Хроника

советского

изобразительного искусства

ВСЕСОЮЗНОЕ ОБЩЕСТВО КУЛЬТУРНОЙ
СВЯЗИ С 3АГРАНИЦЕЙ

вокс

№9
СЕНТЯБРЬ
1945

Мастера искусства

ТАТЬЯНА КОВАЛЕНСКАЯ Великий мастер пейзажа Левитан

(1861—1900)

Левитан с полным правом может быть назван одним из крупнейших создателей нашего национального пейзажа. Этим оп
ределяется его место в истории русской художественной культуры. Однако тем вершинам, которых достиг Левитан в сво
ем творчестве, предшествовала длительная и упорная борьба целого поколения ху
дожников, сделавшая возможным появление и расцвет его таланта.
Демократическое движение в русском обществе XIX века нашло себе выражение в искусстве. Это бросается в глаза, когда мы говорим об исторической, жанровой и портретной живописи, менее заметно, может быть, это явление в живописи пейзажной, но и здесь оно оказало свое благотворное влияние. В сферу искусства котла та неприхотливая и обыденная при
рода, которая до того игнорировалась, счи
талась недостойной внимания художника. В пен-то и открылся живописцам источник новых, близких народу поэтических чувств.
Впервые с правдивым изображением русской природы мы встречаемся в творчест
ве лучших художников-демократов 60-х годов. Несмотря на то, что их внимание было сосредоточено преимущественно на фактах социальной жизни, именно здесь заложено то зерно, из которого впоследствии развился русский пейзаж. В картинах «Похороны крестьянина» или «У пос
леднего кабака» жанрист Перов впервые дал попутно с отображением тяжкой жиз
ни трудящихся и правдивый образ родной природы. С этого момента и пейзаж приобретает те же черты демократизма, кото
рые свойственны всему передовому русскому искусству второй половины прошлого века.
Слащавая красивость декоративных закатов и романтических руин, излюбленных эпигонами академизма, меркнет.
Однако задача познания и правдивого отображения своеобразия русского пейза
жа была настолько большой и трудной, что
но могла быть достаточно ясно понята первыми художниками, поставившими ее перед собой.
Их требования были еще весьма ограни чены. Натуралистическая, протокольная точность изображения противопоставлялась академической условности и получила признание в качестве основного метода живописи. Примером подобного увлечения натуралистическим и приемами я вл я юте я хотя бы некоторые ранние картины Шишкина. По непосредственное общение с при
родой в целях ее изучения открыло ху
дожникам ту радость, которую дает живое восприятие действительности.
Природа постепенно оживает в их искусстве. Их творческий язык становится более свободных и выразительным, а черты родной страны выступают в произведениях во всей их глубине и величии, привлекая к себе симпатии зрителей.
Нот в ту-то пору и расцвело искусство Левитана.
Художник-пейзажист Саврасов был его непосредственным учителем. Он указал ему на тот источник творческой радости, который несет в себе каждое, даже незна
чительное проявление жизни природы. Под руководством и влиянием Саврасова, а