НЕ НАУЧИЛИСЬ КУЛЬТУРНО
ТОРГОВАТЬ
В магазине № 19 Первомайского райпшцеторга не научились еще культурно торговать, учитывать запросы покупателя.
Очень часто магазин не имеет полного ассортимента продуктов.
16 марта, например, днем не было макаронных изделий. Кондитерский отдел представлен всего нескольки
сортами печеиья и конфет. Сослаться на трудности доставки кон
дитерских изделий директор магаснна Ковров никак не может: склад кондитерских изделий находится во дворе этого же дома.
Убог ассортимент и зеленного отдела, хотя на овощной базе и складах товара много.
В часы наплыва посетителей покупатели забрасывают продавца ба
калейного отдела вопросами: есть ли
те илн другие товары, какова цена п я т. п. Между тем огромная вит
рина рядом, где можно было бы выставить образцы, сплошь заставле
на двумя-тремя сортами папирос. Несколько банок, стоящих около весов, представляет «витрину» зелен
ного отдела.
Потолкавшись у этих «витрин», покупатель уходит в соседние магагин’ы.
А магазин № 19 не выполняет слана.
В. БОРОДОВСКИЙ.
КОРОТНИЙ СИГНАЛ
1б февраля я пошла в фотографию комбината бытового обслуживания Фрунзенского райпромторга (Метростро
евская, 14) сняться для паспорта. Мне Выписали квитанцию и просили зай
ти через три дня. Но в назначенный день заявили, что сйимок но вышел, и просили зайти в любой другой день, «когда будет потеплее»: меня пересни
мут и в двухдневный срок изготовят Новые карточки.
Подождала теплой погоды и пришла Пересняться 3 марта. Пересняли и на* ёначили сфок исполнения заказа 7
марта, но в этот день опять не дали карточек, заявив, что надо пересниматься в третий раз. Так как обмен
паопортов был назначен на 8 марта, мне пришлось сфотографироваться в другом месте, где карточки были изготовлены в течение 20 часов.
Мне 76 лет. и такое издевательство фотографии Фрунзенского райпромторга крайне обидно.
Е. ШИРОКИХ, персональный пенсионер.
ПО СЛЕДАМ
НЕОБЛИНОВАННЫХ ПИСЕМ
Читатель В. Журавлев написал в ре Дакцию «В. М.» письмо, в котором ука
вывал на грубое обращение водителя пашины МД-30-03 Невретдинова.
По сообщению Управления таксомоторного транспорта, директором 1-го варка водителю Невретдинову об явлен выговор.
Всесоюзная студия эстрадного искусства. Выступление Таисии Игнатовой и «Джаз-экономик» в исполнении К. Боброва и М. Гринвальда.
Фото О. ШИНГАРЕВА.

Студия эстрадного

искусства

По усмотрению...
15 лет телефон находился в индивидуальном пользовании А. Ивановой — заделами «Мостопэнергоснаба». Вез
всякого соглашения о абонентом и волреш его воле телефон выносят из Ринаты в коридор. На жалобу тов. Ивановой заместитель начальника Управления московской городской телефонной сети тов. Зискинд дал корот
кий ответ: «Вынос телефона в коридор не лишает гр-ку Иванову связи».
Жильцы квартиры № 9 дома № 2/4 йа площади Свердлова обратились в Управление телефонной сети с просьбой вынести аппарат из комнаты гр-ки Кандпновой в коридор для общего пользования. Тот же тов. Зискинд ответил: «Нет оснований к выносу телефона в коридор».
Почему? Ведь это «не лишает связи»! Две мерки.
Существуют ли на этот предмет определенные положения в Наркомсвязи?
Теоретически да, существуют. В заметке «Телефонная чехарда», помещен
ной в нашей газете (№ 81 за 1940 год), приводились категорические раз’яс
нения Управления московской сети и бывшего заместителя, ныне начальни
ка Управления телефонной сети Наркомсвязи тов. Смирягина. Именно: вынос телефона индивидуального пользо
вания в коридор, а также спаривание телефонов производятся только с соглаеия абонентов. Исключение допускается в том лишь случае, если в квартире проживает большое количество семей (5—8), которые бесспорно нуждаются в телефоне больше, чем его индивидуальный обладатель.
Как видим, теоретические установки Наркомсвязи слабо отражены в лаконических ответах тов. Зискинда.
В течение почти года со времени появления заметки жалобы на своеволие работников связи сократились. Но в последнее время они снова участились.
Жильцы дома № 5/1 на Б. Колхозной площади пользовались с 1930 года одним телефоном, который обслуживает 30 комнат (до 200 жильцов). Боль
ше 10 лет ежемесячно взималось с каждой комнаты по 56 копеек на оплату телефона. Но вот управдом Руцк.ая решила обзавестись телефоном для до
моуправления, которое находится в 1-м Коптельском, 16. Без долгих размышлений она обратилась в Централь
ное телефонное управление с просьбой
перенести телефон с Колхозной, 5/1, на 1-й Коптельский, 16. Абонементный от
дел охотно пошел навстречу грубому нарушению интересов коллективного абонента.
Этому нетерпимому явлению должен быть положен решительный конец. Должны быть установлены и опублико
ваны для всеобщего сведения твердые, ясные правовые нормы, которые обес
печили бы как интересы государства, Так и справедливые запросы коллективов жильцов и отдельных граждан.
Пришедшие на общественный просмотр первой работы Всесоюзной студии эстрадного искусства, надо признаться, не были настроены оптимистично. Однако показанное сразу же развеяло все опасения. Кра
сочность, свежесть, очарование мо
лодости, какая-то непохожесть на обычные эстрадные концерты — вот первые впечатления от увиденных нами работ студийцев.
Каждый номер программы оформлен внешне скупо, но органично. Например, ветка яблони в тон платья певицы Таисии Игнатовой чудесно дополняет все ее выступле
ние. С цветистым платочком поет она песенку Фомина «Гармонист кудрявый»; в руках у певицы смятая папаха, когда она темперамент
но исполняет песенку Блантера «Желание казачонка». В каждом же
сте певицы, мимическом движении чувствуется рука опытного режиссера Д. Гутмана.
Или, например, «Джаз-экономик». Сколько всяческих пародий на джаз приходилось видеть н слышать зри
телям! Показанный студней номер «Джаз-экономпк», который отлично исполняют К. Бобров и М. Гринвальд, заслуживает особой похвалы. Остроумен текст Н. Смирнова-Со
кольского, много выдумки проявил режиссер Н. Волконский, незауряд ны актерские и музыкальные спо
собности исполнителей. Этот номер украсит собой любую эстрадную программу.
Любопытно задумана ожившая картинка прошлого «На старом скэтинг-рннге», хорошо исполняемая лауреатами всесоюзного конкурса
артистов эстрады А. Седляровой и А. Смолко.
Приятное впечатление оставляют жонглеры Н. и М. Ширай. Моло
денькая 15-летняя курднанка Нази Шнрай очень сценична; работает она С шарами четко и легко.
Хорош эксцентрический джазголл, поставленный режиссером Гут
маном. Остроумно сделана «Вторая рапсодия» Листа. Звучание рояля еа меняет джаз-голл, его клавиатуру — составленные вместе руки ар
тистов: на руки натянуты перчатки с черными и белыйи полосками — «клавишами». В этом же номере прекрасное применение своим спо
собностям получил артист эстрады звукоподражатель Ю. Хржановский. Он «музыкально» бреет своего партнера, изображает плачущего младен
ца, которому джаз-голл поет колыбельную песню, имитирует автомо
бильные гудки, лопнувшую камеру И пр.
Много новых номеров показала студия эстрадного искусства: жонг
леры В. Нестерова н М. Мещеряков, певец В. Нечаев, дуэт художествен
ного свиста А. Шур и Н. Хохлов, узбекская танцовщица В. Эль-Реги стан, лирическая певица Л. Марк
сити, украинский танцевальный ансамбль. Номера эти еще в разной
КРИТИКА
И БИБЛИОГРАФИЯ

ГОРЯЧИИ ЦЕХ

ПОВЕСТЬ
Б. ПОЛЕВОГО
ОДИН из персонажей повести
Б. Полевого «Горячий цех» *), старый деревенский кузнец произносит следующие слова:
«Весь человек в умении. Вот! Без умения человек рядом со зверем стоял бы Я умельца выше царя, выше бога всегда ставил».
Повесть Нолевого «Горячий цехи написана о таких замечательных умельцах своего дела, мастерах горячего кузнечного цеха, выдающих
ся стахановцах. Настоящим героем повести является труд — вдохно
венный, вдумчивый, математически рассчитанный труд. Лучшее в повести — это реалистически правдивое, почти «анатомическое» изображение стахановской работы брига
ды знаменитого кузнеца Лузгина, дружной, слитной, согласованной, как оркестр. *
С непосредственной простотой, без всякой сусалыюсти и ложного пафоса художественно отображено одно из самых поразительных явлений нашего времени — стахановское движение. Разумеется, стахановское движение ждет еще своего могучего и страстного художника.
Соревнования на первенство московского «Динамо» по фехтованию на штыках.
Фото Н. ВОЛКОВА.
степени готовности — ведь студия показала только первые результаты работы. Но уже сейчас абсолютно ясно, что организацией Всесоюзной студии эстрадного искусства сделано большое и нужное дело.
Энтузиаст эстрады, лучший ее мастер, инициатор и руководитель Всесоюзной студии эстрадного ис
кусства Н. II. Смирнов-Сокольский говорил на показе:
— Чувство искренней зависти у Нас, старых мастеров эстрады, к этим молодым товарищам, которым помогает расти и развиваться госу
дарство. Кто 25 лет назад помог мне? Никто. Старые эстрадники росли сами по себе, как трава. На
сколько же труднее было расти нам и насколько скорее смогут теперь в нашей стране вырасти новые, молодые, талантливые артисты эстрады!
И действительно, уже сейчас, из первого же выпуска студии эстрад
ного искусства, советская эстрада получает хорошее, свежее, ценное пополнение.
Начатое Н. П. Смирновым-Сокольским большое, замечательное дело уже увенчалось заслуженным успехом.
Л. Берн.
СТИХИ ЯШИНА И ПОВЕСТИ
КРЫМОВА
НА КОНФЕРЕНЦИИ московских
ПИСАТЕЛЕЙ
На конференции писателей столицы продолжается творческое об
суждение произведений молодых писателей.
Заседание, состоявшееся 18 марта, было посвящено обсуждению творчества молодого поэта Алек
сандра Яшина; вчера на заседании широкая дискуссия развернулась вокруг произведений писателя Юрия Крымова «Танкер «Дербенти «Инженер».
Александр Яшин молодой, одаренный поэт. Его стихи, напечатанные в «толстых» журналах, привлекли внима
ние читателя превосходным чувством
языка и внимательной работой над словом. Это — стихи о Севере, так называемые «вологодские стихи». Сказочным, песенным языком были напи
саны стихи Яшина «Сватовство» и «Шел к подружке парень», опубликованные в «Красной нови».
Последняя поэма А. Яшина «Матьподверглась серьезной критике. Хорог шо разработанная сюжетно, поэма страдает недостаточной поэтической отделкой.
В повестке дня конференции стоял вопрос о новой повести Крымо
ва «Инженер», опубликованной в январской книге «Красной нови». Однако дискуссия развернулась и вокруг первого произведения писателя — «Танкер. «Дербент».
Большинство выступивших в прениях писателей и критиков отметило, что Юрий Крымов сказал в советской литературе новое слово, по
казав яркие образы стахановцев и инженеров в их борьбе за новое — против рутины, досностн, инертности и равнодушия.
О достоинствах повести «Инженер», о поэтическом облине героини повести Ани Мельниковой, о большой жизнен
ной правде повести Говорили А. Крон, Ю. Либедннский, А. Фадеев и другие.
В частности тов. А. Фадеев отметил, что среди известной части литерато
ров темы произведений Крымова, писателя-новатора, вызывают критику. Не говоря прямо, что нм не правится появление в нашей литературе образов стахановцев, эти литераторы критикуют проиэзедеийя Крымова по художественной линии. Молодому писа
телю Крымову надо отличать эту «критику» от подлинной, настоящей критики недостатков.
— Неправильно было бы, — говорит тов. Фадеев, — и чрезмерно перехваливать Крымова, не Обращая внима
ния на литературные недостатки его произведений, как это, например, сде
лал критик Й. Лежнев в журнале «Огонек».
Завтра вечером — очередное за седание конференции.
А. Ш. Фото ВЛ. МИНКЕВИЧА.
„Эстонская земля
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ О БРАТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Закончен и в скором времени выпускается на экраны кинотеатров Союза новый документальный фильм «Эстонская земля», заснятый Ленинградской студией кинохроники вме
сте с эстонской киностудией «Эстикультурфильм».
Картина знакомит зрителя с историей и счастливой настоящей жиз
нью эстонского народа, обретшего свою роднпу в семье народов Советского Союза.
Широко и выразительно показаны в фильме жизнь и быт Эстонской Советской Социалистической Респуб
лики, начало расцвета промышлен
ности, сельского хозяйства, науки, культуры и искусства. Зрители уви
дят на экране работу стахановцев эстонских фабрик и заводов, дея
тельность людей науки и искусства братской республики.
Постановку фильма осуществил оператор-орденоносец В. Беляев со своим ассистентом Иоганном Куслап.
С’емки картины вели операторы В. Парвель, Т. Меристу, К. Мярска н В. Сумкин под руководством главного оператора Б. Учителя. Му
зыку для фильма написал эстонский композитор В. Рейман.
Фильм «Эстонская земля» выпускается в двух вариантах — на русском и эстонском языках.
Двести десять
матчей
Вчера филиал академического ордена Ленина Малого театра показал премьеру пьесы А. Н. Островского «Правда хорошо, а счастье лучше». На снимке: народная артистка РСФСР Е. Д. Турчанинова в роли
Мавры Тарасовны (справа) и артистка Е. В. Багорская в роли ее дочери Поликсены.
ФУТБОЛЬНЫЙ СЕЗОН 1941 ГОДА
Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта утвердил вчера положение о матчах на первенство страны и «Кубок СССР» по футболу.
Член президиума Всесоюзной футбольной секции заслуженный мастер спорта Ал. Старостин в беседе с нашим сотрудником сообщил:
— Седьмой розыгрыш первенства СССР по футболу будет отличаться особенно упорной борьбой. В сезоне мы увидим много интереснейших матчей, к которым уже давно готовятся сильнейшие команды, выехавшие сейчас на тренировочные сборы на юг.
Сильнейшими командами, повидимому, будут московское и тбилисское «Динамо», московский «Спартак», ЦДКА и первая сборная команда профсоюзов Москвы.
) Оспаривать звание чемпиона страны по футболу будут 15 команд; московское, тбилисское, ленинградское, киев
ское и минское «Динамо», московский, ленинградский, одесский и харьковский «Спартак», ЦДКА, две профсоюз
ных команды Москвы, ленинградский «Зенит», команды «Трактор» (Сталинград) и «Стахановец» (Сталино).
Матчи на первенство СССР начнутся 27 апреля. Они будут проходить в разных городах страны. Последние игры намечены на 9 ноября. Всего пред
стоит 210 матчей на первенство СССР, которые будут проведены в два круга.
Кроме того в июле предстоит розыгрыш «Кубка ОССР» для команд мастеров.
Вчера на заседании Всесоюзной секции по футболу под председательством Ал. Старостина состоялась жеребьевка. Игры на «Кубок СССР» проводятся по олимпийской системе.
В первом круге встретятся: «Стахановец» — тбилисское «Динамо», пер
вая сборная профсоюзов Москвы — ленинградский «Зенит», одесский «Спартак» — ленинградское «Динамо», ленинградский «Спартак» —- вторая сборная команда профсоюзов Москвы, киевское «Динамо» — минское «Динамо», московский «Спартак» — «Трактор», харьковский «Спартак» — московское «Динамо». ЦДКА — свободно.
Игры на первенство СССР будут проведены в Два круга.
Мотогонки на ипподроме. На снимке (слева направо): победители гонок, занявшие первые места,
В. И. Корнеев и А. А. Туманян («Динамо») и вторые места — П. К. Савостьянов («Динамо») и Л. А.
Ефремова («Спартак»).
Фото Л. СМИРНОВА.
МАТЧ-ТУРНИР
ШЕСТИ
*) В. Полевой. «Горячий цех». Повесть. Государственное издательство «Художественная литература,. Москва, 1940 г. Цена в переплете 4 рубля.
Но из того, что уже написано в этой области, повесть Полевого, по
жалуй, одна из лучших по своей правдивости и простоте.
Две темы, две линии повести Полевого тесно переплетаются между собой.
Первая линия — это воспитание и возвышение Женьки Сизова, глав
ного героя повести, ставшего таким же замечательным бригадиром, как его учитель Лузгин. Женька Сизов проходит сложный путь. Бывший беспризорник, Сизов даже на заво
де еще долгое время сохраняет черты, мешающие ему слиться с кол
лективом завода. Он зол, упрям, хулиганит на производстве, не под
чиняется мастерам, пьянствует, де
боширит. Он даже подпадает под влияние своеобразной заводской «богемы» — вечно пьянствующего щеголя Жоржа Решетова и заведующего клубом Пороцкого, оказавше
гося впоследствии вредителем. Женьку увольняют с завода.
С этого начинается повесть. На помощь Женьке в самый критиче
ский момент его жизни приходит знаменитый кузнец Лузгин. Разгля
дев в непокорном и несколько озлобленном парне много скрытых и настоящих достоинств, Лузгин приглашает Женьку в свою бригаду. Так начинается большой поворот в жизни героя. Новый завод
ской корпус, в котором работает знаменитая бригада Лузгина, оказы
вается для Женьки «горячим цехомего воспитания, цехом, где он постепенно, в сложной и трудной борьбе, сбрасывает с себя груз прежних своих привычек.
Совершается это естественно и закономерно, а не по волшебному мановению руки автора. Полевой сумел очень убедительно показать и об’яснить, как происходило это превращение Женьки Сизова в за
мечательного бригадира, стахановца, мастера, по-новому осмыслившего и почувствовавшего жизнь.
Не один раз порывается Женька Сизов уйти из знаменитой бригады. Он чувствует, что уступает в рабо
те даже своей партнерше—крючечнице Насте. Самолюбие его мучи
тельно уязвлено. Старое еще цепко держит его в своих руках. Он дол
гое время не понимает, в чем же заключается секрет стахановской ра
боты бригады, холодно относится к
Лузгину и даже подозревает его в тем, что он живет с молодой крю
чечницей. Но постепенно лучшее берет в нем верх.
Строго, незаметно для самого Женьки, без всяких поблажек и скидок перевоспитывает Женьку лузгинская бригада. Постоянные стычки с Настей, строгие замеча
ния Лузгина дают понять Сизову, в чем заключается его ошибка.
«Все ершишься... Словечками играешь, — говорит ему однажды Лузгин. — Вот смотрю я на тебя и другой раз зло берет. И чего ты из себя выламываешь? Ты не ду
рак — знаю. Стараешься — вижу. А поспеть не можешь. Приходится Настасье тебя вывозить. А все отчего, подумай? Все характер твой».
«...Все я, да я, — говорит он ему дальше, — а «я», брат, — послед
няя буква в азбуке. Вот «мы» — это да. Это — сила».
Постепенно Женька Сизов познает эту силу, освобождается от многих старых своих черточек, перестает «ершиться», входит в размеренный и четкий ритм работы бригады, органически сливается с ее коллективом. Наконец-то он чувствует себя своим человеком в бригаде, равноправным ее членом, таким же за
мечательным умельцем и мастером, как «сам» Лузгин. Наконец-то чув
ствует подлинную радость труда. С этого момента Сизов — другой человек.
Рождение героя происходит какраз в ту минуту, когда он начи
нает понимать творческую сферу труда.
«Оглянувшись в разгар работы на бригадира, Евгений внезапно вспомнил, кого он напоминал...
...Эта схожесть кузнеца с музыкантом Помогла Евгению понять, что кивками головы Лузгин, может быть, сам не отдавая себе в этом отчета, дирижирует не только уда
рами молота, но и всей бригадой, диктуя единый ритм работы.
Поняв это, Сизов почувствовал себя увереннее. Теперь он твердо знал, что дело не только в том, чтобы «нажимать изо всех сил». Как в оркестре нужно хорошо знать свою партию, так и здесь нужно осмыслить свое дело, найти и запомнить наиболее выгодные приемы.
Вспомнился совет Кухарова: «Головой, головой работать надо. Одними руками сейчас много не сделаешь...».
Труд как искусство, труд как могучее и неистощимое в своих источ
никах творчество — вот вторая и, пожалуй, главная тема повести.
Превосходно переданы в повести ритм работы бригады, почти оркестровая согласованность усилий ста
хановцев, «поиски секунд», необхо
димых для нового рекорда, поиски все новых и новых совершенствований. Даже моясь в бане, нагреваль
щик Петр Жолобов, наблюдая па
рильную печь, думает над тем, как усовершенствовать устье печи в це
хе. А Евгений Сизов, встретив по дороге лыжниц и заинтересовавшись рукоятью палки, вдруг приходит к выводу, что и рукоятка крючка должна быть также обмотана шнуром.
Это — очень верный психологический штрих, превосходно рисую
щий творческое состояние, когда все, даже случайно замеченное, даже небольшая деталь, служит еди
ОТЪЕЗД МАСТЕРОВ В ЛЕНИНГРАД
Сегодня ночью выехали в Ленинград участники шахматного матч-Турнира шести — гроссмейстер Лилиенталь и мастер Смыслов. Вместе с ни
ми уехал в качестве корреспондента шахматной газеты «64» гроссмейстер Флор.
На Турнир в Ленинград выезжают также гроссмейстер Котов, мастер Ала- Торцев, мастер Панов и другие шахматисты.
ЛЕКЦИИ
И ДОКЛАДЫ
Шахматная обществемность столицы проявляет огромный интерес к начи
нающемуся послезавтра в Ленинграде матч-турниру шести. О большим успе
хом проходят доклады и лекции о шахматном творчестве участников это
го интереснейшего соревнования, об их игре н шансах.
На-днях мастер Кан выступил о докладом в Доме пионеров. Сегодня
мастер Белавенец сделает доклад о матч-турнире в клубе шахматно-шашечного мастерства ВЦСПС.
В ближайшие дни начнутся доклады о результатах первых туров. Такие доклады намечено провести на автозаводе им. Сталина, на 1-м шарикопод
шипниковом заводе имени Л. М. Кагановича и на других предприятиях, а также в учреждениях.
ному творческому устремлению. От первой творческой радости, от пер
вой находки Сизов переходит к смелым проектам. Эта творческая рабочая смекалка и выдвигает его вперед, в ряды выдающихся бригадиров.
Наиболее удачны в повести образы Насти, Кухарова, Лузгина, молодой четы Аяксов, самого героя повести — Евгения Сизова. Остальные герои книги выписаны несколь
ко схематично и тускло. Нельзя признать, например, особенно глубокими образы Вани, Жолобова, Жоржа, Пороцкого.
Повесть Полевого не претендует на большое художественное отображение нашего времени, на создание больших эпических образов. В повести много композиционно сырых, недоработанных мест.
Язык книги во многих местах очень беден и художественно невы
разителен. Писателю следует немало поработать .над образностью и особенно эмоциональностью своего языка. Диалог в повести сплошь и рядом пестрит такого рода словечками: «Опять разведет бодягу», «А не
загибаешь ли ты, Ванечка?», «Без сопливых обойдемся», «А я думал,
ты уже смоталась», «Вы мировое трепло» и т. д.
Мы сознательно подчеркиваем эти недостатки повести, так как в об
щем балансе достоинств и минусов книги они весят не так-то уж мало. Но эти минусы повести не обесценивают общей удачи автора. По
весть Полевого «Горячий цех» — несомненно интересное, полезное, яркое произведение, посвященное одной из самых значительных тем нашего великого сегодня.
В. ВИКТОРОВ.
МОТОЦИКЛЫ
НА ЛЬДУ
ГОНКИ
НА ИППОДРОМЕ
Мотогонки по льду, проводившиеся вчера на Московском ипподроме, при влекли много зрителей.
В 8 часов вечера колокол возвестил о начале соревнований. На старт вы
ехали четыре сильнейших гонщика столицы на мотоциклах с об’емом ци
линдра 300 куб. см. Чтобы колеса не скользили по льду, на них были ук
реплены стальные скобы конструкции инженера ЗакреВского.
Чрезвычайно эффектным было зрелище мотогонок по льду при свете прожекторов и электрических фонарей. Вот один из мотоциклистов—Савостья
нов—вырывается вперед. Развивая все большую скорость, он на третьем круге оставляет своих конкурентов да
леко позади и выходит победителем заезда. Дистанцию 9.600 метров (шесть кругов) он прошел за 7 м. 6 с.
Во втором заезде лучшее время показал известный спортсмен Корнеев («Динамо») — 6 м. 30 с.
Чрезвычайно интересен был четвертый заезд. В нем участвовали два
харьковчанина Лорент и Бахрушин на мотоциклах собственной конструкции. Однако улучшить результат Корнеева им не удалось. Интересно отметить, что на одном круге Лоренту удалось развить скорость до 95 км.
Из семи женщин, участвовавших в соревнованиях, победительницей выш
ла Туманян («Динамо»). Она прошла дистанцию со средней скоростью 84,3 км., превысив лучший прошлогодний результат Свиридовой.
В финальном заезде приняли участив восемь сильнейших гонщиков. На третьем круге казалось, что победа достанется Лоренту, на полкруга вырвавшемуся вперед. Но вдруг неожиданность. Почти у финиша у мотоцикла Лореита глохнет мотор, и его обго
няет Корнеев. Он прошел дистанцию со средней скоростью 89,9 км. в час.
Это — лучший результат вчерашних мотогонок.
т. ю. ЮЖНЫЕ
ДЕРЕВЬЯ
В МОСКВЕ
На альпийской горке Ботанического сада МГУ растения начинают развиваться еще под снегом. Достаточно не
скольких весенних дней, чтобы горка Запестрела пышными цветами, покры
лась яркой зеленью. Интересно, что во
время заморозков нежные венчики альпийских цветов превращаются в хрупкие ледяшки, но тепло возвращает им жизнь.
В разное время года растения неодинаково морозоустойчивы. Они закаляются благодаря начинающемуся с осени постепенному понижению темпера
туры. Если ель, которая зимой легко переносит морозы, поместить летом в холодильник, то уже при 5 градусах
ниже нуля она погибнет. Если же ель поместить в холодильник в октябре, она перенесет 20-градусный, а в ноябре — и 40-градусный мороз.
Растение гибнет тогда, когда в клетках его вода превратилась в лед и: протоплазма оказалась обезвоженной. Поэтому зимой 1939 года после летней
жары особенно сильно пострадали от морозов деревья, имеющие большую ис
паряющую поверхность. В Москве коегде погибли даже ели.
В Сибири, где морозы достигают 60— 70 градусов, березы, ели, кедры и пих
ты не страшатся зимы. Там бывают дни, когда от мороза птицы замерза
ют на лету. В такие холода в лесу можно слышать звуки, напоминающие ружейные выстрелы. Это разрываются
стволы деревьев, древесина которых сжимается от действия холода. Но вес
ной они оживут, так как вода в них замерзла лишь в междуклеточкых пространствах.
На морозостойкость также влияет длина летнего дня. Как известно, южная белая акация не переносит москов
ской зимы, но хорошо зимует в Саратове. Летний день в Саратове значи
тельно короче московского. Если и в Москве создать такие же условия, зак
рывая молодые деревца темными футлярами (на ранние утренние и вечерние часы), то они хорошо перезимуют.
Ботанический сад Академия наук СССР, который создается в Москве, предполагает организовать в широком мас
штабе опыты приспособления южных древесных пород к условиям москов
ского климата. Через несколько лег москвичи увидят здесь заросли грецких орехов, абрикосов, персиков и дру
гих деревьев, которые сейчас растут лишь на юге.
О. Рус.
ПОДАРОК МАРШАЛА
БУДЕННОГО Семь лет назад, в мае 1934 года, мар
шал Советского Союза тов. С. М. Буденный посетил колхозы Крупицкого сельсовета, Минской области, где среди колхозников есть немало бывших бойцов Первой Конной армии и где с любовью и заботой выращивают коней
Тов. Буденный сделал колхозу «Новый быт» прекрасный подарок—трех
летнего племенного жеребца «Идол», бельгийской породы.
Семь лет колхозники бережно ухаживали за «Идолом». Колхоз вырастил уже около 50 лошадей от этого племенного производителя. Особой славой, пишет газета «Советская Белоруссия», пользуется конь «Гордый», которого колхозники готовят для красной кавалерии.
Ответственный редактор
М. М. ПОЗДНОВ.
ИЗ ПИСЕМ В РЕДАКЦИЮ
НА ПРОСМОТРЕ ПЕРВОЙ ПРОГРАММЫ