соответствии с интересами основного образного замысла.
С особой последовательностью этот принцип проведен Сергеем Герасимовым в его «Матери партизана» (1943 г.)—
одном из лучших произведений советской живописи на тему Великой Отечественной войны. В смысле живописного мастер
ства эта картина не только может со
перничать с «Колхозным праздником», но, безусловно, превосходит его и по тон
кости и многообразию колорита, и по убедительной крепости формы, и по но
ваторству композиционного построения. Что же касается центрального в картине образа матери-крестьянки, то он бесспорно, вообще, самый сильный, смелый и .монументальный из всех бесчисленных образов крестьян, созданных Сергеем Герасимовым.
Героический пафос эпохи Отечественной войны продиктовал художнику и выбор темы для его последней по времени композиции — «Восстание Пугаче
ва». Привлеченный образом знаменитого вождя крестьянского восстания, Гераси
мов впервые попытался создать большую историческую картину. Не все в ней пол
ностью удачно, особенно много упреков
вызывает некоторая недоработанность композиции. Но великолепно написанный пейзаж, разнообразие изображенных народных типов и характеров, наконец,
оригинальность трактовки темы—все это бесспорные достоинства картины, которая, при всех своих частных недостат
ках, представляет собой весьма значи
тельный успех советской исторической жив описи.
Особо следует сказать о пейзажном творчестве Сергея Герасимова. Его пер
вым этапом являются пейзажи окрестностей Можайска (близ Москвы), создан
ные в двадцатых — начале тридцатых годов . В ту пору мастера привлекала пле
нительная тишина и скромность подмэ сковных равнин. Но позднее, в таких
пейзажах, как «На белом море» (1933 г.), «Конец лета» и «Зима» (1939 г.), «Березы»! 1945 г.), а также в серии кавказ
ских (1937—1938 гг.) и среднеазиатских (1942 г.) пейзажей властно зазвучали
мажорные ноты, засверкало солнце, весь живописный строй картин получил какую-то особую взволнованность, порывистость и согрелся животворной тепло
той ласкового дыхания дружественной природы.
Сергей Герасимов является автором целой серии редких в нашем искусстве «Исторических пейзажей»—«Новгород
(1944 г.). В этой серии запечатлен ста
ринный русский город, сокровищница древнерусского зодчества, варварски раз
рушенный немцами. Герасимов наделил свои новгородские пейзажи подлинно эпическим размахом. Древний русский город сурово Величав даже в развали
нах. Он разбит, но не сломлен. В нем столько же неиссякаемой силы и горделивости, сколько и в русском человеке—нашем современнике, пришедшем через страдания к победе.
Сергей Герасимов не только замечательный живописец, но и один из самых выдающихся советских рисовальщиков . Его иллюстрации к произведениям Н. А. Некрасова, М. Ю. Лермонтова, А. П. Чехова и в особенности к знаменитой повести А. М. Горького «Дело Артамоновых» принадлежат к числу шедевров русской графики.
Юбилейная выставка произведений Сергей Васильевича Герасимова, на ко
торой представлено множество новых его работ, убеждает зрителя В том, что к сорокалетию творческой деятельности и шестидесятилетию со дня рождения ху
дожник пришел в полном расцвете свое
го замечательного таланта.