т. e. привычка работать всегда только по известным, не им данным меркам и выкройкам, чем, понятно, отдаляется всякое искреннее творчество, всякий живой и жизненный подход, который позволяет художнику легко и своеобразно отзываться на столь различные и зачастую неожиданные требования жизни.
И никак нельзя здесь отговариваться тем, что подложка для снимка — мелочь, неважная вещь. Для фотографии, претендующей на звание искусства, ничто не должно быть „все равно , но все должно применяться сознательно и с известной автору определенной целью, с желанием вызвать тот или иной эффект, т. е. живой отклик в зрителе.
Особенно ужасны в художественном отношении эти паспарту со всяческими рельефами, „золотом и „серебром , цветками, виньеточками, и пр. „украшениями , столь типичными для мещанских столовых и спален и доказывающими самое полное отсутствие вкуса; они — столь отдаленные от всякого искусства — стоят на одном уровне циничной антихудо
жественности с известными мосторговскими лепными „красавицами , „пастушками и пр. дребеденью, которая все еще никак не может перевестись на нашем художественном рынке.
Тем же безразличием и недостаточной активностью можно объяснить появление различного вида, цвета и формата альбомов. В их обяза
тельности, сшитости и двухсторонности всегда есть что-то скучное и официальное, напоминающее склад ненужных фотографий и никак не похожее на собрание художественных произведений, предназначенных на живое и эффективное общение со своим потребителем.
Остается последний случай использования подложек когда фотограф для каждого отдельного снимка отыскивает подходящий для него подклеенный лист как в отношении формата и формы, так и в отношении


цвета, поверхности и т. д., предъявляя зрителю каждое свое произведение само по себе, отдельным и законченным.


Остановимся сейчас на некоторых основных моментах выбора подклеенного листа, не забывая одного, самого главного: здесь даются
средние величины, допускающие (обязательно допускающие!) отклонения в обе стороны — как к излишкам, так и к преуменьшению. Все эти отклонения должны быть всецело предоставлены живому, творческому изобретательству.
ЦВЕТ И ТОН. Германия, которая здесь, как и во многих других отраслях
знания, уже имеет свои исследования, выдвигает такую формулу: цвет, вернее — тон подклеенного листа должен быть „темнее самых ярких светов отпечатка и светлее самых густых теней .