НИ ОДНОГО ТРУДЯЩЕГОСЯ

БЕЗ ОБЛИГАЦИЙ НОВОГО ЗАЙМА

На стройке нового многоэтажного дома на Володарской улиц$. На снимке: лепщик В. Большаков за отделкой скульптур, установленных
на фасаде здания.
Фото Н. СЕМЕНОВА.
В РАЙОНАХ
СТОЛИЦЫ
УСПЕХ НОВОГО
ЗАЙМА
С большим воодушевлением откликнулся на постановление пра
вительства о выпуске нового займа коллектив ткацко-отделочной фабрики им. Маркова.
Свои сбережения дали взаймы государству 99,5 проц. рабочих, работниц, инженеров, техников и слу
жащих фабрики. Сумма подписки составляет 78,5 проц. месячного фон
да зарплаты — на 70 тыс. рублей больше, чем при прошлогодней под
писке, хотя сейчас рабочих на фабрике меньше, чем было тогда.
Все инженеры и техники подписались на сумму, превышающую их месячный заработок. На месячный заработок подписались все 45 под
мастеров ткацкого цеха. Подмастер той. Савоськин, зарабатывающий в месяц в среднем 1.000 руб., дал взаймы государству 1.500 рублей.
Большой успех имел новый заем среди жильцов дома 18/20 по Б. Почтовой улице, над которым шефствует коллектив фабрики им. Маркова. На заем подписалось по
давляющее большинство домашних хозяек и домработниц.
В ЛЕНИНГРАДСКОМ
РАЙОНЕ
Дружно и организованно подписываются на новый заем трудящие
ся Ленинградского района. К се
годняшнему утру они уже дали взаймы государству 43.100 тысяч рублей — 86,2 проц. месячного фонда заработной платы. Подпиской охвачены 96,6 проц. всего числа работающих на предприятиях и в учреждениях района.
Более 400 организаций района уже завершило подписку. Работники ll-го таксомоторного парка подписались на 98,8 проц. своего ме
сячного заработка. Более чем па месячный оклад подписались 12 шоферов-стахановцев.
Успешно прошла подписка на заводе «Изолятор», холодильнике № 7 Главхладопрома, в депо «Сокол», 2-м Московском педагогическом ин
ституте иностранных языков и ряде других организаций.
В прошлом году домохозяйки района дали взаймы государству 859.000 рублей. В этом году 12.425 домохозяек уже подписались на 686.425 рублей.
ТЕЛЕГРАММЫ ПОЛЯРНИКОВ
В Москве получена следующая

БОЛЬШЕ

МЕСЯЧНОГО ЗАРАБОТКА
Успешно прошла подписка на Заем третьей пятилетки (выпуск четвертого года) в Московском отделении железной дороги им. Дзер
жинского. Многие железнодорожники дали взаймы государству больше месячного заработка.
Заместитель начальника паровозного депо Люблино тов. Киселев подписался на заем в размере 2-ме
сячного заработка. Машинист. этого же депо тов. Злобин при заработке в 800 р5тблей подписался на 1.000 рублей. На полуторамесячный заработок подписалась старшая стрелоч
ница станции Бутово тов. Малпнова. Главный кондуктор кондукторского резерва тов. Моченков подписался на 700 рублей. Его месячный зара
боток — 587 рублей. Больше чем на месячный заработок подписались сто
рож тов. Зайцев и многие другие железнодорожники — верные патриоты социалистической родины.
СБЕРЕЖЕНИЯ —
ВЗАЙМЫ

ГОСУДАРСТВУ

У московских АРХИТЕКТОРОВ
Еще 4 июня в 2 часа дня завершена была подписка на новый заем в институтах Академии архитектуры СССР.
Абсолютно все работники академии охвачены подпиской. Они дали
взаймы государству 100,1 процента своего месячного заработка. В ряде институтов подписка- достигла еще больших размеров. Так, коллектив Института общественных сооружений дал взаймы государству iio,8 процента своего месячного заработ
ка, Институт массовых сооружений — 106,8 процента, кабинет теории и истории — 103,4 процента.
Близится к концу подписка и среди архитекторов, работающих в
архитектурно-проектных мастерских Моссовета. К сегодняшнему утру 99 процентов работающих в мастерских подписались на заем. Сумма подписки составляет 83,5 процента месячного заработка.
Больше половины работников Управления проектирования подписалось выше месячного заработка. Архитектор Д. Н. Чечулин подписался на 6.500 рублей.

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ

ПОДЪЕМ
На медеплавильном и электролитном заводе им. Молотова завер
шена подписка на Заем третьей пятилетки (выпуск четвертого года). Подписка прошла с большим успехом и вызвала подлинный патрио
тический под ем среди рабочих и служащих завода.
12 человек, находящихся в отпуску и командировках, прислали телеграммы с просьбой подписать их на месячный заработок. Лишь очень немногие из работников за
вода, находящиеся вне Москвы, не успели еще оформить подписку. Охвачено 99,2 проц. рабочих и слу
жащих. Они подписались на сумму, составляющую 86,2 проц. к месячному фонду заработной платы.
Бригадир отражательной печи Бобров, подписавшись больше чем на месячный заработок, провел на таком же уровне подписку в своей бригаде.
— Родине нужны дополнительные средства, — говорит Бобров,— и мы дадим эти средства.
С крановщиком Николашиным произошел такой случай. Он под
писался на 200 рублей. Вечером Николашин увидел кинофильм «Фронтовые подруги». Патриотическая картина настолько взволнова
ла его, что на следующее утро он подписался дополнительно и довел сумму подписки до месячного заработка.
Студенты 5-го курса Строительного института Мосгорисполкома В. Алабин и В. Попова готовятся к экза
менационной сессии.
Фото М. КРИГМАН.

НОВАЯ

ПЛОЩАДЬ

Больше миллиона рублей из отчислений от накоплений местной промышленности расходуется в те
кущем году на благоустройство Железнодорояшого района.
Уже начаты работы по реконструкции участка между Ленинградским и Ярославским вокзалами. Здесь на месте пустынного двора и деревянных палаток создается новая площадь. В центре площади
будет возвышаться скульптура В. И. Ленина.
280 тысяч рублей расходует райисполком на озеленение района. Много молодых деревьев н кустарников уже посажено в детском пар
ке. Предстоит большая работа по благоустройству пришкольных уча
стков. Здесь будут оборудованы спортивные площадки, созданы опытные участки для кружков юных натуралистов, произведены посадки деревьев п кустов. В шко
ле № 615 строится тир. 150 тысяч рублей отпущено на капитальный ремонт ‘детского дома культуры.
Ha-днях приступили к асфальтированию Нижней Красносельской улицы. В этом году на ремонт до
рог и тротуаров ассигновано 380 тысяч рублей.
Начаты работы по благоустройству Краснопрудной улицы. Озеленяются дворы, ремонтируются тротуары.
НА КАРПАТСКИЕ ГОРЫ
ЭКСПЕДИЦИЯ
АКАДЕМИИ НАУК СССР
Район Карпатских гор недостаточно изучен. Между тем Прикарпатье пред
ставляет большой интерес не только с научной стороны, но и в хозяйственном отношении. Академия наук ССОР посылает в Карпаты две бригады учены х-гео логов.
Рдна из бригад примет участие в ра^ ботах Украинской Академии наук, также занимающейся изучением- Карпат
ских гор. Одновременно московские геологи будут изучать геологическое строение и нефтеносность Прикарпатья.
Это поможет установить закономерность залегания нефти и газа и наметить перспективы дальнейшего развития нефтяной промышленности Прикарпатского района.
Вторая бригада займется геохимическим изучением Прикарпатья, обследует соляные месторождения и изучит производительные силы края.
В экспедиции примут участие акадег мики А. Е. Ферсман, В. Г. Хлопин и другие крупные специалисты.

МОСКОВСКИЙ

В санатории РККА в Гурзуфе. Герои Советского Союза капитан В. М, Мешков и майор А. И. Петраков
гкий на прогулке.
Фото И. ГОРСКОГО (ТАСС). На школьных

площадках

и во дворах

ЛЕТНИЙ ДОСУГ
ДЕТЕЙ
190 тысяч школьников выедут в пионерские лагери. Однако немало детей останется в городе. Как орга
низовать их досуг? Этому вопросу было посвящено заседание школьной комиссии Моссовета.
При школах намечено открыть 250 оздоровительных площадок и 242 спортивных. Не менее трех ты
сяч детских площадок должно быть организовано при домоуправлениях. В спортивных школах будут зани
маться три тысячи детей. В детском речном пароходстве будут обучаться 5.500 юных моряков. Организу
ются экспедиции школьников в различные районы Московской об
ласти для подготовки материала к всесоюзной выставке «Наша родина», которая откроется в дни празднования 25-летня Великой Октябрьской социалистической революции.
Депутаты Моссовета побывали в детских парках, домах пионеров, райжилуправлениях, школах, в жилых , домах: Депутат профессор
Космодемьянский рассказал о хо
рошей подготовке, проведенной в некоторых районах. В Дзержинском районе 70 домохозяек, которые будут вести работу с детьми, прошли занятия в специальном семинаре. Хорошо развертывают работу Бауманское, 2-е Краснопрес
ненское и Серпуховское жилуправления.
Наряду с этим во многих местах работа с детьми еще даже не нача
та. Исключительно медленно идет организация спортивных и оздоро
вительных площадок. В доме 1—5 по Грохольскому переулку хорошую спортивную площадку за
няли под склад лесоматериалов.
Ничего не делают для организации детского досуга Электрозаводское, Дубровское и Таганское райжилуправления. Районные? отделы народного образования детским паркам не уделяют должного внима
ния — заведующий Таганским рай- ОНО тов. Арцис ни разу даже не был в парке.
Комиссия наметила практические меры по организации летнего досуга детей.
ОЗЕЛЕНЕНИЕ
БЕРЕГОВ КАНАЛА
Около шлюзов и гидростанций канала Москва — Волга полным ходом развернулась работа по озеленению. Посадка кустарников и фруктовых де
ревьев уже закончилась. Сейчас идет высадка цветочной рассады на клумбы и террасы.
В этом году на откосах берегов канала будет высажен ивняк и посеян клевер.
ПО ПРЯМОМУ ТЕЛЕГРАФНОМУ
ПРОВОДУ
Центральный телеграф СССР ввел новый вид услуг. Учреждения и предприятия, отдельные граждане, состоя
щие абонентами телефонной станции, могут вести через свои телефоны пере
говоры с наиболее крупными городами страны во прямому телеграфному про
воду. Нужный пункт вызывается в любое время суток. По окончании пе
регон ара телеграф высылает абоненту
телеграфную ленту с записью провес денного разговора.
Для передачи заказа на переговоры по прямому проводу нужно вызывать телеграф по автоматическому телефону набором цифр 06, а с ручных аппаратов — словом «телеграф*.
ЗАВТРА В ПАРКЕ
им. ГОРЬКОГО
Пропаганде идей советского героизма и патриотизма посвящается завтрашний день в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького.
Тысячи, молодых ударников и стахановцев придут в Зеленый театр. Здесь организуется молодежный вечер, по
священный теме «Моральный облик советского воина». В вечере примут участие крупные военные специали
сты, Герои Советского Союза, писатели и поэты.
«Отважные танкисты и артиллеристы— этой теме посвящен утренник на площади центральной эстрады, В культбазе детям школьного возраста расскажут о своей работе подводники. В б часов на центральной эстраде от
кроется вечер — «Сталинские соколы». Отважные советские летчики расскажут посетителям парка о своих бое
вых эпизодах. В помещении культбазы посетители парка встретятся о пограничниками. В 9 часов вечера в культбазе организуется вечер — «Фронтовые подруги».
На Массовом поле днем состоятся соревнования по преодолению полосы препятствий.
ПЛОВУЧИЙ дом
ТЕХНИКИ
Большую работу по пропаганде достижений советской техники на речном флоте проводит пловучнй Дом техники Наркомречфлота СССР. В прошлом го
ду Дом техники Широко обслуживал речников канала Москва — Волга, по
бывав в северном и западном портах столицы, популяризуя блидмановские методы погрузки и разгрузки на судах.
В навигации текущего- года Дом техники обслужит водников Московско- Окского пароходства и канала Москва— Волга. В числе мероприятий — пропа
ганда безостановочного движения флота по методу диспетчера Ханыпева.
Завтра Дом техники уходит в плавание.
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
В МУЗЕЕ
Фонды Петрографического музея Академии наук СССР пополнились новыми образцами горных пород различных районов Советского Союза. Из Ук
раины Доставлены разнообразные сор
та гранита, кварцита и лабрадорита. О Кольского полуострова получены образцы известняков, промышленная разработка которых уже начинается. При
был также польский диабаз. Он очень похож по качеству на петрозаводский диабаз, из которого приготовляется брусчатка. Этой брусчаткой замощены многие улицы Москвы.
После изучения и обработки новые приобретения музея будут включены в экспозицию.
МАТЧ
ДВУХ ЗАВОДОВ
Вчера в матче на первенство Москвы по футболу встретились первые коман
ды автозавода им. Сталина н завода
«Серп и молот» Игра принесла пдбеяу футболистам автозавода со счетом 4 :1.
Большинство других игр с участием младших команд, юношей и команд старшего возраста выиграли футболи
сты завода «Серп и молот», которые набрали от встречи с автозаводом 80 очков.
ТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЗЫ
НА ИППОДРОМЕ
Завтра на Московском ипподроме — большой день рысистых испытаний. Разыгрываются традиционные призы для лошадей трех и четырех лет.
В призе для трехлеток выступают: «Беседа», «Борозда», «Бирюза», «Боро
динская битва» и «Мистерия». Приз для четырехлеток оспаривают: «Гурара», «-За
тея», «Ладонь», «Уфа», «Опера». Оба приза разыгрываются на дистанции в 1.600 метров. Ехать два гита.
Всего завтра состоятся тридцать три заезда и скачки.
ПОГОДА
В Москве настудило некоторое улучшение погоды, сменившее резкое похолодание последних дней. Температура, однако, остается пока достаточно низкой. Сегодня ночью минимальная температура в Москве была всего 2 гра
дуса выше нуля, а в 12 часов дня — 11 гр. тепла. Средняя температура за истекшие сутки была примерно на в градусов ниже средней нормы.
Температура воды в Москва-реке у Павпшна оегодня утром — 9 градусов тепла.
радиограмма:
«Учитывая огромное значение советских займов в укреплении хо
зяйственной и оборонной мощи нашей родины, мы, группа полярни
ков мыса Шмидта, одновременно с подпиской на заем производим вы
плату всей суммы. Волков, Целищев, Пономарев, Базулнн, Мпненко, Доронин».
Подписка на новый заем проходит на мысе Шмидта, как и во всех других пунктах Арктики, с исключительным под’емом.
Большинство жителей бухты Тикси подписалось на заем в размере месячного заработка. Многие уже полностью внесли всю сумму подписки.
Сегодня получены сведения об окончании подписки в ряде районов Арктики. Так, все жители ост
рова Диксон завершили подписку, при чем большинство подписалось на месячный заработок и больше. Так же успешно закончилась под
писка в Амдерме, где некоторые полярники дали взаймы государству больше своего месячного заработка.
Радиограммы об успешной подписке на заем получены о островов Диксон и Русский, с Маточкина и Югорского Шара, из Усть-Порта и других полярных станций.
П. Г. Косынкова.
фото Г. ЯБЛОНОВСКОГО.

МЕДИЦИНСКИЕ СЕСТРЫ

Яков ГРИНВАЛЬД Б

ОЛЬШИМ уважением окружена’
в нашей стране работа медицинских сестер. Профессия меди
цинской сестры — одна из самых старейших профессий русской жен
щины. Еще в 1844 году, почти сто лет назад, появились в России
первые сестры милосердия и сразу же завоевали народное признание, народную любовь.
В годы Крымской кампании русские сестры милосердия, едва ли
не раньше, чем женщины других стран мира, приняли участие в
войне. Было и* Тогда немного — всего 250 человек, но своей де
ятельностью на фронте они стяжали себе неувядаемую славу. Рабо
тая под руководством одного из Героев Севастопольской обороны —
выдающегося вра
ча того времени, знаменитого хи
рурга Пирогова, первые русские фронтовые сестры чужественпо переносили все тяготы войны, смело перевязывали раненых под не
приятельским огнем, самоотвер
женно ухаживали ia эпидемическими больными, помога
ли при операциях, вели госпитальное хозяйство.
Подлинно народной героиней стала при обороне Севастополя деву
шка-сирота, дочь отставного матроса — Даша с Корабельной слободки. Еще задолго до прибытия на фронт организованного отряда сестер милосердия она по собст
венной инициативе взяла на себя обязанности медицинской сестры. Появилась Даша на фронте в костюме юнгп, и сначала все принимали ее за мальчика
С. Н. Сергеев-Ценский в своем эпическом романе «Севастопольская страда» посвятил много теплых
строк этой мужественной сестре милосердия, которая «вошла само
чинно в историю, как настоящая, подлинная сестра всей миллионной массы солдат и матросов».
На передовых позициях, под сокрушительным огнем . артиллерии противника оказывала Даша помощь раненым. «...И раненым становилось легче от одного певучего девичьего голоса гонги и от его осторожных, ловких и тонких рук, и от участливых синих глаз».
Во время русско-турецкой войны сестер милосердия было уже
больше тысячи С каждой новой войной растет число медицинских сестер. Накануне первой империа
листической войны их было десять тысяч человек, а во время самой войны — в несколько раз больше. В тяжелые годины военных испытаний самоотверженные рус
ские женщины и девушки смело отправляются на боевые позиции помогать раненым и больным защитникам родины.
Героической славой овеяна работа наших советских медицинских сестер. В годы гражданской войны большевистские сестры милосердия проявляли чудеса мужества и доблести. Как п Даша с Ко
рабельной слободки, это былп девушки и женщины из народа — работницы п крестьянки, которые отдавали все свои силы облегче
нию страданий, спасению жизней защитников советской власти, защитников революции.
Яркий портрет одной из таких
красных сестер нарисовал в своей пьесе «Платон Кречет» драматург А. Корнейчук.
Двадцать лег несла медицинскую службу Христиана Архиповна. Во время гражданской войны она ос
талась одна в больнице, покинутой врачами и фельдшерами, не пожелавшими работать с большевика
ми. И когда в больницу, из которой «бежала вся медицина», при
везли тяжело раненого комиссара, Архиповна, видя его страдания, отважилась сама сделать операцию и спасла ему жнзпь.
Доблесть и мужество показали советские медицинские сестры и у Хасана, Халхин-Гола, в боях с белофиннами. Замечательный фильм «Фронтовые подруги» всей нашей стране рассказал об их самоотвер
женной работе. Много у нас таких фронтовых подруг — медицинских сестер. Часть из них награждена боевыми орденами и медалями, как, например, жена Героя Совет
ского Союза Терешкина — Евдокия Павловна Терешкина, получившая на фронте орден Красной Звезды. Вернувшиеся с полей сражений и готовые по первому требованию родины вновь отправиться на пере
довые позиции, работают они в нащих советских больницах и клиниках.
В хирургической клинике ВИЭМ в отделении у профессора А. А
Вишневского работает медицинской сестрой Прасковья Григорьевна Косыпкова.
Пятнадцать лет работает Прасковья Григорьевна операционной сестрой. Дважды она была со своим профессором на фронте: снача
ла — на Халхин-Голе, а потом — в Финляндии, па Ухтинском направлении. Под неприятельским об
стрелом она перевязывала раненых, ухаживала за больными.
Человек удивительной скромно сти, Прасковья Григорьевна по кренно удивилась, когда, вернув шись обратно в клинику, услыша
ла на собрании восторженные от
зывы профессора Вишневского о ее фронтовой работе. На прось
бы собрания рассказать об этой работе она смущенно заявила:
— И не знаю даже, что рассказывать. Делала я все, что должна делать сестра. Конечно, обмывала раненых, ухаживала за ними, пе
ревязывала, сама вытаскивала ос
колки, когда врачи былп заняты, да ведь все сестры то же делали. На то мы и сестры. Ну, а что в
это время стреляли, так что тут особенного — на то и фронт...
А вот другая ыеднцппская сестра —Анна Фоминцчна Тихомирова. Работает она в хирургическом отделении 1-й Московской городской больницы, в операционной у профессо
ра С. И. Спасокукоцкого. В дни боев с белофиннами она уехала на фронт и пробыла там всю кампанию. Прекрасно знающая свое дело се
стра, добрая, отзывчивая женщина, Анна Фоминична была любимицей всех раненых, лежавших в госпитале.
— Однажды к нам поступил раненый красноармеец, — рассказы
вает Анна Фоминична. — Он был такой молодой, что казался маль
чиком. На теле у него было столько ран, что сразу я и сосчи
тать не могла. Положили его на операционный стол, и стала я отмачивать ему повязки. Чувствую,
больно ему, но оп ни разу даже не застонал. Потом приступили к операции. Врачи поражались, ка
кой он терпеливый. Перевязывали его ‘ часа два. Подаю я инструмен
ты, марлю, бииты, а у самой на глазах слезы. Спрашиваю: — Больно тебе? ,
А он чуть улыбнется и скажет: — Нет, сестрина, не больно, спасибо.
Потом, дали мне его в палату. Выходила я его. Когда уезжал от нас, прощался со мной, как с родной. Много у меня было на фрон
те таких героев Ухаживала я за ними, как мать ухаживает за детьми...
Анна Фоминична — медицин
ская сестра, горячо любящая свою профессию.
— Работу сестры, — говорит она, — по-настоящему любить надо. Быть сестрой милосердия — это большая ответственность. Все ну
жно делать в нашей работе с серд
цем н с душой. В операционной от каждой мелочи жизнь человека зависит...
Врачи и больные с большой похвалой отзываются о сестре Тихомировой. Особенной любовью пользуется она у студентов, проходящих практику у профессора Спасокукоцкого. II не только у студентов, но и у молодых врачей, кото
рым в нужный момент готова по
мочь своим большим практическим опытом.
В нашей стране тысячи таких же медицинских сестер, как Прасковья Григорьевна Косынкова и Анна Фо
минична Тихомирова, прекрасных сестер, подлинных фронтовых подруг, готовых на труд и на подвиги.
Стать медицинской сестрой сравнительно петрудно. ’ Любая девушка или женщина, пройдя небольшой курс обучения, легко усваи
вает обязанности сестры. Но быть, хорошей медицинской сестрой мо
жет быть только та, сердце которой полно го
рячей любви к людям, настоящего благородства.
Чтобы быть се
строй, достойной этого высокого звания, нужно обла
дать подлинным
человекол юбием, самоотверж е н н о-
стыо, смелостью, нужно быть безгранично преданной своему на
роду, своей родине.
Нужно быть патриоткой.
СУДЕБНАЯ ХРОНИКА
МОШЕННИК
Ветеринарного врача Н. Д. Архангельского командировали из Москвы на Дальний Восток. Прибыв в Хабаровск в распоряжение местного вете
ринарного управления. Архангельский приступил к работе. Случилось так, что Ворошиловское областное земельное управление нуждалось в ветеринарных врачах, и Архангельского перевели в Ворошилов.
Естественно, что он должен был получать зарплату и командировочные в одном месте, но, когда из-за недого
воренности местных организаций ему начали выплачивать деньги и в Воро
шилове и в Хабаровске, Архангельский не отказался Наоборот, он тщательно скрывал одновременное получение зарплаты и командировочных в двух ме
стах. Скрыл он это и в Москве, в Наркомземе СССР. Находившаяся в Мо
скве семья Архангельского в то же время получала по доверенности сти
пендию в Институте экспериментальной ветеринарии, где он состоял аспирантом.
Таким образом Архангельский мошенническим путем получил за 11 месяцев
около 50 тысяч рублей. Его привлекли к уголовной ответственности по ст. 169 ч. 2.
Дело Архангельского разбиралось в нарсуде Ростокинского района под председательством тов. Годзоевой. Он приговорен за мошенничество к трем годам лишения свободы. Кассационной
коллегией горсуда приговор оставлен в силе.
А. Ф. Тихомирова.
Фото Н. СЕМЕНОВА.

ДЕНЬ КАТАЛОГ

МИЧУРИНА

Великий преобразователь природы Иван Владимирович Мичурин упорно трудился на протяжении всей , своей долгой и замечательной жизни. Ему удалось создать един
ственный в свое время в Европе плодовый питомник, котбрый пользовался широкой известностью даже за океаном.
К Мичурину ежегодно приезжали в Козлов не только русские любители-садоводы, но и американские
ботаники, тщательно следившие за выдающимися достижениями ученого. Иван Владимирович наотрез от
казался переехать в Америку, где ему сулили миллионы. Он пожелал остаться на родине и работать для своего народа.
И. В. Мичурин снабжал садоводов и любителей своими деревьями, продолжая работать над созданием новых сортов.
Перед нами лежит старинный каталог мичуринского питомника или, как тогда называли, «садового заве
дения». Несмотря на почти полустолетнюю давность (каталог был выпущен в 1893 году), он представляет большой интерес в наши дни.
Каталог начинается небольшой статьей Ивана Владимировича. Отдельные высказывания, приведен
ные в этой статье, общеизвестны. Они вошли в труды Мичурина. Од
нако в своем первоначальном виде эта статья была лишь один раз напечатана в малотиражном каталоге 1893 года, II. В. Мичурин писал тогда:
«За последнее десятилетие сады средней и северной полосы России до такой степени пострадали от морозов, что у многих даже энергичных любителей садоводства, не го
воря уже о людях, разводящих са
ды с коммерческой целью, отбило охоту от садоводства. Многие вла
дельцы садов, после неудачных попыток исправить дело подсадкой, совсем их .забросили, причисляя занятия ими к делу, приносящему одни лишь разочарования и убыт
ки. Но так ли это? Если, например, под ряд в течение нескольких лет будет неурожай хлеба, то, причисляя культуру его к невыгод
ным, мы должны тоже перестать .засевать его? Это уже для каждо
го становится ясным, что нет; мало того, что это само по себе немыслимо, это не совместимо с до
стоинством человека! Напротив, надо бороться и бороться тем энергичнее, чем настойчивее наши те или дру
гие неудачи. Надо вперед всего выяснить себе причины наших бед и потом уже подбирать средства к устранению их...».
Дальше И. В. Мичурин пишет:
«...Добрая половина вины падает на человека и в особенности, как я предполагаю, на владельцев неко
торых питомников, которые в погоне за старанием показать, как говорится, товар лицом покупателю, добиваются разными способами пышного форсирования (но рыхлого и г.ообще вредного) роста приви
вок, чем избаловывают деревья; вследствие чего последние, из холн и неги питомника попав в менее благоприятную 4 среду, быстро чахнут».
Эти высказывания И. В. Мичурина о выведении новых морозостойких сортов и правильном воспитании их в питомниках могут принести немалую пользу колхозным са
доводам. Нередки случаи, когда и сейчас в колхозных питомниках создают форсированный рост плодо
вых культур, применяя излишние удобрения. Естественно, что такие деревья, попадая из питомника в обычные садовые условия, иногда погибают.
В Мичуринском саду на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке на примерах живых растений демонстрируются методы великого ученого по созданию новых, цен
ных морозостойких культур. Экспонаты выставки широко популя
ризуют то, о чем говорил н писал «козловский волшебник» в своем каталоге еще полстолетия назад.