дает огромную серию композиций на крестьянские сюжеты. «Портрет старого крестьянина» (1925 г.), «Фронтовик(1925 г.), «Портрет крестьянина
(1925 г.), «Приезд коммунистов в деревню» (1927 г.), «Крестьянин с палкой(1928 г.), «На Волхове» (1929 г.) и, на
конец, «Колхозный сторож» (1931 г.)—вот еажнейшие вехи в истории работы ху
дожника над крестьянским типажем. От изображения крестьянской массы С. Герасимов постепенно переходил к созданию кристально-целостных, индивидуаль
но-своеобразных типов русской деревни. Уже в 1928 г., в «Портрете крестьянина с палкой», художник нашел верный путь к убедительной образной характеристике своего героя. Спокойная простота и уве
ренная сила изображенного крестьянина,
его ладно скроенная фигура, высокий лоб, одухотворенный взгляд—все это
складывается в законченный, зрелый образ, впечатляющий зрителя своей художественной полновесностью.
«Колхозный сторож» (1934 г.) послужил ярким свидетельством того, что мастерство типического обобщения Герасимова окончательно сформировалось. В этом портрете поражает богатырская
сила запечатленного характера, его могучая, но сдержанная страстность и подлинное величие духовного облика.
В работе над крестьянской тематикой совершенствовалось и формальное мастерство С. Герасимова. Если в его вещах двадцатых годов можно было зачастую столкнуться с примитивной геометризацией форм, излишней обобщенностью колорита, превращавшегося иногда, по выражению одного критика, «в плохо проработанное красочное месиво», то к середине тридцатых годов художник овладевает свободой и смелостью рисунка, мастерством композиционной режиссуры и зрелостью построения цветовых эффектов.
«Колхозный праздник» явился итогом довоенного периода творческих исканий С. Герасимова. Он желал, чтобы эта картина крестьянского праздника прозвуча
ла как светлый торжественный гимн счастья жить в стране социализма, где преодолены все препятствия на пути к свободному творческому труду, где че
ловек, скинув с себя ярмо многовекового рабского подчинения, может в полной мере наслаждаться всем блеском и великолепием красоты природы. Поэтому ху
дожник, создавая картину, не поскупился наделить ее сверкающим многообра
зием виртуозно разработанного колорита, который превратился здесь в ведущую силу художественного языка. Ши
рокий, просторный пейзаж, являющийся феном картины, многоцветные костюмы участников праздника, великолепный
натюрморт на приготовленном к пиру столе—все это написано в блистающей светлой и чистой цветовой гамме, отли
чающейся утонченной, филигранной жи
вописностью. Колорит в «Колхозном празднике» в о многом определяет общее
впечатление от картины — впечатление праздничного, торжественного ликования.
Добиваясь предельного совершенствования своего композиционного мастер
ства, Герасимов в период работы над
«Колхозным праздником» использовал многие достижения импрессионизма в области светоцветовых градаций в живописи. Это, бесспорно, помогло худож
нику в создании того живописного богатства, которым картина покоряет зрителя.
Однако, обращение к импрессионизму привело и к некоторым отрицательным результатам: острота и выразительность
характеристик, наблюдавшиеся в таких вещах, как «Портрет крестьянина с пал
кой» или «Колхозный сторож», были в большой мере утрачены в «Колхозном празднике». Правда, эта картина бес
конечно далека по самой своей сущности от пассивной содержательности импрессионистов, а материальность изобра
жаемых й ней предметов и четкость их форм, не говоря уже про высокий идей
ный смысл произведения, в достаточной мере убеждают в том, что Герасимов остался верен реалистическим основам
своего художественного кредо. Но все же критика в то время справедливо пожелала художнику вернуться к своему мастерству образной типизации. И Гера
симов выполнил это пожелание, но уже на более широкой основе, чем в начале тридцатых годов. В его произведениях эпохи Отечественной войны сила и смелость образов сочетаются с замечательным совершенством цветовых решений, создаваемых по следующему принципу: художник стремится в своих картинах, максимально использовать все св етоцветовое богатство природы, но делйет это, не копируя слепо натуру, не подчиняясь ей, но организуя и перевоплощая ее в