ФЕВРАЛЯ 1943 Г.

СРЕДА
№ 39 (5787) Цена 20 коп.

16 февраля 1943 года войска Красной Армии овладели ХАРЬКОВОМ.

Доблестным советским воинам, полководцам Красной Армии, ее великому вождю, Верховному Главнокомандующему вооруженными силами Советского Союза — слава!

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

ВЕЧЕРНЕЕ СООБЩЕНИЕ 16 ФЕВРАЛЯ
16 февраля наши войска после решительного штурма, перешедшего
ютом в ожесточённые уличные бои, овладели городом Харьковом,
В Ростовской области нашими войсками заняты районные центры Бопьшекрепинская, ЭДптырь, крупные населённые пункты Генераль
ский Мост, Суптан-Салы, Крым, Недвиговка, Синявка.
На других участках фронта наши войска вели бои на прежних на
правлениях.

15 февраля частями нашей авиапни на различных участках (фронта
уничтожено или повреждено до 100 автомашин с войсками и грузами,
подавлен огонь 20 батарей полевой и зенитной артиллерии, взорвано 6 складов боеприпасов противника.

Западнее Новошахтинска наши войска продвигались вперёд и во
няли ряд населённых пунктов. В
Новошахтиноке наши бойцы захватили немецкий бронепоезд, 6 тан
ков. 4 бронемашины, 9 орудий, 35 вагонов с военными грузами и оклад боеприпасов. На другом участке нашими частями захвачено у против
ника 59 танков, 11 самоходных орудий, около 400 автомашин, 177 ваго
нов с боеприпасами, снаряжением и военным имуществом. Взято в плен
свыше 1.500 немецких солдат и офицеров.

Западнее Красный Сулим наши части продолжали наступление и за
няли 30 населённых пунктов. В районе одного населённого пункта
Н-екая часть захватила 3 немецких самоходных цушки, бронемашину, 60 автомашин, свыше 200 винтовок
и склад боеприпасов. .На поле бол осталось много вражеских трупов.

В районе Красноармейское наши войска вели наступательные бои.
Н-ская часть в результате упорных боёв очистила от гитлеровцев один крупный населённый пункт. Унич
тожено до 400 немецких солдат и офицеров. Захвачено 7 орудий и 8 миномётов На другом участке наши бойцы, отражая вражескую контратаку, истребили до батальона гитлеровцев и сожгли 5 немецких танков.
В районе Харькова наши войска продолжали вести наступательные бои. Противник оказывает отчаянное сопротивление. Советские части мощ
ными ударами взломали вражескую
оборону и уничтожают живую силу и технику гитлеровцев. Только на одном участке наши бойцы в оже
сточённом бою уничтожили 43 немецких танка я батальон вражеской пехоты. На другом участке советские подразделения овладели рядом укреплений противника и неудержимо продвигаются вперёд.
противника и истребила 49 гитлеровцев. Остальные немцы побросали оружие 11 разбежались. Партизаны другого отряда пустили иод откос 2 немецких воинских эшелона. Разби
ты паровоз, 5 вагонов с солдатами н офицерами, 4 .платформы с автомашинами и цистернами с горючим.

Наши войска заняли Харьков

Пленный капитан, ад’ютант командира 82 немецкой пехотной дивизии Теодор Циглер заявил: « В офици
альных сводках немецкого командования говорится, что немецкие войска планомерно отступают с Кавказа п Дона в целях сокращения зимней линии обороны. Эти сообщения не могут обмануть нас — офицеров, находящихся на Востоке
Уже в прошлом году некоторые ставшие офицеры нашей дивизии
расценили зимнее отступление немецких войск, как грозное предо
стережение. Сейчас эти офицеры окончательно утратили всякую на
дежду на победу Германии. Вот уже третий месяц германская армия от
ступает. Теперь уже ни о какой победе Германии це может быть и речи. Весь вопрос сводится сейчас к тому — как долго Германия ещё смажет обороняться».
16 февраля наши войска после решительного штурма, перешедшего потом в ожесто
чённые уличные бои, овладели городом ХАРЬКОВОМ.
В боях за ХАРЬКОВ наши войска разгромили немецкий корпус «СС» в составе двух танковых дивизий «Адольф Гитлер» и «Райх
и мотодивизии «Великая Германия», а также ряд немецких пехотных дивизий и специальных частей.
Операция по освобождению ХАРЬКОВА и разгрому противника в этом районе осуществлена силами группы войск под командова
нием генерал-полковника тов. ГОЛИКОВА Ф. И.
В боях за ХАРЬКОВ отличились соединения генерал-лейтенанта тов. МОСКАЛЕНКО К. С., генерал-лейтенанта тов. РЫБАЛКО П. С., генерал-лейтенанта тов. КАЗАКОВА М. И. и генерал-майора тов. СОКОЛОВА С. В.
Первыми ворвались в ХАРЬКОВ части генерал-майора т-ов. ЗАЙЦЕВА Г. М., полковника тов. КОСТИЦЫНА А. С., генерал-майора тов. МАРТИРОСЯНА С. С.
СОВИНФОРМБЮРО.

БОИ ЗА ХАРЬКОВ

Группа витебских партизан совершила внезапный налёт на гарнизон
Немецкое информационное бюро 13 февраля передало следующее сообщение: «Многочислеядше контратаки германских и союзных войск, закончившиеся местами значительным территориальным выигрышам на Южном участке фронта, позволяют сделать вывод, говоря весьма осторожно, о несомненном улучшении общего положения па фронте». Через день, 15 (февраля. главная ставка Гитлера раз’яснила, что это за территориальные выигрыши, ко
торых добилась немецкая армия на Южном участке фронта. В софщении ставки Гитлера говорится:
«В ходе планомерных операций гер
манские войска, действуя в точнос
ти ио намеченному плану, оставили города Ростов и Ворошиловград».
Подобная галиматья, которую передает немецкое командование, Жак нельзя лучше свидетельствует о яв“hom замешательстве в лагере гитле
ровцев. Потеря немецкими войсками
важнейших стратегических позиции, какими являются города Гостов и Ворошиловград, но об’яснешш гитлеровцев, произошла по «точно намеченному плану». Законно задать вопрос — с чего это гитлеровцы вдруг воспылали желанием покинуть города, в боях за которые про
лито так много немецкой крови?
Разумеется, немцы ушли из Ростова и Ворошиловграда не ио плану немецкого командования. Красная Ар
мия вышибла немецко-фашистских захватчиков из этих городов и, преследуя по пятам, гонит их на за
пад. Завтра немецкому командова
нию наверное придется сообщить, что «немецкие войска, действуя в точности по намеченному плану,
оставили город Харьков»?!
УТРЕННЕЕ СООБЩЕНИЕ 17 ФЕВРАЛЯ
В течение ночи на 17 февраля наши войска вели наступательные бои на прежних направлениях.

Западнее Харькова наши войска преследовали остатки разгромленных немецко-фашистских аойск. Среди трофейных документов, за
хваченных в Харькове, найдены приказы немецкого командования требующие от харьковского гарнизона во что бы то ни стало отстоять город. Немцы предполагали, что ос
новной удар последует с востока, и сосредоточили здесь большое количество мотопехоты и танков. Совер
шенно неожиданно для противника
советские войска нанесли удар с севера и прорвались на окраины города. В это же время наши ча
сти сломили вражескую оборону на других участках, и после ожесточён
ных уличных боёв Харьков вновь шил советским. В районе Харькова уничтожено большое количество живой силы и техники противника
Захвачено много различных складов, вооружения и транспортных средств, которые подсчитываются.

Юго-западнее Ворошиловграда наши войска продолжали успешное наступление. Противник оказывает
упорное сопротивление, но иод ударами советских частей оставляет один населённый пункт за другим, веся ифя этом тяжёлые потери
Только на улицах одного населённого пункта подсчитано до 200 трупов гитлеровцев. Захвачены 2 самоходных орудия. 11 пулемётов. 3 ми
номёта и склад боеприпасов На другом участке наши танкисты под
били 3 немецких танка, рассеяли и в значительной части истребили
большую колонну пехоты иротйвника.

В районе Красноармейское наши войска вели наступательные бонд
Гитлеровцы пытаются любой ценой задержать продвижение наших ча
стей. Бойцы Н-ской части отбили
контратаку противника и истребили до 400 гитлеровцев. Подбито 6 немецких танков. На другом участке наша моторизованная часть разгромила роту вражеской пехоты, уничтожила 4 немецких танка и 15 автомашин с грузами.
Севернее Курска наши войска вели успешные наступательные бои. Части Н-ского соединения сломили сопротивление немцев, продвинулись вперёд и заняли ряд населён
ных пунктов. Наши бойцы в круп
ном населённом пункте окружили и уничтожили немецкий гарнизон, отказавшийся сдаться в плен. Истреб
лено более 600 гитлеровцев. Захвачены трофеи и пленные.
В воздушных боях огнём зенитной артиллерии и наземных войск Волховского фронта в течение одного дня сбито 14 немецких самолётов!
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 16. (Спец. корр. ТАСС). В результате решительного штурма, перешедшего потом в кровопролитные уличные сражения, советские войска овладели городом Харьков. Красная Ар
мия одержала ещё одну блестящую победу. В боях за Харьков совет
ские части разгромили немецкий корпус «СС» в составе двух танко
вых дивизий — «Адольф Гнтлер» и «Райх» и мотодивизий «Великая Германия» и несколько немецких
пехотных дивизий и специальных частей.
фашистское командование прикрыло Харьков сильно укреплён
ным рубежом, который тянулся на многие десятки километров. На дальних подступах к городу немецкие укрепления опирались на ре
ку Оскол, а на ближних подступах — на Сев. Донец, На этих рубежах противник сосредоточивал свои част, пытаясь остановить стремительное продвижение наших войск.
Планы гитлеровцев провалились. Неотступно преследуя фашистов, советские танкисты, артиллеристы, пехотинцы и лётчики не давали им произвести перегруппировку сил и закрепиться ни на основных, ни на промежуточных рубежах.
Каждый день боёв всё более и более обескровливал немецко-фа
шистские части. Чтобы сдержать напор наших войск, немецкое командование перебросило под Харьков эсэсовский корпус. Отряды эсэсовцев, поддержанные танками^ были выдвинуты на самые ответственные участки. Фашисты отчаянно сопротивлялись, но они были опрокинуты наступавшей лавиной наших войск.
Взятый к плен старший ефрейтор 1 батальона эсэсовского полка «Дейчланд» Роберт Графф сообщил: «После первых же боёв рота, в ко
торой я был, потеряла третью часть своего состава. Из 60 танков, при
данных нашему полку, осталось лишь 20. Большие потери вынудили нас покатиться назад. Мы отходили так поспешно, что даже не успевали подбирать раненых».
Под сокрушительным ударом наших полков дрогнули п стали отступать в беспорядке и другие эсэ
совские части. Советские войска сжимали город в полукольцо.
На Харьков! Эти слова звучали как боевой клич. Они звали бойцов и командиров вперёд. Сметая на своём пути все преграды, наши ча
сти шли к Харькову. Днём и ночью, в пургу и метель, по непроходимым дорогам в кровопролитных сражениях пробивались к городу бойцы
наступавшие с запада. Они на руках тащили за собой орудия, в жестоких сражениях отбивая у противни!» каждый метр территории
Бойцы видели сожжённые немцами советские сёла. Они проходили через города, в которых фашисты за мучили тысячи русских людей.
Советские бойцы не знали страха и усталости. Командир батареи Коновалов, пробиваюсь со своими артиллеристами к деревне, за кото
Партизаны отряда, действующего в одном из районов Смоленской области, в боях против немецких за
хватчиков истребили 106 вражеских солдат и офицеров. Другой отряд смоленских партизан за мееяй пустил пол откос 8 немецких воин
ских эшелонов с боевой техникой и живой силой.
В селе Гнилое, Курской области, немецко-фашистские мерзавцы расстреляли 190 мирных жителей. Палачи вырезали целые семьи. Звер
оки были убиты: семья Гусаихиных — из 11 человек, семья Поповых — из 5 человек, Бобровских — из 4 человек. Сычевых — из 4 человек н другие.

ВМЕСТО САЛЮТА

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 16. (Спец. корр. ТАСС). Бойцы хорони
ли своего товарища — младшего сержанта Ковалева. Он погиб от ос- Колка бомбы, сброшенной над рас
положением части неприятельским &оиба р д и ровщнко м.
На высоком холме, только-что от- Ihtom у Неприятеля, была выпыта могола. В неё опустили тело Кова
лева. Подрав юление выстрои лось у могилы, чтобы отдать последний долг своему командиру.
И это время над холлом, где происходили йохо-роны, появился неприятельский бомбардировщик. Вражеский самолёт шёл низко.
— По неприятельскому самолёту огонь! — скомандовал Рыжков.
Раздался залп, второй... Бомбардировщик резко накренился и, задымившись. камнем врезался ч землю.
Г. Максимов.
рую дрались наши пехотинцы, встретился с большой группой противника. Гитлеровцы окружили артил
леристов. Они предвкушали победу. Коновалов приказал бойцам открыть по врагу огонь. Артиллеристы в упор расстреливали атаковавших орудия немцев. Они истребили около 300 фашистов. Смертельно ра
неный, Коновалов воскликнул: «Да здравствует Харьков!».
У стен. великого украинского города самоотверженно сражались представители всех народов Совет
ского Союза. Татарин. Кураев и баш
кир Исхаков .сошлись в неравном поединке с несколькими десятками
немцев. Советские бойцы гранатами и очередями автоматов истребили 10 гитлеровцев и рассеяли остальных. В рукопашной схватке азер
байджанец Мамедов уничтожил 12 немцев.
Чем ближе подходили к городу наши части, тем яростнее сопротн

ТАРАН

ЛЕТЧИКА

ЖУРАВЛЕВА

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 16. (Спец. корр. ТАСС). Штурмовики подразделения командира Хлопкова после успешного налёта на воен
ные об’екты врага возвращались на свою базу. Внезапно советских лётчиков атаковали фашистские самолёты. Завязался воздушный бой.
О одним из немецких истребителей вступил в бой сержант Журавлёв. Второй вражеский самолёт пытался прошить советскую машину пулемётной очередью. Журавлёв заметил это. Мгновенно развернув
шись, он ринулся на лобовой тара.н. Ко-ноолыо правой плоскости своего самолёта Жура.влев ударил по ле
вой плоскости фашистской машины. Оба самолёта перешли в штопор. «Мессершмитт» упал на землю и разбился вместе с немецким лётчиком. Журавлёву удалось вывести свою машину из штопора ц благополучно приземлиться па своём аэродроме.

ЗАЛПЫ

ЗЕНИТЧИКОВ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 16 (Спец. корр. ТАСС). Вражеские са
молёты шли волнами по 5—6 ма
шин. Орудийные расчёты батарей
Оленина, Вилухина и Семенова встречали фашистские «Ютгкерсымассированным огнём. Меткие залпы артиллери-ст-ов расстраивали боевые порядки гитлеровцев, заставляли их поворачивать обратно. Совет
ские зенитчики за один день сбили два «Юнкерса»,- На следующий день три вражеских бомбардировщика были обиты зенитчиками других подразделений.
В этих схватках с -воздушным врагом хорошую боевую выучку по
казали командиры орудий старшие сержанты Тишкин, Муравьев и ефрейтор Карташев.
влялись немцы. Фашистское командование бросало остатки своих разгромленных полков на смерть. Гит
леровцы ставили на карту всё, что они имели. На поле сражения поя
вился даже полицейский батальон,
который до этого нёс жандармскую службу на улицах Харькова. Фашисты предпринимали одну контрата
ку за другой. Гитлеровцы пытались остановить продвижение наших войск на востоке, но в это время вплотную подошли к городу совет
ские подразделения, наступавшие с севера.
Наступила нора решительного штурма. С разных направлений в Харьков ворвались части генерал
майора Зайцева, полковника Костицын-а, генерал-майора Мартиросяна. С западной окраины города наши части ударили в тыл врата, всё внимание которого был-о приковано к востоку, откуда фашистский гар
низон штурмовали бойцы других советских частей. Решительным бро
ском бойцы Мартиросяна овладели Холодной горой — господствующей
высотой в городе. Быстро установив здесь Миномёты и пулемёты, наши подразделения открыли огонь по прилегающим улицам и железнодо
рожному полотну, где скапливались для контратаки эсэсовцы.
В эго время на одну из централь ных улиц города прорвалась груп
па автоматчиков. Вспыхнули руко
пашные схватки. Бойцы гранатами выбивали эсэсовцев из домов п добивали штыками. Уличные бои принимали исключительно упорный ха
рактер. Эсэсовцы с остервенением защищали каждый квартал, каждый дом. Продвижение наших частей в городе замедляло большое количество минных полей. В ряде мест
жестокие схватки разгорались не только за здания, но и за лестничные клетки, за отдельные комнаты.
Упорная борьба развернулась у здания городского банка. После многочасовых ожесточённых схваток во дворах, в подвалах и на чердаках домов бойцы очистили от врага площадь Дзержинского. Немцы ста
ли откатываться на запад. В этот момент на шоссейную дорогу, единственную коммуникацию, находившуюся в руках противника, вырвались танкисты. Они смяли отступавшего противника и нанесли ему огромные потери. Наши бойцы пода
вляли последние очаги вражеского сопротивления. Все, кто не сложил оружия, были уничтожены. На ок
раинах и улицах города навалено большое количество трупов фашистских солдат и офицеров. На пере
крёстках, возле каменных зданий стоят захваченные у врага орудия, тягачи, автомашины, танки.
Истерзанный немцами город празднует победу. На зданиях вновь развеваются красные знамёна. Населе
ние Харькова приветствует бойцов, освободивших их от гитлеровской неволи.
Харьков вновь стал советским.
Г. Крылов.
Действующая армия. Орудие гвардии сержанта Г. Орешок за январь прямой наводкой разбило пять ДЗОТ’ов противника и помогло отразить вражескую контратаку. На снимке: орудие в момент выстрела.
Фото Л. ДОРЕНСКОГО (ТАСС).
Маршал Советского Союза А. М. Василевский.

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О присвоении генералу армии Василевскому А. М.

военного звания Маршала Советского Союза

Генералу армии Василевскому Александру Михайловичу присвоить военное звание Маршала Советского Союза.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М КАЛИНИН. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН.
Москва, Кремль. 16 февраля 1943 г.

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О награждении тов. Бадаева Алексея Егоровича

орденом Ленина

В связи с шестидесятилетием тов. Бадаева А. Е. и принимая во внимание его заслуги перед советским народом, наградить тов. Бадаева Алексея Егоровича орденом Ленина.
М. КАЛИНИН. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН. Москва, Кремль. 16 февраля 1943 года.

В честь XXV годовщины Красной Армии

ПОДАРОК СОЗДАТЕЛЕЙ ОРУЖИЯ

Наш завод успешно выполняет свои обязательства в честь 25-й го
довщины Красной Армии. Мы уже выпустили сверх плана вооружение для трёх авиационных пол
ков и трёх звеньев боевых машин.
Кроме того, мы обещали вооружить сверх задания нашими изделиями одну стрелковую дивизию. Это обя
зательство выполнено уже на SO процентов. Коллектив завода уве
рен, что ко Дню Красной Армии и этот подарок наступающим воинам будет готов полностью.
Фронтовая бригада лучшего мастера завода тов. Кронина, встав на стахановскую вахту в честь 25-й
годовщины Красной Армии, на два дня опередила прафик. Слесари братья Гуляковы в среднем еже
дневно выпускают здесь в два с половиной раза продукции больше, чем предусмотрено нормой. Лишь немногим отстаёт от них в этой бригаде и молодой слесарь тов. Ксенофонтов.
Один из лучших мастеров завода — тов. Волков — обеспечивает вы
пуск большого количества изделий сверх плана. Хорошо работают к группы мастеров тт. Носова и Селиванова.
Непрерывно увеличивать выпуск вооружения для наступающих со
ветских войск — вот единодушное стремление нашего коллектива.
А. Масленников,
парторг ЦК ВКП(б) Н-ского завода.

ОТВЕТ ХАРЬКОВЧАНИНА

Сегодня в 7 часов 30 минут утра, когда смена ещё только начиналась, у слесаря Сидоренко работа уже кипела.
— Не такой день, чтобы упустить хоть минуту. Хочется сделать что-то особенное — такое, для чего надо отдать все силы, — сказал он начальнику цеха.
И тот, как и все товарищи, горячо поздравлявшие сегодня молодого слесаря, понял, что это значит. Тов. Сидоренко — один из лучших стахановцев Н-ского завода, харьковчанин.
Сегодня цех заканчивает большую работу, которую стахановцы с помощью конструкторов и других специалистов завода, ведут уже в те
чение месяца. Здесь изготовляется приспособление, которое на 30 про
центов должно повысить производительность труда на одном из основ
ных массовых процессов обработки деталей.
Тов. Сидоренко должен закончить лекальную «доводку» деталей, по
сле чего шлифовщики и заточника произведут завершающие операции.
— Работу выполню к обеденному перерыву, — решил Сидоренко. Для этого надо, было работать за двоих на очень тонкой, требующей исключительной точности операции.
К полдню основная часть работы была уже закончена.
— Это моя помощь Красной Армии, освободившей родной Харьков от фашистского ига. Это — моя месть фашистским палачам, учиняв
шим зверскую расправу над моими близкими,—-говорит тов. Сидоренко.
Сегодня в «Правде» опубликованы ответные телеграммы товарища Сталина:
Верховному Совету Карело-Финской Советской Социалистической Республики; Красноярск, секретарю Красноярского крайкома ВКИ(б)
товарищу Голубеву; Директору завода № 347 товарищу Яблокову; парторгу ЦК ВКП(б) товарищу Малахову, председателю завкома товарищу Ершову, секретарю Северо-Казахстанского обкома партии товарищу Родину; Московский военный округ —“товарищам Ар
темьеву, Гапанович, Сбытову, Миронову; Народному комиссару мясной и молочной промышленности Союза ССР товарищу Смир
нову, зам. начальника Политуправления Наркоммясомолирома СССР товарищу Гарапову; Н-ская отдельная армия — товарищам Тарасо
ву, Масловскому; Директору завода тов. Боганову, парторгу ЦК ВКП(б) тов. Прокудину, председателю завкома тов. Траеру, секретарю комитета ВЛКСМ тов. Козлову; Колхоз имени 3-го решающе
го года пятилетки, деревня Великоседьево, Богородского района, Горьковской области, председателю колхоза тов. Чвыиову, бригади
ру полеводческой бригады тов. Седовой, бригадиру огородной бригады тов. Баиаеву; Удмуртская АССР, боткинский район, Больите-Кивапека я МТС. начальнику политотдела товарищу Короткову; Колхоз «Передовик», Духовницкого района. Саратовской области, председателю колхоза тов. Зубкову Николаю Семеновичу.

В ПОСЛЕДНИЙ час