ГЕРОИ ТРУДОВОГО ФРОНТА

НА ГОРОДСКИХ ПУТЯХ

Передовой парк столицы

Ровно в четыре часа утра открываются ворота Н-ского трамвайного парка и первый поезд плавно выходит в свой очередной рейс.
За ним — другой, третий, четвертый...
Беспрерывным потоком выходят они из ворот парка, направляясь на улицы и площади Москвы.
Вагоновожатые, кондуктора, контролеры, начальники станций и маршрутов, стрелочники — все работники служ
бы движения на своих постах.
Вагоны вышли на линию. Начался напряженный трудовой день.
...Конечная станция линии Хг 4. Помощник начальника маршрута И. И. Шмелева склонилась над графиком движения. На большом ли
сте бумаги появляются все новые и новые пометки.
Много лет работала кондуктором т. Шмелева. Она хорошо изучи
ла службу движения и сейчас с успехом руководит женским сквозным стахановским маршрутом 4-й линии. Чет
кость, оперативность и распорядительность —- ее неизменные качества.
За время работы Шмелевой на новом посту значительно повысилась культура обслу
живания пассажиров, укрепилась трудовая дисциплина.
Один из старейших парков Москвы—Н-ский парк — по праву слывет передовым в сто
лице. Здесь — старые, опытные кадры. Друж
ный, сплоченный коллектив всегда готов вы
полнить любое задание родины. ,
...На доске почета де
по — портрет мастера по электрооборудованию И. У. Ульянова. В ма
стерских парка он работает 23 года и все время неустанно совершенст
вует процесс производства. Его творческая инициатива особенно прояви
лась в дни великой отечественной войны. Сконструированное им остроумное приспособление для ремонта якорей тяговых трамвайных моторов во многом облегчает работу обмотчиков и значительно экономит рабочее время. Ему же принадлежит изобретение приспособления для заливки баббитом подшипников контроллера и ряд других изобретений.
Рядом с портретом И. У. Ульянова на доске почета помещена фо
тография инициатора стахановского движения — широко известного среди московских трамвайщиков куз
неца И. Г. Савельева. Свою норму он ежемесячно выполняет на 400 процентов. Савельев предложил и изготовил штампы для тормозных
башмаков, вилки боковых рессор и многие другие приспособления. Отличный знаток своего дела т. Са
вельев сейчас находится в рядах Красной Армии.
Среди передовиков производства— и слесарь заготовительного цеха тов. Коновалов. Он систематически
выполняет норму выработки на 250—300 процентов.
Много здесь замечательных ра
Самоотверженио трудятся в дни великой отечественной войны стахановцы трамвайных парков Москвы. Каж
дое утро трамвайные поезда выходят иа городские пути и бесперебойно обслуживают население столицы. На снимке: стахановцы городского транспорта слесаря
П. С. Колчугов и К. И. Усков, выполняющие по две-три
нормы. фото Л. СМИРНОВА.
ботников, отдающих все свои силы и знания улучшению работы московского транспорта.
Обмотчик Якимец, медник Матюжов, токарь Никитин, строгальщик Сазонов, 57-летний слесарь Тутаев — все они точно, в срок и добротно выполняют свои производственные задания.
На места ушедших в ряды Красной Армии и народного ополчения пришли молодые производственники, юные патриоты родины.
Всего две недели назад Катя Демина работала курьером. Теперь она успешно овладевает сложным мастерством токаря по металлу. Таких же успехов добилась подруга Кати — Наташа Люта.
Энергично осваивают новую профессию бывшие кондуктора, а ныне электросварщики тт. Дорохина

Инициатива

В этот день Александр Сергеевич Баранов как-то особенно внимательно разглядывал каждый уголок
цеха. Человеку стороннему могло показаться, что он сюда попал впервые. Баранов подолгу задерживался у станков, беседовал с рабочими, выяснял возможности лучшего использования мощности оборудования.
— Видно, что-то новое задумал наш Александр Сергеевич, — решили рабочие.
А поздно вечером, запершись в своем кабинете, начальник технического отдела Ц-Ского завода Бара
нов вооружился карандашом и дол
го что-то подсчитывал. Была уже глубокая ночь, когда он, закончив
работу, направился к директору и изложил ему свой план.
Один из крупнейших цехов завода работал с небольшой нагрузкой. Ценное оборудование использовалось далеко не достаточно. Это обеспокоило тов. Баранова.
Сейчас в тылу все должно быть подчинено интересам фронта, и Александр Сергеевич проявил замечательную инициативу. Он раз
работал план перестройки работы цеха для нужд обороны.
— Цех можно переключить на производство продукции, необходи
мой фронту. Сделать это можно быстро и почти без дополнительных затрат, — заявил он директору завода.
Инициатива тов. Баранова нашла горячий отклик в коллективе спе
циалистов и рабочих завода. С особой энергией за переоборудование цеха взялись его начальник тов. Трофимов, техники тт. Бровак и Виноградов, мастер тов. Корзин.
Часть необходимого оборудования разыскали на заводе. Станки сра
зу же были отремонтированы и приспособлены к новым условиям производства. Часть оборудования была изготовлена в цехах. Особен
но много для оснащения нового ■ цеха сделал коллектив модельной мастерской. Стахановцы мастерской подолгу задерживались на произ
водстве, чтобы скорее выполните заказ.
Новое производство требует специальных кадров. Но где сейчас найти десятки высококвалифицированных рабочих? Техник тов. Ви
ноградов взялся обеспечить новый цех рабочими всех специальностей. Он сам подбирал и обучал людей.
Здесь были и стахановцы старого цеха, и подсобные рабочие, впер
вые ставшие к станку, и домашние хозяйки.
В течение двух недель тов. Виноградов почти не уходил с завода. Да и не только он. Стремлени
ем создать новый цех жил в это время весь коллектив. И первое августа — день начала работы но
вого цеха — было торжественным Днем для всего заводского коллектива.
С огромным под’емом люди принялись за работу. И там, где нехватало производственных навыков, выручало горячее желание работать как можно лучше. Цех стал сразу же успешно справляться с заданиями.
Товарищи Ефременкова, Нилова, Гаврикова, Гурова, Столярова, Афонина обучались новым процес
сам производства всего две недели. Но уже сейчас они выполняют нормы, а в отдельные дни и перевыполняют их.
В цехе соревнуются между собой бригады тов. Бодяг и тов. Зиновь
ева. Особенно хорошо справляются с заданиями перевыполняющие норму тт. Потемкин и Серегин.
Ритмично, слаженно работает новый цех.
О. Р.
и Седова, слесаря Кислякова, Карасева и другие.
В цехе планово-предупредительного ремонта отличной работой выделяется бригада столяров т. ш Баш
кина. Свой план она выполняет на 200 проц. На доске почета можно видеть портрет ведущего стахановца бригады т. Макарова.
Заслуженным авторитетом пользуются в парке старейшие рабочие тт. Жуков и Михайловский. Тщательно обрабатывая детали, они систематически перевыполняют нормы.
В бригаде по под’емке вагонов высокой про
изводительностью труда отличается молодежь — электрик Николай Ал
феров, слесарь Шепин, Ланцов, Каленов и др.
В огромном и сложном механизме городского транспорта важ
на всякая, пусть даже самая скромная, про
фессия. И когда смаз
чица тов. Пилипчук вы
полняет двойную норму, ее успеху радуется весь коллектив.
Вагоновожатые тт. Кадетова, Вдовин, Рыбин, Калядов, Емельянов во
дят поезда строго по графику, бережно расхо
дуют электроэнергию. В их послужных списках нет ни единого замечания.
Кондуктора тт. Зотова и Калядова система
тически перевыполняют план выручки и культурно обслуживают пассажиров.
Самоотверженно трудится большой и дружный коллектив Н-ского парка, об’единенный горячим чувством любви к родине и острой ненавистью к врагу.
Это единство, сплоченность дает свои ре
зультаты. Несмотря на то, что многие работни
ки транспорта ушли в ряды Красной Армии и в народное опол
чение, план перевозок и финансовый план за июль парк перевыполнил.
...Каждое утро поезда отправляются на городские пути точно по графику. Ничто не в силах нарушить спокойный ритм труда пере
дового отряда московских трамвайщиков — пламенных патриотов нашей великой родины.
Гр. ПЕТРОВ.

В ФОНД ОБОРОНЫ

Золотое кольцо». Портсигар.»
Подстаканннк,
Завещанный дедом, — Все приносим мы Родине в дар,
Чтобы шла она
К новым победам.
В самолетный
И в танковый гром Превращаем
Свои сбереженья. Этим золотом И серебром
По врагу мы ударим В сраженьях.
Украшенья
Стране отдаем —
В них не время сейчас Облекаться...
Отдаем мы отчизне заем: Драгоценности, Облигации.
Ведь прекраснейший Выигрыш наш:
Если будет фашизм Уничтожен!
Разве жизни самой Не отдашь,
Чтоб в победе участвовать тоже!
Займом, золотом И серебром,
Отчислениями с зарплаты, Убыстрим мы
Фашистов разгром,
Обессилим врагов мы Заклятых.
Приближает
Побед наших срок Весь народ мой
Многомиллионный.

Этот дар
Поэтических строк Направляю я
В фонд обороны.
Николай ПАНОВ.
Гонорар за атя стихи прошу перечислить в фонд обороны.

НАШ ВКЛАД

Рабочие и служащие, паровозники и вагонники Московского отделения Н-ской дороги горячо откликнулись иа призыв создать фонд обороны страны. Помимо единодушного ре
шения о ежемесячном отчислении однодневного заработка, многие вносят в фонд оборопы наличные деньги, облигации, драгоценности.
Работник дороги тов. Денисов внес облигаций на сумму 2.000 руб
лей и золотые вещи. На одной из станций работают муж и жена — электромонтеры тт. Заводский и Колосова. Они передали в фонд оборо
ны облигаций на сумму 25 тысяч рублей. Билетный кассир тов. Луксина внесла золотые серьги.
Работники московской милиции, отличившиеся в ночи налетов фашистской авиации на столицу, награжденные медалью <3а отвагу», С. А. Бойков, Б. В. Шурпенко и С. Г. Николаев и С. М. Краморен
ко, награжденный именными часами. Фото в.т. минкевича.

Связь в надежных руках

В 4 часа утра главного инженера ремонтной конторы Управления те
лефонной сети тов. Постникова срочно вызвали в оперативный штаб.
— Сергей Иванович! Надо установить связь к пунктам Н.
Речь шла о довольно сложной и весьма трудоемкой работе.
— Через 48 часов монтаж должен быть закончен.
Тов. Постников привык быстро и четко выполнять приказы. Но даже его, бывалого работника связи, не
сколько смутили сроки. По самым скромным нормам мирного времени выходило что-то около месяца. А тут — 48 часов! Нет ни проектов, ни смет.
— Задание срочное, — подчеркнул начальник штаба.
Главный инженер лаконично ответил:
— Будет исполнено...
Вместе со старшим инженером тов. Савенковой и другими специалистами тут же тщательно проду
мали все мероприятия, расставили силы, составили график.
В течение двух суток тт. Постников, Савенкова прораб Махотин, техник Богачев, бригадир монтажников Сорокин, монтажница Щу
кина, техник Зимин, спайщики Сайфутдинов, Садыков и другие работники не сомкнули глаз. Во
просы, на разрешение которых раньше затрачивались дни, сейчас решались в какие-нибудь минуты.
Через 48 часов из пункта Н. позвонили в штаб: — Есть связь...
Это — один из многих примеров самоотверженной работы связистов Москвы. С первого дня великой отечественной войны они показыва
ют образец высоко патриотического
и самоотверженного отношения к своим обязанностям.
В действующем Красном Флоте. Боцман торпедного катера Б. В. Данилин, образцово выполняющий боевые задания командования.
Что бы ни случилось, в любых условиях, телефонная сеть столицы должна действовать без перебоя. Этого упорно и настойчиво добиваются стахановцы-связисты.
Во время одного из налетов гитлеровских хищников из пункта Р. сообщили, что осколком бомбы на телефонной магистрали поврежден
провод. Через несколько минут к месту происшествия уже выехала восстановительная бригада во гла
ве с тов. Герасимовым. Двигаться пришлось ощупью — от одного контрольного столба к другому. Кругом — темень, хоть глаз выко
ли. Воздух сотрясается от грохота зениток, вокруг сыплется град осколков. Удирающий фашистский са
молет сбросил где-то поблизости свой смертоносный груз. Но это не смутило ни Герасимова, ни монтеров тт. Башканкова и Харламова. Они
продолжали поиски, как ни в чем не бывало. Через некоторое время место повреждения было обнаружено и связь восстановлена.
Нельзя не восхищаться смелым поступком станционного техника одной из АТС тов. Путанкиной.
В двух километрах от АТС на коммутаторе одного учреждения произошла авария. Дело было ночью, во время воздушной трево
ги. Молодые, недостаточно опытные работники коммутатора долго бились над исправлением аппарату
ры, но ничего поделать не могли. Позвонили тов. Путанкиной, попросили притти помочь.
Мысль об опасности даже не пришла в голову отважной связист
ке. Без колебаний она отправилась в путь. Благодаря ее вмешательству авария была быстро ликвидирована.
Исключительное . самообладание проявил и руководитель одной из восстановительных команд, линей
ный инженер тов. Осипов. На дом, где он в это время производил ра
боту, фашистский бандит сбросил несколько зажигательных бомб. Тов. Осипов быстро в-зял на себя коман
дование. С помощью других работников-связистов все бомбы были своевременно обезврежены.
— Нельзя, — говорит начальник управления тов. Бабич, — не восхищаться выдержкой и спокойст
вием наших телефонисток, четко выполняющих свои обязанности в часы ночных налетов фашистских разбойников. Не было случая, чтобы кто-нибудь из работников связи, если даже грозит опасность, покинул свой пост.
Иначе и быть не может. Пламенные патриоты родины, работники телефонной сети в любых условиях обеспечат столицу надежной связью.
И. ЕВГЕНЬЕВ.
БУДУЩИЕ
КАВАЛЕРИСТЫ
Конное дело — любимое занятие молодежи колхозов им. Куйбышева, «Кзыл дехкан» и им. ОГПУ, Ферганского района Узбекистана. Быть лихим кавалеристом — заветная меч
та молодых колхозников. Ежедневно колхозная молодежь совершенствуется в верховой езде.
Молодые колхозники вырастили для Красной конницы хороших скакунов.
ПО СТРАНИЦАМ ФРОНТОВЫХ ГАЗЕТ

БОЕВЫЕ ЭПИЗОДЫ

Батарея, разгромившая два батальона

Враг накапливал силы. Неприя-’ тельские солдаты подходили к месту сосредоточения взводными колоннами. Отсюда они собирались форсировать реку Н. Подход врага при
крывала батарея, расположенная им в виноградниках.
Подавить фашистскую батарею, расстроить вражескую затею с переправой на нашу сторону и уничтожить живую силу врага — та
кую задачу поставило командование полка батарее лейтенанта Ивана Казимирчука.
Батарея заняла огневую позицию, готовясь к предстоящей операции. Не желая обнаруживать себя до начала боя, лейтенант тщательно замаскировал орудия к людей, сво
бодно наблюдая за действиями и передвижением противника. Артил
леристы ожидали приказа начать огонь. Но минута боя еще не на
ступила, и батарея молчала, грозно устремив жерла своих пушек туда, за реку.
В шесть часов вечера бьтл получен приказ подавить вражескую ар
тиллерию. Заранее все рассчитав,
наметив ориентиры, коммунист , командир батареи Казимирчук при
казал открыть шквальный огонь. Приказ был выполнен быстро и точно. Двадцать четыре снаряда легли в цель. Взорвались боеприпасы у врага, выбыли из боя три орудия
неприятельской батареи, а прислуга всей батареи в панике бросилась бежать. Вторая очередь снарядов смела половину удирающих.
Необходимо было действовать быстро, чтобы поразить основные силы врага. Поэтому,. оставив убе
гающих, лейтенант взял левее и беглым огнем прошелся по хутору, в котором укрывался противник. 180 снарядов легли в цель. Обезумевшие от страха солдаты и офи
церы метались по селу, попадая под губительный огонь наших снарядов. Живая сила врага была уни
чтожена. Около двух батальонов оказались разгромленными.
Оставалась еще батарея, правда, умолкшая при первых же наших выстрелах, но окончательно не уничтоженная. Огонь орудий вновь обрушился на батарею, н через несколько минут взрывы возвестили, что она умолкла навсегда.
»

Налет

на вражеские

аэродромы

С вечера метеорологи предсказали безветреную погоду и отличную видимость. Выло принято решение разведать и разбомбить передовые аэродромы противника.
Рано утром самолеты поднялись в воздух. Разделившись на две группы, они взяли курс на вражеские аэродромы.
Спустя некоторое время, первая группа под командованием Героя Советского Союза капитана Ларио
нова подошла к аэродрому противника. Фашистские летчики и ме хацики, очевидно, спали. Летчики
Ларионов и Иванов с пикирования сбросили бомбы на стоявшие ряром четыре самолета. Два вз них сразу загорелись, а остальные получили сильные повреждения. Летчики Тарасов и Трубицин в это вре
мя дали несколько очередей по другим машинам.
С другого аэродрома появилось четыре «Мессершмитта». Но, увидев наших истребителей, они быстро повернули назад.
Успешно был проведен налет и на другой аэродром. Когда наши летчики подходили к нему, один фашистский самолет производил посадку. С первой же очереди, выпущенной лейтенантом Решетнико
вым, вражеская машина переверну
лась. Второй самолет, стоявший на заправке у бензиновой колонки, летчик Дубовик поджег меткой очередью. Летчики Поляков, Баранов и Калиниченко расправились с де
сятью самолетами, стоявшими в укрытии в лесу.
Все наши самолеты благополучно возвратились на свою базу.

Пулеметчик

Медведев

Мужественно сражались с финской частью бойцы и командиры взвода лейтенанта Полугрудова. Пу
леметчик этого взвода Медведев
метким огнем уничтожил более сотни вражеских солдат.
Атака врага сорвалась. Оставшиеся в живых офицеры и солдаты стали поспешно отходить. Отваж
ный пулеметчик ни на минуту не прекращал .наблюдения за полем боя.
Внимание Медведева привлекли какие-то темные пятна на опушке леса. Вскоре пулеметчик убедился, что там находится группа противника. Медведев быстро, но точно
навел свое . грозное оружие и послал несколько очередей. К общему счету уничтоженных им в этом бою белофиннов прибавилось еща шесть офицеров и десять солдат.
За проявленную доблесть и умение беспощадно бить врага пулеметчик Медведев получил благодарность от командира.

Разгаданная

хитрость

Коварные приемы белофиннов разгадываются нашими бойцами. На одном рубеже белофинский снайпер применил довольно хитрый прием маскировки: он усадил на дереве чучело, а сам устроился в небольшом сарае и вел огонь из низкого, почти у самой земли, окошка. Он рассчитывал, что крас
ноармейцы будут обходить дерево, на котором сидит «кукушка», и неиз
бежно попадут на поляне под его огонь.
Но не в характере воинов Красной Армии обходить опасность. Несколько бойцов стали подкрадываться к сидевшей на дереве «ку
кушке». Финский снайпер наблюдал за ними, выжидая, пока они прибли
зятся вплотную в дереву. Но вдруг бойцы остановились — их удивил^, что ветви, на которых сидит «ку
кушка», совершенно неподвижны. Притаившись в кустах, они начали пристально наблюдать за деревом. Ветви не шевелились. Живой чело
век не мог бы так долго сидеть на одном месте, не двинув ни рукой, ни ногой. Бойцы сообразили, что на дерево кем-то посажено чучело.
Стало-быть настоящий, живой враг притаился где-то неподалеку.
Бойцы решили перехитрить врага. Они сделали вид, что попались на его удочку. Один нз них про
должал подкрадываться к чучелу. Остальные лежали в кустах и вы
сматривали, где бы мог притаиться враг. Их внимание привлек в сарай.
Вскоре вражеский снайпер обнаружил себя. Как только ушедший вперед боец начал подползать к чучелу, снайпер выстрелил. Бойцы, сидевшие в кустах, заметили огонек выстрела в окне сарая и открыли ответный огонь. Несколькими выстрелами белофинн был уничтожен. Так русская смекалка победила вражеское коварство.

Патриоты

Враг прорывался к станции Р. Совсем недалеко были слышны разрывы снарядов и треск пулеметных очередей. Вскоре на доро
ге. ведущей к станции, показались вражеские ч танки.
На путях стоял санитарный поезд. Паровоз уже был прицеплен, но раненых еще не успели разместить по вагонам. Начальник поез
да военврач 2-го ранга Вайнбаум решил во что бы то ни стало погрузить всех раненых и вывести состав из вражеского окружения
Фашистские разбойники обстреливали санитарный поезд из танков. Были разрушены вагон-перевязочная н вагон с провиантом. 11 чело
век из героического коллектива санитарного поезда погибли при ис
полнении своего священного долга.
Несмотря на это. тов. Вайнбаум вместе с командой продолжал погрузку, пока она не была полностью закончена.
Поезд прибыл к станции нязна; чения. Раненые были вне опасности.
— Я выполнил свой долг перед родиной, — сказал тов. Вайнбаум.
— Каждый советский врач на моем месте поступил бы так же.

ОБЫЧНЫЙ МОСКОВСКИЙ

дом

Дом, каких много в Моста Скромный фасад. Под’езды, куда чуть проникает утренний свет сквозь прикрытые щитами окна На каждой лестнице — ящики с желтым песком, ведра и баки с водой. Каменные ступени лестниц слеш побиты. Видно, много лет стоит этот дом, и на ступенях его остались следы нескольких поколений.
В квартире № 21 живут сестры Бабкины. Уже давно по болезни и старости они оставили труд. Но в эти дни снова застучала швейная машинка в комнате старых женщин, Младшая сестра Елизавета Константиновна начала шить белье для армии.
Швейная машинка с рассвета до позднего вечера стучит и в другой квартире этого дома. Вера Ивановна Серова тоже шьет для армии. Она выполняет на 170—180 процентов данное задание. Все ее мысли отданы фронту.
Жизнь тов. Серовой полна глубокого содержания. Она слышала залпы «Авроры» по Зимнему дворпу.
Она была контужен,» на баррикадах Петрограда. Вместе с мужем плечон к плечу, как подлинная боевая под
руга, Вера Серова прошла через огонь гражданской войны. Потом работала на хозяйственном фронте, везде, где требовалось участие преданной, энергичной пролетарки. В последние годы она была активисткой дома — участвовала в подготовке и проведении избирательной кампании по выборам в Верховные Советы СССР и РСФСР, была пред
седателем культкомиссии. Теперь домашняя хозяйка Серова с рассве
та сидит за швейной машинкой — шьет для армии.
Однажды утром, когда газеты опубликовали призыв патриотов со
здать фонд обороны, по квартиран дома пошли домашние хозяйки тт. Горетовская и Кондрашева. Вместе с молодым управляющим домой Елизаветой Евгеньевной Бодячевской женщины обращались к жиль
цам дома с краткой информацией « создании фонда обороны.
Каждая домашняя хозяйка в каждая пенсионерка откликнулись на призыв — от чистого сердца внесли они свои сбережения в фонд обороны родины.
За короткий срок в доме было собрано 3.345 рублей облигациями займа и 305 рублей наличный деньгами. Жена пенсионера Софья Ивановна Воронова отдала в фонд обороны страны 100-рублевую облигацию. Активистки дома Е. М, Шмидт, А. А. Шалимова тх Е. Я. Мордкович внесли по такой же об
лигации. Домашняя хозяйка жене начальника добровольной пожарной команды А. Ф. Абросимова переда
ла на 300 рублей облигаций займа. С. Я. Галембо внесла 300 рублей деньгами. На 2.000 рублей облигаций внес А. М. Могилевский.
На-днях снова прошли активистки дома по квартирам; в этот раз женщины собирали металлический лом.
Домашние хозяйки передавали им медные кастрюли, подсвечники, листры, пепельницы.
В часы тревоги дом насторожен, как и все другие дома Москвы. На чердаках дежурят посты. При первых сигналах тревоги бежит на крышу боец пожарной команды Маруся Абрамова. Бесстрашная девушка стала известна дому в первые же боевые дни. Самоотверженно охра
няет безопасность дома художвик Коновалов. Всех жильцов дома, прежде незнакомых друг с другом, теперь сблизила и об’едннила забо
та о фронте и готовность защитить родину своей грудью.
Н. КОРОЛЕВА.
Рисунок художиггка А. РАДАКОВА,
Текст литбригады ТАСС
Фото Н. ЯНОВА. (ТАСС).