Д

ОРОГА убегает вперед. Стальные
ленты рельсов постепенно сливаются с землей н исчезают. Глаз ясно видит, как где-то далеко-далеко путь упирается в горизонт и обрывается...
Мы стоим на невысокой насыпи. С обеих сторон выстроились ажур
ные вышки семафоров. Один за другим вспыхивают их зеленые огоньки. Мимо, нисколько не замед
ляя хода, проносятся вереницы вагонов.
Поезд следует по «зеленой улице». На языке железнодорожников это означает: всюду машиниста встречают зеленые огни светофоров
Стало быть, путь испра
вен. Ст^ло быть, путь свободен.
Люберцы, Раменское, Голутвино, Воскресенск...
Следует перегон за пе
регоном, и всюду мерцают зеленые огни. Не
вольно мысль переносит тебя за много десятков километров, в Москву, в одну из комнат дома, где за диспетчерским столом, словно у дирижерского пультД неот
лучно стоит человек, прокладывающий поездам «зеленую улицу».
Это но его приказу, как по мановению дирижерской палочки, вмиг приходят в движение сотни людей и механизмов.
В небольшом, задрапированном мягкими зелеными шторами помещении стоит напряжен
ная тпшина. Лишь время от времени эфир до
носит сюда короткие со
общения со станций. В ответ тотчас же следу
ет четкий, лаконичный приказ дежурного диспетчера.
... Федор Феоктистович Максимов — диспетчер Ленинской железной дороги — заступил на дежурство. Привычным движением руки пово
рачивает он циркулярный ключ вызывного шкафчика и, нажав но
гой педаль дпспетчерского стола, произносит в микрофон:
— Двадцать часов. Принял дежурство диспетчер Максимов. Сдал дежурство диспетчер Горчаков.
Его слушают все станции участка дороги от Москвы до Вбскресенска. И вслед за этим раздается голос из вмонтированного в дис
петчерский стол репродуктора. Все дежурные станций поочередно сообщают свои фамилии.
С этого момента начинается кропотливая, напряженная работа дис
петчера. Разостланный на столе большой лист бумаги — график исполненного движения — начина
ет покрываться сетью красных, зеленых, синих и черных линий.
Достаточно взглянуть на этот лист бумаги, чтобы в любую минуту узнать, где какой поезд или паровоз находится.
Перед началом дежурства к Федору Феоктистовичу пришел мас
тер по вождению тяжеловесных поездов стахановец Устинов. Ему предстояло отправиться в путь с поездом весом в две тысячи тонн. Диспетчер и машинист заключили социалистический договор. Максимов обязался создать для поезда
дал слово привести поезд на станцию Воскресенск в 13 часов 30 минут, нисколько не задержав идущий вслед скорый пассажирский.
Некоторое время спустя, приняв дежурство. Максимов об’явил в микрофон:
— Поезд А? 930, паровоз AS 181875, следует но соцдоговору.
На станции Раменское зажглись зеленые огоньки. Машинист Усти
нов уверенно повел поезд вперед. Вслед за ним с интервалом всего в 10 минут > мчался скорый пассажирский поезд. Нужно было точно
Диспетчер Ф. Ф. Максимов.
Фото Г. ЯБЛОНОВСКОГО.
рассчитать скорость на каждом перегоне, чтобы ни па одну минуту не задержать пассажирский состав.
В диспетчерскую непрерывно поступали сообщения о следовании поезда А° 930. Нанося на лист бумаги его путь, Максимов с удовлетворением Заметил:
— Молодчина, Устипов!
Время шло. И снова в комнате прозвучал голос из репродуктора:
— Диспетчер!
— Я диспетчер!
— Поезд 930, паровоз 181875, прибыл на станцию Воскресенск 13 часов 26 минут. — Понял.
Стахановец Устинов сдержал свое слово. Задание выполнено досрочно
Машинисты в большой дружбе с Федором Феоктистовичем. Они зна

ЛЕКЦИИ И СЕМИНАРЫ

ПО ВОПРОСАМ

ЭКОНОМИКИ

В КИРОВСКОМ РАЙОНЕ
AS 930 «зеленую улицу». Устинов БЛАГОУСТРОЙСТВО
КОЛХОЗНЫХ

РЫНКОВ

В центре Ярославского рынка возвышается большое остекленное зда
ние — торговый павильон. Здесь идет торговля мясом. молоком. овощами. Сейчас внутри павильона оборудуется несколько новых палаток специально для торговли колхозов овощами и молочными продуктами.
Колхозные палатки Ярославского рынка будут одними из лучших на рынках Москвы. Палатка — это небольшой магазин; кроме торговой ком
наты вдесь есть отдельное подсобное помещение. В палатках будет оборудовано центрально© отопление.
На благоустройство рынков в текущем году выделяются два с половиной миллионаf рублей. Основная зада
ча — создать па рынках максимум удобств для покупателей и колхозников.
Кроме Ярославского рынка отопление намечено оборудовать в палатках ново
го овощного павильона на Центральном рынке, а также в палатках Арбатского, Немецкого и Инвалидного рынков. Тер
ритория Ц рынков будет заасфальтирована и приведена в благоустроенный вид. В частности асфальтируются Калитниковский и Измайловский рынки
Количество торговых мест увеличивается. На Пятпнцком, Крестовском и Преображенском рынках установят новые торговые столы, сооружат навесы.
В связи с возросшим подвозом ово- Ш - й и картофеля на рынках должны быть построены новые овощехранилища. На Центральном рынке для хранения овощей отводится полуподваль
ный етаж нового овощного павильона. Здесь установят стеллажи, улучшится вентиляпия. Новое овощехранилище сможет вместить до 500 тонн картофеля.

НЕРАДИВЫЕ

УПРАВДОМЫ

За последнее время Мосжилуправление получило ряд жалоб жильцов на холод в квартирах. Проверка показала, что значительная часть этих заявлений вполне обоснована. Некоторые управ ляющие домами с преступным легкомыслием относились к своим обязанно
стям, не заботились о том, чтобы в зданиях поддерживалась нормальная температура..
Бесхозяйственно расходовал уголь управляющий домом -Ns 15 по 7-му Ростовскому переулку Быков. Он не исполь
зовал для отопления мелкий уголь — топливо находилось под снегом, растап
тывалось, им посыпали дорожки. Мосжилуправление сняло Быкова с работы и привлекло его к судебной ответственности.
Управляющпй домом № 4 по Народной улице Рассохин расходовал топли
во без всякого учета, не обеспечил своевременного завоза угля в котель
ные. Безответственно относился к ото
плению квартир и управляющий домом
3 по 4-му Гончарному переулку Рогожин Рассохин и Рогожин также сняты с работы.
Строгий выговор с предупрежден не м об’явлен управляющему домом № 7 по Б. Казачьему переулку Манукову, не обеспечившему нормальную температуру в квартирах. Такое же взыскание наложено на и. о. начальника Пролетарского жилуправления Кожевникова, который не обеспечил углем дома района, не контролировал работы домоуправлений.
ют, что, если диспетчер Максимов пообещает дать им «зеленую улицу», их успех предрешен.
На станцию Воскресенск поезд А» 917, паровоз AS 181733, прибыл со второго отделения дороги с опозданием на 28 мипут. Как быть? Машинист Кузнецов тотчас же сообщает о случившемся диспетчеру. Максимов, рассчитав загрузку путей, предлагает:
— Я пропущу вас экспрессом до станции Перово. Только одно обя
зательное условие: ни на секунду не задержать следующие за вами поезда.
Кузнецов .охотно принял предложение диспетчера. Поезду Ай 917 была дана «зеленая улица». На станцию Перово он прибыл на 16 минут раньше, чем это полагалось по расписанию. Участок Воскресенск — Перово он прошел с нагоном в 44 минуты.
Большой опыт, изобретательность и точный расчет дают возможность Федору Феоктистовичу находить выход из самого трудного положения.
На стапцни Раменское только один путь оказался свободным, а предстояло принять еще два то
варных поезда — ASAS 2915 и 2913. Казалось, все предрешено: один поезд надо задержать на подходах к станции, пока не освободится путь.
Но это сломало бы график движения. И Максимов находит вы
ход. Зная хороший ход поезда Ай 2913, диспетчер принимает сме
лое решение. Оп договаривается с пассажирским диспетчером, и по
езд получает «зеленую улицу» по пассажирским путям. Расчеты Федора Феоктистовича оправдались. Товарный Ай 2913 прошел, нисколько не задержав электропоезда.
Хозяйственный, государственный подход к делу — характерная черта диспетчера Максимова. Он час
то интересуется положением и на необслуживаемых им соседних участках дороги.
Со второго отделепия дороги резервный паровоз шел в депо Сор
тировочная. Федор Феоктистович узнал, что на станции Пески стоит песколько десятков груженых камнем вагонов. Их нужно было доставить на станцию Люберцы. Максимов договаривается с диспетчером соседнего участка, и груз попутно доставляется на место.
...Дежурство подходит к концу. Диспетчер подводит итог. Поезда следовали со средней коммерческой скоростью в 23,9 километра в час — на 2,1 километра выше нормы.
Довольный результатом, Федор Феоктистович сдает свой пост. Сменщик поворачивает циркуляр
ный ключ вызывного шкафчика, и
на всех станциях участка Москва— Воскресенск снова звучит голос:
— Восемь часов. Принял дежурство диспетчер Родин. Сдал дежурство диспетчер Максимов...
С. ГЕХМАН.
По материалам
ваших аорреспондентоа, ТАСО ■ местной печати
НА ВТОРОМ МЕСТЕ
В МИРЕ
Закончился учет фондов Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. Такая работа за последние 50 лет про
изведена впервые. За годы советской власти фонды Публичной библиотеки утроились. В библиотеке насчитывает
ся сейчас 8 миллионов 889 тысяч книг, комплектов газет, журналов, гравюр. Общая длина полов в ее хранилищах составляет 81 километр. По количеству томов Публичная библиотека занимает теперь второе место в мире.
Учет фондов позволил выяснить, что среди сокровищ библиотеки хранятся 108 тысяч комплектов русских газет за 212 лет, 318 тысяч художественных эстампов, в том числе единственная коллекция, состоящая из 1.153 портретов Петра I, 36 тысяч различных гео
графических карт, 3.725 инкунабул и около 19 тысяч русских первопечатных книг.
ТРЕХЛЕТНИЙ ПЛАН СЕЛА
Колхозники артели им. Ленина села Оофиевка, Новониколаевского района, Запорожской области, УССР, разработа
ли план хозяйственно - культурного строительства и благоустройства села, рассчитанный на 2—3 года.
Планом предусмотрено сооружение дома для престарелых колхозников, детских яслей, колхозной гидростанции, десяти новых домов для колхозников, копюшни, овчарни. Будут замощены тротуары на протяжении 12 км. Центр села украсится парком культуры. На усадьбах предусмотрела посадка 5.000 декоративных и фруктовых деревьев.
мотоциклисты
НА ВЕРШИНЕ АЙ-ПЕТРИ
Мотоциклисты Севастопольского автомотоклуба работают над лыжными и другими приспособлениями для мото
цикла, с помощью которых можно преодолевать любые дороги при любых метеорологических условиях.
Ha-днях мотоциклисты Конопко и Кислый провели испытания лыжных приспособлений на вершине Ай-Петри.
При сильном ветре, по сугробам снега мотоциклисты прибыли на метеороло
гическую станцию Ай-Петри, где были встречены изумленными зимовщиками.
В справке, выданной мотоциклистам, начальник метеорологической станции написал, что они прибыли, «совершив под’ем по глубоким сугробам снега, во время сильного западного ветра и метели».
АЭРОСЕВ
САКСАУЛА
В Ашхабад возвратилась экспедиция Туркменского лесного управления и отряда авдации спецпрнменения, про
водившая в Казапджижскбм районе опытный аэросев черного саксаула. За одш! рейс с самолета засевалась о вы
соты 25 метров полоса в 20 метров шириной и 2 километра длиной.
Опытный аэросев в более широких масштабах будет произведен в Кара- Кумах осенью.
Сотни партийных и хозяйственных работников Кировского района столицы изучают вопросы экономики, марксистско-ленинскую экономи
ческую науку. Ha-днях начались занятия семинара, который посещают секретари и работники райкомов партии и комсомола, руководители райисполкома, секретари крупней шнх парторганизаций.
В районе организован семинар для торговых работников по изучению экономики, организации и планирования советской торговли.
Многочисленные курсы, кружки, семинары по изучению экономики производства создапы на предприятиях района —в 1-й Образцовой ти
пографии, на ситценабивной фабрике, на фабрике «Парижская комму
на», на заводе имени Калинипа, в Краснохолмской комбинате и др.
Лекции и занятия помогают слушателям в их практической работе. Начальник брошировочного цеха 1-й Образцовой типографии тов. Ястре
бов говорит, что лекция об анализе баланса помогла ему организовать учет материалов в цехе. В результате цех добился в феврале значи
тельной экономии в расходах на вспомогательные материалы.

НЕИЗВЕСТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ВЕЛИКОГО ПОЛКОВОДЦА

МИНСК. (Наш корр.). Научные сотрудники Витебского областного истсфического музея недавно обнаружили два новых документа, относящихся к великому русскому полководцу А. Суворову.
Один из них является оригиналом подорожной грамоты, подписанной Суворовым и выданной им в мае 1772 го
да в городе Кракове капитану Гедройчу на право проезда в город Минск на постоянное жительство.
Большой научный и исторический интерес представляет оригинал письма Суворова, написанного им из Астраха
ни в мае 1781 года по поводу смерти Долгорукова. Адресат письма неизвестен.
Документы выставлены для обозрения в музее.
КИНОЭКСПЕДИЦИЯ
В АРКТИКУ
Сегодня из Ленинграда выезжает киноэкспедиция студии «Лентехфнльм» во главе с режиссером А. А. Пресняковым.
— 4 апреля, — говорит т. Пресняков, мы вылетаем из Москвы на остров Диксон на последнем оимнем рейсовом . самолете, который поведет пилот Махоткин. На осттюве Диксон будет сниматься большая картина, по
священная 10-летию Главсевморпути. В этой картине будет рассказано о той огромной работе, которую осуществили большевики в Арктике, о героическом повседневном труде советских полярников. На Диксоне мы заснимем зимние работы, после чего вер
немся в Ленинград и летом выйдем на флагманском ледоколе «Иосиф Сталин» в полярную навигацию. Экспедиция заснимет проводку судов в Карском море. Новую Землю, Игарку, Дудинку, фактории Туруханского края, разработку богатых недр Крайнего Севера.
Вторая группа киноэкспедиции будет работать на мысе Челюскин, в бухте Кожевникова. в бухте Нордвик, на Тикси.
. Картину консультирует Герой Совет
ского Союза М. И. Шевелев. Она будет выпущена к десятилетию Главсев морпути.
ПАПИРОСЫ —
НА ВЫСТАВКУ
Донская государственная табачная фабрика имени Розы Люксембург полу
чила от Главтабака задание изготовить для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 420 тысяч папирос сортов «Штандарт», «Изящные». «Казачьи», «Наша марка», а также 300 килограммов табака сортов «Рекламный» и «Южный».
В апреле фабрика отправит на выставку первую партию папирос.

ОВОЩЕХРАНИЛИЩЕ -

АВТОМАТ

В этом доме все необычно. Снаружи, например, дом скорее похож, на здание цирка — круглый, с ку
полом. Внутри — это своеобразный «манеж», по которому медленнЪ движется кольцо из рельсов. Мы привыкли, что колеса идут по рельсам; здесь же как-раз наоборот — на роликах движутся рель
сы. Сейчас на них сооружают «этажерку» ■— в три этажа накла
дывают деревянные планки, каж
дая шириной в два с половиной метра. Таким образом, получается
огромная «этажерка-кольцо». Это — закром, предназначенный для
хранения овощей. Маленький дом, который строится на плодоовощном комбинате им. Бадаева, — опытное овощехранилище-автомат системы инженера И. Л. Рабиновича. Не
смотря на небольшие размеры, оно сможет принять на хранение 700 тонн картофеля.
Система, предложенная т. Рабиновичем, дает возможность наиболее рационально использовать
площадь хранилища. Как известно, картофель в закрома насыпают слоем в полтора—два метра. Та
ким образом, чтобы хранить 10 тысяч тонн картофеля, овощехрани
лище обычного типа должпо иметь очень большую площадь. При новой же системе для такого же количества картофеля нужно здание диа
метром в 80 метров; на такой пло
щади могут расположиться 1—8 многоэтажных закромов.
Благодаря тому, что кольцевые закрома движутся, их можно за
гружать из одного пункта обычным ленточным транспортером. Перед
вижка одного закрома с 1.000 тонн груза требует мотора мощностью всего в 2 киловатта.
Транспортер должен загружать только верхний стеллаж: на опре■ деленном расстоянии планки его
автоматически открываются, опро! кидывая картофель в нижние «эта
1 жи». Так как транспортер тоже кольцевой и пересекает все закрома, то по верхней его ленте кар
тофель поступает в хранилище, а по нижней — выгружается. Это да
ет возможность легко производить переборку.
Для управления всем сооружением достаточно одного—двух человек даже в том случае, если здесь будет храниться до 10.000 тонн овощей. В центре здания в специальной комнате находится пульт управления.
Несколько дней назад закончились строительные работы.
Московский фарфоровый завод «Изолятор» освоил производство новых изоляторов для трансформаторов. На снимке: начальник про
изводственно-технического отдела завода Л. И. Федоров (справа) и электрик Г. В. Уваров испытывают в электрофизической лаборатории изолятор «ТФФ-10».
Фото Л. СМИРНОВА

РЕДКОЕ

СОБРАНИЕ КНИГ

УЧИТЕЛЯ- МОТОЦИКЛИСТЫ
Во время 4-го оборонно-спортивного зимнего праздника учителей при Ок
тябрьском райкоме союза работников начальной и средней школы был организован учительский кружок по изучению мотоцикла. Сейчас восемь членов кружка, закончивших в нем заня
тия, сдали в Автоинспекция экзамен по теории и практике вождения мотоцик
ла и получили права водителей. В числе учителей-мотоциклиетов — учительницы 1-й Окружной железнодорож
ной школы тов. Колобаева и 601-й
школы тов. Солощенхо, учителя 601-й школы тг. Суслов, Травкин, 207-й школы Володеев, 21Я-Й — Бойков и др.
Учителя-мотоциклисты намерены продолжать учебу и овладеть в дальнейшем вождением автомашины.
обувь:
К ЛЕТНЕМУ СЕЗОНУ
Кожобувной комбинат Наркомата легкой промышленности освоил новые ви
ды изделий. К летнему сезону будут выпущены первые партии белой мужской парусиновой обуви высокого ка
честв». Готовятся изящные пляжные туфли ажурного фасона из цветной и: белой кожи. Модельеры фабрики раз
рабатывают ’ также новый фасон детских ботиночек. До сих пор комбинатом дстокая обувь не выпускалась.
Для улучшения работы цехов с 1 апреля на комбинате введен диспет
черский пульт управления. Он дает возможность директору, главному инженеру и старшему диспетчеру при помощи телефонной связи Сыть все время в курсе всего происходящего в це
хах, непосредственно руководить их работой.
ПРОИЗВОДСТВО
РУЧНЫХ ЧАСОВ
Железнодорожный райпромтрест организует производство ручных часов.
В Гавриковом переулке организован механический цех, где идет заготовка деталей. Фурнитуру (некондиционные детали от карманных часов) промтресту будут поставлять часовые заводы Москвы. Оборка часов организована в од
ном из помещений на Ново-Рязанской
улице. Первая партия (40 часов) уже выпущена. Во втором квартале рай
промтрест намечает выпустить 1.200 ручных часов. I

ВОЗВРАЩЕННОЕ

ЗРЕНИЕ

Х

МУРЫМ февральским утром на
Белорусском вокзале в Москве сошла с поезда группа пассажиров.
Среди них была молодая женщина невысокого роста в необыкновенно сложных очках. Хотя солнце уже много дней не появлялось пз-за свинцово-серой нелепы туч. опа, медленно идя по платформе, прикрывала ладонью глаза, как бы охраняя их от ярких солнечных лучей.
— Так вот она, Москва, наша столица, — еле слышно произнесла она. — Пятнадцать лет я слышала ее голос по радио. Теперь я дыйу ее воздухом, ощущаю ее. Неужели я нпкогда ее не увижу?..
— Успокойся, Оля, — заговорили поддерживавшие, ее взволнованные спутницы. — Возьми себя в руки. Тй увидишь Москву Очень скоро увидишь...
На площадв«»опп сели в машпну п назвали адрес: улица Горького, Глазная больница.

Двенадцать лет назад в Международный юношеский день в Каунасе проходила демонстрация молодежи. Полиция разогнала демонстрацию и задержала многих ее участников. В числе арестованных оказалась 15-летняя пионерка Хана Гершенавпчуте, которая по поручению своей пионерской организапип несла красное знамя.
Через месяц ее выпустили на свободу, но спустя несколько лет снова арестовали, теперь уже как ком
Хана Гершенавичуте в комнате отдыха офталмологического института им. Гельмгольца слушает свою речь, записанную на пленку аппаратом «Шоринофон».
сомолку, выступавшую на тайном митипге и призывавшую к борьбе со сметоновским режимом. Молодую девушку осудили на девять лет тюремпого заключения.
Байорахская тюрьма, куда поместили юную революционерку, была известна как одна из самых ужас
ных тюрем сметоновской Литвы. Утонченные издевательства тюрем
щиков, нечеловеческие условия и изнурительный труд превращали за
ключенных в инвалидов Камеры в этой крепости были темны, как
ночь. Слабые лучи дневного света еле проникали в них сквозь неболь
шие отверстия в потолке. Даже единственное, что было позволено заключенным, — чтение — и то в этих немыслимых условиях превращалось в пытку. Но Хана не мог
ла отказаться от чтепия. Она читала много, чтобы не отстать от жизни, от товарищей, оставшихся на свободе.
Заключенные выделили из своей сре#л постоянное ядро — группу коммунистов —• для ведения поли
тической работы в тюрьме. В их числе была и Хана, которая там же, в тюрьме, была принята в партию большевиков. Партийная кличка Ханы была «Оля».
В заключении и без того слабое зрение девушки начало еще боль
ше расстраиваться. Когда, отбыв свой срок, через шесть лет (ей Чсак несовершеннолетней срок заключения был сокращен на одну треть), Хана Гершенавичуте вышла на сво
боду, левый глаз ее не видел почти ничего, а правым глазом она с тру
дом различала находившиеся перед ней предметы.
На свободе она окунулась в партийную работу. Эта работа захватила ее целиком.
Когда она выбрала момент, чтобы обратиться к врачу, то узнала, что ее состояние безнадежно и ей суждено на всю жизнь оставаться полуслепой
На средства МОПР товарищи отправили больную в Бельгию и Францию, но н там никто из врачей пе мог помочь ей. Как-то по радио она услышала о работах совет
ских ученых, возвращающих зрепие слепым. Но поездка в Москву в те дни была невозможной. Эта тайная мечта осуществилась лишь в наши дни ЦК компартии Литвы отправил Хану в Москву — «единственное место, где, может быть, удастся вернуть ей зрение», — как гла
сил вывод консилиума литовских специалистов.
Опираясь на руки подруг, Хана Гершенавичуте вошла в под езд больницы. У нее нашли расслоение сетчатки — болезнь, поддающуюся ле чению лишь в ранних стадиях.
— Ваша болезнь очень запущена, — сказали врачи. — Надежд на благополучный исход операции мало. Попробуйте обратиться к ака
демику Авербаху, — посоветовали ей. — Он единственный человек, ко
торый может возвратить вам зрение.
Через нееколько дней Хана была принята в Институте офталмо
логин имени Гельмгольца ассистентом академика Е. М. Ивановой. Тщательно исследовав больную, .казна
чили ее на операцию к М. И. Авербаху...
Ha-днях Хана Гершенавичуте впервые сняла уродливые темные очки, которые носила после опера
ции, чтобы предохранить глаза от яркого света Трудно передать переживания молодой девушки, прозрев
шей благодаря искусству советских врачей. Со слезами на глазах она трясла руки академику и ассистен
там, с любовью вглядываясь в лица людей, которые дали ей возмож в ость вновь видеть свет.
— Вы возвратили мне самое ценное, — волнуясь, говорила она, —- вы возвратили мне жизнь..,
Хана Гершенавичуте уехала на родину, в Каунас, уехала, полная сил и юных надежд, с одним всеподчиняющим себе стремлением: работать и служить великому делу на
рода, за которое она боролась еще с детских лет.
В БИБЛИОТЕКЕ
А. П. КАРПИНСКОГО
На двери висит табличка «Библиотека академика А. П. Карпинского».
Редкое собрание книг, принадлежавшее покойному президенту Академии наук СССР Александру Петровичу Карпинскому, занимает сей
час большую комнату в библиотеке геолого-географического отделения академии.
Прежде чем послать в Москву свой дар, дочь А. П. Карпинского Евгения Александровна Толмачева составила подробную опись коллек
ции, которую ученый так тщатель
но собирал в течение более чем 60 лет. Далеко не все книги разоб
раны и расставлены по полкам. Много неразобранных книг еще будет просматриваться специалистами.
В собрании около 30 тысяч книг и журналов. Присоединение этой коллек
ции к академической библиотеке—круп
ное научное событие. В библиотеку приходят ученые — геологи, палеонтологи, петрографы, — чтобы познакомиться с ценнейшими изданиями.
По мнению специалистов, трудно даже сказать, какие из книг покойного президента Академии наук являются наиболее уникальными. Во всяком случае многие из них имеются в Советском Союзе лишь в нескольких экземплярах,. а некоторые — в одном.
Академик А. П. Карпинский родился в семье горного инженера на Урале, и значительная часть его дол
голетней научной деятельности была посвящена геологии этого богатейше
го края. Любовь ученого к Уралу по
лучила отражение и в коллекции книг. Несколько тысяч книг не только русских, но и иностранных авторов посвящено исследованиям на тер
ритории Урала. В библиотеке ученого
собраны десятки трудов французского геолога Дюпарка, который провел не
сколько лет на Урале. Здесь можно найти решительно все, что выходило об Урале на всех языках мира, начи
ная с 70-х годов прошлого столетия. Тут же хранится первая работа Карпинского, посвященная Уралу и датированная 1873 годом. На полках расставлены и старые русские журналы, собранные за много лет и представляющие большую редкость.
По составленной недавно описи монографий можно проследить «за всей научной работой академика Карпинского. Масштабы его работы в различных областях геологии были исключительно велики. Он изучал металлур
гию и горнов дело, палеоатологию и кристаллографию.
Особый интерес представляют книги на иностранных языках. Они составляют почти половину библиотеки. Будучи крупнейшим геологом, А. П. Кар
пинский получал многие издания из всех стран Европы и Америки. Ему присылали свои книги все существующие на земном шаре академии и научные геологические общества. В биб
лиотеке ученого собраны за 25 лет сборники, посвященные Бельгийскому Конго, которое славится своими полезными ископаемыми. Наряду с изданиями, выходившими во всех сто
лицах Европы и США, здесь можно найти мексиканские книги. ,
Исключительный научный интерес представляет один из европейских ежегодников, в котором систематически со
общалось все происходящее в мировой геологии. . В библиотеке Карпинского этот ежегодник собран почти за 50 лет.
Чтобы представить себе ценность этого собрания книг, достаточно сказать, что вся библиотека геолого-геог
рафического отделения Академии наук СССР насчитывает 110 тысяч томов.
Но в ближайшее время эта бнб лпотека пополнится еще одним крупнейшим собранием книг, при
надлежавших покойному академику Ф. Ю. Левипсон-Лессингу. Весной книги прибудут из Ленинграда в Москву. Академик Левинсон-Лессинг
был крупнейшим петрографом, н его коллекция, не уступающая по своему размеру собранию академи
ка Карпинского, состоит главным образом из редких изданий. посвЯ щенных вопросам петрографии.
Оба ценнейших собрания станут
ВЕЧЕР НА ИНОСТРАННЫХ
ЯЗЫКАХ
Многие учащиеся 620-й школы Молотовокого района хорошо владеют иног странными языками. Ha-днях школа проводит интересный вечер. Все выступления будут на иностранных языках. Драматический, хоровой и другие круж
ки разучивают отрывки из пьес, песни и стихи на немецком и английском язы
ках. Даже в буфете надо будет в этот вечер говорить только на иностранном языке.
Вечер школьников состоится в субботу, 5 апреля.
ПЕРВОМАЙСКИЕ
КНИЖКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Издательство детской литературы выпускает в середине апреля несколько первомайских книг для детей дошкольного и младшего возраста. 500-тысячным тиражом в серии «Кшгжка,-малыш
ка* печатаются стихи Владимира Маяковокого «Возьмем винтовки новые».
Массовыми тиражами выходят в свет книжка-картинка лауреата Сталинской премии поэта-орденоносца Сергея Ми
халкова и художника А. Елисеевнина
Первое мая», стихи О. Маршака «Хороший день» с красочными иллюстрациями художника Ю. Пименова и кни
га Е. Ильиной, в которой рассказана история празднования 1 Мая.
ЭЛЕКТРОЛАМПЫ
С ОТРАЖАТЕЛЯМИ
Выпускаемые до сих пор электролампы равномерно рассеивают свет во все стороны. Всесоюзный электротехнический институт разработал лампу нового типа, которая не требует абажу
ров для концентрации света. Колба этой лампы имеет особую форму, а изнутри она покрыта тончайшим слоем серебра. Зеркальная поверхность отражает световой поток лампы и концентрирует его. Новые электролампы эко
номичны. Так, лампа мощностью в 200 ватт дает такую же освещенность, как и лампа в 300 ватт, но другого типа.
Московский электроламповый завод уже приступил к серийному выпуску новых электроламп мощностью в 200 и 300 ватт.
достоянием ученых Москвы и других городов Советского Союза. По
специальным запросам библиотека высылает отдельные книги своим иногородним абонентам.
М. Макаров. РЕКОРДНЫЙ
УЛОВ
РОЗЫ, ГОРТЕНЗИИ
кальцеолярии
Апрель считается месяцем роз, гортензий, цинерарий. В оранжереях эти цветы сейчас уже распускаются без помощи «электрического солнца».
Магазин совхоза «Братцево» (улица Горького, 27) ежедневно получает око
ло тысячи гортензий, роз, цинерарий. В ближайшие дни ожидаются первые кальцеолярии, привлекающие своей не
обычайно яркой и разнообразной ок>- раской.
Из оранжерей совхоза магазин получит в апреле около 35 тысяч цветов — почти вчетверо больше, чем в марте.
ПРИЕЗД ТЕННИСИСТОВ
ЛЬВОВА
Сегодня в Москву приехали сильнейшие теннисисты Львовского «Динамово главе с чемпионом СССР Ю. Гебда.
1 составе команды — четыре тенни
систа и две теннисистки. 5 и 6 апреля они выступят в матче против команды московского «Динамо». Встречи состоят^ ся на зимних теннисных кортах стадиона «Динамо».
В программе — мужские и женские одиночные встречи, а также парные и смешанные игры.
Состав московской команды возглавляет заслуженный мастер спорта Б. Новиков.
На уроке гимнастики в 1-й Московской опецщколо Военно-Воздушных
Оил.
Фото М. ОЛЕХНОВИЧ.

В НАШЕЙ СТРАНЕ

ДЕНЬ

МОСКОВСКИЙ

ПЕРЕДОВОЙ
ЦЕХ
Коллектив цеха Л! 24 Прожекторного завода имени Л. М. Кагановича выполнил свое обязательство — кварталы. яую программу завершил на 106 про
центов. Особенно хорошо работает группа мастера Белова. Она изо дня в день пе
ревыполняла сменно-суточные задания. Сейчас цех AS 24 включился в пред
майское социалистическое соревнование. Программу второго квартала цех обя
зался выполнить на 106 процентов, а месячный план закончить к 28 апреля.
Мих. ПЕРОВ.
Моторный бог «Десятка» колхоза «Свободный Мурман» (Мурманская область) добыл на 46 сетей 1.757 кило
граммов трески. Это — самый большой улов о начала весенней путины.