бражающее женскую фигуру современнаго стиля (вродѣ Empire) на основаніи строгаго Empire, въ рукахъ же— вѣтка стиля Людовика XVI.
Есть и стилевая скульптура въ упомянутыхъ витринахъ, но ея мало; когда же смотришь на раму въ стилѣ Л. XIV у Бушерона или же на канделябры Empire у Худбина, все время кажется, что вещи эти видишь въ сотый разъ, до того детали всѣ знакомы; (дѣйствительныхъ шедевровъ по стилямъ на эту выставку не попало).
Изъ выставленныхъ произведеній князя Гедройца (массивное серебро), лучшее — настольная электриче
ская лампа (грифонъ съ сильнымъ орнаментомъ ренессансъ), всѣ же вещи вообще тяжеловаты, нехудожественны по рисунку и не оригинальны.
Въ производствѣ хрусталя за послѣдніе годы появились также новыя вѣянія. Желаніе придать хрусталю новыя красоты и поднять его цѣнность заставило металлизировать его. Работы хрустальной фабрики въ Понтэнѣ, появившіяся у насъ года два назадъ, какъ новость, по своимъ золотистымъ отливамъ (чисто металлическаго характера) и теперь пріятно останавли
ваютъ на себѣ глазъ. Но что прекрасно,- это издѣлія flammés(dit, carthage): темная шероховатая поверхность хрусталя переливается всѣми цвѣтами радуги!
Кромѣ того, извѣстная фирма бр. Домъ выставила интересную коллекцію вазъ, рисунокъ на которыхъ
исполненъ гравюрой, фонъ же подвергнутъ ручной или механической обработкѣ; живопись производится по
средствомъ послѣдовательнаго наложенія тоновъ, съ обжиганіемъ каждаго изъ нихъ и выскабливаніемъ вездѣ гдѣ должна быть видна предварительная окраска. Неровная (искусственно) поверхность хрусталя, задерживая пятна краски, даетъ художественный эффектъ.
Всѣ указанныя произведенія французскихъ мастеровъ, прежде всего, типичны именно для французовъ, если же и встрѣчается сходство съ ними въ произве
деніяхъ искусства другихъ народовъ, то это - подра
жаніе французскимъ образцамъ. Владѣніе формой и колоритомъ, при изяществѣ рисунка, можетъ всегда быть примѣромъ достойнымъ подражанія, но отнюдь не оригиналомъ для копированія.
Японскій отдѣлъ, хотя и находится подъ покровительствомъ посольства, но здѣсь видишь почти все тоже, что и въ магазинѣ Дементьева, на Невскомъ.
Вышиваніе шелками, составляя издавна гордость японцевъ, даетъ о себѣ нѣкоторое представленіе и на этой выставкѣ. Дѣло въ томъ, что вышитыя, напримѣръ, ширмы «четыре времени года», хороши, какъ


Архитектурная деталь.


Эскизъ берлинскаго архитек
тора Gustav Gebhardt.
***
образецъ вышитаго пейзажа, но можно найти вещи, болѣе художественныя по тонамъ и рисунку; кромѣ того нельзя не пожалѣть, что вышито большимъ швомъ, который такъ легко можно испортить, зацѣпивъ какъ нибудь за нитку.
Слѣдуетъ отмѣтить прекрасно вышитаго павлина, каждое перо у котораго до обмана кажется наложеннымъ отдѣльно.
Очаровательно красивы панно изъ цвѣтовъ слоновой кости, тончайшей рѣзьбы и высокаго рельефа, подцвѣченные легкими тонами и врѣзанные въ черное дерево. Эти работы смѣло можно назвать «гвоздемъ» выставки.
Остается пожалѣть, однако, что такія произведенія заключены въ рамы самой посредственной рѣзьбы.
Сказанное о рамахъ надо отнести и къ выставленной мебели, за которую говоритъ только ея дешевизна
Вазы съ эмалью безъ перегородокъ, сравнительно недавно появившіяся, имѣютъ очень мягкіе тона.
О мебели г.г. Мельцера и Ловитона сказать можно немного. Среди царственной роскоши, — золоченой ме
бели въ стилѣ Люд XIV, XV и XVI, у г. Мельцера есть нѣсколько стульевъ и креселъ новаго стиля (ан
глійскаго характера). Ловитонъ, выставивъ буфетъ-сrеdence ст. H. II и другія вещи, болѣе или менѣе составленныя изъ разныхъ моделей, видимо хотѣлъ щеголь
нуть своей этажеркой-шкафикомъ въ новомъ стилѣ
(французско-японскаго характера), но новаго тоже ничего не далъ.
Симпатична идея г. Жесселя брать для рамъ части древне-русскаго искусства (части царскихъ вратъ XV и XVI ст. Новгородскаго и Ярославскаго дѣла), только пока еще расцвѣтка ему не удается.
Другіе экспонаты попали на выставку какъ будто случайно, или же даютъ повтореніе уже разсмотрѣннаго, поэтому не говоря о нихъ, укажу только на при
сланныя въ большомъ количествѣ игрушки. Трудно представить себѣ, что Франція, такъ высоко ведущая
свое искусство, такъ старающаяся развивать у ребенка вкусъ, могла такъ невыгодно представить себя по этой части.
Оставляя всю непедагогичность такихъ игрушекъ, какъ рулетка, заводная фигура пьяницы и т. под., нельзя не указать на возмутительно скверный рисунокъ игрушекъ; лошадей, похожихъ на какихъ то мох
натыхъ страшилищъ, верблюда съ головой, похожею на зайца и т. д. Присутствіе такихъ экспонатовъ на художественной выставкѣ превращаетъ ее въ базаръ торгашей. Е. Баумгартенъ.
(Продолженіе слѣдуетъ).