной экономии в фотографии необходимо соединить удешевление фотоаппаратуры и материала с улучшением его качества, а это возможно лишь при правильной постановке производства, где в свою очередь должна быть разумная экономия в труде и в силе, экономия в сырье, экономия во времени, и во всем на первом месте должна быть добросовестность. К сожалению, у нас приходят нередко к парадоксальному заключению, что не экономно работать на дешевом материале. Каждый фотограф на практике убеждается в том, что первое условие правильной, спокойной, а потому и выгодной работы — это уверенность в постоянстве качества съемочного материала: пусть будет он несколько дороже, но зато чтобы ни один снимок не пропал даром, чтобы не пришлось переснимать или, для уверенности в результате, на всяким случай, снимать два-три раза вместо одного. А фоторепортер из-за плохой пластинки может потерять ценный снимок, подчас не повторимый. Экономия научает фотографа иметь в запасе материал им уже испытанный и сохранять его в надлежащих условиях. Для экономии в работе нужно вместе с тем обладать в совершенстве техникой дела, чтобы не приходилось исправлять негатив ослаблять, усиливать и т. п.
Техника фотографии в настоящее время так подвинута вперед, что, сберегая и средства, и силы, и время, можно достигать прекрасных результатов. Знание дела и опытность — залог экономии. Эконо
мия в фотографии, как и вообще во всем, должна производиться разумно. В особенности такая разумная добросовестная экономия необходима в производстве фотоматериала, где на первом месте должна быть