Лауреат международного конкурса музыкантов - исполнителей Яков Флпер в композитор Д. Кабалевский.
Фото Я. ТОЛЬСКОГО.

НЕДЕЛЯ

СОВЕТСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

ВЕЧЕРА ЧТЕЦОВ В ДОМЕ АКТЕРА
Секция художественного слова Дома актера проводит неделю со
ветской литературы. Начиная с
29 марта, на вечерах в Доме актера выступают мастера художественного слова с репертуаром из произведений советских писателей.
Мастера художественного слова с большим интересом работают над «Тихим Доном» М. Шолохова. За два вечера были прослушаны пять исполнителей отдельных глав этого произведения.
Первое место среди исполнителей «Тихого Дона», безусловно, принад
лежит Д. Н. Орлову. Необычайно тонкий мастер слова, Орлов умеет скупыми, выразительными средства
ми дать точные, верные характеристики героев, умеет раскрыть пе
ред слушателями идейное звучание произведения.
Отдельные отрывки из «Тихого Дона» исполняли 29 и 30 марта Я. И. Штейншнейдер, Сусанна Магдесян, А. В. Круминг, И. Л. Купер.
Выступившие Д. Н. Журавлев и Л. Л. Кайранская широко известны как прекрасные чтецы произведе
ний Маяковского. Исполненные Кайранской отрывки из поэмы «Хоро
шо» и сатирические произведения звучат убедительно и сильно.
Малоизвестная в Москве Сусанна Магдесян просто, с большим чувст
вом н темпераментом читает рассказ Л. Соловьева «96-я женщина».
Состоявшийся вчера третий вечер чтения советских литературных про
изведений отличался большим разнообразием жанров.
Талантливая артистка театра Ленсовета Лидия Орлова вносит в ис
полнение юмористических рассказов много душевной теплоты. Искра смешного вспыхивает в ее чтении не от внешних приемов — артист
ка любит своих чудаковатых героев и показывает их с тонкой наблюда
тельностью и меткостью характеристик. Лидией Орловой были испол
нены рассказы В. Квасницкого «В
вагсе» и «Нервная профессия», Н. Хорькова — «Династия» и «Письмо из Малых Петушков».
Героике гражданской войны были посвящены программы Н. Чистякова и Э. Эйвина. Чистяков исполнял отрывок из романа Н. Остров
ского «Рожденные бурей». Эйвин с большим темпераментом читал фраг
мент из романа А. Серафимовича «Железный поток». Заслуженный артист республики В. Ф. Лебедев искренне передает рассказы Горького.
Выступивший со стихами В. Маяковского С. Далматов продемонстрировал непонимание творчества великого поэта. Ложный пафос, полное отсутствие мысли и чувства, са
тирической остроты — как далеко все это от мужественной поэзии Маяковского.
В программу сегодняшнего вечера включены, отрывки из произведений Н. Островского, А. Макаренко,
П. Павленко, А. Фадеева, В. Катаева и др
Ф. П

„НАВСТРЕЧУ СОЛНЦУ

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ О СОВЕТСКОЙ ЛАТВИИ

ПО СЕВЕРНЫМ

БЕРЕГАМ СИБИРИ

ТРУД РУССКОГО МОРЕПЛАВАТЕЛЯ
Ф. П. ВРАНГЕЛЯ
Ото лет назад вышло в свет первое русское издание книги знаменитого русского мореплавателя Ф. П. Вранге
ля «Путешествия по северным берегам Сибири и по Ледовитому океану».
Летом 1820 года сибирский генералгубернатор М. М. Сперанский писал епсей дочери: «Может быть мы откро
ем в Сибири новую Исландию. Ко мне прислали две партии молодых офицеров для открытий по Ледовито
му морю. На сих днях отправляю их в путь к белым медведям. Есть, действительно, признаки большого острова, а может быть и земли, соединяющей Сибирь с Америкой».
Начальником этой полярной зкспедиции был флота лейтенант Ф. П. Вран
гель. Земли, соединяющей Сибирь и
Америку, исследователи не нашли, но в этом путешествии Ф. П. Врангель описал находящийся к северу от по
бережья Чукотки остров, названный его именем. Теперь — ато обжитая территория. При советской власти ва острове Врангеля организована полярная станция, ведущая большую науч
ную работу. Эскимосское население за
нимается здесь охотой, работает на станции. Далекий остров имеет превосходную радиосвязь с материком.
Первое издание книги Врангеля вышло в Берлине в 1839 году на немецком языке.
В Москве, в Центральном государственном архиве феодально-крепостничес
кой эпохи хранится русское издание «Путешествия» (1841 г.) с автографом Ф. П. Врангеля. К книге приложены
морские навигационные карты: «Северовосточная часть Сибири», «Часть северного берега Сибири» и др., красоч
ные рисунки участника экспедиции — лейтенанта Матюшкина, изображающие ледяные торосы и северное сияние.
(ТАСС).
В КУНГУРСКОЙ
ЛЕДЯНОЙ ПЕЩЕРЕ
МОЛОТОВ. (ТАСС). У знаменитой Кунгу рекой пещеры построен Дом туриста. Ледяная яешера по праву счи
тается достопримечательностью Молотовекой области. Сказочно красивые гроты «Бриллиантовый», «Полярный», «Данте» и чистые подземные озера тянутся на протяжении около 20 кило
метров. Оии постоянно привлекают вюскурсантов, туристов и научных ра
ботников. За последние 2 года здесь добывала 22 тысячи человек,

С

оветская Латвия, вот город
Рига — один из древнейших городов Европы. Дома со стрельча
тыми черепичными крышами, со стаями голубей над чердачными ок
нами. Столетние улочки — здесь, повстречавшись, не раз’едутся экипажи. Старинные, украшенные причудливыми скульптурными фигурками фасады общественных зда
ний, церквей. Извозчики в плащах с пелеринами. Это — старые кварталы. Рядом — новый город: широ
кие улицы, матовый блеск фонарей, вместительные автобусы, небольшие вагоны трамваев.
Дороги, пашни, необозримые леса, песчаный берег взморья. Лесосплав на широкой Двине: по пояс в во
де, в плащах н резиновых сапогах ведут бесчисленные караваны пло
тов сильные, ловкие, рослые люди. Рыбаки: хмурая Балтика, мерный грохот валов, широкие сети в седых пучииах. Незамерзающие порты Лат
вии, рижский порт — лучший на Балтике и один из крупнейших в
Союзе. Вздымаются хоботы кранов, плывут по воздуху бочки, мешки, яшики. И, закончив погрузку, от
швартовываются корабли, уплывая в туманную рассветную даль.
Все это — улицы старой и новой Риги, пейзажи рек, озер, городов,
долин Латвии, трудовая жизнь страны — хорошо показано в кар
тине «Навстречу солнцу», созданной работниками Центральной и Латвийской студий IvHhoxpohhkh. Труд
на работа кинохроникера. Он — в
гуще событий, сотни интереснейших фактов окружают его. Надо отобрать самое интересное, самое значитель
ное, отобрать быстро, умело, точно. Подчас удачно подмеченная деталь расскажет зрителю больше, чем сотни метров поверхностного материа
ла. И, наоборот, каждое упущение лишит зрителя, а впоследствии историка важнейшей документации. Серьезная, ответственная работа!
„Старая, буржуазная Латвия. Безлюдное здание сейма — долгие годы в этих просторных залах, украшенных картинами и коврами, да
рила тишина: сейм был разогнан правящей кликой Ульманиса, даже жалкое подобие демократии было уничтожено. Безработные моряки, сидящие на уличных скамьях: хму
рые, овеянные ветрами всех морей лица. Пустые, мертвые, поросшие травой корпуса заводов — «Русско- Балтийского», «Проводника».
Буржуазные правители намеренно разрушали крупную промышленность страны, стремясь сделать Латвию сельскохозяйственным, колониальным придатком мощных капита
листических государств. Подвалы рабочих окраин; Рижский централ, где томились борцы ва рабочее дело: грозные стены, слепые камеры, тяжелые, глухие ворота. Не менее «знаменитая» Каунцемская каторга, обнесенная проволочной стеной. Беспримерны были здесь зверства палачей. Великолепные особня
ки, изумительные аллеи, золотой
пляж рижского взморья, и рядом «дачи рабочих» — шеренга фанер
ных скворешников на городской свалке...
В глубоком подполье компартия Латвии закаляла силы, сломившие старый мир. Вот чердак, где в годы реакции работала одна из подполь
ных большевистских типографий. Вот так этими товарищами, ныне свободными, печатались газеты, листовки, воззвания. Вот место, где

КАРТИНЫ

МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ДОНБАССЕ

Дирекция художественных выставок и панорам Комитета по делам искусств при СНК СССР в первых числах апреля отправляет в Донецкий угольный бассейн большую передвижную выставку картин московских живописцев.
Выставка будет показана в Сталине, Горловке, Днепропетровске и других городах. Она содержит око
ло 180 произведений живописи и графики. Среди них — портрет Ивана Гудова — работа А. Герасимова, картина А. Ванециана «Гильзовый цех фабрики «Дукат», кар
тины В. Мешкова, К. Юона, М. Сарьяна, А. Дейнека, графиков Ив. Павлова, И. Соколова, Н. Староносова и др.
зарытый в землю хранился партийный архив
фильм снимался без предварительного сценария Поэтому особо следует отметить труд сценариста
Марка Цейтлина: ему приходилось на месте с емок производить всю ту работу, которая обычно производится за письменным столом. По
добные обстоятельства требуют от сценариста больших профессиональ
ных навыков, точного глаза, острой хватки, умения отобрать существенное в потоке событий и это суще
ственное обобщить. М. Цейтлин с честью выдержал испытание. Один
из немногих писателей, постоянно и плодотворно работающих в кино
хронике, он и в этом фильме сумел найти интересные и важные темы для с’емок, правильно и занимательно скомпановать сюжетный каркас.
Значительное место уделено в картине сегодняшней, советской Латвии. Мы видим строительство новых заводов. Видим первых стаха
новцев: Хильду Мезис — 18-летнюю
ткачиху, старого Мартина Чакстэ — рабочего резиновой фабрики «Квадрат», Колтуна — рабочего велоси
педного завода. Ясли в особняке фабриканта, латвийский университет, .рабочие клубы, раздел поме
щичьей земли, первый советский трактор на крестьянских полях, Академию художеств, художника Пупо, бывшего политзаключенного, ныне проректора Академии худо
жеств, профессора Кирхенштейна — крупнейшего ученого-бактериолога, председателя Президиума Верховного Совета Латвийской ССР, писате
ля Вилли Лациса — председателя Совнаркома.
О многом значительном и интересном рассказывает эта картина.
Плодотворно работали операторы Эд. Крауц, П. Лампрехт, С. Гусев во главе с Борисом Макасеевым. Скудное осеннее освещение, дожди, туманы не помешали главному опера
тору фильма Б. Макасееву создать много первоклассных натурных кадров.
Как всегда, на высоком уровне работа режиссера И. Копалина — лауреата Сталинской премии.
Один упрек следует все же адресовать сценаристу и режиссеру. В фильме мало отдельных бытовых штрихов, метких деталей, при наличии которых особенно ярко и выразительно ощущается основная сю
жетная магистраль хроникального фильма. Авторы мало использовали художественную силу детали. По
этому подчас материал суховат. Хотелось бы видеть в хроникальных лентах побольше тех «мелочей» быта обихода, которые создают неповторимые исторические краски эпохи.
Хотелось бы этого и от фильма «Навстречу солнцу» — картины в
целом хорошей, представляющей большой интерес для зрителя.
Е. Габрилович.
В студии «Мосфильм» идут е’емки картины «Волшебное зерно» (режис
серы — В. Кадочников и Ф. Филиппов). На снимке: Володя Тумаларян в роли Андрейки.
Фото Вл. МИНКЕВИЧА. „Ирон фандыр

Хетагурова

К 35-ЛЕТИЮ СО ДНЯ
СМЕРТИ ПОЭТА
Сегодня исполняется 35 лет со дня смерти основоположника осе
тинской литературы и осетинского литературного языка Коста Хетагурова. Вся его жизнь, революцион
ная деятельность н его творчество были связаны с жизнью, надежда
ми и борьбой трудящихся. Коста Хетагуров писал свои произведения на осетинском и русском языках.
«Ирон фандыр», означающий в переводе с осетинского на русский «Осетинская лира», было лучшим, что создал Коста. В этот сборник вошли замечательные произведения поэта. В стихотворении «Я смерти не боюсь» Коста сказал:
Я счастия не знал, но я готов
свободу,
Которой я привык, как счастьем,
дорожить.
Отдать за шат один, который бы
народу
Я мог когда-нибудь к свободе проложить.
Царское правительство систематически преследовало Коста Хетагурова за его революционную деятель
ность. Его дважды высылали из пределов родной Осетии. Но это не сломило мужества борца.
Коста Хетагурбв — любимый поэт осетинского народа. В дни граждан
ской войны осетины, руководимые
Серго Орджоникидзе и С. М. Кировым, шли на борьбу против
белогвардейщины с песнями своего поэта. Ныне «песни и стихи Коста о народе и родине распеваются во всей Северной Осетии.
Фото Вл. МИНКЕВИЧА.

ПОБЕДА СМЫСЛОВА

ЛЕНИНГРАД, 1. (По телефону. Наш спец. корр.). Зрители, привыкшие в первых турах к жесто
ким схваткам за шахматной доской, были даже несколько обескуражены. Во всех партиях дебют разыгрывал
ся солидно, без экстравагантностей, никто не экспериментировал, не жертвовал фигур.
Быть может это происходило по тому, что белыми играли представители младшего шахматного поколе
ния — Бондаревский, Болеславский и Смыслов. А попробуйте-ка за чер
ных в начальной стадии игры поспорить с ними, особенно с молодым москвичом и чемпионом Укра ины. И Ботвинник всегда учиты вает это.
Вечером в шестом туре он встретился за шахматным столом с Болеславским. Гроссмейстер избрал французскую защиту, которая рань
ше принесла ему много побед. Но на этот раз его подстерегала неожи
данность. Болеславский пошел на редко применяемый вариант этой защиты. После долгого раздумья Ботвинник передвинул фигуру. Это был далеко не лучший ход. Повидимому, гроссмейстер решил, что его противник остановился на мало используемом варианте недаром. По всей вероятности у Болеславского, этого веселого, жизнерадостного юноши, был заготовлен «камень за па
зухой» — теоретическая новинка, н Ботвинник предпочел, чтобы прият
ный сюрприз достался кому-нибудь другому, а сам поспешил оставить торные пути варианта. Партия перешла в миттельшпиль и после неко
торых обострений на 25-м ходу закончилась вничью. Любопытно, что мирная инициатива исходила от Ботвинника.
Иначе сложилась встреча Лилиенталя со Смысловым. Молодой москвич начал партию ходом королев
ской пешки. Выбор дебюта зависел теперь от Лилиенталя. Испанскую партию? Но это начало Смыслов превосходно знает. Лилиенталь пошел на риск, выбрав так называе
мую русскую партию. Этот дебют ему известен меньше, чем другие. Неудивительно, что из дебюта белые вышли с несколько лучшей игрой. Скоро дела Лилиенталя ухудшились. Смыслову удалось прекрасно использовать небольшое дебютное преимущество. Непрестанно соз
давая вполне реальные угрозы па королевском фланге, он вынудил Лилиенталя ослабить пешечные позиции, за которыми после рокировки укрывался король. Ладья, а
вслед за ней и ферзь вторглись в расположение черных. Исход партии был предрешен. На 37-м ходу Ли
лиенталь после ошибки, стоившей ему фигуры, сдался.
В залах Государственного музея восточных культур в апреле откроется выставка изобразительного искусства Таджикской ССР. На снимках: слева —, картина художника И. Ершова — портрет участницы декады артистки
Розни Арслановой, справа — народный мастер росписи и резьбы по дереву Юлдошбек Баратбеков.
У Бондаревского и Переса после длительного маневрирования и позиционной борьбы, не давшей преимущества ни одному из них, партия не была закончена. На демонстрационной доске вспыхнула надпись «Партия отложена».
Зрители уже разошлись, корреспонденты подготовляли материал к передаче по телефону в свои редак
ции. Вдруг — новость. Оказалось, что Перес и Бондаревский согласи
лись на ничью. Другой новостью была ничья в отложенной партии Болеславский—Смыслов. Вчера после окончания тура партнеры договорились закончить дело миром. Пе
рес сдался без игры Лилиенталю в отложенной партии.
После шести туров лидирует попрежнему Ботвинник, имеющий 3 И очка из 4 возможных. Он и Болеславский — единственные участники, которые идут без поражений.
У Переса—3 очка из в возможных, у Лилиенталя — 2 И из 5, у Смыслова— 2 И из 6, у Болеславского — 1Я из 3. У Бондаревского — 1 очко из 4. ,
П. Венский.

СМЫСЛОВ — ЛИЛИЕНТАЛЬ

Играна в шестом туре. Русская партия.
Матч-турнир шести. Мастер В. Смыслов за игрой, сзади — гроссмей
стер А. Лилиенталь.
Фото А. БРОДСКОГО.

ДНЕВНИК

ФИЗКУЛЬТУРНИКА

★ МОСКОВСКИЕ ЛЕГКОАТЛЕТЫ «Динамо* и «Спартака» выехали вчера и позавчера на Черноморское побере
жье Кавказа. Динамовцы отправились в Сочи, спартаковцы — в Оухуми. Бегу
ны, тренирующиеся на берегу Черного моря, примут участие в 15-й эстафете «Вечерней Москвы».
★ ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ ПО ВО ЛЕЙБОЛУ. Проведены три календарных дня второго круга розыгрыша. На пер
вом месте идет «Спартак*, на втором— «Локомотив» и на третьем — «Медич».

А. С. МАКАРЕНКО

К ДВУХЛЕТИЮ
СО ДНЯ СМЕРТИ Д
ВА года назад, 1 апреля
1939 года, умер Антон Семенович Макаренко. «Он был автором одного из наиболее замечательных, вдохновенных литературных памят
ников нашего времени, — писал в некрологе о нем президиум союза писателей. — Его «Педагоги
ческая поэма» переведена на все главные языки мира и принадле
жит к числу любимых книг всего передового человечества. Эпоха социализма, величественная сталинская эпоха, во весь свой голос го
ворит в этой мудрой и страстной книге о любви к человеку, о мужестве, о силе социалистического гуманизма, воспитывающей и переделывающей людей».
Книги Макаренко нашли широкий отклик у читателей.
Это естественно. В Макаренко все увидели представителя новой, коммунистической педагогики, носителя огромного педагогического опыта и мастерства.
Чувство нового, присущее Макаренко, сделало его борцом против
рутины и косности, с которыми он сталкивался в педагогических кругах. Все силы своего педагогическо
го таланта, всю страстность своей натуры, всю свою жизнь он отдал созданию новой системы воспита
ния, основы которой запечатлены в его волнующих и ярких книгах.
В колонию имени Горького Антон Семенович пришел, имея за плечами
двенадцатилетний педагогический опыт и широкое педагогическое образова
ние. Он прекрасно изучил педагогичер скую литературу и, казалось, был вполне подготовлен и - теоретически
практически к такому трудному и ответственному делу, как воспитайте бывших беспризорных детей, так на
зываемых «правонарушителей*. Однако с первых же дней работы Антон Семенович понял свою полную безоружность и, не стыдясь, признал это.
В «Педагогической поэме» мы читаем: «Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не толь
ко месяцами отчаяния и бессильного напряжения, — они были еще и ме
сяцами поисков истины. Я за всю жизнь не прочитал столько педагоги
ческой литературы, сколько зимою 1920 года... У меня главным результатом этого чтения была крепкая и почему-то вдруг основательная уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нуж
но извлечь из всей суммы реальных явлений, происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книж
ные формулы, которые я все равно не мог применить к делу, а немедленный анализ и немедленное действие...»
Антону Семеновичу стало ясно, что все нужно строить заново. И, конечно, не сразу, а после мучительных поисков и срывов обрисовались первые контуры той орга
низации, которая сделала колонию изумительным коммунистическим коллективом.
Макаренко сумел найти и показать своим воспитанникам пели, ради которых они шли вперед, су
мел найти организационные формы, превратившие случайное соединение ребят в крепко сцементированный коллектив.
Этот коллектив стал основным средством воспитательного воздей
ствия на каждого в отдельности. В нем сложились свои традиции, понятия о долге и чести, нормы по
ведения, и эти нормы оберегались от нарушений не только воспитателями, но и самим коллективом.
Горячая любовь к своим воспитанникам, острое чувство и жажда
нового толкали Макаренко на непрерывные поиски лучших методов и приемов воспитания. Создавая и укрепляя свой коллектив, он рос и сам, став мастером педагогической
техники, которой всегда придавал большое значение.
О особой силой проявилось существо его принципов, когда колонию имени Горького перевели в 1926 году под Харьков и об единили с Куряжской колонией.
Совершенно разваленная Куряжская колония представляла собой оборище из трех сотен беспризорных ребят. Ни о какой воспитательной работе здесь не было и речи
Волнующие страницы «Педагогической поэмы* посвящены встрече горь
ковцев с ку ряжа нами. Свершилось то, что могло казаться чудом. Маленький
коллектив горьковцев оказался достав точно сильным, чтобы добиться подлинного преображения куряжан.
Антон Семенович с полным правом называл поход стройных рядов Горьковской колонии на Куряж историческим.
То, что именно формалистам казалось излишней атрибутикой, внешностью, подменявшей якобы содержание — и четкий строй, и оркестр, и знамя, и блестящая оперативная организованность, — все это произвело ошеломляющее впечатление на куряжан, именно это позволило одним ударом взорвать дикий и гнусный куряжский быт.
Антон Семенович рассказывал на одной из встреч со своими читателями: «В дальнейшем я уже понимал, что нужен взрывной метод. В Харькове в течение часа проходит пять-шесть скорых поездов, и в течение несколь
ких часов мы собирали тридцатьсорок человек беспризорников. Я их оставлял на ночь под стражей, оставлял двух-трех ребят для разгово
ров и им говорил — за вами завтра придут. На следующий день в две
надцать часов я приводил к вокзалу всю коммуну — пятьсот человек в парадных костюмах, со знаменем, с оркестром в шестьдесят человек, выстраивал их против вокзала, и когда бес
призорники выходили, не зная ничего, мы салютовали и играли марш — так встречали тридцать новых товарищей. Им как колом по голове. Потом их
строили в пары и через весь город провожали с маршем. На тротуарах ревут женщины. Потом их ведут в баню, и пока они купаются — мы ждем. Они выходят стриженые, бритые, в
таких же костюмах, становятся рядом. Мы перед ними всю их одежду обливаем керосином, устраиваем костер. Потом приходит дворник, все это за
метает, и я говорю — вот все, что унесли, это все, что осталось от вашей прежней жизни. Это было взры
вом, производило страшное впечатление. Из них три четверти с этого часа становились хорошими мальчиками ласковыми, вежливыми, приветливы
ми, и они считались со всяким слоевом, которое потом мы говорили, принимая это как нерушимый вакон. потому что это шло от организации, которая так — парадом, оркестром, салю
том двухтысячной толпы — встречала их на харьковском вокзале».
Алексей Максимович Горький, считавший «Педагогическую поэмуодним из самых значительных про
изведений литературы, настоял на сохранении глав, наполненных ед
кой критикой педагогических «олимпийцев». Одни из лучших страниц книги — гневная полемика Макаренко с людьми, не понимавшими революционности педагогиче
ской работы Макаренко, а в ряде случаев сознательно вредившими ей. Слишком много косного было, да, к сожалению, и сейчас есть, в педагогической теории, и разобла
чение консерватизма, рутины в ней — дело очень необходимое. Но в повседневной работе Макаренко эта косность и консерватизм некоторых работников Наркомироса отнимали у него много сил.
Позднее, работая с детьми в колонии имени Дзержинского, Антон Семенович постоянно сталкивался с вопросами семейного воспитания. Многие дети попадали к нему в результате неустройства семьи, не
верного тона и стиля воспитания. Антон Семенович был буквально вынужден заняться вопросами се
мейного воспитания. К этому его побуждали и тысячи писем родите
лей, видевших в нем мудрого и ав торитетного советчика и учителя.
«Книга для родителей», лекции о семейном воспитании, прочитанные Макаренко по радио в 1937 году, были ответом на их запросы. К со
жалению, Антон Семенович успел опубликовать лишь первую из задуманных им четырех частей «Кни
ги». Материалы ко второй части еще ждут своего опубликования.
Учпедгизом выпущены недавно его «Лекции для родителей», кото
рые с предельной простотой и убе
дительностыо раз’ясняют советской семье задачи, принципы и методы коммунистического воспитания.
Значение литературного и педа гогического наследства Макаренко огромно, огромен и жадный интерес граждан нашей страны к деятельности и работам Антона Семеновича.
Он прекрасно понимал это и неустанно, непрерывно работал, работал до последнего дня своей замечательной жизни. Правительство достойно оценило заслуги Макарен
ко, наградив его орденом Трудового Красного Знамени
Антон Семенович Макаренко прожил яркую жизнь. Тысячи советских граждан, воспитанных нм, вы
ведены из беспризорщины на ши
рокую творческую дорогу. Уже это одно могло быть оправданием его трудов.
Но Антон Семенович, создав стройную систему коммунистического воспитания детей, сделал неоценимый вклад в строительство ком
мунистического общества, которому он был предан всей душой, всем сердцем, — в этом главное, за что его любит и ценит наша великая родина.
Мих. ПЕРЕЛЬМАН.
НАКАНУНЕ ФУТБОЛЬНОГО
СЕЗОНА

МИНСКОЕ «ДИНАМО

В МАХИНДЖАУРИ

В Махинджаури на учебно-тренировочный сбор приехала показательная команда минского «Динамо», принимающая в этом году участие в розыгрыше первенства СССР по футболу.
Минчане живут в Махинджаури, а тренируются на батумском стадиона «Динамо», расположенном на берегу моря.
В беседе с вашим корреспондентом тренер команды орденоносец Л. Корчебоков, известный московский футболист, рассказал:
— Динамовцы Минска всю зиму регулярно тренировались в спортивном зале, успешно провели розыгрыш пер
венства города по хоккею и завоевали зна.мя чемпиона.
Состав команды значительно усилился и пополнился рядом игроков. Этонападающие Райстер (рижское «Динамо»), Пономарев (ленинградская «Красная заря»), вратарь Квасников и другие.
В ближайшее время команда сыграет несколько товарищеских матчей с ме
стными командами. Большой интерес представит для нас встреча с тбилис
ским «Динамо», также находящимся сейчас на сборе в Махинджаури.
А. Зданевич.
Тбилиси.

ПОБЕДА „ДИНАМО“, НИЧЬЯ „СПАРТАКА“

ПЕРВЕНСТВО МОСКВЫ ПО БИЛЛИАРДУ
Месяца полтора назад в финале розыгрыша приза «Вечерней Москвы» по биллиарду команда «Динамо» проиграла «Строителю». Сейчас, встретившись с тем же противником в первом туре розыгрыша командного первенства Моск
вы, динамовцы взяли реванш за свое недавнее поражение. Протекавшая в
острой и напряженной борьбе встреча закончилась со счетом 42 ;38 в пользу
«Динамо». Немало способствовал успеху команды недавно включенный в ее состав и играющий вторым номером та
лантливый саратовский биллиардист Парамонов, выигравший безнадежную,
казалось, партию у опытного игрока Данилова.
Наибольшей, пожалуй, «сенсациейпервого тура был ничейный результат встречи сильной команды «Спартака» со «Стартом», оказавшим упорное сопро
тивление своему противнику. К концу второго дня игр встреча не была еще закончена. Но у «Спартака» было уже 38 очков, на 4 очка — две лишние вы
игранные партии — больше, чем у «Старта». Вчера встреча доигрывалась. Играли четвертые номера команд: Мацаль («Спартак») и Пирогов («Старт»). Обе партии уверенно выиграл Пирогов, уравняв счет и добившись почетной ничьей для своей команды.
Третья пара первой группы команд, оспаривающих звание чемпиона Моск
вы по биллиарду, — «Торпедо» — Дом инженера и техника — встречу еще не закончила. Она будет доигрываться cew годня и завтра в Доме инженера и техника.
По вто>рой группе клуб НКВД выиграл у второй команды «Строителя», а Дом архитектора с разгромным счетом (56 : 24) проиграл Центральному дому журналиста. Из десяти отдельных встреч журналисты выиграли восемь и две свели вничью. Незаконченной осталась встреча между вторыми командами «Строителя» и «Спартака».
В третьей группе следует отметить победу клуба московских писателей н Дома ученых над клубом милиции и командой Центрального дома Гражданского воздушного флота.
Второй тур розыгрыша состоится 5— б апреля.
П. А. СОБОЛЕВ
29 марта на 56-м году жизни скоропостижно скончался старый большевик, бывший рабочий Коломенского завода Павел Александрович Соболев. В пар
тию тов. Соболев вступил в 1907 году — в самый тяжелый год царской ре
акции, когда очень многие теряли веру в революционные силы рабочего класса и отходили от борьбы с самодер
жавным и капиталистическим гнетом. В 1913 году тов. Соболев отбыл вось
мимесячное тюремное заключение. В 1917 году тов. Соболев активно участвует в партийной работе, а в ок
тябрьские дни является одним из ру
ководителей революционных рабочих в Коломенском уезде. В 1919 г. тов. Соболев отправляется добровольцем на Тур
кестанский фронт, где активно борется
белогвардейскими бандами. В 1929 году тов Соболев назначается заместителем директора Коломенского заво
да. В 1930 году направляется на курсы
директоров при Промакадемии, которые кончает в следующем году. С тех пор тов. Соболев беспрерывно работает на руководящей хозяйственной работе о присущей ему самоотверженностью и честностью. Тов. Соболев был верным сыном нашей партии и всегда активно вел борьбу против врагов партии и народа.
Светлая память о нем будет долго жить в сердцах товарищей, близко знавших его как неутомимого борца за дело рабочего класса, за дело пролетарской революции.
ГРУППА ТОВАРИЩЕЙ. Ответственный редактор
м. м. позднов.