т

200 ТЫСЯЧ

ЭКСПОНЕНТОВ

МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН
НА ВСЕСОЮЗНОЙ
С.-Х. ВЫСТАВКЕ
Главный выставочный комитет Получил 366 тысяч документов о кандидатах в участники Всесоюз
ной сельскохозяйственной выставки 1941 года. Больше 200 тысяч экспонентов уже утверждено.
На территории выставки широко развернулись подготовительные работы. Работники павильонов «Дальний Восток», «Сибирь», «Украинаи раздела «Новое .в деревне» обязались досрочно подготовиться к открытию выставки.
ЙЗ Кишинева вернулись работники павильона Молдавской ССР. Они привезли материалы, характеризующие достижения вельского- хозяйства молодой республики. В пави
льоне Литовской, Латвийской и Эс_ тонской ССР готовятся эскизы больших нанорам.
Интересные натуральные экспонаты получил павильон химизации.
Среди них — образцы хибинских апатитов. В этом павильоне будут демонстрироваться две диорамы. Одна из Щ1Х изображает внешний вид города Кировска, озеро Вуд’явр и апатитовые месторождения, а другая — Соликамский химкомбинат, шахту, фабрику и рабочий поселок.
ГОСТИНИЦА
НА КАЛАНЧЕВСКОЙ УЛИЦЕ
ИЗ КРУПНЫХ БЛОКОВ
На углу Каланчевской улицы и Дьяковского переулка, недалеко от Комсомольской площади, отведена площадка для строительства новой привокзальной гостиницы. Здание сооружается по проекту архитекторов Андронова и Кдныухина.
Сейчас ведутся земляные работы — роется котлован, а через несколько дней начнется кладка фундамента. В конце апреля строите
ли приступят к монтажу здания из крупных блоков.
В беседе с нашим сотрудником архитектор Андронов сообщил:
— В пятиэтажном здании гостиницы будет 161 номер. Часть номе
ров рассчитана на трех жильцов,
часть — на одного. В просторном вестибюле разместятся служебные помещения, парикмахерская, ком
ната для багажа. Гостиница будет иметь свою кухню и небольшой буфет-ресторан. В каждом этаже оборудуются ванные и души.
Блоки для строительства гостиницы изготовлены на Таганском за
воде по специальному рисунку — белые с голубоватым оттенком. На четвертом этаже, вдоль фасада, разместятся балконы.
Строительство гостиницы должно
быть заг^нчено в октябре.

ЗВЕРОБОИ

НА ДРЕЙФУЮЩЕЙ ЛЬДИНЕ
АРХАНГЕЛЬСК. (Наш корр.). Богатая добыча досталась в этом году оверобоям поморского колхоза «При
лив», расположенного на Зимнем бе * регу Белого моря.
Когда промышленники вышли на вверобойный промысел, морского зверя близко у берега не было. Захватив двухнедельный запас продовольствия, они направились в открытое море,
таща за собой по дрейфующему льду шесть промысловых лодок. Когда попадались полыньи или широкие разводья, лодки спускались на воду.
Пройдя примерно 20 километров, колхозники увидали, наконец, огромную залежку гренландского тюленя. Сразу же приступили к бою. За несколько дней бригада, руководимая опытным зверобоем В. Ушаковым, добыла боль
ше двух тысяч голов морского зверя, перевыполнив задание в 6 раз.
Ветер и течение отнесли ледяное поле вместе с 32 промышленниками еще дальше, и теперь от материка их отделяют 30 километров. В связи с этим капитанам находящихся поблизости ботов «Мурманец» и «Йерпа» предложено в случае необходимости, немед
ленно оказать помощь дрейфующей бригаде колхозников. Зверобои предупреждены об этом запиской, сброшенной с самолета.
Колхозники «Прилива» продолжают Промысел.
РЕДКИЙ ОПОРОС
КРЕСТЦЫ (Ленинградокая область), 4. (ТАОО. Свиноматка, принадлежащая колхознику сельхозартели «Красный Октябрь», Крестецкого района, А. Савельячеву, на-днях принесла 31 поросенка.
Днепропетровский завод металлургического оборудования, изготовля
ющий тюб&шги для строительства метро третьей очереди, по-стаханов
ски выполняет свои обязательства. За 15 дней марта цех тюбингов пе
ревыполнил программу на 123 проц. и дал сверх плана 118 тюбинговых колец. На снимке: начальник участка ОТК К. В. Чернявский принимает у старшего мастера цеха тюбингов А. Т. Дацко готовые к отправке в адрес Метростроя тюбин
говые сегменты.
Фото Г. УГРИНОВИЧА.
Западному порту пароходства кана ла Москва—Волга присуждено пере ходящее красное знамя Наркомреч флота и ЦК профсоюза речников На снимке: стахановец-маляр М. А
Пшеничный окрашивает портальный
кран.
фото В. БАШКИРОВА. (ТАСС).
НА ГОРОДСКИЕ ТЕМЫ

ПОСЛЕ

ПЕРВОГО

ДОЖДЯ...

Третьего дня шел первый весенний дождь. И сразу повысилась на
грузка телефонов Мосжилуправления.
Звонили из разных концов города, из разных домов — № 7/8 по Маросейке, М» 18 по Б. Харитоньев
скому, й 3 по М. Дмитровке, № 13 по улице Фрунзе... Жалобы были однотипными:
— Течет...
— Протекает...
Жильцы сообща.™ о протекающих крышах, о том, что из-за беспечности некоторых управляющих домами вода проникла в квартиры верхних этажей. В 55-й квар
тире дома № 56 по 3-й Тверской- Ямской отвалилась штукатурка по
толка. В девятиэтажном доме № 16 по М. Пироговской вода просочилась до квартиры № 104 на седьмом этаже.
Старший инспектор отдела эксплоатации Мосжилуправления тов. Горбацевич не остался глух к сигналам. Он тут же звонил управляющим домами:
— Ловите воду на чердаке!..
— Ставьте пока у щелей корыта и ведра...
— Заделывайте отверстия...
Однако это не возымело действия. Вместо того, чтобы тут же принять меры для ликвидации течи в крышах, виновники этих безобразий стали оправдываться.
Управляющий домом № 16 по М. Пироговской Корень привел смехотворные доводы:
— У меня крыша в 5 га... Не могу же я за всем уследить и заметить какие-то дырочки!
По мнению этого потерявшего рсякое чувство ответственности, работника, «ничего страшного не произошло... Ведь вода с крыши просочилась только через два этажа...».
Вчера мы получили письмо от семьи Гусаровых, живущих в 24-й квартире дома № 35 по Б. Якиманке. Они справедливо возмуща
ются тем, что крыша протекает уже три года. В августе прошлого года ее так «отремонтировали»,! что течь прекращалась только в морозы. На требования жильцов принять меры управляющая домом Мельникова никак не реагирует.
Можно, конечно, увещевать но телефону, как это делал третьего дня тов. Горбацевич. Кое на кого, воз
можно, это подействует. Но не пора ли Мосжплуправлению более решительно Призвать к порядку работников, которые, равнодушно относятся и к нуждам жильцов и к сохранности жилого фонда.
И. Евгеньев.
РУКОПИСЬ стихов
ВАХТАНГА VI
Горийский краеведческий музей приобрел на-днях рукопись стихов грузин
ского паря Вахтанга VI, комментатора и первого издателя бессмертной поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
Рукопись наягясана четким, красивым почерком. Время наложило на нее свой отпечаток — отдельные страницы повреждены.

Выставка школьных

работ

Ветвистые рога оленя и нарта, фигура якута выпилены из фанеры учениками 524-й школы. На СО седнем стэнде — вышивки. Далы
ше —• натюрморты, написанные юными художниками из 627-й шко
лы. Овощи и стеклянный бокал с удивительным мастерством сумел изобразить ученик Гинн. Изокружок 649-й школы занял всю стену реп
родукциями картин Васнецова и этюдами, написанными маслом.
Большая выставка школьных работ организована в Кировском районе.
518-я школа представила на выставку работы своего исторического кружка. Ребята сами чертили кар
ты, рисовали портреты деятелей различных эпох, собирали старин
ные монеты. Вот уголок Москвы XVII века: деревянные терема, бре
венчатые службы. Вот картины боярского быта, репродукции старинных гравюр.
В кабинете химии сложные, хрупкие сооружения из стеклянных колб и реторт для производства химических опытов тоже сделаны руками ребят.
Математика, физика, биология — все предметы, которые изучаются в школе, иллюстрированы здесь диа
граммами, картами, < физическими приборами, даже рукоделием. Так, в кабинете биологии под стеклом хранится корзина, полная спелой клубники... связанной крючком.
Выставка школьных работ Кировского района обобщает школьный опыт и поможет педагогам сделать интереснее и нагляднее их уроки.
Фото Г. ЯБЛОНОВСКОГО.
Студенты Московского института тонкой химической технологии им. Ломоносова готовятся к всесоюзным комсомольским гимнастическим соревнованиям.

МОСКОВСКИЙ

40 ЛЕТ НАУЧНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ
Московский государственный университет им. ЛЗмоносова отмечает 40-летие научной и педагогической деятельности профессора-геолога И. А. Шульга.
Сегодня вечером на геолого-почвен. ном факультете открывается научная конференция почвоведов, посвященная юбилею ученого. Завтра состоится торжественное чествование юбиляра.
СОРЕВНОВАНИЕ ДВУХ УЛИЦ

Кропоткинская —

Б. Серпуховская

Энергично взялись за работу управляющие домами на Кропоткин
ской улице тт. Савотин и Иудин. Дворы домов полностью очищены от снега.
Во всех дворах улицы работает десять снеготаялок.
Кропоткинское жилуправление намерено в ближайшие дни заменить все мусоросборники специальными герметически закупоренными железными ящиками.
Отремонтированы все водосточные трубы на фасадах домов по Б. Сер
пуховской улице. Закончен ремонт ворот и заборов. Архитектор Моск
ворецкого района разрабатывает проект внешнего оформления улицы. Весной на магистрали произведут посадки многолетних деревьев.
Группком союза работников жилищного хозяйства провел собрание домашних работниц — они также включились в соревнование на приведение квартир в образцовый порядок.
В доме N° 48 по Б. Серпуховской некоторые жильцы приступили к ремонту кухонь и коридоров. Домо
управление снабжает жильцов необходимыми материалами.
Во всех домах по Б. Серпуховской регулярно выходят стенные газеты, посвященные соревнованию.
НА ШЛЮПКАХ
ПО МОСКВА-РЕКЕ
Мосгоросвод готовится к паводку. Несколько сот дружинников — активи* стов Освода — рабочих завода «Дина
мо» имени Кирова и автозавода имени Сталина сейчас ежедневно прохо
дит практические занятия на Москвареке в районе Кожухова. Они обучаются гребле, пользованию спасатель
ным инвентарем. ■
Для дежурства на спасательных станциях Мосгоросвод выделил больше 100 водолазов.

КРУПНЕЙШИЙ СОВЕТСКИЙ

ФИЗИОЛОГ

АКАДЕМИК Леон Абгарович Ор** бели — лауреат Сталинской премии первой степени — является крупнейшим представителем эво
люционной физиологии в СССР. Он поставил перед собой задачу — со
четать дарвинизм с современным учением о физиологии нервов и мышц, выяснить роль эволюционно
го учения великого Дарвина в жизни и деятельности организма человека, использовать материалистическую базу дарвинизма для лечения н предупреждения болезней.
Академик Орбели подошел к решению проблемы эволюционной фи
зиологии не сразу. По окончании Военно-медицинской академии в 1904 году он, будучи врачом, ра
ботал в знаменитой лаборатории И. П. Павлова в Институте экспериментальной медицины по вопро
сам пищеварения и высшей первной деятельности. Общение с гениальным физиологом, а в дальней
шем и дружба с ним наложили неизгладимую печать на творчество Л. А. Орбели. Именно под влиянием Павлова Л. А. Орбели пос
тавил в центр своего внимания капитальный вопрос о многосторон
ней деятельности нервной системы, которая связывает и регулирует все основные функции нашего тела: ды
хание, питание и, наконец, работу нашего обширного мышечного аппарата.
У Орбели была своя глубокая мысль, свое особенное желание еще более расширить рамки учения о нервной системе, применив теорию Дарвина о древних и новых формах нервной деятельности. Ему .ка
залось необходимым мобилизовать те огромные запасные силы, которые достались нам от наших пред
ков и которые пока еще дремлют в - низших, мало изученных частях нашей нервной системы — в многочисленных узлах и сплетениях так называемых симпатических стволов.
И вот Орбели отправляется в Англию, к гистологу и физиологу Ленглею, чтобы поработать над «автономной» Нервной системой, т. е. не
зависимой, как тогда думали, о.т высших Центров мозга, от воли и сознания!
По возвращении из-за границы Орбели почти десять лет одновременно. с экспериментальной работой читает лекции студентам Воен
но-медицинской академии и становится одним из любимейших профессоров нашей молодежи.
Настоящий талант исследователя и руководителя научной • школы развивается у Л. Д. Орбели После Великой Октябрьской социалистической революции. К этому вре
мени относится его выдающееся открытие, сделанное вместе со студентом Гипицинским, впоследст
вии профессором мединститута, —
открытие совершенно нового вида деятельности мышц нашего скелета, нового способа заставить мыш
цу работать втрое, вчетверо больше того максимума энергии, который
она дает в обычных условиях жизни. Для этого оказывается доста
точным раздражать миниатюрными электродами ветви симпатического нерва, идущие к каждой мышце, к каждому ее волокну и заведующие «мобилизацией» запасных пита
тельных веществ, необходимых для правильного сокращения, для движения мышц. После этого откры
тия становится понятным, почему животное, преследуемое врагам»,
обнаруживает двойное и тройное количество энергии при убегании и при сопротивлении. Здесь именно начинает действовать цх древняя нервная система, еще не заслужив
шая названия центральной, еще разбросанная в впде узлов среди внутренностей и вдоль сосудов мышц, но тем не менее представляющая мощное подсобное средство для предупреждения наступившего утомления.
Начинается замечательная эпоха в жизни ученого: окруженный вни
манием советской ^общественности, осаждаемый просьбами научных сотрудников работать под его руко
водством, Л. А. Орбели в течепие 18—20- лет создает по существу совершенно новый отдел нашей науки — учение об адаптационно-тро
фических функциях нервной системы и органов чувств (адаптация оз
начает приспособление, трофика — питание тканей), — учение, благо
даря которому мы смотрим на мир другими глазами и по-новому отражаем его в своей голове. Эти работы вместе с сотнями другнх специ
альных исследований доставили Ор
бели всеобщее признание у нас-, и за границей.
Но эволюционная линия в его учении о функциях нервной систе
мы на этом не исчерпала себя. Да и сам он не из таких людей, кото
рые успокаиваются на достигнутом успехе. Каждое достижение ставит перед ним ряд новых, еще не разрешенных вопросов.
, Орбели не только биолог, педагог и экспериментатор, он еще и врач, постоянно’ думающий о той
непосредственной пользе, которую может получить от науки больной, страдающий человек. В числе его крупнейших работ в связи с этим — исключительно интересные ис
следования по проблеме боли, где Орбели намечает пути к решению этого очень сложного вопроса.
От вмешательства так называемой внутренней секреции — от деятельности жблез-надночечников, вы
деляющих свои продукты прямо в кровь, например, при возбуждении органов чувств в сложных обстоятельствах борьбы за существо
вание, — зависит работоспособность симпатической нервной системы.
Боль, болевое Ощущение связано с работой другой своеобразной желе зы — так называемого придатка нашего мозга,, Шли гипофиза. Как показали опыты, болевое раздраже
ние ушливает деятельность многих органов и повышает возбудимость мозга имение благодаря тому, что боль вызывает увеличенное выделе
ние в кровь продуктов этой железы,
повышая «тонус» нервной системы, оказывая существенную помощь в борьбе с причине®, вызвавшей боль. Вместе с этим новым открытием вопрос о суб’ективных симптомах, о «жалобах» больного на испытываемые им внутренние состояния, вхо
дит в новую полосу. Ставится за
дача о том, чтобы, устраняя всеми мерами боль, не лишить организм
важного подсобного средства, связанного с раздражением определенных чувствительных болевых нер
вов. Самым характерным примером этого является боль при аппенди
ците, когда благодаря раздражению нервов брюшины мышечная стенка живота создает над воспаленным очагом своего рода щит — твер
дую наружную оболочку —и этим предохраняет очаг боли от внешних повреждений.
Много еще и других интересней тих опытов сделано и делается сейчас в лабораториях академика Орбели, где работают над выяс
нением «загадочной» роли малого мозга—мозжечка—у различных видов животных, исследуют процессы, происходящие в крови у низших и высших животных под вли
янием климата и другнх условий жизни.
После смерти И. П. Павлова Биологический институт в б. Колтушах,
любимое детище Павлова, перешел к Орбели и был им еще более рас
ширен и укреплен. Исключительна также роль Леона Абгаровича в организации ежегодных сессий, посвященных проблеме разработки научного наследства Павлова.
Леои Абгарович Орбели не только блестящий теоретик физиологии. Широкая практика у него неотде
лима от глубокой научной теории, и в этом заключаются главный «секрет» успехов его научной деятельности и причина того, что институты, руководимые Л. А. Орбе
ли, по праву считаются наиболее совершенными, а сам он, являясь
живой историей первого поколения советских ученых, служит образцом исследователя нового типа.
Проф. Ю. ФРОЛОВ.
АВТОБУС
ИДЕТ НА ТОРФЕ
Вчера по улицам Москвы курсировМ экспериментальный автобус № 211, на котором установлен опытный универ
сальный газогенератор. Это был пер»* вый пробег автобуса, работавшего на древесных чурках.
Автобус работал безотказно. Завтрапослезавтра он отправится в пробег по загородной линии Москва — Красная Пфхра. После этих испытаний газоге* нератор наполнят брикетированным тор
фом, и автобус отправится в пробег на этом виде топлива.
Все испытания универсальной газогенераторной установки предполагается закончить за 10 дней, после чего на* мечено оборудовать еще несколько ави тобусов, курсирующих на загородных линиях, универсальными газогенераторами.
КОНФЕРЕНЦИЯ
МОЛОДЫХ
ПЕДАГОГОВ
Педагогическое училище № 1, отмечая десятилетний юбилей, созвало конференцию своих бывших воспитанников—педагогов московских школ.
Конференция прошла с большим под’ембм. Молодые учителя, отмечая
заслуги училища в подготовке кадров, вынесли пожелания, подсказанные им практической работой.
На конференции была об’явлена бла* годарность Наркомпроса РСФСР старейшим преподавателям училища, рабо
тающим здесь со дня основания, —< Т. В. Лазаревой, Н. В. Кузнецову в П. Т. Кладинову.
НА РЫНКАХ
СТОЛИЦЫ
Значительно увеличился завоз молока на рынки Москвы. На Зацепском рын
ке вчера было продано более 7 тоня молока. Цены на молоко на рынках за последние дни снизились.
Возрастает и подвоз овощей. Только за последние три дня колхоз имени Сталина, Полтавской области, и Кол
хоз «Красное знамя». Рязанской обла
сти, доставили на Зацепский рынок 20 тонн свежей капусты. Капуста подешевела почти вдвое.
На Центральный рынок колхоз «Красный партизан», Полтавской области, доставил сегодня два вагона све
жей капусты, моркови и лука. Завтра из колхоза ожидается еще два вагона овощей.
СПРОС
НА ОБЛИГАЦИИ
В связи с предстоящим 17-м тиражом значительно увеличился спрос на об
лигации займа 1938 года. За последние четыре дня сберкассы Москвы продала облигаций на 1.222.000 рублей. Сейчас
200-рублевые облигации займа продают, ся по цене 202 рубля 02 копейки.
Очередной тираж займа 1938 года со. етотггся 13 апреля в Воронеже.
НА ТРЕНИРОВКУ
В ГАГРЫ
Вчера сильнейшие легкоатлеты спортивного общества «Учитель» выехали на тренировочный сбор в Гагры. Среди них — мастер спорта Рогачев, чемпионы страны 1939 года по группе де
вушек Картязаева и Демидова (обе из Рузы), серпуховская учительница Староверова и другие.
Спортсмены «Учителя» будут тренироваться в Гаграх вместе с командой общества «Крылья советов», которая на-днях выехала на юг.
ЦВЕТЕТ
КИПАРИС
В субтропической оранжерее Ботанического сада зацветают рододендроны. Па одном нз молодых кустов уже рас
пустилось несколько изящных светлолиловых цветочков. Множество белых и красных цветов покрывает кусты японской камелии.
Цветет и один из кипарисов — так называемый лузнтанский (родина его— Мексики). Неясные лнетья-четуйки кипариса словно обсыпаны золотым дождем маленьких шишечек.
Этой весной в оранжерее должны зацвести две мексиканские агавы. Уже еейчао посреди их оригинальных пят
нистых длинных листьев вытянулись высокие зеленые стрелки с бутонами. Агавы принадлежат к числу немногих растений, которые цветут один лишь рад,

Литовская академия наук

На живописном берегу реки Виляй высится дворец, принадлежав
ший ранее графам Тышкевичам. Впоследствии здесь была библиотека имени Врублевских, богатая ста
ринными изданиями, с маленьким музеем, освещавшим прошлое Вильнюса. Теперь в этом здании соз
дается молодая Академия наук Литовской ССР.
В составе академии — отделы: истории, языковедения, этнологии, а также отделы народной культуры. Устав академии уже утвержден Со
ветом Народных Комиссаров Литовской ССР.
В апреле выйдет первый том большого словаря литовского язы
ка. Выходит также первый номер журнала «Родная речь». Особенно интересен выходящий в скором врекени сборник «Лйтовская- старина».
В ведении Академии наук находятся многие культурные учреждения: краевые музеи, Белорусский музей в Вильнюсе и малоизвестный до сих пор Караимский музей в Тракай.

ДЕНЬ

Наряд на бездушие

Коллектив железнодорожников ста». отпт Москва-пассажкрская, Ленинской железной дороги, ввел при
крепление бригад проводников и машинистов к электропоездам. На ояимках: вверху — ревизор пассат
жирского отделения депутат Железнодорожного райсовета к. И. Шурыгина инструктирует перед отхо
дом поезда бригадира проводников М. Г. Гунину и мап van иста-стахановца И. И. Кузовлева; внизу — проводник детского вагона М. Е. Луки
на дает справку пассажиру.
Фото Л. СМИРНОВА.
Трубка что-то невнятно просопела, потом тот же равнодушный голос заскрипел ^дальше, что перевозка больных производится до 11 часов вечера.
— Может быть вы отложите перевозку на утро, чем тревожить ребенка в поздний час?
— Не говорите глупостей, гражданка. У нас — график. Мы не мо
жем срывать график из-за вашего ребенка. .
— Тогда скажите адрес больницы. Л саМа отвезу девочку.
— Придет машина — узнаете адрес. И, вообще, чего вы беспокоитесь, не ’вы одна...
■ Собеседнику на Центропункте стало явно скучно. Он положил трубку.
Внезапно Центропункт проявил бурную оперативность. Через двадцать минут после телефонного разговора у дома N) 16 по М. Дмитровке остановилась изящная маши
на, и в пятую квартиру вбежали два «медицинских брата».
— Кого тут перевозить? — торопили «братья». — Нам, гражданка, некогда.
Одев дочь, Дашковская робко спросила, нельзя ли закутать ее в одеяло. «Братья» обиделись. Они заявили, что их обтекаемая машина оборудована по последнему слову. С газом и центральным отоплением.
В машине действительно было тепло. Даже слишком. Правда, не горел свет, а отопление почему-то находилось у изголовья. Но это конструктивные, так сказать, неувязки внешней обтекаемости с внутренним уютом.
Возле приемного пункта Боткинской больницы машина остановилась. Шофер заглушил мотор и пошел греться. Отопление перестало
действовать. «Врат» спустя десять минут посте ухода шофера стал дуть на пальцы. Спустя пятнад
цать минут ов стал ервать на скамейке. Потом выскочил из машины и пошел искать шофора.
В темной машпне остались Дашковская и рольная Танюша. Тоесть, извините, наряд № 6834.
Минут через двадцать у матери замерзли ноги. Танюша молчала. Мать подумала о ней — какая стойкая девочка.
Пришел «брат» и принес свой белый халат, чтобы закутать девочке ноги. *
Вместе с «братом» мать пошла к шоферам. Там было тепло и весело. Играли в шашки. Забивали козла. Словом, культурно развлекались.
Мать попросила у дежурной сестры одеяло. Сестра согласилась, что одеяло, конечно, нужно бы дать,
но у нее не было квитанционной книжки. А без квитанции, сами понимаете, выдать одеяло опасно.
Шоферы утешали Дашковскую как могли. Оказывается, она тут не одна. Больше часа на холоде стоя
ли уже пять машин с больными детьми. К этой очереди тут привыкли.
Мать позвонила опять на Центропункт и попросила либо перевезти ее дочь в другую больницу, либо отпустить домой.
Тот же равнодушный голос заскрипел что-то о срыве графика перевозки, будто речь шла о пере
возке дров. Он посоветовал вызвать дежурного врача.
Это был очень хороший совет. Врача пришлось добиваться минут тридцать, так что время прошло не
заметно. Врач сказал, что ничем помочь не может. Виновата не больница, а Центропункт. В больнице мало приемных комнат. Цен
тропункт, не спрашивая больницу,
свободны ли эти комнаты, гонит машины без разбора, по занаряженному графику...
Дашковская вернулась в машину. Стойкая Танюша, хотя порядком уже промерзла, попрежнему молча
ла. Она сидела в холодной машине уже час сорок минут.
Внезапно пришло избавление. «Брат» с. улыбкой открыл дверцу машины и сказал:
— Пожалуйте, ваша очередь... Девочку понесли к врачу.
Финал, как видите, вполне счастливый, благополучный. Наряд на бездушие окончил свой путь. Его накололщ на. длинную канцеляр
скую иглу. Девочку лечат хорошие советские врачи. Она отлично себя чувствует.
Но занумерованная душа у телефона еще дожевывает бутерброд.
Она все еще выписывает наряды. И не всегда финал может быть таким радужным.
Вл. Рудный.
У Юлии Ивановны Дашковской заболела дочь Танюша. Детский врач в районной поликлинике нашел у нее дифтерию й сделал прививку.
— В регистратуре получите наряд в больницу, — сказал врач. — Следующий!
После этого возгласа девочка попала в распоряжение междуврачебного аппарата.
На нее выписали наряд. j Ей выдали порядковый номер.
Она стала уже не Танюшей Дашковской, а каким-то об’ектом для перевозки по наряду Л& 6834.
В четыре часа дня «N» 6834» в сопровождении матери отослали из поликлиники домой дожидаться машину из Центрального эвакопункта Мосгорздравотдела.
После четырехчасового ожидания Юлия Ивановна Дашковская деликатно • осведомилась по телефо
ну, когда придет центропунктовская машина.
— Кто говорит? — проскрипел голос какого-то человека, дожевывавшего бутерброд.
— Мать Тани Дашковской.
— Я ваше имя не спрашиваю, гражданка. Номер говорите...
— 6834...