ЖАННА КАГАНСКАЯ Памяти Исаака Левитана

Очерки

ЛЕВИТАН СРЕДИ СВОИХ ДРУЗЕЙ

В некрологе, посвященном .Тевнтану в журнале «Мир искусства» (19(H) г.), ре
дактор этого журнала, известный организатор «Русских сенонов» в Европе Сергей Дягилев писал:
«Если искать в полотнах наших художников свежести Тургеневского утра, аромата Толстовского сенокоса или метко
сти Чеховских штрихов, то неизбежно
приходится признать, что по всей русской, живописи от Вепециановских времен и до наших дней только один Левитан может подать руку этим поэтам, и не раз он поднимался до их величия».
В специальной монографии (1913 г.), посвященной творчеству великого пейзажиста, акад. Игорь Грабарь также подчеркивает близость художника к тургенев
скому восприятию природы. «Левитан это полая полоса русской живописи,— гово
рит он, — такая лее, каким в литературе был тургеневский период. Левнтаиопскни пейзаж не без основания приравнивается к тургеневской природе».
Воспоминания современников и письма самого художника помогают нам и сейчас обрисовать замечательный облик поэта русской природы.
Левитан был большим другом известного художника Михаила Нестерова, и последний пишет о нем: «Сколько дивных от
кровений, сколько не замеченного никем до него в природе показал его зоркий глаз, его большое чуткое сердце... Путь наш
шел одной дорогой, но разными тропами... Мои симпатии к чудесному художнику бы>- ли давние, с первых дней знакомства я
любовался живым и ярким талантом его, отвечавшим мне некоторым сходством по
нимания смысла, нашей русской природы. Мы оба. но своей натуре были «лирики», мы оба любили видеть природу «умиротворенной».
Долголетняя дружба связывала художника Левитана и е. великим русским пи
сателем Антоном Чеховым. В общем складе личностей писателя н художника, в их отношении к природе, к жизни, а следо
вательно, и к человеку было много общего.
Живописный уголок Подмосковья, село Вабвиио на реке Петре, стал мемориальным местом, дорогим сердцу русского человека. Здесь произошла встреча Левитана и Чехова. Здесь предпринимали писатель и ху
дожник общие прогулки, с увлечением предавались любимому занятию -— рыбной ловле.
15 воспоминаниях сестры Чехова Мария Павловны записано: «Левитан любил при-: роду как-то особенно. Это была даже не любовь, а какая-то влюбленность. Эта же влюбленность сделала из него и охотника. Любил ли Левитан свое искусство? В этом, разумеется, не может быть и сомне
ния. Вели он любил что-нибудь в жизни, всеми фибрами, всем существом, то именно искусство. Он любил его так трога
тельно и трепетно, искусство было для него чем-то даже святым!»
Левитан не понимал себя вне живописи. Вот его собственное признание:
«Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я эго божест
венное нечто, разлитое во веем, но что не
всякий видит, что даже назвать нельзя,, так оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью, без этого чувства не может быть истинного художника».
Через 10 лет после первого знакомства е ним Чехова последний писал своей сестре (1891 г.): «Левитан празднует именины своей великолепной музы... Его кар
тины производят фурор. Во всяком слу
чае, успех у Левитана необыкновенный».,
Художник же писал своему друту-нисателю (.1888 г.): «Внимательно прочел еще раз твои «Пестрые рассказы» и «В сумер
ках». Ты поразил меня как пейзажист. 11 не говорю о массе очень интересных мыслей, но пейзажи в них — это верх Саврасова» (Саврасов, один из лучших русских пейзажистов середины прошлого века, был учителем Левитана).
«Чехов неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном духовном лейтмотиве, не о случайном. не о частном, а о Человеческом с большой буквы». Эти слова Станислав
ского о горячо любимом им писателе в большой степени относятся к пейзажисту Левитану.
1 Венецианов (1780—1847) был одним из первых русских живописцев, в картинах которого проявилось очень тонкое и реа
листическое восприятие русской сельской природы.