На Дмитровском заводе выполнил сваи скульптуры один из талантливейших совет
ских скульпторов—Сергей Орлов. В числе этих произведений — хорошо известная по художественным выставкам1 Отечественной войны большая, монументальная полутора
метровая скульптурная группа «Александр Невский». Скульптура изображает древнерусского полководца, в XIII веке разбив
шего тевтонские полчища, и у ног его — распростертого врага. Рядом с князем изображены два русских дружинника, устремившихся вперед на врага. Скульптура Орлова—центральный экспонат выставки.
Интересна и вторая многофигурная композиция того же автора на тему русской сказки «Иван-царевич и с-ерый волк»,
Художииком-скульпторам того же завода является и Василий Боголюбов. Из его про
изведений следует отметить две метровые скульптуры. Одна из них изображает русского полководца XVIII века: Александра Суворова на коне, приветствующего свои победоносные войска. Лицо и фигура пол
ководца; даны с большой силой экспрессии. Вторая скульптура изображает сказочного русского богатыря Илью Муромца, издревле олицетворяющего в народных преданиях силу и мощь русского народа. Боголюбов является также автором! ряда статуэток на бытовые темы.
Первомайский фарфоровый завод представлен произведениями двух художников: Дины Клювганд и Ивана Гончаренко. С самого начала своей деятельности на заводе эти художники коллективно создавали эски
зы и вместе осуществляли их в фарфоре.
Большинство рисунков этих художников сделано в восточном стиле* так как продукция завода идет в основном в восточные республики.
Лучшими их произведениями, из юредставлениых на выставке, являются два сервиза, расписанные грузинским и узбекским орна
ментами. Интересно как по скульптурной форме, таки по росписи решают эти художники мелкие бытовые предметы: флакончики для духов, пудреницы, мундштуки и пр.
На Калининском фаянсовом заводе уже более двадцати лет лучшим живописцем! по фаянсу является старый, с 45-летним ста
жем!, мастер Иван Овчиикин. На настоящей выставке показан ряд прекрасно оформлен - ных чайных и столовых сервизов.
Большими мастерами по майоликовым работам являются художники Вера Филяиркая и Мария Холодная. Та и другая представили на выставку много новых по форме майо
ликовых ваз, кувшинов и другой посуды с разнообразными красочными поливами. Осо
бенно следует отметить скульптуры Филянокой: «Узбечка с хлопком» и «Девушка с мальвами». Хороши также скульптуры Холодной: «Девочка о рукоделием» и майоликовая коробка для ,рукоделия на тему русской сказки «Царевна-лягушка».
На том же заводе работаф известный советский скульптор Исидор Фрих-Хар. Он является художником-новатором в области
монументальной фаянсовой скульптуры. За свои работы из фаянса Фрих-Хар получил на Парижской выставке Большую серебря
ную медаль. На выставке, помимо старых работ, показаны Новые: трехфигурная композиция «Проводы казаха в армию» и большая декоративная ваза для цветов.
Выставка в доме Красной Армии привлекла большое внимание любителей фар
фора и фаянса. Разнообразие экспонатов и хорошо построенная экспозиция дают ясное представление о современном состоянии этого вида искусства в нашей стране. Многие экспонаты свидетельствуют даже о но
вых «находках» художников как в скульптурной. так и в живописной форме и о новых богатых тематических мотивах, подсказанных героикой наших дней.
ВЫСТАВКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЛАКОВ
Свыше трехсот пятидесяти произведений народных мастеров Палеха, Мстеры, Федос
кина, Холуя, Жестова экспонировалось на выставке русских художественных лаков в помещении Научно-исследовательского ин
ститута художественной промышленности (Москва). Здесь же показаны и красочные изделия народных художников Хохломы (Горьковская область).
В каждом селении свои художники, у каждого свои стилевые особенности.
150 лет назад (в 1795 г.) близко от Москвы, против села1 Федоскина, некиим! предприимчивым человеком Коробовым было положено основание нового для России производства из папье-маше.
Современные мастера художественных лаков и Федоскинская артель—это преемники
и продолжатели ко робо1вского, позже знаменитого. лукутин1ско го дела.
На черных лаковых фонах шкатулок, коробок, портсигаров, бисернид изображены миниатюры на сюжеты народных сказок, русской истории и событий Великой Отечественной войны.