В мастерских художников

ФЛОРА СЫРКИНА Моя работа над оформлением спектакля
(Беседа с художником В. А. Фаворским)
В. А. Фаворский—выдающийся советский график—’Известен и как интересный театральный художник, завоевавший славу на этом поприще своими декорация
ми к постановкам в московских театрах «Двенадцатой ночи» Шекспира и «Собаки на сене» Лопе де Вега.
В 1944—1945 гг. Фаворский исполнил декорации к пьесе В. Соловьева «Великий государь», поставленной в театре им. Вахтангова. Эта работа художника вызвала большой интерес советской общественности. О декорациях В. Фаворского к «Великому государю» неодно
кратно писала наша пресса. Они горячо обсуждались на конференции театральных художников в 1945 г.
В беседе о своей работе над спектаклем В. А. Фаворский сказал:
— Я с большим интересом взялся за участие в создании спектакля на тему из русской истории. До сих пор мне удава
лось применять мои творческие методы в области театральной декорации только в оформлении постановок западных комедий.
Меня вполне удовлетворяла установка режиссера Б. Захавы, который отка
зался в этом спектакле от житейски-бытовых красок и стремился показать исто
рически правдивую, но отвлеченную от бытовщины обстановку. Для создания декораций, соответствующих этой установке, мне пришлось тщательно разо
браться в наследии древнерусского искусства. Дело в том, что от XVII века до нас дошло гораздо больше памятни
ков, чем от XV—XVI Веков, и поэтому часто все древнерусское изображают з
духе XVII века. В связи с )работой над пьесой надо было выяснить, что пред
ставляет собой XVI век с точки зрения искусства.
Обращаясь к художественному наследию XVI века, я стремился вызывать к
жизни мотивы строгого стиля, а не те чисто внешние украшения, которые часто используются при оформлении постано
вок на древнерусские темы. Работая над этим спектаклем, я особенно усердно
изучал и использовал древнерусский орнамент XVI века.
Пьеса «Великий государь» состоит из 12 картин, причем действие происходит в девяти различных местах. Сама по себе недостаточно цельная, напоминающая
хронику, пьеса представляла для худож
ника большие трудности. Вначале я стал делать декорации по тому методу, ко
торый я выработал при оформлении «Двенадцатой ночи» Шекспира, т. е. раз
ворачивая архитектурную конструкцию по кругу. Но этот прием был недостаточ
ным для пьесы, в которой существовали разные по значению и по характеру кар
тины. Дать разнообразие при общей цельности было почти невозможно. По
этому, в соответствии с содержанием пьесы, я построил оформление в двух планах.
В сценах, происходящих в часовне, в о дворике, в большой престольной, преоб
ладала белокаменная архитектура, а сцены в палатах Шуйского, Годунова, з шатре я разрешил средствами живописи при почти полном отсутствии конструкции.
Особенно трудным был переход от сцены, в которой царь убивает своего сына, к непосредственно следующей за ней идиллической картине в саду. Мне пришлось сделать несколько вариантов оформления этой картины. В окончатель
ном решении я написал сад с плакучими березами на фоне каменной стены.
Некоторые театральные художники не
учитывают цельности сценического про