странства. В их постановках сцена, язляется как бы продолжением зала и лишена самостоятельности.
Я же всегда стремлюсь замкнуть пространство сцены как нечто целое и по
этому прежде всего стараюсь подчеркнуть начало театрального пространства и его условную глубину.
В «Великом государе» я следовал этому принципу, стараясь ясно выявить ос
новные пространственные элементы сценической композиции.
Чтобы увеличить маленькую сцену вахтанговского театра, решено было вынести часть оформления на просцениум.
Далее, я ввел и оформление стенную роспись, которая придавала изображенной архитектуре монументальность. В заклю
чительной картине своды, расписанные многочисленными фигурами, как бы увеличивали количество пирующих. Впечат
ление грандиозности пира достигается также и тем, что палаты построены как
многопланная анфилада сводчатых камер и в пролеты арок видны только края стало й с сидящими за них гостями.
Чтобы актер не казался слишком маленьким среди грандиозных декораций, я стремился в оформлении «сжиматьпространство. Например, сделав бело
каменное крыльцо узеньким и с невысо
кой сеныо, я добился того, что актер, стоя на нем, выглядит большим, мощ
ным. Нечто подобное можно наблюдать в фресках Джотто: в его тесных интерьерах фигуры особенно значительны и объемны.
Я люблю работать на сцене цветов Часто мою живопись воспринимают как
простую раскраску, но я стремлюсь через раскраску показать тон. В моем принципе белое и черное играют решающую роль. Это та мера, которая позволяет определить выразительность остальных цветов.
Я не следовал строго за историей, когда одевал актеров в розовые, голубые, коричневые, золотые, серебряные костю
мы. Меня интересовала в данном случае музыкальность цветовых переходов» Исходя из характеристики образов и з
зависимости от основных декораций, я цветом хотел подчеркнуть драматиче
ский момент. Когда Иван IV появляется
то в черном, то в красном, в зависимости от события, это, мне кажется, помогает почувствовать реальный смысл его действий. То же самое, но в еще более
сложной форме происходит, когда я, воспользовавшись мизансценой, заставляю подходить царя в черно-зелено-се
ребряной одежде то к Федору, одетому в розовое, то к царевичу Ивану в сере
бряном костюме,—здесь появляется уже целый комплекс красочных звучаний.
Успех художника-йостановщика во многом зависит от исполнителей. В театре им. Вахтангова я встретил прекрасно сплоченный коллектив работников, которые помогли претворению моих замы
слов. В этом спектакле художникидекораторы, костюмеры, мастер по рос
писи ткани, бутафоры показали образцы
подлинно творческой работы.