ЛЕРМОНТОВСКИЕ ДНИ

В МОСКВЕ

ИЗ ПИСЕМ В РЕДАКЦИЮ
ДВОР СТАЛ
КУЛЬТУРНЫМ
При доме № 43 по улице Чернышевского есть задний двор. Сюда собираются для игр дети — школь
ники и дошкольники. До прошлого года в - центре двора стоял полу
разрушенный каменный сарай, ор мешал доступу света в квартиры нижних этажей. Домоуправление М 15 Куйбышевского района снесло сарай. На его месте создан небольшой сквер, посажено 21 дерево. Все деревья принялись и сейчас распускают первые листья, радуя жильцов.
В воскресенье, 25 мая, активисты дома вскопали газоны, посеяли траву, подготовили землю к посад
ке цветов. 1 июня при содействии управдома тов. Якунина, закупившего посадочный материал, в скве
ре посажено около сотни кустов. Сейчас для сквера делаются скамьи.
Двор принял приятный, культурный вид.
С. ГОЛОВАНОВ.
Лауреат Оодпшской премии академик Сергей Львович Соболев со сво
ими детьми.
Фото Б. ИГНАТОВИЧ.
„РОМАНТИКИ
У ДВУХ
ПРИЛАВКОВ
Товарищ уезжал в командировку. В дорогу надо было кое-что приоб
рести. Зашли в магазин № 18 Таганского промторга (застава Ильича).
Парфюмерный отдел. Продавец тов. Макаров предупредительно обращается к нам:
— Что бы вы хотели купить?
— Уезжаю в командировку, а что надо купить в дорогу, не знаю, — отвечает товарищ.
Продавец стал предлагать одну вещь за другой, рассказывая об их качествах и особенностях. Делал он это с увлечением н знанием предмета.
Охотно купив предложенные товары, мы подошли к спортивному отделу. Скучающая девушка-прода
вщица не обратила на нас никакого внимания.
— Фотопластинки есть? — спросили мы. — Нет.
— А бумага? — Есть.
— Скажите, какая? — Разная.
— Глянцевая контрастная есть? — Не знаю, посмотрю.
Под рукой не оказалось, а из кладовой она не принесла. Так ничего и не купили в этом отделе.
Через несколько дней я получил от товарища письмо. Он между прочим писал:
«Все, что я купил в парфюмерном отделе, очень пригодилось в дороге. У меня оказались такие нужные мелочи, которые я даже и не додумался бы купить. Мои спутники завидовали мне. Зайди в магазин и поблагодарю про
давца. Заодно «поблагодари» девушку из спортивного отдела: снимки сделал, а печатать не на чем».
I Я выполнил просьбу.
Б. ВАСИЛЬЕВ.
НОВАЯ КАРТИНА
СТУДИИ
«СОЮЗДЕТФИЛЬМ
В Московской студии «Союздетфильм» производятся с’емки художе
ственного фильма «Романтики» — по повести Т. Семушкина «Чукотка.. Ставит картину лауреат Сталинской премии режиссер М. Дон
ской по сценарию Т. Семушкина н Ф. Кнорре.
Фильм расскажет о том, как чукчи, преодолевая вековую отсталость, предрассудки и суеверия, приобщаются к социалистической культуре.
Из Москвы на далекую Чукотку приезжает небольшая группа советской молодежи. Среди них — начальник культбазы Кузнецов (артист Д. Сагал) и учительница Та
ня (артистка И. Федотова). Они ведут упорную борьбу против шама
на и помогают чукотскому народу строить новую жизнь. С помощью старого чукчи Ульхвургына (артист И. Максимов-Кошкинский) им удается добиться решающего перелома.
Снимает фильм оператор Б. Монастырский, музыку пишет композитор Л. Шварц.
Работая по-стахановски, с’емочный коллектив получил переходящее красное знамя студии «Союздет фильм».
Фильм «Романтики» будет закон
чен в августе текущего года.
СИГНАЛЫ ПРИНЯТЫ
В № 125 «В. М.» было оттублтсавано письмо читателя И. Ройзмана «Два ма
газина». В письме указывалось на скудный ассортимент товаров, плохую ра
боту кассирши и грубость продавцов в магазин© по улице Огарева, 5.
Директор пищеторга Советского района тов. Устинов нам сообщает, что на другой день после опубликования письма было созвано производственное совещание коллектива работников мага
зина № 9 в присутствии автора письма. Коллектив магазина взял на себя обязательство устранить недостатки, отмеченные в письме.
•3а допущенные нарушения в работе магазина директору тов. Гиндину об’явлен строгий выговор.
Приняты меры к пополнению ассортимента товаров и наведению частоты
В 11в «В. М.» было опубликовано письмо ч итательницы Л. А нюх иной о неудобной для носки обуви (размеры
35 и 36-й), изготовляемой для мальчиков-школытиков. Недетский фасон ботинок с узкими носами искривляет пальцы поГ и делает неправильным положение ступни.
Заместитель начальника Главобуви Наркомлегпрома СССР тов. Архипов со
общает нам, что обувь для мальчиков, выпускаемая фабрикой «Буревестник», будет делаться на новой колодке. Об
разец обуви утвержден Центральным научно-исследовательским институтом жожевенно-обувной промышленности.
ПО СЛЕДАМ
НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ПИСЕМ
В редакцию «В. М.» поступило тгаеь*о читателя А. По двинского. (>и писал, что в связи с переносом трамвайной остановки «Измайлово» пассажиры вынуждены переходить шоссей
ную дорогу, где ежеминутно движется транспорт
Письмо было направлено в Мострамвайтрест.
Служба движения треста призпалп Доводы автора правильными.
Начальник службы тов. Блинов нам •ообщает, что трамвайная остановка маршрутов 3, 14, 22, 32 и 34 перенесена
старое место.
КОНЦЕРТЫ
ДЛЯ РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩ
В КОЛОННОМ ЗАЛЕ
ДОМА СОЮЗОВ
В Колонном зале Дома союзов по воскресным дням организуются кон
церты для учащихся ремесленных и железнодорожных училищ н школ ФЗО. В концертах принимают уча
стие видные мастера театра, музы
канты, артисты эстрады. Большим успехом у молодежи пользуются программы из классических музыкальных и литературных произведений, на оборонную тематику, народные песни и пляски.
Специальный концерт был посвящен выступлениям лучших представителей художественной самодеятельности столицы.
По решению секретариата ВЦСПС для учащихся ремесленных и же
лезнодорожных училищ и школ ФЗО в этом году будут даны 24 концерта.
Завтра днем в Колонном зале состоится восьмой, последний в этом сезоне, концерт.
Творческий
отчет
хора И. Юхова
Семья Юховых издавна любила хорошее пение и сама славилась певца
ми. Один из Юховых — кузнец по профессии, — даже подбирая себе
кузницу помощников, требовал от них физической силы и... хорошего голоса.
Свыше сорока ,лет назад несколько членов этой семьи и рабочие Щелтсовской текстильной фабрики б. Рабенек объединились в хоровой коллектив, ко
торый вскоре стал любимым гостем на фабричных дворах Щелкова и в Мы
тищах. Пели они народные русские песни под управлением И. Юхова — организатора и руководителя коллектива.
О 1903 года хор переезжает в Моокву, где после Великой Октябрьской социа
листической революции становится од
ним из популярнейших хоровых кол>- лективов молодой советской республики.
Сейчас хор хорошо известен советским слушателям своими выступления
ми по радио, участием в спектаклях московских театре^ и в кинофильмах.
Один из важнейших разделов работы хорового коллектива — пропаганда новых советских оперных произве
дений, которые хор вместе с камерным ансамблем под руководством Попова разучивает и показывает в Доме актера. За последние 2—3 года хором разучены отрывки почти сорока советских опер.
Вчера хор И. Юхова выступил с отчетным концертом в подшефной школе Л* 561 Замоскворецкого района.
Обширная программа открылась прекрасно исполненной «Песней о Сталине» Хачатуряна. Кроме того хор спел с большим успехом «Ковыль» и «Кузнец» Сахновского, «Ночь» Гуно, «Гре
зы» Шумана и ряд народных песен — русских, грузинских и украинских.
«ПЕРВЫЕ ЛЕТЧИКИ- ЧУКЧИ
БИБЛИОТЕКА «СТАХАНОВЦЫ АРКТИКИ
Четыре года назад в Арктике, на Чукотке, восьмерых охотников из эски
мосского веления Наукан унесло на льдине в открытое море. Известный полярный летчик М. Каминский вылетел на розыски и после нескольких полетов обнаружил льдину о охотни
ками. Сбросив с самолета продукты, Каминский вернулся в науканский кол
хоз и рассказал эскимосам, что нашел эту льдину. Эскимосы ему не повери
ли. Председатель колхоза эскимос Аеек обратился к Каминскому: «Если ты
действительно нагаел льдину с охотниками, давай полетим вместе. Я сам посмотрю». Они вылетели. А ее К лично убедился, где находится льдина, сам сбросил продукты, а затем рассказал об этом случае чукчам и эскимос«ам.
Прошло несколько дней. Льдину прибило к берегу. Охотники благополучно возвратились домой. По случаю их возвращения состоялся митинг. На этом митинге чукчи решили организовать свой аэроклуб. И вот сейчас, спустя четыре года, уже можно подвести ито
ги подготовки первой группы летчиков из местного населения.
Об опыте подготовки первых летчиков-чукчей рассказано в книге-брошюре летчика С. Б. Богданова, вышедшей в полярной библиотечке «Стахановцы Арктики». Брошюра подготовлена к печати Е. О. Милич.
ЛЕРМОНТОВ
НА БЕЛОРУССКОМ, ПОЛЬСКОМ
И ЕВРЕЙСКОМ ЯЗЫКАХ
МИНСК. (Наш корр.). К столетию со дня смерти М. Ю. Лермонтова в Белоруссии издаются книги с но
выми переводами произведений Лермонтова на белорусский, польский и еврейский языки.
Книга переводов на еврейский язык уже вышла. В ближайшее время выходят белорусские пере
воды, выполненные поэтами БССР — Я. Коласом, II. Глебкой и др. В Белостоке осуществляется перевод произведений Лермонтова аа польский язык («Хаджи Абрек» и др.).
Правление союза советских писателей БССР устраивает в Доме пи
сателя вечер, на котором будут обсуждены переводы произведений Лермонтова.
На байдарках
Обычно туристы сюда приезжают под вечер, -когда сумерки окутывают засыпающую природу. Но вечером жизнь затихает здесь только на берегу. На Икшинском водохранилище ка
нала Москва — Волга в это время большое оживление. Вспыхивают красные* и белые огни бакенов. За полосой воды, утопая в море огней, вы
рисовываются строгие силуэты зданий. Здесь начинается байдарочный маршрут МосТЭУ ВЦОПО.
Байдарочная пристань в МосТЭУ находится в деревне Старое Черное, на берегу Икшинского водохранилища, в полутора километрах от платформы Трудовая (39 км. от Москвы) по Савеловской ж. д.
Получив напрокат разборную байдарку типа «Клеппер», палатки, котелки и другое снаряжение, туристы в сопрово
ждении опытного инструктора отправляются в поход но четырем водохранилищам канала Москва—Волга: Икшин
скому, Пестовскому, Пяловскому и Клязьминскому.
Особенное удовольствие доставляет плавание по Пестовскому и ПялЬвскому водохранилищам. Они окружены зеленью лесов и испещрены причудливыми заливами, тихими даже в сильный ветер.
На этой маршруте все как-то необычайно. По берегам, прямо у воды, на
чинается сплошная стена леса, под сенью которого в конце лета у воды (растут белые и подосиновые грибы. Зеркало водохранилищ чисто. Даже у берегов не встретишь лилий, кувшинок, камышей. Они еще не успели рассе
литься в недавно созданных рукою человека, озерах, но зато их в изобилии можно встретить в притоках: в речках Вязь, Черная, в Уче и др.
Последнее водохранилище, по которому проходит маршрут, — Клязьминское. Это — огромный водоем площадью в 15,2 кв. километра — излюб
ленное место московских яхтсменов. Много и здесь хороших мест — «Золо
той пляж», бухта «Чудесная», «Бухта тайн» и др., — заслуженно получивших столь поэтические названия у московских туристов и яхтсменов. За
канчивается маршрут в Хлебниковском затоне, от которого до платформы Водники (19 км от Москвы) но Савеловской ж. д. 5—10 минут ходьбы.
Протяженность маршрута — 32 километра. Из них собственно по каналу — 18 км. Обычно маршрут вы
полняют в полтора дня, но желающие детально познакомиться со всеми во
дохранилищами с большим интересом проведут здесь 10—12 дней.
Маршрут открывается 10 июня.
Желающие принять участие в походах должны предварительно записаться в секторе самодеятельного туризма МосТЭУ ВЦОПО (Арбат, 57, вход с*улицы Веснина, или но тел. Г-1-21-20).
Г. Паньшин.

Старинная крепость

ПЕРВЕНСТВО СССР ПО ФУТБОЛУ
ПОБЕДА
МИНСКОГО «ДИНАМО
Вчера на стадионе «Динамо» состоялся очередной матч на первенство СССР по футболу. Встретились команды Красной Армии и минского «Динамо». Матч снова принес неожиданный результат. Один из главных претенден
тов на первенство — команда Красной Армии — потерпел поражение
Первый тайм, прошедший в ’ обоюдоострых атаках, закончился победой минского «Динамо». С одиннадцатиметрового удара в ворота команды Красной Армии был забит первый гол. На десятой минуте второго тайма футбо
листы Красной Армии сквитали счет и затем усилили атаки. Но и это не дало им победы. За две минуты до конца игры левый полусредний нападающий минского «Динамо» забил решающий гол. Результат матча — 2:1 в пользу минского «Динамо».
Далеко видно ©о стен этой старинной крепости. Ленинские горы куд
рявятся молодой и яркой зеленью. Внизу под ними сверкает на солнце голубая лента реки.
Ветер гонит над ней легкие облака.
Отсюда не слышно трамвайных звонков, не видно ма
шин. И кажется, вернулось отсчитанное столетиями время. Встают картины далекого прошлого. Вот на высокою сторожевую ба
шню поднимается Фигура дозорного.
Прикрыв лаДоныо глаза, он следит, не появятся ли вдали остроконечные та
тарские шапки, не заблестят ли ко
ванные пышные доспехи поляков. Бывший Новодеви
чий монастырь — единственная под
московная крепость, дожившая до на
ших дней. Сейчас здесь музей.
Каменные стены бывшего монастыря сохранили в цело
сти зубцы, узкие щели бойниц, не
ровные отверстия,
через которые лили горящую смолу и кипяток4 на головы осаждающих. Вра
гов у Москвы было много, и немало набегов, осад и штурмов выдержали подмосковные крепости.
В 1571 году крымский хан Девлет- Гирей сжег и разру
шил Новодевичий монастырь до осно
вания. Но его снова отстроили. Еще! выше поднялись его стены, еще больше стало бойниц, а на крепких сторо
жевых башнях все так же ходили стрельцы и глядели вдаль. В 1591 году
к Москве подошли татарские полчища Казы-Гирея. На этот роз стены Новодевичхего монастыря выдержали, и Казы-Гирею пришлось снять осаду.
В дни польской интервенции в начале XVII века монастырь был занят ляхами. Недалеко на берегу Москвареки произошло знаменитое сражение между войсками польского гетмана Хоткевича и народным ополчением Минина и Пожарского. Русские воины разбили в этом бою поляков. В 1S1£ году Наполеон, заняв опустевшую, но не покорившуюся Моокву, обратил вни
мание на крепкие стены Новодевичье
го монастыря и хотел устроить здесь военный склад, но не успел.
Стены монастыря до сих пор великолепно сохранились. Высота их — 11 метров, толщина — 3 метра, а об
щая длина — около километра. Над стенами возвышаются еще на 14 метров сторожевые башни. Под монастырской стеной недавно обнаружен искус
но сделанный, выложенный камнем подземный ход. В июне начнутся рас
копки, которые, повидимому, устано
вят его назначение: * возможно, что ход этот служил тайником, выходив
шим к воде. Почти все старинные крепости имели подземные ходы, кон
чавшиеся недалеко от озера, пруда или реки. При осаде, когда воды из колодцев крепости уже нехватало, защитники пользовались подземными хо
дами. Такой подземный ход нашли в Воронеже. Длина его была 130 метров.
В башнях размещена интереснейшая выставка, посвященная оборонительным сооружениям Московского государ
ства. Тут много старинных гравюр, изображающих славные битвы, чертежей и рисунков бывшего Новодевичье
го монастыря и других * подмосковных крепостей. В одной из башен лежат старинные маленькие пушки и мортиры, много другого вооружения, которое когда-то было в руках стрельцов и посадских, защищавших эту крепость.
Сейчас для посетителей музея открыт доступ на старинные стены и сторо
жевые башни. Можно осмотреть также и начало подземного хода.
Бывш. Новодевичий монастырь.
Рис. В. ГАЛЬПЕРИНА.
ЛАУРЕАТ
СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОРТРЕТЫ

М. И. Бабанова ЖИЗНЕННАЯ и творческая биог

рафия М. И. Бабановой — это
биография художника, рожденного и вскормленного Октябрьской революцией.
«Я пришла в театр после Великой Октябрьской социалистической рево
люции, — рассказывает сама М. И. Бабанова, — и мне не пришлось испытать на себе всей тяжести дореволюционной закулисной жизни. Мне не приходилось решать мучи
тельных вопросов* о совместимости искусства и политики, — наша театральная жизнь была уже перестроена на советский лад... Мы познавали новое мироощущение актера — гражданина своей героической страны. Мне часто приходилось слышать о том, как мало советские ак
трисы похожи на «настоящих» актрис. Это было для меня самой сладкой похвалой».
Отвечать своим искусством на великие революционные запросы
жизни —• в этом. Бабанова видела свой долг артистки. И когда она вышла на сцену в образе дочери городничего в «Ревизоре» и Полиньки в «Доходном месте», ей даже казалось, что она уклоняется от прямого ответа на запросы жизпи.
Бабанова виртуозно играла легко
мысленную, но не злую сердцем Полиньку. Стоило вслушаться в стрекочущую речь Полипы, стоило всмотреться в ее легкие жесты, в ее вальсирующие , житейские «па», чтобы увидеть в ней яркую по окраске бабочку-однодневку, беззабот
но и праздно порхающую над жизненной тропой. Бабанова обворожительно передавала облик и характер этой бабочки, а сама думала, внутренне укоряя себя:
«Не примет ли меня зритель за
защитника этой пустой и легкомысленной Полины?».
«И я наивно старалась, — говорит артистка, — подчеркнуть свое отношение к роли, боясь всего, что могло быть в ней привлекательного».
Эта «наивность» со временем исчезла у Бабановой, но навсегда оста
лась ее забота о том, чтобы ни на минуту не утерять дыхания совре
менности во всем, что она делала на сцене.
Творческая оглядка на прошлое, зависимость от того, что уже было в искусстве, всяческая традиционность менее всего свойственны ис
кусству Бабановой. Совсем не случайно то, что Бабанова — артистка Театру революции, у которого нет дореволюционного прошлого.
Искусство Бабановой было искусством прямого суда над жизнью: «Достичь острой политической на
правленности играемого образа, быть адвокатом или прокурором ро
ли, разбить зрительный зал на друзей и врагов — таковы были тогда паши задачи».
Искусство может судить и осуждать, искусство революционное обя
зано делать это. Но и прокурор имеет дело с живыми людьми и должеп видеть па скамье подсудимых живых людей, а не отвлеченные схемы.
Бабанова это поняла, и ее искусство, сохранив свою критическую настроенность, свою искрен
нюю направленность против всего, что препятствует рождению и росту нового человека, приобрело жиз
ненную полнозвучность. Артистка нашла свой путь к живому, целостному человеку в полноте его ‘бы
тия. во ьсей силе его устремлений к новым формам этого бытия.
Восторгаясь тем живым лицом, которое возникло у Бабановой из схематичной роли Колокольниковой в пьесе «Мой друг», автор пьесы
Погодин признается: «Колокольникову можно было писать дальше в большой комедии но эскизу, созданному актрисой». Актрисой, а не автором,—честно подчеркивает Погодин.
Бабанова адесь, как и во многих других подобных случаях, из сухо
го, малого зерна вырастила живой, ароматный росток образа. «Вырастила» — в этом слове заключено ис
кусство садовника, его умное маотерство, его творческое терпение, его осторожно заботливая внимательность к начаткам жизни, заключен
ным в зерне. Все эти черты живого мастерства художника природы ближе и вернее характеризуют мастерство Бабановой, чем обычные- сравнения ее с ювелиром, топко и затейливо чекапящим драгоценности.
Джульетта Бабановой (из трагедии Шекспира) не «вычеканена» в душ
ной мастерской ювелира; она, как белая роза, выращена садовником, мастером благоухающей, живой красоты, под сипим небом юга.
ДНЕВНИК
ФИЗКУЛЬТУРНИКА
ЗАВТРА — очередной день розыгрыша первенства Москвы по футболу.
На стадионе фабрики «Красная Разавстретятся хозяева поля с командами
«Динамо». На стадионе общества «Старт» будут играть команды завода «Серп и молот» и «Спартака». Футбо
листы «Фрезера» встретятся на своем поле (станция Плющено) с «Локомоти
вом». На стадионе завода «Каучук» со*- стоятея матчи команд автозавода им. Сталина и «Старта». Все игры начнутся с 9 часов утра. Встречи первых команд — с 6 часов 15 минут вечера.
★ МАТЧИ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ будут разыграны завтра между спортивными обществами: «Крылья сове
тов» — «Локомотив», «КИМ» — «Буревестник», «Пищевик» — «Большевик» и «Спартак» — Институт физкультуры им. Сталина. В программу матчей включено от 17 до 22 номеров.
★ В ПЕРВЫХ ЧИСЛАХ ИЮЛЯ состоятся республиканские соревнования по легкой атлетике высших учебных заведений Наркомздрава РСФСР, В них
примут участие студенты и аспиранты медицинских вузов В программе — бег на различные дистанции, в том числе бег на 3.000 метров, бег на 110 метров с барьерами, взятие полосы препятствий, прыжки, метание гранаты, ди
ска. копья и молота и толкание ядра. Соревнования состоятся в Ленинграде.
кию, веселости на грусть, — в этом образе изнутри звучит и все себе подчиняет единая мелодия — любви, побеждающей все условные формы людских отношений, отметающей все преграды сословной гордости и фео
дальной надменности. Освобождение человеческого в человеке, окутанном путами социальных предрассудков,
— вот глубокая тема, воплощенная Бабановой в прекрасный образ ее Дианы.
Шекспир и Лопе-де-Вега были мощными союзниками замечательной артистки.
А. Арбузов, автор пьесы «Таня», был плохим союзником артистки, а может быть и не был им вовсе. Роль Тани, Написанная автором, и образ Тани, созданный Бабановой,
— это «две вещи несовместимые». Роль страдает жизненным худосочием, которого: нет и следа в сцени
г ческом образе Бабановой. У ее Тайн есть трепетный пульс, родной по биению тысячам советских женщин, умеющих хорошо и прочно связать счастье личной жизни с широким счастьем сотворчества, с родной страной, строящей новую жизнь.
Образ Тани у Бабановой светит своей большой правдой и греет своим живительным теплом.
«Мы призваны нести культуру, вдохновлять людей на новые подвиги и зажигать их энтузиазмом»,
— писала Бабанова в 1936 году о высокой задаче, пред’явленной советскому актеру. Эту задачу Бабанова всегда, с первых шагов на сце
не, считала обязательной, —■ радостно обязательной для себя как артистки.
Как много Бабанова внесла в решение этой почетной задачи своих сил, таланта и искусства, — о том, неопровержимо свидетельствует лучший из отзывов, когда-либо сделан
ных о творчестве Бабановой, о том
свидетельствует присуждение ей премии имени Сталина.
УГОЛОК
НАТУРАЛИСТА Флегматичный

тапир

Самое флегматичное животно© зоопарка — это, пожалуй, дальний родствен
ник слона, южно-американский тапир* «Колька» — под такой кличкой он из
вестен в парке — ленив и добродушен, удивить его чем-нибудь очень трудно. Любимое его занятие — валяться на боку, посматривая с глубочайшим рав
нодушием на окружающих. Впрочем «характер» у тапира совсем неплохой. К служителям он привык и слушается их беспрекословно Даже перевод из вольеры в вольеру, обычно такой труд
ный у других животных, проходит без всяких хлопот.
Ha-днях тапира нужно было перевести- в большой летний загон на старой территории парка. Открыли дверь, выгнали «Кольку» в аллею, он оглянулся, увидел знакомого служителя и спокойно пошел за ним на новую квар
тиру. Они проходили мимо верблюда,
волков, медведей. Недалеко грозно рычали львы и тигры. Казалось, что
тапир должен был проявить хотя бы малейшее беспокойство. Ничуть не бывало. Только иногда он останавливал
ся, чтобы разглядеть получше какогонибудь зверя. Постояв с глубокомысленным видом возле клеток, он медленно, вперевалку отправлялся дальше.
Очевидно, «Кольке» вообще нравят
ся прогулки. Как-то. вечером, воспольс. ДУРЫЛИН.
зовавшись тем, что его вольера была плохо заперта, он выбрался на дорож
ку и отправился в обход. Было уже поздно. Звери спали. В темноте Фигу
ра тапира казалась очень большой я принимала причудливые очертания. Увидев таинственное животное, бесшумно шествовавшее по аллеям, ноч
ные сторожа подняли переполох. Но все в парке успокоились, как только выяснилось, что это — мирный, безвредный «Колька».
Уже десять лет живет тапир в зоопарке. Десять лет он сидит в загоне один. Иногда даже у этого флегматика случаются приступы скуки, и тогда он требует развлечений. Тут уж тов. Улья
нову, заведующему секцией копытных, приходится навещать своего друга
При виде Ульянова скука у тапира сейчас же проходит. Забывая свою со
лидность, он поднимает веселую возню, догоняет Ульянова, толкает его хобот
ком. Утихомирить тапира не так легко, но Ульянов умеет делать это мгновен
но, используя единственную слабость своего питомца. Стоит почесать «Кольке» спину, у него тотчас прищурива
ются глаза, на всей морде появляется подобие улыбки. Он начинает медлен
но клониться в сторону и, будучи не в силах удержаться на ногах, надает на бок...
П. Венский.

В КОНЦЕ

НОМЕРА

НА БЕРЕГУ РЕКИ ТЮП. Бригада золотоискателей обнаружила на берегу реки Тюп, в 60 километрах от Пржевальска (Киргизия), месторождение рас
сыпного золота. Пробито 10 шурфов, из них 8 оказались золотоносными. По предварительному заключению специалистов, Тюпское месторождение имеет промышленное значение. В ближайшие дни начнется его разработка.
★ ЗОЛОТЫЕ МОНЕТЫ В ЧАЙНИКЕ. Учащиеся средней школы «Ns 1 гор.
Шахты Саша Свиридов и Леня Поляковский, затеяв игру, решили соору
дить у себя во дворе, по улице Возрождения, 12, подземное «убежище». Во
оружившись лопатами, дети приступили к раскопкам. Вскоре они извлекли из земли металлическую вещь, оказавшуюся закупоренным медным чайни
ком. Школьники доставили находку в отделение НКВД- В чайнике оказались 3 золотых монеты 15-рублевого достоинства и одна монета 5-рублевого до
стоинства, 16 серебряных рублей, 22 полтинника, монеты нерусской чеканки, медальоны и другие предметы.
★ СЛУЧАЙ СО ЛЬВОМ. К станции Красноуфимск подходил товарный по
езд. В одном из вагонов была клетка со львом. Дверь вагона неожиданно раскрылась, и лев выскочил на пути. Испугавшись паровозов и гудков, зверь рассвирепел. Работник железнодорожной милиции, на которого кинулся лев, ра
нил его. Подоспевшая стрелковая железнодорожная охрана и работники милиции убили опасного зверя.
Ответственный редактор
М. М. ПОЗДНОВ.
К СТОЛЕТНЕЙ ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ СМЕРТИ ВЕЛИКОГО ПОЭТА
Во Всесоюзном лермонтовском комитете нам сообщили, что в ближайшее время в Москве начинаются вечера и заседания, посвящен
ные исполняющейся 27 июля 100- Летней годовщине со дня смерти великого русского поэта М. Ю. Лер
монтова.
12 н 13 июня состоится научная лермонтовский сессия в Институте мировой литературы им. А. М. Горького Академии наук СССР. На за
седаниях сессии будут заслушаны доклады: «Поэмы о мятежнике
проф. С. Н. Дурылина, «Лермонтов н Николай I» С. А. Андреева-Кривича, «Друг Лермонтова — Святослав Раевский» проф. Н. Л. Брод
ского, «Тамань» Е. Н. Михайловой и «Романтические поэмы Лермонто
ва» А. Н. Соколова. Сессия будет происходить в помещении Московского клуба писателей; она от
кроется вступительным словом проф. В. Я. Кирнотина.
В связи с окончанием школьных занятий лермонтовские вечера и доклады в школах Москвы переносятся на сентябрь. Дом художест
венного воспитания детей организует конкурс юных чтецов на лучшее исполнение произведений Лермонтова.
Лермонтовский комитет рещнл в течение всех летних месяцев (с ию
ня по сентябрь) провести доклады и вечера, посвященные творчеству
великого поэта, в клубах, парках культуры и отдыха и в вузах.
За неделю до дня годовщины смерти поэта — в воскресенье, 20 июля, — во всех парках культуры и отдыха Москвы состоятся народные гулянья, посвященные творче
ству Лермонтова. С докладами о творчестве поэта выступят писатели, литературоведы и критики. Ху
дожественная часть вечеров будет составлена из произведений поэта и романсов н отрывков из опер, написанных на лермонтовские тексты.
24 июля в помещении Государственного исторического музея от
кроется юбилейная лермонтовская выставка.
Торжественное заседание Всесоюзного лермонтовского комитета, по
священное памяти поэта, состоится в Москве 26 июля.
Лауреат Сталинской премии, заслуженная артистка РСФСР Мария Ивановна Бабанова. фоТО в. Игнатовича.
Ее Джульетта не только поэтически обращается к жаворонку: она сама—этот жаворонок, поющий первую песню любви на вешней заре.
У Бабановой всегда есть мелоди
ческий подтекст сценической речи. Это дает Бабановой несравненную власть над ролями в, стихах Для большинства актеров роль в стихах
— это добавочная трудность. Наоборот, для Бабановой стихи увеличивают радость творчества, умноягая власть актера над образом.
Если бы отнять у ее Джульетты слова, мы услышали бы мелодию Джульетты, и в ней зазвучал бы ее светлый образ. Но если бы отнять даже и мелодию, Джульетта Бабаново.й не перестала бы существовать: остался бы ее пластический образ
— чудесная шекспировская девушка продолжала бы жить в движении, в жесте, в ритме.
То же самое с другой классической ролью Бабановой — с графи
ней Дианой в «Собаке на сене» Лопе-де-Вега. В этом образе, разработанном с таким ослепляющим бо
гатством деталей, показанном Q тал кой смелой сменой лирики на иро
Американский тапир.
Фото М. ОЛЕХНОВИЧ.