Автолитография художника В. Серова, выпускаемая издательством «Искусство».
СЕЙЧАС, когда весь многомилли
онный советский народ поднялся на отечественную войну против вероломно напавшего на нашу родину врага, а славные бойцы герои
ческой Красной Армии с беззаветной храбростью ведут бон и нано
сят сокрушительные удары полчищам, брошенным на нас фашист
скими заправилами, мы не можем не
вспомнить уже пережитые русским народом эпизоды борьбы с немецким натиском на русские земли.
Еще в тот ранний период, когда русское государство, оформившееся в виде великого княжества Киев
ского, угнетали татарские орды, неожиданно с северо-запада на Русь напали немецкие рыцари — меченосцы и тевтонцы, стремясь поработить Псков и Новгород. Для обеих сторон остались памятны от то
го времени имя князя Александра, разгромившего немецких союзников на Неве, и славное Ледовое побои
ще, где под предводительством Александра же русская рать, подкрепленная «новгородскими мужи
ками», истребила рыцарское войско и, как рассказывает летопись, вер
нулась в Новгород, ведя с собой рыцарей с босыми ногами и с руками, связанными веревкой.
Прошло несколько столетий. Рыцарские ордена — форпосты не
мецкого наступления на восток —• распались, обратились в вассальные герцогства. Однако за их спиной маленькое хищное немецкое госу
дарство Бранденбург превратилось в Прусское королевство, расширяв
шееся «благодаря божественному праву подкупа, открытой купле, мелкой краже, погоне за наследст
вами и предательским договорам о разделе» (Маркс и Энгельс. Сочинения, т. XI, ч. 1, стр. 75).
К середине XVIII века вооруженная до зубов прусская монархия
стала исключительно опасной для всех европейских государств. Ее король Фридрих II отнял у Австрии богатые области и, создав выгодную стратегическую обстановку, готовился к дальнейшим захватам.
В 1756 году Фридрих напал на заключивших союз с Россией Саксонию и Австрию и нанес им тяжелые поражения. Принудив саксон
скую армию к капитуляции, он с предельным цинизмом заставил саксонцев под страхом смерти на
деть прусские мундиры и включил их в свою армию.
Против нарушителей мира в следующем году выступила русская армия. Русские войска заняли прусскую крепость Мемель, Тильзит
и двинулись к столице Восточной Пруссии — Кенигсбергу. Это заставило прусское командование дать сражение. Оно произошло при деревне Гросс-Егерсдорфе в исключи
тельно невыгодных для русских условиях. Жестокий бой все же привел к полному разгрому пруссаков.
Зимой 1753 года русская армия прочно заняла уже всю Восточную Пруссию и начала наступление на внутренние области королевства. Ле
жавшая на ее пути крепость Кюстрлн была осаждена и взята. Счи
тая необходимым во что бы то ни стало остановить продвижение победоносной русской армии, Фридрих атаковал ее возле деревни Цорндорф.
Расположение русских было неудобно для маневрирования. Солда
ты утомились в длительном походе. Кроме того у русских была очень слабая кавалерия, тогда как Фрид
рих располагал мощной конницей. Пользуясь условиями местности, ко
роль открыл сокрушительную канонаду и затем атаковал правый фланг русского расположения. На участке удара нруссакам удалось сосредоточить около 23 тысяч чело
век против 16—17 тысяч русских. Главнокомандующий русской арми
ей генерал Фермор, устрашенный артиллерийским огнем пруссаков, решил, что разгром его неизбежен, и, бросив войска, бежал. Отсутствие общего командования не мог
ло, конечно, не отразиться на рус
ских. При кавалерийской атаке пруссаков они, например, оказались
почти беззащитными. II все же—как сражались русские воины! Они здесь явили «зрелище, какого доселе не видывали примеров. Расстре
лявшие свои патроны, они стСялк твердо... Легче было их убивать, не
жели принуждать к бегству», — рассказывает капитан прусской армии Архенгольц.
Современники повествуют, что русские бойцы, будучи ранеными и истекая кровью, «продолжали стрелять и умирали, целуя дуло винтовки».
Доблесть солдат спасла положение. Оказались неудачными и попытки Фридриха разбить левый фланг русских.
Вернувшийся к армии Фермор на следующий день отвел войска без всяких попыток со стороны прусса
ков воспрепятствовать этому. Обе армии разошлись, чтобы встретить
ся в следующем году при Кунерсдорфе.
Весной, в самом начале похода 1759 года, неспособный и нелюбимый войсками Фермор был смещен. Главнокомандующим назначили П. С. Салтыкова. Этот «стари
чок маленькой, седенькой», удивив
ший офицеров своей доходившей до чудачества простотой и скромностью, пришелся по сердцу солдатам, которые прозвали его «курочкой» за простой мундир без орденов и украшений.
Салтыков любил и берег солдат и пользовался их любовью. «Ежели в чем есть моя погрешка, — писал он позднее Шувалову, — то ей-ей не в ином чем, как в самой моей ревности к службе... и соблюдении ея интересу, особливо людей. Они у нас не наемные».
Наголову разгромив преградившего путь прусского генерала Веделя, Салтыков хотел захватить сто
лицу Пруссии — Берлин. Для этого нужна была поддерягка со стороны австрийцев, которые, однако, мед
лили. Между тем обеспокоенный судьбой Берлина Фридрих уже спешил с 48-тысячной армией навстре
чу Салтыкову. И вот при Кунерсдорфе произошла битва, вошедшая в историю. В начале боя король послал в Берлин извещение о победе над русскими. Однако дело Сло
жилось не так, как рассчитывал Фридрих.
Около 3 часов дня пруссаки предприняли генеральную атаку русского центра. Первый натиск был быстро отражен. Фридрих бросил свои воПска снова на штурм. Главной целью пруссаков была центральная батарея. Им удалось
приблизиться к ней на 150 шагов, но все дальнейшие усилия оказались бесплодными. Брошенная Фридрихом в атаку конница была разгромлена артиллерийским огнем.
Около 5 часов вечера русская кавалерия внезапным ударом обрушилась на пруссаков. Пехотные пол
ки ударили во фланг уже расстроенных рядов противника. Вся русская армия пошла в наступление.
-После короткого штыкового боя пруссаки не выдержали и обратились в бегство. Из 48-тйсячной ар
мии у Фридриха осталось едва три тысячи солдат.
«Никогда твердость Фридриха не колебалась столь сильно, как в этот роковой день: в немногие часы жребий войны с вершины побе
ды низверг его в бездну совершенного поражения. Утверждают, — говорит немец Архенгольц, — что в сем отчаянном положении он искал смерти... Он послал теперь в Бер
лин другого курьера с приказанием, дабы там приняли меры, сообразные с настоящим критическим положением дел его. Почему королевская фамилия выехала, архивы вы
везли, и частным богатым людям дано знать, дабы они озаботились сами сохранять их собственность».
На этот рал из-за изменнического поведения австрийского командования русские не заняли Берлина, но осенью 1760 года они по
явились под его стенами. Гарнизон столицы незадолго перед этим получил сильное подкрепление и хо
тел сопротивляться. Но когда в Берлине узнали, что осаждающие решили взять город штурмом, прус
ские войска ночью бежали. Берлин капитулировал. Ключи от города были отправлены в Петербург и пе
реданы на хранение в Казанский собор.

Армия Фридриха считалась непобедимой. Король начал войну с полной уверенностью в победе. Но он допустил огромную ошибку,
недооценив русской армии, н ему пришлось заплатить за это ценой
разгрома своих войск и полного разорения государства. (Как извест
но, Пруссию спасло то, что после смерти Елизаветы на русский пре
стол вступил Петр III, поклонник и агент прусского короля).
Фашисты считают Фридриха национальным героем, образцом пра
вителя. Напав на Советский Союз, они пошли по его стопам. Нет ни
какого сомнения, что исход борьбы будет для них еще более плачев
ным, чем для Фридриха. Свободные народы СССР навсегда сметут с лица земли фашистскую нечисть.
Профессор КОРОБКОВ.

КЛЯТВА

Клянусь примерным быть бойцом, Служить как честный, храбрый
воин, Клянусь, что буду я во всем Великой родины достоин.
Клянусь! Стране своей родной Я беззаветно буду предан.
Со всей страной итти к победам Клянусь тебе, народ-герой.
Клянусь торжественно, что я Святого долга не забуду,
Клянусь, что, жизни не щадя, Я за отчизну драться буду.
Клянусь всегда и всюду быть Защитой родины бескрайной,
Честь Красной Армии и тайну Клянусь, пока дышу, хранить.
Фашистских злобных палачей Нинто не может быть
презренней. Земли родной, земли моей
Нет в мире ничего священней. Клянусь тебе, отчизна-мать!
В бою не дрогну и не струшу, Я этой клятвы не нарушу:
Клянусь, сражаясь, побеждать! Александр ЛУГИН.

„В БОЯХ

ЗА РОДИНУ“

Организация Осоавиахнма Краснохолмского камвольного комбината Нар комлегпрома создала дегазацион

ные команды из молодых ткачих. На снимке: практические занятия по дегазации. ПАТРИОТИЧЕСКИЕ

ПОДВИГИ

М

НОГИЕ из этих героев, о кото
рых рассказывается в небольшой книжке Военнздата «Герои боев с белофиннами», сражаются сейчас с фашистскими полчищами, вероломно вторгшимися в священ
ные пределы нашей родины, и с теми же белофинскими бандитами, которые уже хорошо проучены год назад нашей доблестной Красной
Армией. Есть одна общая черта во всех этих описаниях замечательных подвигов мужественных советских людей, которая позволяет сказать с пламенной верой и убеждением: на
ши советские люди, наш великий, богатырский народ непобедим. Победа, бесспорно, будет за нами! Как бы ни был силен, хитер и коварен враг, великая громада со
ветского народа и боевой нашей техники раздавит, повернет, разгромит фашистские полчища.

Книжка Военнздата «Герои боев 0 белофиннами» *), в которую вош
ли очерки военных работников и писателен Вишневского, Ставского, Вашенцева я других, ярко рисует патриотический пафос советских лю
дей. Это, собственно, рассказы о том, как люди стали героями. В каждом из этих рассказов очень
скромно, можно даже сказать скупо, запечатлен только один момент— рождение патриотического подвига. Поражает одна общая черта во всех рассказах — необыкновенное муже
ство и в то же время необычайная скромность советских людей. Когда с полковником Турбиным начинали говорить о его подвигах, он смеял
[*] «Герои боев с белофиннами». Воениздат НКО СССР. 1941 год. Цена 50 коп.
ся: «Помилуйте, — говорил полковник, — какие подвиги?», и все. об’- яснял только точным расчетом и четкостью своих действий.
Подвиг рождается незаметно, из пламенной преданности родине, из гордости ею, из великих револю
ционных идей, воодушевляющих всю нашу Красную Армию, из бесстра
шия, мужества, смелости, глубоко присущих героическим нашим бойцам. Подчас люди даже не замечают, что они совершают героическое. Простой парикмахер, красноармеец Ульянов, решивший, что пер
вая его обязанность — это «брить
метким огнем врага, осуществляет героическую разведку. В это время к нему подошел комбриг. «Вы командир?» — спросил он Ульянова. Ульянов, вглядываясь в ком
брига, решил, что он сделал что-то неправильно. «Нет, красноармеец!»— ответил он. «Так вы — орел», — сказал ему на это комбриг.
Не задумываясь, врывается во вражеский ДОТ младший командир
Василий Галахов. Не щадя жизни, не обращая внимания на смертель
ную опасность, под бешеным огнем с двух сторон наводит понтонный
мост красноармеец-шофер Владимир Артюх. Подвиг требует колоссальных усилий, подчас предельного напряжения человеческих сил, громадной личной отваги, почти презрения, пренебрежения к смерти, хладнокровия, предусмотрительности, нередко хитрости и всегда необыкно
венно упорного сопротивления всем препятствиям, — но он и не есть нечто исключительное. Он вытекает из черт, свойственных всей нашей героической армии, всему народу.
«Чудо-богатыри» Рымника, Измаила, Сен-Готарда встают в памяти, когда читаешь ^эти лаконичные за
писи подвигов. От изумительных суворовских деяний проходит пря
мая нить к героическим действиям нашей доблестной Красной Армии. Героические традиции народа нетленны. Суворовский дух живет в каждом нашем герое-бойце.
Трудно не восхищаться, например, беспредельным мужеством младшего командира Ларченко, красноармейца Симоняна, водителя Кай
ды, младшего комвзвода Поросенкова, капитана Ракова, пулеметчика Высоцкого, комбата Угрюмова, младшего командира Галахова и десятков других, ставших Героями Советского Союза. Это всё — пламенные патриоты страны, умные, сме
лые, находчивые, полные бурной решимости во что бы то ни стало уничтожить, сломить врага. Особен
но поражает одна общая черта для всех героев — необыкновенная способность противостоять самым круп
ным опасностям, способность прой
ти через целую цепь испытаний и в самых рискованных, иногда, кажется, безвыходных, положениях все-таки одержать верх.
Младший командир Василий Галахов во главе небольшой группы врывается в ДОТ и один уничтожает несколько офицеров. Но, захватив ДОТ, Галахов сам попадает в трудное положение. Белофинны предпринимают контратаки. Горсточка храбрецов отбивает одну вылаз
ку за другой. Выл момент, когда Галахов, усталый, раненый, оставшись в ДОТ’е один, потерял сознание. Казалось, что все погибло. Галахову грозила смертельная опасность.
«Сколько пролежал в этом состоянии, он не помнит. Проснулся, когда уже было совсем темно. Хо
тел встать, но почувствовал резкую боль. Схватился за рану, нащупал осколок и вытащил его.
Время шло. Но Галахов решил не оставлять укрепления до тех пор, пока свои не подойдут. Он стал осматривать трофеи. Нашел
офицерскую сумку, в ней были и документы. Положил возле себя. Проверил финские патроны. Их осталось несколько штук. Взял три револьвера, повесил их на себя. Вдруг среди трупов в темноте зашевелился человек. Обернулся Га
лахов и видит — ползет к нему офицер с кинжалом.
«Недобитый» — мелькнула мысль. Василий молниеносно приготовился к схватке. Секунда — и офицер уронил кинжал».
Галахов оставил ДОТ только тогда, когда приблизились советские танки.
Это стальное упорство, эта замечательная способность пройти через целый строй опасностей и выйти победителем из самых затрудни
тельных, подчас катастрофических положений — свойство всех патриотов-героев. Капитан Раков, бомбар
дируя один из важнейших об’ектов врага, попал под ожесточенный пулеметный обстрел. Левый мотор на самолете был подбит. Раков не растерялся, не улетел обратно. Выключив левый мотор, он сделал новый заход на цель. Летел он совсем низко, на высоте 300—400 мет
ров. Белофинны обстреливялп его
в упор. С подбитым мотором Раков продолжал кружить над целью и бомбить врага. Только выполнив операцию, Раков набрал высоту и с одним мотором пролетел громад
ное расстояние, возвращаясь на свой аэродром.
Хладнокровие никогда не изменяло героям. Такую же волю к победе, непреклонность, решимость проявляют в своих героических действиях и летчик Малинин, и пуле
метчик Бахвалов, и капитан Крохалев, и радист-стрелок Сомов. В одни из полетов в неприятельский тыл самолет Малинина отстал от
Пограничный корабль в дозоре.
(Фото ТАСС). Выставка произведений

антифашистских

писателей

звена. Летчик знал — белофинны всегда избегают прямого столкнове
ния в воздухе. Но на отдельный, отставший самолет они могут на
пасть. Так и случилось. Внезапно вверху показались три вражеских истребителя. Положение нашего самолета было крайне невыгодным. Вражеские истребители расстреливали его с высоты. Пулеметчик Бах
валов был ранен. На правом моторе вспыхнул огонь. Загорелась плоскость. И все-такн героический эки
паж не растерялся. Пулеметчик Бахвалов, обливаясь кровью, открыл такой яростный огонь против врага, что сначала озадачил против
ника, а потом просто заставил его позорно пуститься наутек...
Героическое в действиях советских людей — это не только отвага, смелость, дерзание. Нет, это зна
чительно большее. Беспримерному проявлению смелости наших героевбойцов абсолютно чужды бесшабаш
ность и безрассудность. Подвиг — это также находчивость, точный и умелый расчет, гибкое маневриро
вание, умение превзойти врага хитростью, умом. Сколько, например, находчивости, блеска, военной смекалки в действиях водителя $г пу
леметчика Кайды, защищавшегося вместе с рядовым бойцом против большой вражеской группы! Кайда подпускал белофиннов на близкое расстояние и бил меткой, короткой очередью по врагу. Тут же мгновенно Кайда- переносил пулемет.. Яростный огонь противника обрушивался на пустое место. Кайда сно
ва подпускал белофиннов, снова стрелял и опять переносил пулемет. Тогда белофинны решили, что перед ними не один пулемет, а целое подразделение. Кайда продолжал держаться. Он менял местоположе
ние своего пулемета четырнадцать раз. Несколько десятков белофиннов навсегда успокоила его смелая, короткая очередь. Смельчак продержался против большой неприятельской группы до самого конца — до

«ВСЕ ИДЕМ НА БОЙ

ПЕСНИ
ДЛЯ ХОРОВ
Ежедневно в больших тиражах Государственное музыкальное изда
тельство, а также союз советских композиторов выпускают новые пес
ни для хоров. Среди них: «Шире шаг» — П. Акуленко, «Мы фаши
стов разобьем» —. В. Мурадели (тексты обеих песен Алымова), «Все идем на бой» — А. Новикова (текст Доронина).
Завтра выйдет новая песня композитора М. Иорданского «Врага на море победим» (текст Алымова).
В ближайшее время Музгиз выпускает шесть произведений для хоров народной песни, премированных на закончившемся недавно конкурсе. В сборник войдут: две песни молодого композитора В. Алек
сеева, песня Д. Ваеильева-Буглая на текст сказительницы Марфы Крю
ковой «Ленин», песня «От села до села» композитора Н. Чаплыгина, находящегося сейчас в действующей армии, и другие.

НАРОДЫ СССР

ПРОТИВ ФАШИЗМА

СБОРНИК 100 ПОЭТОВ.
АШУГОВ И СКАЗИТЕЛЕЙ
Союз советских писателей СССР заканчивает подготовку к печати большого Сборника на тему «Народы СССР против фашизма». В сбор
нике принимает участие свыше 100 поэтов, ашугов и сказителей Советского Союза.
Русская литература представлена в сборнике произведениями Н. Асеева, В. Лебедева-Кумача, М. Иса
ковского, А. Жарова, И. Уткина, С: Маршака, А. Прокофьева. А. Суркова, Е. Долматовского и др.
В сборнике участвуют украинские поэты П. Тычина, М. Рыльскяй, М. Бажан, А. Малышко, прослав
ленный казахский акын Джамбул, азербайджанские писатели М. Рафиля, С. Вургун, С. Рустам и т. д.
Представлены также произведения армянских, белорусских, осетинских, карачаевских, узбекских, туркменских, киргизских, ингушских поэтов, ашугов и сказителей.
Большой интерес представит отдел фольклора, в котором будут напечатаны русская сказка Лфи сына», дагестанский «Сказ о рождении Красной Армии», аварская песня «Будем на-чеку» и т. д.
Участвуют в сборнике и антифашистские писатели, в частности, немецкие антифашистские писатели Бертольд Брехт и Эрих Вайнерт и югославский писатель Радуле Стийенский.
В редакционную коллегию сборника входят тт. II. Скосырев (глав
ный редактор), А. Деев, М. Дубинский, А. Тарковский, Л. Пеньковский и Б. Турганов.
тех пор, пока не подошли наши орудия и наша пехота. Кайда победил.
Так же, как Кайда, действовали и младший командир взвода Поросенков, и пулеметчик Высоцкий, и лейтенант Булавский, и десятки и сотни других. Капитан Крохалев, бомбардируя белофинские порты и батареи, отвлек на себя однажды шесть неприятельских истребите
лей. Советский самолет плавно ускользал от врага, делая неожиданные повороты и переходя в атаку сам. Сначала опустил нос и повалился на крыло один истребитель, затем — второй. Два неприя
тельских самолета повернули назад. Умный расчет, отвага советского экипажа решили бой.
«За родину! За Сталина!»—с этими священными словами идут в
бой и побеждают части Красной Армии. Ибо героическое это — не просто отвага, не просто наход
чивость и сметливый ум, это — прежде всего священный огонь в сердце, патриотические чувства к великой родине, пламенная любовь к могучей большевистской партии.
Иногда кажется. что все эти рассказы написаны об одном человеке. Так много общего в героиче
ских действиях советских людей. И эта общность впечатления совершенно естественна. В многочислен
ных и самых различных по своему характеру изумительных человеческих подвигах, во всем ярком мно
гообразии патриотов-героев виден весь наш народ, сливающийся в одном пламенном чувстве любви к родине, к Сталину, к родной советской земле.
Этот великий советский народ сокрушит, задавит всей своей богатырской мощью, уничтожит гитле
ровские орды фашистских варваров, положит конец их звериному ше
ствию в огне и крови и беечноленным их -злодеяниям.
В. ВИКТОРОВ.

КАК МЫ ИХ БИЛИ

Фото В. ПЛОТНИКОВА (ТАСС).
НОВЫЕ КАРТИНЫ ХУДОЖНИКОВ
Художник Б. Иогансон заканчивает эскиз большого героического жи
вописного полотна, посвященного доблестной Красной Армии, защи
щающей от фашистских агрессоров социалистический труд советского народа.
Этой же теме — монолитному единению героической Красной Ар
мии с мощной армией труда под мудрым руководством великого Сталина — посвящен большой плакат одного из старейших русских художников К. Юона.
Бригада молодых художников в составе Дорохова. Гурвича, Хазанова, Эбериль и Рубинштейна закон
чила сегодня три больших панно на тему «В боях за родину». На одном панно передан момент уничтоже
ния вражеского десанта отважным казачьим отрядом. Второе панно ярко иллюстрирует варварскую, человеконенавистническую политику фашистской Германии в порабощенных ею странах. Третье паяно изо
бражает момент бомбардировки Констанцы нашими воздушными и военно-морскими силами.
В БИБЛИОТЕКЕ ИНОСТРАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
В Государственной библиотеке иностранной литературы большим вниманием посетителей читального зала пользуется выставка произведений антифашистских писателей.
На выставке собрана антифашистская литература на иностранных языках. Широко представлены на выставке произведения писателей Вилли Бределя, Иоганнеса Бехера, Эгона-Эрвина Киша, Оскар-Мария Граф и др. Экспонированы выска
зывания отдельных писателей о
борьбе с фашизмом. На выставке помещены портреты антифашистских писателей.
В ближайшие дни эту выставку предполагается расширить. Журнальные и газетные статьи антифа
шистских писателей и их крупные произведения будут распределены по тематическому признаку. На вы
ставке будут экспонированы произведения, показывающие фашист
ский террор в Германии, тюрьмы, концлагери и другие гитлеровские застенки, тяжелое положение рабочих в Германии, положение немецкой молодежи, издевательства фашистских захватчиков над народами оккупированных стран.
Выставки произведений антифашистских писателей открылись и в филиалах Государственной библиотеки иностранной литературы.
В ближайшие дни библиотека закончит составление большой библи
ографической работы — русских переводов произведений антифаши
стских писателей — для рассылки в массовые библиотеки. В первой части этой работы собраны высказывания иностранных писателей про
тив фашистских варваров. Будут представлены выдержки из выска
зываний Анри Барбюса, Генриха Манна, Томаса Манна, Лиона Фейхт
вангера, Фридриха Вольфа, Эптона Синклера, Теодора Драйзера, Жан- Ришар Блока, Жюль Ромена и других. Эти высказывания будут со
провождены краткими статьями о жизни и творчестве писателей.
Следующий раздел посвящается немецким антифашистским писателям. Здесь будут даны краткие аннотации русских переводов основ
ных произведений антифашистских писателей: Иоганнеса Бехера, Вилли Бределя, Бертольда Брехта, Франца Вайскопфа, Эриха Вайнерта, Фрид
риха Вольфа, Оскар-Мария Граф, Генриха Манна, Томаса Манна, Лиона Фейхтвангера, Арнольда Цвейга, Фрица Эрпенбека и других.
В заключение будет дан рекомендательный список отрывков антифашистских произведений для громкого чтения. Вся эта работа проде
лана библиографическим кабинетом Библиотеки иностранной литературы под редакцией Т. Л. Мотылевой. В массовые библиотеки этот указатель будет разослан методическим кабинетом Наркомпроса РСФСР.

Оборонно

инструктивные

фильмы

Московская студия научно-технических фильмов выпустила ряд оборонно-инструктивных фильмов для населения.
«Как обеспечить светомаскировку жилого дома»—так называется короткометражная картина, поставленная режиссером II. Малаховым и за
снятая оператором Р. Мульвидсоном.
Фильм этот в наглядной форме раз’- ясняет и пропагандирует правила
светомаскировки жилого дома — важнейшей части противовоздушной обороны.
Другой оборонно-инструктивный фильм — «Как бороться с зажига
тельными бомбами» — поставлен режиссером-орденоносцем Л. Антоновым (оператор П. Зотов).
Помимо этого киностудия выпустила короткометражные оборонноинструктивные картины: «Как
уберечь себя от отравляющих веществ» (режиссер Е. Кузис), «Воздушная тревога» (режиссеры С. Гудков и Д. Боголепов) и «Воз
душная треаога в доме» (режиссер С. Гудков).
В скором времени студия «Мостехфильм» закончит серию коротко
метражных фильмов-плакатов по ПВХО.
На экраны кинотеатров и клубов Советского Союза выпущены оборонно - популярные и инструктивные фильмы: «Боевой резерв
Красной Армии» (о подготовке ворошиловских всадников), «Санитар
ная служба на войне», «Снайперы», «Воздушный налет», «ПВО на железнодорожном транспорте», «Руко
пашный бой». «Работа больницы в условиях ПВО» и др.
Главкинопрокат готовит к выпуску новые экземпляры картин: «Группа самозащиты», «Авиазажи- Гательные бомбы», «Береги противо
газ!», «Индивидуальные санитарный и химический пакеты», «Простейшие укрытия от авиабомб» и другие.

Все свое творчествовоенной агитации

митинг московских
ХУДОЖНИКОВ
С большим патриотическим под е- мом прошел митинг художников сто
лицы, посвященный историческому выступлению товарища Сталина по радио. Художники говорили о зада
чах людей искусства в эти грозные дни.
— Сотни художников Москвы и Ленинграда, — сказал тов. Ряжский,
— записались в народное ополчение, чтобы помочь Красной Армии в раз
громе врага. Вся творческая работа художников перестраивается на военный лад. С первых же дней вой
ны созданы боевые «Окна ТАСС», бригады оформителей украшают вок
залы, сборные пункты картинами и панно на историко-героические те
мы. Ненависть народа к врагу и нашу волю к победе художники во
площают в острых политических плакатах. Скульпторы готовят но
вые работы, которые скоро появятся на улицах я площадях.
— Художники должны еще больше осознать великое агитацион
ное значение, всю силу воздействия
картины, карикатуры, плаката, — сказал П. Соколов-Скаля.—Побольше инициативы! Всю силу своего таланта — военной агитации!
Горячую патриотическую речь произнес О. Бескин:
— Товарищ Сталин в своем выступлении по радио указал всему советскому народу пути и средства борьбы с коварным врагом. Инициатива, труд, боевые качества, железная сплоченность — вот что помо
жет нам ковать победу, которая принесет спасение всем народам Европы от коричневой чумы фашизма.