ХРОНИКА

советского изобразительного

искусства

№ 12
ДЕКАБРЬ
1945
ВСЕСОЮЗНОЕ ОБЩЕСТВО КУЛЬТУРНОЙ
СВЯЗИ С ЗАГРАНИЦЕЙ

Памяти Н. М. Щекотова

Утром 6 декабря скончался историк искусства и художественный критик, редактор нашей хроники Николай Михайлович Щекотов.
Н, М. Щекотов родился в 1884 г. Всю свою жизнь он отдал служению искусству. Он был одним из первых восторженных исследователей памятников древ
нерусского искусства. Сразу же после Октябрьской революции Н. М. Щекотов
примкнул к группе виднейших деятелей искусства, организовавших, по предложе
нию А. В. Луначарского, Коллегию по делам музеев, которая вынесла на своих плечах огромный труд по охране памятни
ков искусства, управлению музеями и их устройству. В этой исторической работе Н. М. Щекотову принадлежит одно из самых видных мест. Назначенный директором Государственной Третьяковской галлереи в трудные годы гражданской войны, он сумел сохранить и умножить драгоценные собрания сокровищницы русского искусства. Наконец, будучи на посту директора Государственного исто
рического музея, Николай Михайлович возродил научную работу В этом гранди
озном музее, где находилось огромное количество научно не освоенных коллек
ций. Позднее он снова возвратился в Третьяковскую галлерею, особенно заботливо стремясь развить в ней отдел советского искусства.
Глубоко неудовлетворенный псевдолевыми течениями и искусстве, Н. М. Ще
котов решительно примкнул к группе художников АХР (Ассоциация художников революции), провозгласившей реализм
единственным путем советского искус
ства. Щекотов всецело погрузился в ки
пучую стихию становления новых форм советской жийописи. Он всегда с художниками, он горячо приветствует каж
дую творческую удачу, каждое новое имя. Перу Н. М. Щекотова принадле
жат многочисленные статьи о советской живописи, и все они отличаются острым и убедительным анализом.
В годы Великой Отечественной войны особенно плодотворно расцвела деятель
ность Н. М. Щекотова. Он работает над темами, выдвинутыми войной, делает
доклад о военном плакате, читает лекции в госпиталях. В военные годы он возглавляет секцию критиков в Московском союзе художников. Одна за другой появля
ются книжки Н. М. Щекотова в массовой библиотеке издательства «Искусство». Все написанное им в эти годы изложено с особой, сердечной теплотой, с подлинно
сыновней любовью к искусству матери- Родины. Чувство Родины непрестанно звучит в каждой строке, написанной Николаем Михайловичем.
Глубокая самостоятельность и сила мысли, живая отзывчивость, сов ершенная бескорыстность всей многогранной работы Николая Михайловича Щекотова— вот черты его творческого и человеческого образа.
вокс