В Артиллерийской ордена Ленина академии Красной Армии имени Дзержинского открылась выставка, посвященная истории и развитию винтовки Мосина. На снимке: слушатели академии осматривают об
разцы винтовок.
Фото А. МЕЖУЕВА (ТАСС)
В военных академиях Красной Армии закончились государствен
ные выпускные экзамены. Сегодня десять военных академий и военные факультеты при граждан
ских вузах выпускают большой
отряд высококвалифицированных командиров, в совершенстве овладевших основами военных наук, ставших мастерами военного дела.
В беседе с нашим корреспондентом начальник Управления военно
учебных заведений Красной Армии генерал-лейтенант И. К. Смирнов сообщил:
— Государственные экзаменационные комиссии отметили высокий уровень подготовки.
Обучение слушателей в истекшем учебном году велось в соответствии с новыми требованиями партии и правительства и указаниями нар
кома обороны Героя и Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко.
Молодые академики, беспредельно преданные большевистской партии, советскому правительству и товарищу
Сталину, вооруженные знаниями, возвращаются в части. Одна из крупнейших военных академий — Краснознаменная и ордена Ленина академия имени Фрунзе — выпус
кает значительное количество командиров. Среди них — Герой Советского Союза полковник Арман и 46 орденоносцев — участников боев за родину.
В числе выпускников Военной ордена Ленина академии механиза
ции и моторизации Красной Армии именн Сталина — Герои Советского Союза полковник Михайлов, стар
ший лейтенант Семенов, капитан Новиков, майор Лапутин. Слушате
ли этой академии — капитаны
Баскаков, Белозеров и Фоминых — окончили одновременно два факультета — бронетанковый и командный — и удостоены диплома с отличием.
Дипломы с отличием получает пятая часть выпускников военного факультета при Московском инсти
туте инженеров связи. Особенно успешно защитили здесь дипломные работы воентехники 2-го ранга Гарбер, Матвеев и Рубанов.
Молодые военные академики свободно владеют одним из иностранных языков.
Успешно закончились также государственные экзамены . в Артилле
рийской ордена Ленина академии имени Ф. Э. Дзержинского, Военной академии командного и штурман
ского состава военно-воздушных сил и других. До 200 выпускников
удостоилось получения дипломов с отличием.
Не успокаиваясь на приобретенных знаниях, выпускники, работая в частях и учреждениях Красной Армии, должны и дальше повышать свою культуру, еще глубже овладевать марксизмом-ленинизмом, двигать вперед военную науку.
Сын
ткачихи
Орденом Красного Знамени украшена грудь Александра Ляпина. О своем сыне — пламенном советском патриоте — рассказывает на страницах газеты «Знамя «Трехгоркикадровая работница А. Д. Ляпина.
Саша Ляпин работал на Трехгорной мануфактуре им. Ф. Э. Дзер
жинского токарем. В коллективе он был известен не только как хороший производственник, но и прек
расный лыжник и снайпер. Когда началась война с белофиннами, Са
ша добровольно отправился на фронт. За проявленный им в боях героизм он был награжден орденом Красного Знамени. Саша Ляпин остался пожизненно служить в Красной Армии.
Экономия
трех тысяч тонн
металла
В кузнечном цехе Подшипникового завода имени Л. М. Кагановича оставались большие отходы стальных прутков.
Газета «За советский подшипникрассказывает о ценном предложе
нии начальника кузницы тов. Савоськина и механика тов. Брикмана, указавших новый метод ис
пользования металла при ковке подшипниковых колец. Отходы ме
талла намного сокращаются. Это дает заводу возможность ежегодно экономить около трек тысяч тонн высококачественной стали.
***
Инженер-изобретатель тов. Нифонтов сконструировал прибор, полно
стью автоматизирующий обработку подшипниковых колец на внутришлифовальных станках «Воган».
Применение прибора конструкции тов. Нифонтова позволяет перейти на многостаночное обслуживание.
Предложение
технолога
Воротникова
Полмиллиона рублей экономии будет ежегодно получать Москов
ский машиностроительный завод от реализации предложения технолога Воротникова.
Двадцать одинаковых деталей обычно ставились на одно изделие. Воротников разработал оригиналь
ное запорное устройство, которое дает возможность быстро снимать и одевать детали. При этом количество устанавливаемых деталей сокращается до четырех.
Предложение Воротникова дает большую экономию средств, времени и цветного металла.
Об этом интересно рассказала за
водская многотиражка.
АННА ПАУКЕР ПРИБЫЛА
В СССР
КИШИНЕВ, 4. (ТАСС). Сюда прибыла из Румынии Анна Паукер — одна из активных деятелей рабочего движения в Румынии, находившаяся до последних дней в тюремном заключении. Анна Паукер была арестована румынскими властями в 1935 году. При аресте ойа по
лучила тяжелое ранение. Вместе с группой румынских революционе
ров Анна Паукер была присуждена К 10 годам заключения. Тяжелые условия тюрьмы не сломили ее во
ли и готовности бороться за дело трудящихся.
В результате переговоров между Правительством СССР и румынским правительством Анна Паукер осво
бождена из тюрьмы и прибыла в СССР.
На кишиневском вокзале Анна Паукер была тепло встречена представителями общественных организаций.
ХРОНИКА
Президиум Верховного Совета СССР по ходатайству Наркомпроса РСФСР, московских городских общественных организаций и коллек
тива студентов и работников Московского государственного педа
гогического института присвоил Институту имя В. И. Ленина.
(ТАСС).
4.200 процентов
нормы
Для изготовления одной детали — застежки — требовалось 1,8 минуты.
Газета «Резец» Пресненского машиностроительного завода рассказывает о замечательной изобретатель
ности кузнеца тов. Станкевича. Он сделал несложное приспособление, при помощи которого отковал в те
чение одного часа 1.400 деталей — 4.200 процентов нормы.

РАССКАЗЫ О РАЧИТЕЛЬНЫХ ХОЗЯЕВАХ

Точно по чертежу раскраивают шинную медь сборщики тт. Минин и Венявцев. Ни один грамм струж
ки не пропадает зря у молодого токаря тов. Христофорова. Он за
ботливо собирает и сортирует по ящикам отходы металла. Бригадир тов. Поляков изменил систему ос
вещения пескоструйных камер. Это позволило намного сократить количество электроламп.
Газета Трансформаторного завода имени Куйбышева любовно собирает крупинки народного опыта, вос
питывает коллектив на конкретных образцах коммунистического отно
шения к труду, к социалистической собственности.
Коллектив работников завода упорно борется за выполнение ре
шений XVIII Всесоюзной партийной конференции. И в этой борьбе активное участие принимает заводская газета «Трансформатор».
«Мы должны добиться того, чтобы все наши работники, от малых до больших, всегда пом
нили о своей ответственности перед государством и народом, всегда помнили о своей обязан
ности беречь народное добро и обращаться с ним по-хозяйски, соблюдать экономию в расходах и на деле беречь народную
копеечку!», — сказал в своем докладе на XVIII с’езде ВКП(б) товарищ Молотов.
Творческая мысль новаторов производства направлена на эконом
на Московском трансформаторном заводе им. Куйбышева. Слесарьинструментальщик А. Шаров чи
тает газету «Трансформатор» рабочим инструментального цеха.
Фото М. КРИГМАН

ГАЗЕТА

НА ФРОНТЕ

Ал. СУРКОВ Д

ЕКАБРЬ 1939 года застал нас, группу советских писателей, в редакции фронтовой армейской газеты «Героический поход».
Вспыхнувшая война с белофиннами подсказала нам, что должен делать советский литератор, для которого слова Маяковского И песня,
и стих — вто бомба и знамя, и голос певца
подымает класс...
написаны не для красного словца, а для живого действия.
Три с половиной месяца прошли в горячей журналистской работе.
Сразу же по приезде на фронт мы рассыпались по широким просторам северо-финской тайги, отме
ривая вместе со своими читателями бессчетные километры пути по беспокойным лесным дорогам. На га
зетной полосе рядом с очерками, стихами и статьями сотрудников с каждым днем чаще и гуйхе появлялись заметки и статьи за подпися
ми красноармейцев, командиров, по
литработников. Газета вырастала в то, чем должна быть -большевистская газета. — в коллективного организатора воли армии к победе.
Уже к концу первого месяца своего существования газета стала ор
ганизатором , общественного мнения, трибуной для обмена боевым опы
том. Сама жизнь страховала ее от шелухи трескучего суесловия. Если передовая — так телеграфно краткая, насквозь пропитанная опытом.
В СССР издаются 46 газет всесоюзных, 107 республиканских, 119 га
зет, выходящих в центрах автономных республик и областей, 325 краевых, об
ластных и окружных, 3.706 районных и городских. Эти цифры можно дополнить данными о низовой печати — газетах фабрик и заводов, учебных заве
дений, театров, частей Красной Армии и Военно-Морского Флота. Любопытно сравнить эти цифры с данными о выходе газет в царской России. На территории бывшей Российской империи в 1913 году выходило 859 газет (без Прибалтики). В О0СР издается в 19 раз больше названий газет, чем в царской России.
РАЗОВЫЙ тираж газет, выходивших в дореволюционное время, составлял 2.700.000 экземпляров, тираж советских газет больше в четырнадцать раз.
НА 56 ЯЗЫКАХ выходили в 1940 году газеты в СЮСР.
НАРОДЫ советской Прибалтики впервые в прошлом году получили свою свободную печать, выражающую мысли, стремления и надеясды освобожденных из-под гнета капитализма на
родов. В Латвийской СОР выходит 21 газета, в Эстонской ССР — 18 гцзет, в Литовской ССР — 13 газет. Газеты выхоцят на латышском, эстонском, литов
ском, русском, еврейском, польском языках.
НА ВСЕСОЮЗНОЙ белъскохозяйственной выставке в 1940 году было представлено 456 газет; в 1941 году чис
ло кандидатов увеличилось почти вдвое.
Л. МИХАИЛОВ
ное расходование цветных металлов, уменьшение производственных отходов. Имена лучших изобретателей—технолога тов. Алаева, обмот
чика тов. Шелухина, орденоносца тов. Ольшевского, кузнеца тов. Рощина, инженера тов. Орлова—широ
ко известны коллективу завода. Благодаря их усилиям завод получил около миллиона рублей экономии.
Содержательные заметки повествуют о славных делах новаторов.
Цветной и черный металл — основной материал, идущий на изго
товление трансформаторов. Изобре
татель тов. Орлов работает над уменьшением габарита и веса транс
форматоров. Только шесть его предложений сэкономили 85 тысяч рублей и сберегли десятки тонн металла. Орденоносец тов. Ольшев
ский внес 45 предложений. Одно его предложение — об изменении конструкции кожуха — дало эко
номию 1.119 метров цельнотянутых труб и свыше полутора тонн тран
сформаторного масла. Предложение тов. Михайлова об уменьшении се
чения провода в трансформаторах напряжения экономит около двух с половиной тонн меди. Свыше 11 тонн листовой стали сэкономлено по предложению тт. Гринченко и Вейкшан.
«Об’явить беспощадную войну расточительности! Каждый грамм металла должен расходоваться по назначению, каждый инструмент должен работать полный срок!».
Эти призывные заголовки не сходят со страниц газеты.
Коллектив уже пожинает плоды своей работы. Завод выпустил два трансформатора навой конструкции. На. каждый новык трансформатор расход меди уменьшен на 1.892 ки
лограмма, трансформаторной стали — на 3.666 килограммов.
.Мимо зорких глаз рабкоров не проходит ни один факт, заслуживающий общественного воздействия
Они сообщают о горевшей всю ночь в пустом складе электролампе, справедливо возмущаются тем, что
во время обеденного перерыва весь обмоточный цех был запит ярким
электрическим светом, критикуют руководителей инструментальной мастерской за пломбе качество плашек.
Газета ведет энергичную борьбу с конкретными носителями зла
Бригадир Михеев либерально отнесся к бракоделу, испортившему инструмент. Ои написал лаконичную резолюцию: «Нормальный из
нос». Газета гневно обрушивается на укрывателя бракодела.
Многообразен круг вопросов, ко торые ставит газету.
Заводские агитаторы несут в массы живое, большевистское сло
во. Их беседы о бережном отношении к инструменту и оборудованию построены на глубоком знании жизни цехов, участков. Много
тиражка публикует заметки агитаторов, изобличающие нерадивых работников.
«Недавно, — писала газета,— сборщик Ковырин сломал тиски, сборщик Пещер яков бесхо
зяйственно относился к инструменту... Слесарь Зверев за 20 дней сломал 16 различных сверл. Револьверщик Васюков за 18 дней сломал 8 сверл. Много метчиков ломает слесарь Зак
ревский».
Анализируя эти факты, многотиражка остро, в свете решений XVIII Всесоюзной партийной конференции, поставила вопрос об от
ветственности мастеров и каждого рабочего за сохранность оборудова
ния и инструмента. Газета делает правильный вывод, что надо доби
ваться перевыполнения плана при экономном расходовании материалов, электроэнергии и инструмента.
Завод досрочно выполнил четырехмесячную программу. Коллектив дважды орденоносного завода побольшевистски борется за дальней
ший прогресс советского трансфор
маторостроения. В этом — большая заслуга и заводской газеты и ее рабкоров.
Бдительность
сигналиста
Поезд следовал без остановки мимо станции Белокаменная. Вдруг из буксы одного вагона вырвался язык пламени. Еще немного, и оно перекинулось бы на пол н обшивку вагона.
Это заметил сигналист тов., Леваненко. Он быстро принял меры для остановки поезда. Пожар был предотвращен.
Газета «Московский железнодорожник» приводит этот и другие факты высокой бдительности сигналиста-стахановца.
Семья
стахановцев
В большом обмоточном цехе Трансформаторного завода им. Куйбышева работает резчик тов. Ф. Зве
рев. В механическом цехе работают его два сына.
Отец и сыновья соревнуются. работе стахЬновской семьи Зверевых рассказывает газета «Трансформатор».
Трудящиеся Ленинградского района в подарок к 1 мая получили прекрасную поликлинику. На снимке: прораб А. И. Щеглов и десятник Й. М. Головкин в вестибюле поли
клиники.

Фото В. БАШКИРОВА (ТАСС) МОСКОВСКИМ

НАВИГАЦИЯ НА КАНАЛЕ
МОСКВА — ВОЛГА
На канале Москва — Волга открылась пятая навигация. Началось регу лярное сообщение пассажирских судов на линиях, связывающих Химкинский порт с Угличем, Калинином. Московским морем и другими пунктами.
Сегодня многоместный пассажирский пароход «Гоголь» отправился в очеред
ной рейс до Углича. Это — четвер
тый рейс по новой линии. Завтра на канале открывается местная пассажирская линия Химки — Пирогово.
В течение первых дней навигации пассажирские суда канала перевезли около 30 тысяч пассажиров.
ПЕЧАТЬ СТРАНЫ СОЦИАЛИЗМА
КНИГИ
В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ книга стала достоянием широких масс трудя
щихся. На 1.000 жителей, по данным Всесоюзной книжной палаты, в цар
ской России приходилось в среднем 700 книг. В ОССР в 1940 году на 1.000 жителей издавалось 2.620 экземпляров книг.
НА 111 ЯЗЫКАХ печатались книги в СССР.
49 НАРОДОВ ОССР получили свою письменность только после Великой Октябрьской социалистической революции Впервые начали издаваться .кни
ги на следующих языках народов СССР: абазинском, адыгейском. балкарском, ингушском, кабардинском, корякском, лезгинском, мансийском, нанайском, ненецком, ногайском, табасаранском, татском, чеченском, чукот
ском, хантайеком, шорском, шугнанском, эвенском, эвенкийском, эскимосском и других языках.
НА 93 ЯЗЫКАХ тиражом в 464 миллиона экземпляров за 23 года — с 1917 по 1940 год — изданы произведе
ния Маркса, Энгельса, Ленина к Сталина.
«КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ ВКП(б)» издан на 58 языках тиражом около 18 миллионов экземпляров.
30 ПРОЦЕНТОВ общего тиража всех .книг, вышедших в СССР в 1940 го
ду, составили учебники, 22 процента— общественно-политическая литература.
35 МИЛЛИОНОВ экземпляров книг вышло в СЮСР по вопросам промыш
ленности и транспорта, 24 миллиона экземпляров книг — по вопросам сельского хозяйства.
Честность
О честном поступке работянцыажуристки Ауткиной рассказывает газета «Красная швея».
Убирая свое рабочее место, Ауткина нашла сверток с деньгами. Находку она передала мастеру. Деньги были вручены владельцу — работнице третьего цеха тов. СМИР НОВОЙ.
Предупредили
аварию
Формовщики тт. Илюхин и Кондратьев очень внимательно следят за состоянием оборудования.
Газета «Вагранка станколита» сообщает, что недавно они обнаружили надрыв в грузовой цепи десятитонного крана. Илюхин и Кондратьев немедленно приняли меры. Сменили цепи. Авария была предупреждена.
НА ВСЕСОЮЗНОЙ
С.-Х. ВЫСТАВКЕ
На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке закончено оформление па
вильона Узбекистана. Вчера состоялась
его приемка- В валах много новых экспонатов. Среди них — недавно полученные из Узбекистана ковры, пред
ставляющие собою редкие образцы народного творчества. Центральное место занимает новая панорама Катта-Курганского водохранилища.
Приняты также павильоны овощеводства, пчеловодства, торфа и раздел «Новое в деревне*. Сегодня предстоит приемка павильонов Грузии и птицеводства.
ВЕЛОПРОБЕГ
МОСКВА—ЯЛТА
Группа слушателей Военной академик им. Фрунзе 11 мая отправляется в ве
лопробег по маршруту Москва — Ялта. Перед участниками пробега поставлена
задача—ознакомиться на трассе маршру. та с историческими местами, памятны
ми такими событиями, как орловскокромская операция, Полтавский бой в оборона Севастополя.
МАГАЗИН
В НОВОМ ДОМЕ
В новом доме № 118 на Фрунзенской набережной открылся большой продуктовый магазин. В нем имеются мясной, гастрономический, молочный, бакалейный, овощной, хлебный и кондитерский отделы.
Это — самый большой магазин во Фрунзенском районе. При нем органазовано бюро заказов.
ПОСЛЕ ТУРНИРА
ШЕСТИ
Участники вакончивтегося на-днях матч-Турин ра шести выступали с докладами перед московскими шахмати
стами. Абсолютный чемпион ООСР п» шахматам гроссмейстер Ботвинник сде
лал сообщение об итогах матч-турнирв Доме пионеров. Гроссмейстер Ксрее выступил в Институте инженеров-строителей, гроссмейстер Лилиенталь — в студенческом городке (Дорогомилово).
Сегодня вечером во Дворце фиа. культуры «Крыльев советов» состоятся выступления гроссмейстера Смыслови глазпого судьи турнира Фогелевичь Предстоит ряд выступлений участни
ков турнира и московских мастеров на крупнейших предприятиях.
Гроссмейстеры Ботвинник и Кереб I мастер Болеславекий уже выехали я» Москвы. Сегодня выезжает гроссмейстер Бондаревский.
В Москве издается 251 фабричнозаводская газета. Их разовый ти
раж — 326 тысяч экземпляров. По решению ЦК ВКП(б) о перестройке работы фабрично-заводской печати во всех газетах созданы редколлегии. В их состав вошли 1.250 передовых стахановцев и инженерно-тех
нических работников. На снимке — редколлегия газеты «Свердловецфабрики им. Свердлова (слева направо): Н. Кузьмина — зав. техническим кабинетом фабрики, Р. Цейтлин — ответственный секретарь ре
дакции, Б. Панфилов — товаровед, В. Сапожникова — инженер, ответственный редактор газеты. Г. Жа
риков — рабочий.
Фото М. ОЛЕХНОВИЧ
Если заметка — так осколок живой жизни, зовущая, поучительная. Если очерк о герое — так правди
вый, показывающий, какие у нас есть люди и как они выполняют долг перед родиной. Если фельетон — так хлесткий, задиристый, не в бровь, а в глаз, на самые животрепещущие темы дня.
И на страницах газеты обогащенные боевым опытом командиры, снайперы, лыжники, разведчики, са
перы и летчики стали беседовать запросто со всей армией на самые разнообразные темы походной жиз
ни. Летчики давали советы, как вести себя на земле, когда появился «чужой воздух». Разведчики рас
сказывали, как лучше ориентиро
ваться на местности в ночном лесу.
Санитарные врачи рассказывали об опыте устройства бань-землянок и т. д. и т. п.
Надо было о многом сказать на тесных четырех полосках газеты. Надо было отразить все стороны жизни армии, разбросанной на широком фронте Газетчик обязан был везде поспеть, всюду заглянуть, всю корреспонденцию про
читать, отжать из заметок самое ценное, придать изложению нужную ясность и литературную гра
мотность. Не у каждого бойца и командира находилось время и даже место, чтобы самостоятельно на
писать заметку. Тогда газетчик, очень часто наощупь, в темноте блиндажа, записывал рассказы бой
цов. И все это надо было делать быстро, по-газетному. чтобы материал появился на полосе во-время.
Расстояния сковывали жизнь газеты. Чтобы по земле добраться на южный или северный фланги армии, надо было тратить много вре
мени. Тут выручали летчики. Они с радушием принимали на борт самолета живой груз, именуемый газетчиком. Надо было заниматься и тылом и фронтом. Все средства пере
движения—от места в уголке кузова грузовика до обозной подводы, патрульного танка и бронеавтомо
биля на опасных участках военной дороги — приходили на помощь газетчику. Радио и проволочный телеграф, забитые, как правило, огромным военно-оперативным материалом, все же выкраивали минуты для выстукивания особо сроч
ных заметок и информаций в адрес газеты «Героический поход».
Работая на фронтовые темы дня, газетчики проходили универсаль
ный практический курс военного дела по всем родам оружия, орга
низации, снабжения и связи. Надо было до всего докопаться. Все знать, все понимать, во всем разбираться. Надо было все постигнуть, разглядеть причины, предус
мотреть развитие событий, сделать полезные для дела практические выводы. Поэт обязан был редактировать трудночитаемые заметки военкоров и, поспевая за московским диктором, записывать но
чью информацию из «Последних известий по радио», сверять ночью полосы очередного номера и т. д.
Работа коллектива журналистов кончалась в 10 часов утра, когда самолеты авиапочты принимали на борт пахнущие свежей краской пачки газет, а начиналась еще до окончания верстки предыдущего номера. Газетчик должен был уметь делать все, что требуют обстоя
тельства: перевязать раненого, про
вести политинформацию в окопе или землянке и, если так сложат
ся обстоятельства, заменить в бою командира, сбитого вражьей пулей.
Так было с писателем В. П. Ставским на Карельском перешейке, так было с корреспондентом «Комсо
мольской правды» Л. Коробовым на Петрозаводском направлении,
так было у нас о сотрудниками «Героического похода» — спецко
ром «Красной звезды» капитаном Поляковым и тов. Давыдовым.
Мы работали и знали — каждая удача газеты откликнется в чита
тельском сердце, а если нашли чтото новое и важное, — переплеснет
ся за рамки нашей армии на весь фронт.
Удачные четверостишия, выпуклые, ударные «шапки» слетали со страниц газеты на полотна, плака
ты, прибитые на лесных стоянках к медным стволам сосен Карельско
го перешейка, к шершавой коре елей в заполярной финской тайге. Редко кому из поэтов доведется до
стигнуть такой любви и популяр
ности, какой окружена была на Ухтинском направлении фамилия фельетониста «Васи Гранаткина(коллективный псевдоним поэтов Безыменского, Прокофьева, Сурко
ва). Строчки васиных фельетонов расходились в цитаты, в бытовую речь. Вася назвал финских снай
перов, стреляющих с деревьев, «дятлами», и понятие «дятел» вошло в армейский обиход, став обыч
ным не только в разговорах, но и в военных сводках. Вася назвал растяп «дядями Мотями», и словечко «Мотя» пошло гулять по тайге.
Самые скромные люди бережно вырезали из газетного листа всякую заметку или очерк о своей боевой работе. Ведь если «Героический по
ход» о тебе написал, значит ты сделал что-то стоящее, нужное родине.
Читатель с большевистской прямотой рецензировал работу военных газетчиков.
Приведу два факта, которые лучше, чем самые длинные статьи, характеризуют отношение читателей к своей газете. Первый случай
был в конце января. Пишущий эти строки ночью ехал с фронта в редакцию со срочным материалом. Дорога была каждая минута. Ре
дакционная «эмка», с трогательно звучащей в тайге надписью иалбу: «Такси», ныряя на ухабах лесной
дороги, добралась до Бойницы. Заправочный пункт проскочили, а бензин вышел. Отправились к деповскому диспетчеру просить бензина.
Диспетчер, младший лейтенант, был неумолим. Нет — и все!
— Не обязан я. Нет у меня. Зачем на заправочном не остановились?
Мы уже пали духом.
Наш шофер Иванов подошел с решимостью мрачного отчаяния вплотную к несговорчивому диспет
черу и шепнул ему что-то на ухо. И сразу все сменилось, как в сказке.
— Так что же ты раньше не сказал? — завопил диспетчер. —
Иди на базу, бери сколько надо. Какой может быть разговор?
Когда мы уже ехали по озерному льду, я не удержался, спросил Иванова, какое «слово» он сказал диспетчеру.
— Да ничего особенного. Я просто сказал, что Вася Гранаткин едет. Вот и все...
В конце марта мы возвращались домой. Жесткий вагон был заполнен едущими в отпуск командирами и политработниками. Настроение, несмотря на тесноту и духо
ту, у всех было превосходное. Из соседнего купе до нас донесся простуженный голос:
— Вот она — домой везу. Своим показать. Хорошая газета. Она, брат, у нас за две дивизии поработала.
Говорил это коренастый майор с сединой на висках, с орденом Красного Знамени и медалью «XX лет РККА» на груди.
Спасибо, товарищ майор! Твои слова — та высшая награда, о которой только и может мечтать любой газетчик.
ВЫСТАВКА
ОРУЖИЯ
В Историческом музее открылась выставка охотничьего оружия.
Среди экспонатов — два охотничьих ружья, изготовленных для Екатерины Ц знаменитым тульским оружейным мастером Лялиным. Их ложа выточены из цельных кусков слоновой кости и украшены инкрустациями.
На выставке показаны также имен* ные охотничьи ружья, изготовленные мастерами Франции и Италии в XVII—XIX веках.
киоске
ЗООКОМБИНАТА
Московский зоокомбинат расширяй свою торговую сеть. В начало мая от
кроется киоск комбината на одном из бульваров. Здесь будет такой же ассортимент, как и в зоомагази
нах, — аквариумные рыбки, певчие птички, ужи, черепахи, аквариумы и т. д. Другой киоск зоокомбинатбудет открыт во второй половине мм в одном из парков.
НЕРОВНАЯ
ВЕСНА
Характерный для нынешней весны неровный, то ускоренный, то замедленный ход ее развития захватил к начало мая. После ясного и теплого дня первого мая вновь наступила прохладная, пасмурная погода. Фенологические явления, сделавшие было ред
кий скачок вперед, вновь затормозались.
В окрестностях Москвы до сих пор не зацвели ива-Средина и осина, на
чинающие пылить обычно уже в конце апреля. *Из-за прохладной по
годы сильно растянулось цветение ольхи и орешника: их соцветия — сережки — еще и сейчас нередко продолжают пылить под пологом лесили на северных склонах.
Очень редко слышно кукованпв кукушки, только изредка встречаются одиночные ласточки. Начавшие было зеленеть луговые травы почти пре
кратили свое развитие. Нет еще велони и на древесно-кустарниковых растениях с опадающей листвой, хотя
обычно к этому времени уже зеленеют крыжовник, спирея, бузина.
Не исчезли еще и следы зимы в виде остатков снежных сугробов по оврагам, у заборов и построек. А в густых еловых лесах, куда сквозь гу
стые кроны деревьев почти не пронякают солнечные лучи, сошла раззв только половина снега. И странно видеть случайно залетевшую сюда пе
струю бабочку или жужжащую пчелу, спешащих поскорее выбраться рта гу стой тени на солнечную опушку.
ФЕНОЛОГ.
В последние дни в Москве преобладала пасмурная с осадками погода. Температура днем доходила до 10-11 градусов выше нуля, опускаясь по ночам до градусов тепла. Однако та
кая температура в первых числах мая для Москвы не является исключительно холодной. Были годы, когда в ага время стояли даже морозы. 8 кая 1885 года минимальная температурбыла 7,5 градуса мороза, 8 мая 1911 года — 7,3 гр. ниже нуля.
Сегодня в 6 часов утра было б градусов тепла, в 12 часов дня — 7 № тепла.
В ротационном цехе типографии газеты «Правда» имени Сталина. Один из лучших стахановцев бригадир машин №№ 5 и 6 А. М. Сафронов. Фото Вл. МИНКЕВИЧА

ДЕНЬ

ПЕЧАТЬ СТРАНЫ СОЦИАЛИЗМА
ГАЗЕТЫ

МАСТЕРА ВОЕННОГО ДЕЛА

БЕСЕДА
С ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТОМ
И. К. СМИРНОВЫМ