ПАТРИОТЫ

Плакат художника Н. Аввакумова, выпущенный издательством «Искусство».

семья патриотов

В середине июня командир танка старший сержант Михаил Василье
вич Кузнецов находился по делам службы в Киеве. Он не преминул воспользоваться случаем, чтобы по
видаться с матерью. Тут же послал ей в Москву телеграмму. На сле
дующий день Екатерина Петровна Кузнецова выехала в столицу Украины.
Встреча была недолгой, но трогательной.
Когда, полтора года назад, во время войны с белофиннами, студент четвертого курса Машиностроительного института комсомолец Михаил Кузнецов об’явнл матери о том, что он уходит в Красную Армию, эта весть была встречена в семье одобрением.
Михаила направили в танковые части.
— Как он изменился, как возмужал, — о радостью подумала мать, обнимая горячо любимого сына.
Несколько часов гулял Михаил с матерью по Киеву, рассказывал о своих успехах в боевой учебе, показывал вырезки из газет, где подробно описывались достижения эки
пажа мощного наземного корабля, которым умело командует тов. Кузнецов.
Чувство законной гордости наполняло сердце матери, когда она читала, что при разработке темы «Штурм ДОТ’а» тов. Кузнецов по
казал блестящее знание тактики: он сумел по узкому проходу в болотистой местности провести тяжелый

СЛАВНОЕ ПРОШЛОЕ РУССКОГО ФЛОТА

КАК РУССКИЕ МОРЯКИ
БИЛИ НЕМЦЕВ
ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). В красивом здании напротив Ростральных колонн помещается Центральный во
енно-морской музей Среди многих тысяч исторических памятников — свидетелей славного прошлого русского народа — здесь имеется нема
ло материалов, рассказывающих о том. как русские били немцев.
Интересна выписка из Леоптьевской летописи о Ледовом побоище 1242 года на льду Чудского озера, описывающая разгром псов-рыцарей. В рамке под стеклом — высказывание Карла Маркса по поводу этого исторического события. Далее — репродукции с картин, изо
бражающих битву при Кунерсдорфе и взятие Берлина, а также схе
ма походов во время Семилетпей войны, в частпостй — блокады
русским флотом Померании и его помощи во взятии Мемеля и Кольберга.
Отечественная война 1812 года. Русские — снова в Берлине. В му
зее показано участие гвардейского экипажа в сражениях с баварцами и саксонцами, входившими в состав наполеоновской армии.
Среди материалов, посвященных первой мировой империалистической войне, обращают на себя внимание трофеи с крейсера «Магдебург»: кормовой флаг, пулемет, компас, бес
козырка и девятихвостка — орудие воспитания в кайзеровском флоте. Большая картипа показывает исто
рический бой эемпнпа «Новик» с двумя первоклассными германскими эскадренными миноносцами в 1915 году Другая картина и рисунки изображают столкновения с немецкими военными кораблями на Черном море. Многие документы харак
теризуют варварский метод ведения войны Германией — применение удушливых газов, бомбардировку населения, зверскую расправу на захваченных территориях.
В отделе гражданской войны собраны материалы о германской ин
тервенций, героической моонзундской операции Балтийского флота, об оккупации пемцами Украины, о борьбе с подлыми захватчиками и участии в этой борьбе отрядов слав
ных моряков Балтики и Чериоморья.
В музее создается новый отдел, посвященный великой отечест
венной войне советского народа против фашистских мракобесов и изуверов.
„БУДЕТ ГИТЛЕРУ КОНЕЦ“
ПЕСНЯ - ПЛАКАТ
Союз советских композиторов выпускает небольшие музыкальные сборники, песни-открытки, написанные советскими композиторами.
Сейчас издательство союза советских композиторов выпускает пес
ню-плакат «Будет Гитлеру конец». Музыка этой песни паписана на
родным артистом СССР Р. Глиэром на слеша поэта Ив. Доронина.
танк и поразить амбразуру бетонированного укрепления.
— Не успела я вернуться из Киева, — рассказывает Екатерина Петровпа, — как осатанелые шайки
гитлеровских головорезов вторглись на советскую землю. Уверена, что мой Михаил с честью выполняет свой долг перед родиной и наносит врагу сокрушительные удары...
В семье Василия Ефимовича Кузнецова не одни сын Михаил сейчас сражается на фронте против фашистских извергов.
Второй сын Екатерины Петровны — Виктор — комсомолец, радист.
Уже восемь месяцев он служит в береговой обороне Балтийского флота, О нем также командование отзывается с похвалой, как о дисциплинированном, передовом бойце.
— Недавно проводила я в Красную Армию и третьего, девятнадпатилет
него, сына, комсомольца Евгения. — говорит Екатерина Петровна. — Четвертый сын—-Александр—кончил десятилетку. Собираем и его в доро
ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ
ИНИЦИАТИВА

СОВЕТСКИХ РЕБЯТ

В ЦК ВЛКСМ, комсомольские и пионерские организации, в редакции газет поступают в эти дни ты
сячи писем советских ребят. Они наполнены глубоким патриотизмом.
Дети заявляют о своей готовности помогать родине, бойцам Красной Армии, защищающим советскую страну.
Юные колхозники сельхозартели имени Молотова, Мытищинского района, Московской области, пишут:
— Война, навязанная нам фашистами, потребует усилий всех от мала до велика. Мы решили ис
пользовать летние каникулы для работы в поле, на скотных дворах, в огородах.
Ребята Егорьевского района, Московской области, помогают взрос
лым сохранить и во-время убрать богатый урожай. Няньковские пионеры и школьники решили выра
ботать в колхозах в этом году пе менее чем по 100 трудодней каждый.
По данным сорока районов Московской области, в сельскохозяйст
венных работах принимает участие свыше 75 тысяч школьников.
На помощь колхозам приходят учащиеся и городских школ. 70 уче
ников И4-й средней школы поселка Ленипо, Московской области, при
ступили к работе в колхозе им. 8 марта в селе Шипилово. Десятки учащихся старших классов московских школ, окончив курсы автоводителей. выезжают на работу в колхозы.
Количество учащихся городских школ, желающих работать в колхо
зах и совхозах, растет с каждым дпем.
Дело — за комсомольскими организациями, школами, правлениями колхозов, которые должны подхва
тить и возглавить инициативу юных советских патриотов.
гу. Пусть, как и старшие братья, грудью станет на защиту родной земли...
...В доме № 6 по Б. Почтовой улице хорошо знают семью советских патриотов Кузнецовых.
Отец четырех бойцов Красной Армии Василий Ефимович рассказы
вает, как ему пришлось быть участ
ником разгрома немцев в Галиции во время первой империалистической войны.
— Попробовали тогда немцы силу русского штыка, — заявляет бывший рядовой 193-го Свияжского полка. — А уж теперь и гово
рить не приходится. Прекрасно вооруженная Красная Армия, в ко
торой находятся миллионы таких патриотов, как мои сыновья, разгромит фашистскую нечисть...
Свой боевой долг перед родипой в семье Кузнецовых выполняют не только четыре сыпа. Василий Ефи
мович, Екатерина Петровна, их дочь Лидия, два младших сына—Юрий и Игорь—принимают активное участие в организации противовоздушной обороны дома. Здесь все подготовлено, заранее предусмотрено.
В этих хлопотах пе принимает участия только трехлетняя Марина.
— Моя тысячница, — ласково говорит мать, получающая от со
ветского государства на воспитание восьмого ребенка по две тысячи рублей в год.
...Сейчас семья ждет вестей с поля брани. Ждет с уверенностью, что доблестная Красная Армия разобьет и победит врага.
И. Кор.
По звонким голосам, По лицам молодым Не определите,
Что это ветераны.
Висит в курительной
Слоистый, сизый дым. Ждет вызова народ —
Собрались слишком рано. Сошлись литейщики, Студенты, Пекаря
Сюда — в военкомат — Спокойным шагом гордым. И каждый рвется в бой. И, мужеством горя,
Готов бесстрашно бить По гитлеровским ордам.
И — незнакомые —
Друг другу так близки! Они пойдут на фронт
Одним звеном ударным. Снега Финляндии, Пустынные пески
Возникли в памяти
Виденьем легендарным. Вот слышится рассказ:
«...Когда мы брали ДОТ... ... Подразделение
Вернулось из разведки». Воображенье нас
в Финляндию ведет.
Мы видим снежный пес, Обугленные ветни...
«...Мы жару задали
Шуцкоровцам тогда.
И вновь расправимся
С фашистами на фронте! Врагам ответили мы Раз и навсегда:
Вы нашу родину советскую Не троньте!».
Повсюду яркий блеск Горячих, смелых глаз, Слова уверенной,
Неторопливой речи.- Ведет о подвигах
Бесхитростный рассказ Высокий юноша —
Шофер широкоплечий. Над ворсом пиджака Мерцает на груди Широкая звезда
Малиновой эмали. Он знает —
Яростны сраженья впереди, Он вновь готов итти В пороховые дали.
Все смотрят на часы. Уже недолго ждать!
Их всех прислал сюда Народ непобедимый.
Они спешат на фронт,
Чтоб жить и побеждать, Чтоб выбросить врага
С земли своей родимой!
Николай Панов.
ЛЕКЦИИ
О ДОБЛЕСТИ
И ОТВАГЕ
Лекторий Ленинградского горкома ВКП(б) приступил к организации на предприятиях, в учреждениях, воинских частях и на сборных пунктах Ленинграда цикла лекций «В боевой готовности». Лекторы бу
дут рассказывать о доблести и отваге советских людей на трудовом фронте и на фронтах отечественной войны против германского фашизма.
Фото А. ИОСЕЛЕВИЧА (ТАСС).
В Красной Армии. Танк нанимает исходную позицию в лесу.
. (Фото ТАОС).

ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ

В РЕМЕСЛЕННЫХ
УЧИЛИЩАХ
Ремесленные и железнодорожные училища столицы готовят десятки тысяч молодых рабочих — новые трудовые резервы нашей страны. В училищах, как на заводах ш в учреждениях, чувствуется огромный трудовой под’ем. Будущие токаря, слесаря, машинисты знают, с каким воодушевлением работают в цехах взрослые рабочие, и берут пример с лучших патриотов-стахановцев.
...Переходящее красное знамя ремесленного училища Л» 20 принадлежит группе слесарей мастера А. И. Спиридонова. Шестнадцати
летний отличник Лисичкин и его товарищи о каждым дпем улучшают качество продукции. Они не те
ряют ни одной минуты учебного времени, значительно перевыполняют установленные нормы. Когда руководитель группы мастер Спиридо
нов пришел перед от ездом на фронт попрощаться с ребятами, они сказали ему, что знамя никому ие отдадут. И юные патриоты крепко держат свое слово. Они выполняют свой долг перед родипой: хорошо учатся и хорошо работают.
...С большим воодушевлением выполняют учебные задания воспитан
ники ремесленного училища А» 44.
Учащиеся Гирько, Бепькович, Шивцов и многие другие требуют большей нагрузки.
Мастера училищ заменяют товарищей, мобилизованных в Красную Армию на борьбу с подлым германским фашизмом. Когда Мастер учи
лища X» 20 Густов отправился на фронт, его группу взял иа себя старый производственник, замеча
тельный знаток токарного дела ма
стер Сербнн. В училище А» 44 Ясошнов заменил уехавшего Никуличёва и ведет сейчас две группы.
Партизан гражданской войны И. И. Резниченко руководит группой самозащиты в доме № 18 по Крымскому валу. На снимке: И. И. Резниченко расставляет посты дежурных по дому; слева направо—пионерки
Катя Блинникова и Валя Лукашева, домохозяйки А. В. Архипова и Р. И. Щиплецова.

ЗА ПРАВОЕ ДЕЛО!

«ЩОРС
НА ЭКРАНЕ
НЕТ более священной и лютой не
нависти, чем ненависть к врагу своей счастливой родины. Она множит героизм, рождает неслыханную самоотверженность, чудесное муже
ство советских патриотов Ее сила и напряженность — свидетельство
безграничной любви и преданности социалистическому отечеству.
История нашей страпы полна замечательных примеров победного могущества народа в отечественных, справедливых войнах Боевые подвиги наших предков и сегодня на
полняют гордостью сердца бойцов
и командиров героической Красной Армии, обрушивающихся могучим шквалом на коварных фашистских псов.
Смерть и разорепне, нищету и бесправие, ярмо капитализма и звериную расовую вражду несет на своих штыках гитлеровская свора. Об этом крепко помнит советский народ, перед которым живо пред
стает картина недавнего прошлого — германская оккупация Украины. Тогда полчища немецких империа
листов ринулись на изнуренную войной страну, чтобы поживиться за счет украинского народа.
Никогда не остынет и не исчезнет то яростное чувство боли и
гнева, которым встретил народ немецких захватчиков
Прошло свыше двух десятилетий... Но вот гаспет свет, и сотни глаз, устремлепных на экран, по
блескивают суровой решимостью. Фильм А. Довженко «Щорс» воскрешает незабываемые эпизоды рево
люционного всенародного восстания против немецких оккупантов. Приближаются железные каски. Германский сапог топчет украинские по
ля. В зале возникает настороженная тишина. Зарево пожарищ освещает разграбленные села Стоны истязуемых, рыдания жен и матерей несутся вслед палачам-оккупантам...
«Немец идет — пана ведет» — так просто и верно определил народ существо оккупантов. Действи
тельно, все приказы «самостийногомарионеточного правительства гетмана, Сфабрикованные в кабинетах не
мецких посольств и штабов, были направлены к удушению парода. Первый манифест восстанавливал «в полном об еме» права помещиков и капиталистов. По стопам немец
ких войск мчались паны творить расправу. Для наведения «порядкапемцы спешно учреждали сотни во
енно-полевых судов и сколачивали виселицы для непокорных. Карательные отряды пулей, нагайкой и прикладом утверждали панские права. В потоках народной крови захлебнулась украинская земля.
И тогда поднялся на бой весь трудовой народ. Крестьяне посыла
ли своих сыновей в повстанческие отряды, кормили, снабжали и укрывали у себя красных партизан
Защищая свою родину, честь и сво
боду, тысячи людей потянулись к революционным повстанцам, в непобедимые иолкн Щорса. Взоры
их с надеждой были обращены к русским братьям, готовым оказать им боевую помощь.
Товарищ Сталин тогда писал: «Нужно ли еще доказывать, что отечественная войпа, начатая на Украине, имеет все шансы рассчи
тывать на всемерную поддержку со стороны всей Советской России?».
И помощь пришла... Об этом наглядно и взволнованно повествует фильм. 1:1
В ночной тишине по перелескам, болотам и рекам маленькими группами неслышно пробирались пов
станцы к границе РСФСР. Суровый оклик часового звучит как братское
приветствие. Этих людей не пугает вопрос о документах. Каждый «прописан у немцев и гайдамаков». Кро
вавые полосы шомпольных следов на спине легли памятными рубцами на вею жизнь. Любой из пов
станцев может немало порассказать о зверствах немецких палачей, пач
ками расстреливавших бедняков, о мародерстве оккупантов, о насилиях и убийствах матерей, сестер и жен...
Единый вздох облегчения вызывает в зале встреча повстанцев с от
рядами Щорса. Каждый из зрителей понимает, что это — важный рубеж в борьбе народа.
Из разрозненных партизанских групп формировались крепко орга
низованные красноармейские части, стяжавшие под командой Щорса ле
гендарную славу в освободительной войне с немцами. С именем Ленина на устах полки Щорса шли побеж
дать. Ненависть к захватчикам вливала все новые и новые силы в ряды богунцев и таращаннев. Они побеждали в неравных боях, ибо за
щищали интересы всего трудового народа, независимость, свободу и счастье родной земли. Такое народ
ное воодушевление нельзя было сломить пи численным превосходством, ни лучшим вооружением войск.
В народпой, отечественной войне сокрушающий военный удар повсю
ду настигает врага. Германское командование, высокомерно ожидавшее встретить покорную и запуган
ную массу, столкнулось с умным,
смелым, сильным и свободолюбивым народом. Первые же схватки на
сильников с населением показали небывалую стойкость и упорную волю украинского народа к сопротивлению.
Немцы стали опасаться продвижения в глубь страны. Каждый отдельный немецкий отряд повстан
цы окружали и уничтожали пулей, штыком, дубиной, вилами. Бились врукопашную, душили врага.
Немцам, хвастливо заявляющим ныне перед всем миром о своей непобедимости, вероятно, хочется за
быть о том, как гнал их во-свояси восставший народ Украины. Но такие страницы истории незабываемы.
В борьбе с немецкими оккупантами выросли сотни тысяч замеча
тельных воинов революции. Они с честью сдержали данную ими клят
венную присягу на верность родине и революции. Народ выдвинул десятки славных революционных полководцев, воспитанных партией Ленина — Сталина.
В фильме есть незабываемое место: Щорс говорит своим бойцам об историческом значении их дела, о славной памяти, которую оохранит народ о своих верных сынах. Эти слова легендарного народного пол
ководца обращены к будущему — к нашему поколению Мы знаем, что мечты Щорса сбылись. Вся братская семья народов СССР пом

К СТАНКУ СТАЛИ ЖЕНЫ

Крошильщик табачного цеха фабрики «Дукат» Шаров пришэл со своей женой к председателю фабкома:
— Вот хочу жену обучить своей профессии. Ты поговори С директором, скажи, просит Шаров. Пусть позволит моей хозяйке стать к станку.
Так начала учиться профессии крошильщика жена рабочего Шаро<ва.
В дни вероломного нападения фашистских полчищ на нашу ро
дину Шаров ушел в ряды Красной Армии. Вместе с ним ушли еще три крошильщика — Пухов, Кузнецов и Ульянов. На место ушедших
немедленно стали женщины, четы
ре советских патриотки, во главе с женой Шарова.
На трех станках работает сейчас Шарова со своими двумя помощни
цами — Цыплаковой и Воробьевой, на четвертом станке — домашняя хозяйка Новикова, также заранее обученная своим мужем.
Большим трудовым нод’емом охвачен коллектив табачного цеха фабрики. Полугодовую программу цех выполнил досрочно и сейчас изо дня в день перевыполняет суточное задание.
Из цеха в ряды Красной Армии ушло несколько подсобных рабо
чих. Ушедших иа фронт заменили оставшиеся. Чтобы не было перебоя в подаче сырья, работу подсобных рабочих взял на себя весь коллектив цеха.
В папиросно-набивном цехе специальность механика с давних времен считалась сугубо мужской профессией. В прошлом году Главта
бак организовал курсы для девушек, желающих получить профессию механика. Двенадцать девушек, впервые в табачной промыш
ленности СССР, начали осваивать эту новую профессию. В январе опи были посланы на производство работать подручными механиков.
Когда враг напал на нашу страну, а механики цеха Солодков, братья Николай и Александр Осиповы ушли на фронт, их рабо
чие места заняли девушки. Одну бригаду, обслуживающую пятнад
цать станков, возглавили подруги
Горюнова и Лавренева, работающие сейчас за механика и его помощ
ника. Во главе другой бригады стала Новожилова с учеником Чаплинским.
Так советские патриотки ответили на удар врага, осмелившегося посягнуть на священные рубежи нашей великой родины. Своим трудовым энтузиазмом, своей самоотвер
женной работой на станках мужей и братьев, ушедших на фронт, они куют победу над врагом — озверелых! фашизмом.

Я. Г.

ВЫПУСК СТАЛИ
УВЕЛИЧИЛСЯ
СВЕРДЛОВСК, 30. (ТАСС). С первого дпя отечественной войны металлурги Верх-Исетского завода на
много увеличили выпуск стали и проката. Сталевар тов. Сучков систематически дает 13—14 тонн ме
талла сверх установленной нормы. Перевыполняют задания сталевары тт. Вазетов, Нецветаев, Захаров и мпогие другие рабочие.
Мастер цеха фабрики «Союз» им. Красина Т. Е. Харламова и разметчица лент стахановка А. И. Самохина, записавшиеся донорами.
Фото М. РУНОВА (ТАСС).

ФРОНТ И ТЫЛ

НЕОТДЕЛИМЫ

ОДЕССА. (Наш корр.). «Фронт и тыл неотделимы!» Этот лозунг с пер
вого же дня отечественной войны завладел трудящимися Одессы. Мно
гие квалифицированные рабочие, инженеры и служащие ушли в Красную Армию, но станки не про
стояли ни одной минуты. Переход на многостаночное обслуживание, перевыполнение норм в два-три ра
за — сейчас обычное явление. На машиностроительном заводе строгальщики Паненко, Черненко и Пе
редерни, токаря Бойко. Малишевский и другие, заменив ушедших на фронт, перешли на двухстаноч
ную работу и выполняют по две нормы.
На другом заводе места- мобилизованных в армию стаханов
цев термического отделения заняла подсобные рабочие, быстро освоившие сложный технологический про
цесс. На производство пришли сотня жен, матерей и сестер рабочих. Ра
бочий металлоштамновочного завода Ладыженский, придя на завод по
прощаться с товарищами, привел жену с просьбой принять па работу, —она заменит его па производстве. Ладыженская принята.
В ближайшие дни в области начинается уборка богатого урожая. Тысячи студентов одесских вузов
добровольно едут в села на уборку. Колхозницы- заменяют мужей у руля тракторов, у штурвала • комбайнов.
Одесса живет полнокровной трудовой жизнью. Созданы боевые дру
жины по охране предприятий. В них записались сотни мужчин непризывного возраста.
Населепие Одессы проявляет высокую организованность и дисцип
линированность в светомаскировке и противовоздушной обороне.
Нормально идет доставка продуктов на рынки. Колхозники привозят много свинины, молочных и мясных продуктов. За последние два дня в сберкассах города открыто 660 но
вых счетов; трудящиеся внесла 1.700 тысяч рублей новых вкладов.
Гастролирующий в Одессе Бело
русский драматический театр выделил две актерские бригады для об
служивания частей действующей Красной Армии. Кроме того пять бригад артистов послали для этой цели местные театры.
Д. Лист.

Под фашистским ярмом

Несколько дней назад в Татлин вернулся грузовой пароход «Мин
на», все лето совершавший рейсы в порты фашистской Гермапии — Данциг и Штеттин. Передаю рас
сказ первого помощника капитана Отто Вейгеля и третьего механика Якоба Мартинсона о том, как выглядела Германия в канун войны:
«В мае мы были в Данциге. С борта парохода видели непрерывно марширующих по улице солдат. В
порту, чуть живые, голодные и оборванные, двигались с непосиль
ными ношами польские рабочие, подгоняемые штыками, полицейскими дубинками.
В Данциге стояли военные корабли. Близ советских берегов фа
шисты производили военно-морские учения. Уяге тогда они готовили свое разбойничье нападение на нашу родину.
В июле пароход пришел в Штеттин. В этом порту иод конвоем немецких кораблей стояли узур
пит и бережет память о героях революционных битв. Народ воздвигнул им памятники и сложил о них чудесные, призывные, победные песни. Полки советских патриотов не
сут знамена, овеянные легендарной славой героев былых исторических битв, суровых сражений гражданской войны.
Боевые традиции полководцев и героических бойцов нашей страны
сейчас неизмеримо приумножены доблестной Краспой Армией.
Но теперь налги боевые ряды сплочены стальной броней единства пародов нашей родины. Они осна
щены самой передовой боевой техникой. Наш народ вдохповлен иде
ей независимости, свободы, чести и счастья великой социалистической страны. Им руководят пламен
ная любовь к отечеству, вера и преданность своему народу. Его направляет гений великого Сталина
Оголтелые фашистские полчища вновь посягнувшие на нашу землю, будут смяты и уничтожены невиданным в мире штормом обще
народной ярости. В этой решающей схватке народ выдвинет миллионы героев — преемников славы легендарных народных полководцев. Теперь враги встретили силу во сто
крат более грозную, могучую и сплоченную, чем та которая вы
швырнула германских оккупантов в 1918 году за пределы советской страпы.
Чувство непоколебимой уверенности в нашей победе над германской фашистской кликой в сегодняшней отечественной войне уносит зритель правдивого патриотического фильма о торжестве народа в борьбе за правое дело.
О. РЕЗНИК.
пированные фашистами пароходы ряда стран, оказавшихся под ярмом озверелых гитлеровских окку
пантов. Пленные французы, поляк* разгружали награбленные фашистами товары.
Узнав, что на пароходе «Минна* находится советская эстонская команда, пленный француз, выбрав момент, сказал:
— Счастливы вы, граждане маленькой Эстоппи, вошедшей в Советский Союз. Вы живете свободно, уверенно. Нашу великую Францию растоптали фашисты. Но настанет чао расплаты.
Нам довелось посетить рабочее! гетто Штеттина. Лица бескровны, измождены. Голодные дети мечтают 0 куске хлеба.
В одном магазине мы попросили катушку ниток.
— Карточка есть? — спросил продавец.
— Нет.
— Не могу отпустить. — Мыло купить можно?
— Что вы, — удивился продавец — мыла уже два года нет.
— Что же можно получить без карточек?
— Вот — кольцо.
Продавец подал нам аляповатую безделушку.
Мы видели, как в порту обедала пленные. В ведре, как собакам, им принесли бурду. Из ведра ели де
сять человек. Ложка передавалась
из рук в руки. Пожилой, сутулый голландец приютился возле под’ем*
ного крана, со слезами смотрел на нага корабельный флаг. Его заметил фашистский охранник. Он уда
рил идейного сапогом и крикнул! «хунд!» (собака). Голландца лишили обеда.
В этом порту мы видели скудный обед немецких рабочих. В десятиминутный обеденный перерыв они достали из карманов ма
ленькие сверточки, содержавшие мелкие кусочки хлеба, не больше тридцати граммов.
На одной улице Штеттина нас остановил немецкий рабочий. Оглядевшись по сторонам, он сказал:
— Сил нет, замучил Гитлер. Зачем воюем, не знаем. В каждом доме убитые, раненые. Страна обес
кровлена. Скорее бы сбросить фашистских палачей!
Пароход «Минна» пришел в советский порт за несколько дней до того, как зарвавшаяся клпка гитлеровских убийц вероломно напала на нашу родину.
Страна Советов поднялась на священпуго отечественную войну про
тив фашистских варваров. Мы готовы выполнить любое задание пар
тии и правительства, грудью встать на защиту родины».
Вл. Рудный.
1 Таллин, 30 июня.