I. Искусство и пролетариат.

Н. Пунин.

„Самые простые идеи—наиболее тяжело ... и т.д.— это неточно формулированное положение настоя
щим подтверждается исключительно из диалектических соображений. Достаточно просты все, ты

сячу раз перепечатанные и постоянно цитируемые, отрывки предисловия „К критике политической эко

номии , „Коммунистического манифеста и проч., в нескольких словах очерчивающие идею, так на
зываемого, исторического материализма, и, тем не менее, тяжеловесно и медленно развертывает чело
вечество вытекающее из этой идеи мировоззрение. Не только „история и политика , но и чисто экономические науки, поставленные, казалось, Марксом па обе ноги, путаются в противоречиях, периодически заболевая либо утопизмом, либо ревизионизмом, либо еще какими нибудь острыми заболеваниями, по преимуществу „буржуазного про

исхождения, и медленно, как локомотив Джеффер

сона, движется вперед идея коллективистической пролетарской культуры.
Медлительность эта имеет, разумеется, многие и веские основания. Не говоря уже о том, что учение Маркса возбуждает, по целому ряду затро
нутых в нем вопросов, очень интересные и, подчас, серьозные сомнения (как, впрочем, и вообще всякое великое учение) ) Но кроме того и, пожалуй, глав

ным образом, развитие и распространение Марксовых непререкаемых идей задерживается психоло

гической невосприимчивостью, по преимуществу, конечно, европейской „интеллигенции , вообще в высокой степени косной и становящейся косной безгранично, как только дело доходит до классо
вого сознания. Учение Маркса не только ново, но оно обусловлено психологией „нового класса, к которому интеллигенция---этот наиболее организо

ванный, в данный момент, проводник всякой иде

ологии, в большинстве своем не принадлежит; таким образом последняя имеет со стороны „психологической двойное основание замедлять широкое распространение исторического материализма и связанного с ним учения о новой культуре.
Между тем, именно, эта психологическая сторона, или, говоря точнее, состояние сознания, играет чрезвычайно важную роль в области тех во
просов, которые по преимуществу интересуют нас: —

в искусстве; и именно нам, больше чем кому-либо, приходится считаться не только с сознашем, но и

с частными особенностями и привычками старой европейской буржуазной интеллигенции. В этом отношении традиционный фетишизм в вопросе о том, что такое красота и переоценка роли личности и индивидуального эстетического вкуса, едва ли не самые сложные „особенности и привычки , которыми интеллигенция обусловливала до сих пор свое эстетическое мировоззрение и, которые, в конце концов, создают тяжелую и упорно-косную к восприятию нового искусства среду.
Красота, как нормативное эстетическое понятие — этот идол всех европейских эстетик—уже неоднократно являлась бедствием для всякого революционного художественного творчества и она останется до тех пор, пока им не будет самым решительным образом и навсегда свергнута. Бунтующий н анархический индивилуализм постоян
ными и неожиданными взрывами то и дело разрушал организационную работу пролетариата, и не только в области эстетики; он отравлял луч
шие и наиболее впечатлительные умы, взрывая сложные и от этого изящные и необычайно нежные аппараты коллективизма. Катастрофа за катастрофой... трагическим путем движется человечество...
Мы имеем основание говорить об этом движении в столь патетической форме именно от
того, что художественное творчество, больше чем какая либо другая отрасль человеческой деятельности, испытывает на себе тяжесть с одной сто
роны замедленного темпа в распространении новой культуры и,—с другой, того трагического отпечатка, который сообщают этому распростране
нию постоянные анархо - индивидуалистические взрывы. В самом деле марксовы идеи и непосредственно вытекающие из них методы научного изучения меньше всего до настоящего времени про
никли в область искусства, и последнее все еще отражает болезненный свет буржуазного и тупого идеализма, наполняющего жидким светом почти все существующие сейчас эстетические формы. Искусство не только не „реформировано , но даже не проанализировано под непосредственным руководством, употребляя осторожное выражение Бе
недетто Кроче, исторического материализма. Больше того, искусство, со стороны по крайней мере теоретической и идеологической, до сих пор как бы
’) Мы имеем в виду безграничные споры о ценности, о том, является ли исторический материализм мировоззрением, философией истории, или только методом или даже руководством исторического изучения и т. п.