НИКОЛАЙ БАРЮТИН

Старейший мастер Палеха Дыдыкин

Старейший мастер Палеха Аристарх Дыдыкин живет у Креетовоздвиженекого хра
ма. Стройная шатровая колокольня это по храма видна издалека по Шуйскому тракту, который вьется среди полей, холмов и перелесков раздольного русского пейзажа.
Потемневший от времени кирпичный полутораэтажный дом мастера снаружи кажется мрачным. Войти в дом можно только по крутой деревянной лестнице со стороны крытого двора. Через невысокую дщерь, обитую войлоком, мы входим в кухню.
Дом художника занимает его многочисленная семья. Внутри его дома просторные, чопорного вида горницы, обставленные большим количеством фикусов и филодендронов, столами и комодами, покрытыми вя
заными скатертями. Однако, повседневная жизнь семьи протекает, главным образом, в кухне.
Обстановка кухни напоминает старый голландский интерьер, хотя и носит своеобразные черты старого русского быта. Обширная печь занимает добрую половину помещения. Из темных углов смотрят древние иконописные лики. Старая женщина, жена художника, занимается хозяйственными делами у печки. Рядом с ней, у окна., за низ
ким столиком иконописца примостился сам художник.
Внешностью он напоминает Верхарна. Его ра;бочий столик заставлен своеобразными принадлежностями: здесь десятка два деревянных крестьянских ложек с нарочно от
ломанными ручками и разведенной в них яичной темперой, материалом! древних иконописцев , ныне применяемым мастерами лаковой миниатюры. В чайном блюдце растворено золото, которым тщательно прорисовываются законченные в краске компози
ции, покрытые тонким слоем лака. Здесь же лежат тончайшие кисточки, которые вяжутся самими же палешанами из волосков беличьего хвоста. Тут же традиционная «ска
меечка», на которую опирается рука мастера во время росписи горизонтально лежащего перед ним лакового полуфабриката.
Мастер заканчивает роспись чайницы из папьешше та тему пушкинской «Сказки о царе Салтане»...
Аристарх Дыдыкин—один из своеобразнейших мастеров Палеха. По возрасту он самый старший из палешан, Ему перевалило
за восьмой десяток, но, несмотря на годы и нездоровье, он не снижает интенсивности своей творческой деятельности. Стиль ра
бот Аристарха Дыдыкина исходит из древних новгородских писем, но в него ма
стер вносит своеобразие своей богатой творческой индивидуальности. Техника дыдыкинских миниатюр, несмотря на возраст мастера, продолжает чаровать зрителя своим совершенством.
За время Великой Отечественной войны Дыдыкйиым сделано много вещей как на тему обороны Родины, так и на сюжеты русских народных сказок, песен и былин.
Из работ мастера последних лет отметим большую вещь на тему «Идет война Народ
ная, священная война», пде в ряде ‘изображений художник выразил народность войны, народный гнев против немецких насильников, терзавших нашу родную землю.
Вторая вещь — «Вниз по Волге-реке до Нижне го - Н о в го р од а », сделанная мастером для выставки поволжских художников, выполнена на мотивы народных песен о великой русской реке. Тема о былинном богатыре Микуле Селяниновпче выражена мастером и в миниатюре на лаке, (и (в виде большого декоративного панно.
На юбилей величайшего русского композитора Римского-Корсакова мастер отозвал
ся композиционным ансамблем, расписав большой чернильный прибор по либретто оперы «Псковитянка». Самой .последней ра
ботой мастера была композиция на лаке на тему былины об Илье Муромце и Соловьеразбойнике. Сейчас мастер занят темой о царе Иване Грозном.
Старинный бытовой уклад, в котором еще живет и работает мастер Дыдыкин, этот его «инструментарий», напоминающий времена древнерусских иконописцев, производят на посетителей большое и своеобразнее впе
чатление и как бы объясняют ему многие стилистические особенности его искусства.
Как-то понятнее и еще более пленительно становится в них это соединение легендар
ных, былинных мотивов с мотивами острой современности. Поэтическое воображение художника дает нам почувствовать нерасторжимую историческую связь, существующую между великим прошлым нашего на
рода и нашей великой эпохой. Чувство это нам в высшей, степени драгоценно.