6 ЯНВАРЯ 1943 Г.

СРЕДА

№ 4 (5752)

Цена 20 коп.

Все более мощные потоки вооружения шлет и будет слать советский народ для своей Красной Армии. Наша промышленность выпускает и выпустит столько самолетов и пушек, танков и пулеметов, боеприпасов и снаряжения, сколько необходимо, чтобы уничтожить гитлеровскую армию.

Дружным участием во Всесоюзном соревновании в честь 25-й годовщины Красной Армии еще больше усилим нашу помощь фронту, приблизим час полного разгрома врага!

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 5 января

В течение 5 января наши войска в районе среднего Дона, юго-западнее и южнее Сталинграда, на Центральном фронте и на Северном Кавказе вела наступательные бои на прежних направлениях. Наши войска овладели городом и железнодорожной станцией Нальчик, городом и железнодорожным узлом Прохладный, городом Майское и железнодорожным узлом Котляревская, городом и железнодорожной станцией Морозовский и районным центром Цымпянская.

★В заводском районе Сталинграда нашими снайперами и разведчиками уничтожено более 100 гитлеровцев. Западнее Сталинграда наши части вели упорные бои за две важные высоты. Под прикрытием артиллерийского огня наши бойцы ворвались в расположение противника и заняли 20 окопов и блиндажей. Захвачено 4 орудия. 16 пулемётов, 134 винтовки. Взяты пленные.

В районе Сталинграда за день сбито 9 немецких самолётов.

★Юго-западнее и южнее Сталинграда наши войска продолжали наступление. Ожесточённый бой произошёл у одного выгодного рубежа. Гитлеровцы бросили значительные силы, стремясь во что бы то ни стало удержать позиции. Советские артиллеристы с открытых позиции подавили огневое сопротивление противника и расчистили путь нашей пехоте. Решительным броском бойцы ворвались в расположение немцев и вынудили их к отступлению. Захвачены трофеи, в числе которых 11 орудий, 7 миномётов. 28 пулемётов и склад боеприпасов. Южнее Сталинграда наши подразделения, преследуя отходящего противника, разгромили батальон немецкой пехоты.

★В районе среднего Дона наши войска продолжали успешное наступление и заняли несколько населённых пунктов. На одном участке бойцы Н-ской части истребили оказавший сопротивление окруженный вражеский гарнизон. Взяты пленные, принадлежащие к частям немецкой авиапехотной дивизии, и в числе их командир полка. На другом участке наши стрелковые части штурмом овладели городом н крупной железнодорожной станцией Морозовский. Захвачены пленные я большие трофеи, которые подсчитываются.

★На Центральном фронте наши войска закреплялись на достигнутых рубежах и на отдельных участках вели наступательные бои. Юго-западнее Великие Луки пехота противника при поддержке танков пыталась атаковать наши части. Все атаки гитлеровцев отбиты с большими для противника потерями. На соседнем участке подразделение, где командиром тов. Стариков, захватило 19 немецких автомашин, орудие, склад о боеприпасами и 25 лошадей. Ружейно-пулемётным огнём наши бойцы сбили 2 немецких самолета.

★На Северном Кавказе наши войска успешно развивали наступление и заняли ряд населённых пунктов. Упорные бои происходили на подступах к Нальчику. Немцы опоясали город рядами мощных инженерных сооружений н минировали все подступы. Наши бойцы при поддержке артиллерии и танков преодолели все препятствия, ночью ворвались в город и после решительной атаки овладели им. На подступах к Нальчику и на улицах города противник оставил сотни трупов своих солдат и офицеров. На другом участке наши войска с востока и с юга ворвались в город Прохладный и в результате ожесточённого боя очистили город от немцев. Захвачено, по неполным данным, 25 танков и бронемашин, 27 орудий, 37 пулемётов, 1.000 винтовок. 63 автомашины и 6 складов. Подсчёт трофеев продолжается.

★Партизанский отряд, действующий в Минской области, за десять дней боевых действий уничтожил два немецких гарнизона и пустил под откос 4 железнодорожных эшелона противника. Разбито 4 паровоза и 28 вагонов. В боях с оккупантами и при крушениях поездов истреблено до 40 и немецких солдат и офицеров. Захвачены трофеи: радиостанция, 7 пулемётов, 120 винтовок и несколько тысяч патронов.

★Ниже публикуется акт о зверствах немецко-фашистских мерзавцев в Ленинском посёлке, Орджоникидзевского края: «Гитлеровские бандиты разорили наш колхоз и жителей посёлка. У колхозника Новикова немцы отняли корову, тёлку, 5 овец; у колхозницы Раковой зарезали 4 овцы и бычка. Всего грабители зарезали или угнали 3 тысячи овец, 300 голов крупного скота и много домашней птицы. У многих колхозников немцы отобрали ценные вещи и переломали домашнюю утварь. Гитлеровцы уничтожили колхозную ферму, колхозную конюшню и другие общественные постройки. Фашисты зверски обращались с населением, избивали колхозников, всячески издевались над мирными жителями. Акт подписали колхозники Новикова А., Черных Н., Ракова А., Новикова М.

Утреннее сообщение 6 января

В течение ночи на 6 января наши войска в районе среднего Дона, юго-западнее и южнее Сталинграда, на Центральном фронте и на Северном Кавказе продолжали бати на прежних направлениях.

★В районе Сталинграда наши войска вели артиллерийский обстрел вражеских позиций. В заводском районе разрушено 12 ДЗОТ ов и блиндажей противника. Западнее Сталинграда в бою за две высоты наши бойцы заняли еще несколько десятков вражеских окопов. На поле боя осталось свыше 200 трупов немецких солдат и офицеров. Взяты пленные и трофеи.

★Юго-западнее и южнее Сталинграда наши войска продолжали вести наступательные бои. На ряде участков противник подтянул свежие части. Попытки гитлеровцев контратаками задержать наступление советских войск неизменно терпят неудачу. Гвардейское пехотное подразделение, где командиром младший лейтенант Василенко, было контратаковано 14 вражескими танками. Бойцы и командиры встретили танки противника огнём из противотанковых ружей. Вскоре 5 немецких танков загорелись, а остальные повернули назад. Атака была отбита. На другом участке Н-ская часть в боях за один населённый пункт уничтожила свыше 400 гитлеровцев. Захвачено 9 орудий, 300 винтовок, склад с боеприпасами, три тысячи центнеров зерна и много рогатого окота, отнятого немцами у мирных советских жителей.

★В районе среднего Дона наши войска продолжали наступление и заняли несколько населённых пунктов. Н-ское соединение в боях с противником уничтожило до батальона немецкой пехоты, 3 танка, 2 бронемашины, 11 орудий, из них 5 зенитных. Взято свыше 100 пленных. На другом участке отбита атака танков и пехоты противника, пытавшихся пробиться к одному немецкому гарнизону, окружённому советскими войсками. Уничтожено 180 гитлеровцев и 6 танков.

★На Северном Кавказе наши войска продолжали успешное наступление и овладели многими населёнными пунктами. Бойцы Н-ского соединения за два дня боёв захватили трехмоторный транспортный самолёт, 26 танков, 29 орудий, 33 миномёта, много автомашин, ручного оружия и разного военного имущества. Взято в плен более 300 немецких солдат и офицеров.

★ Отряд украинских партизан разгромил фашистское волостное управление и истребил немецкий гарнизон в населённом пункте. Захвачено 25 винтовок. Партизаны отбили у немцев несколько тысяч пудов зерна, приготовленного для отправки в Германию. Советские патриоты роздали зерно населению.

★В ряде городов Румынии состоялись антивоенные демонстрации. В городе Крайове демонстранты требовали прекращения войны и разрыва с гитлеровской Германией. В Бухаресте ежедневно у здания военного министерства толпятся сотни людей, пришедших сюда узнать что-либо о судьбе своих близких, находящихся в России. Румынские газеты хранят гробовое молчание, но население столицы и других городов уже знает о поражении румынских войск на советско-германском фронте. Сигуранца разослала секретный циркуляр, в котором предлагает жандармерии подавить «всякие, разговоры и дискуссии относительно положения на фронте». В циркуляре говорится: «Всякого,кто в данной обстановке говорит о наших неудачах на фронте, необходимо предавать суду военного трибунала, как пораженца, ибо такие люди готовят нам гибель и могилу». За последние две недели в Бухаресте арестованы сотки женщин по обвинению в пораженчестве. Арестовано также много рабочих и студентов за незаконное хранение оружия.

СЛУЧАЙ С ВОЕННОПЛЕННЫМ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 6 (Спец. корр. ТАСС). В районе юго- западнее Великих Лук произошел следующий случай с немецким военнопленным.

В коротком бою между одним нашим подразделением и немецкой частью, закончившемся разгромом Немцов, в плен был захвачен обер-ефрейтор 3 роты 2 сапёрного батальона специальных инженерных войск Август Войтек. Конвоировать пленного в штаб дивизии поручили одному красноармейцу. Итти пришлось под сильным артиллерийским обстрелом. Невдалеке шел советский лейтенант. Снаряды рвались во все стороны. Сильной взрывной волной всех трёх свалило с ног. Первым поднялся пленный Август Войтек. Когда он осмотрелся и пришел в себя, то обнаружил, что конвоировавший его красноармеец убит осколком снаряда, а шедший рядом лейтенант ранен.

Несмотря на то, что передовые немецкие новинки были вблизи и пленный мог бежать обратно, он этого не сделал. Взвалив на плечи раненого лейтенанта. Август Войтек сам пошел в расположение советской части. По дороге его встретили красноармейцы, и он сдал им раненого командира.

В штабе мы спросили пленного, почему он сделал это, имея полную возможность бежать. Август Войгек ответил:«По рождению я поляк, немец я только по паспорту. Немцы меня насильно мобилизовали в свою армию и заставили воевать. С 1939 г. я тяну солдатскую лямку. Русские всюду наступают, война смертельно надоела, а конца ей все ещё по видно. Конечно, я мог бы вернуться обратно и даже принести с собой пленного лейтенанта, который был тяжело ранен. Меня за это, наверное, наградили бы. Ну, а дальше опять бесперспективность, опять кошмарные дни, снова тысячи убитых и раненых! Вот почему я решил, несмотря на неожиданную смерть моего конвоира, все-таки сдаться русским в плен.

В районе Моздока. Бойцы Н-ской части ведут наступательный бой; слева — подбитый немецкий танк.

Фото М. АЛЬПЕРТА (ТАСС).

В последний час

I.

4 января наши войска после решительной атаки овладели городом и железнодорожной станцией НАЛЬЧИК.

5 января наши войска овладели городом и железнодорожным узлом ПРОХЛАДНЫЙ, городом МАЙСКОЕ и железнодорожным узлом КОТЛЯРЕВСКАЯ.

В результате упорного боя наши войска овладели городом и железнодорожной станцией МОРОЗОВСКИЙ и районным центром ЦЫМЛЯНСКАЯ.

Взяты трофеи и пленные.

II.

Нашими войсками на СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ в боях с немецкими оккупантами с 24 декабря 1942 года по 4 января1943 года ВЗЯТЫ следующие трофеи: танков—150, орудий — 109, пулемётов — 268, винтовок — около 5.000, противотанковых и противопехотных мин — 59.000, патронов — свыше 500.000, автомашин — 253, складов с боеприпасами и продовольствием — 15.

За этот же период УНИЧТОЖЕНО: самолётов — 18, танков — 170, орудий — 42, пулемётов — 222, автомашин с грузом и военным снаряжением — 390.

За время с 24 декабря 1942 года по 4 января 1943 года противник потерял только убитыми свыше 11.000 солдат и офицеров.

СОВИНФОРМБЮРО.

На Н-ском заводе. Конвейер сборки автоматов.

Фото Н. ФИГУРКИНА (ТАСС).

О ПРИСВОЕНИИ ВОИНСКИХ ЗВАНИЙ ВЫСШЕМУ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕМУ СОСТАВУ КРАСНОЙ АРМИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР

Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

Присвоить нижепоименованным лицам высшего начальствующего состава Красной Армии воинские звания, установленные Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1940 года:

Звание ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА АВИАЦИИ Кондратюк Даниилу Фёдоровичу

Звание ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА

Монахову Дмитрию Петровичу

Председатель Совета Народных Комиссаров

Союза ССР И. СТАЛИН.

Управляющий Делами Совнаркома СССР Я. ЧАДАЕВ.

Москва, Кремль. 5 января 1943 года.

Сегодня к «Правде» опубликованы ответные телеграммы товарища Сталина:

Гор. Уфа Башкирская АССР секретарю Башкирского обкома комсомола товарищу Набиуллину; Гор. Фрунзе Киргизская ССР секретарю ЦК комсомола Киргизии тов. Андриенко; Тамбовская область Моршанский горсовет колхоз имени Коминтерна председателю колхоза тов. Мещерякову Федору Петровичу; Эвакогоспиталь № 3106 товарищам Суханову, Шапировскому, Дроздову, Залуцкому, Федоренко, Мельникову, Ануфриеву, Красногорелову, Жабину, Колесову, Машинову. Семенову, Гуляеву; Балаково Саратовской  области секретарю райкома ВКП(б) тов. Кузьмину, председателю исполкома райсовета тов. Садчикову; Колхоз имени Чапаева Илийского района Алма-Атинской области Казахской ССР Кабдулаеву Елеману; Директору Ново-Сергиевского железнодорожного училища № 3 Чкаловской области тов. Литвинову М., секретарю парторганизации тов. Марковой В., секретарю комитета ВЛКСМ тов. Матренину Ф., председателю месткома тов. Шевченко И.; Колхоз Кзыл Дихан Тереньузякского района Кзыл-Ордипской области Казахской ССР звеньевому колхоза тов. Керейтбаеву Дуйсенбаю; Горький. Благочинному города Горького протоиерею Александру Александровичу Архангельскому; Московская область Мытищинский район дер. Куракино колхоз имени Калинина агроному тов. Павленко Анатолию Ивановичу; Вожгальская МТС Кировской области трактористке Ардашевой Александре Ивановне; Женам фронтовиков поселок Опарино Кировской области Александре Третьяковой, Куйбышев работнице военно-санитарного поезда № 119 Екатерине Ивановне Мотузовой, колхоз «Достижение» Пришекснинского района Вологодской области свинарке колхоза Наталье Васильевне Смирновой; Колхоз «Парижская коммуна» Нуринский район Карагандинской области колхознику Шакулову Искак; Колхоз «Вторая пятилетка» Сок-Кармалинского района Чкаловской области колхознику Шаталову Андрею Яковлевичу; Колхоз им. Второй Пятилетки Ртищевского района Саратовской области колхознику-животноводу Земцову Якову Григорьевичу; Пионерам и школьникам Гори Грузинской ССР — ученице 3 средней школы Лейле Кикнадзе, Москва — ученику 257 школы Дзержинского района Лене Марковичу Зенченко, с. Завьялово Удмуртской АССР — ученице Ие Борисовой, г. Борисоглебск Воронежской области Дровяная 39 — ученику Миллеру; Колхоз «Мадани» Ура-Тюбинского района Ленинабадской области председателю колхоза Хусейнову Ульмасу; Казахская ССР» Гурьевская область Денгизский район Кошалакский аулсовет колхоз им. Карла Маркса председателю колхоза тов. Искаковой Хадели; Колхоз «Красное знамя» Дергачевского района Саратовской области председателю колхоза тов. Рябову Николаю Петровичу; Колхоз Игинчиляр Буриказгановского сельсовета Стерлитамакского района Башкирской. АССР председателю колхоза Богданову Забирзян; Колхоз «Заря новой жизни» Небыловского района Ивановской области председателю колхоза Сычеву Борису Евдокимовичу; Колхоз им. Азизбекова, сел. Тазакенд Учтанинского сельсовета Астрахан-Базарского района Азербайджанской ССР председателю колхоза Джафарову Неймат Керим Оглы, колхоз им. 8 Съезда Советов сел. Или-Касумлы Андреевского сельсовета председателю колхоза Ширалиеву Исахан Ага Али Оглы, колхоз «Большевик» сел. Андреевна Андреевского сельсовета зам. председателя колхоза Аскерову Нургуш Бендели Оглы, колхоз Фехле-Кендчи сел. Шелявянгя Абушабадского сельсовета председателю колхоза Адмедову Мустафа Керим Оглы, колхоз им. Жданова сел. Горали Щарафханлинского сельсовета Астрахан-Базарского района Азербайджанской ССР председателю колхоза Мамишеву Нустер Мелик Оглы; Колхоз им. Сталина Маштагинского района Азербайджанской ССР председателю колхоза Дада- шеву Назар Ага Рагим Оглы; Красный Холм Калининской области секретарю Краснохолмского РК ВКП(б) тов. Глазуновой, председателю исполкома райсовета тов. Павловой.

ДЕКЛАРАЦИЯ

Правительств Австралии, Бельгии, Голландии, Греции, Индии, Канады, Китая, Люксембурга, Новой Зеландии, Норвегии, Польши, Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Союза Советских Социалистических Республик, Чехословацкой Республики, Югославии, Южно-Африканского Союза и Французского Национального Комитета

Правительства Австралии. Бельгии. Голландии. Греции. Индии, Канады. Китая, Люксембурга. Новой Зеландии, Норвегия. Польши. Соединённых Штатов Америки. Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Союза Советских Социалистических Республик, Чехословацкой Республики. Югославии. Южно-Африканского Союза и Французского Национального Комитета настоящим делают формальное предупреждение всем тем, кому это ведать надлежит, и в особенности, гражданам нейтральных стран, что они намерены сделать всё возможное для ликвидации методов лишения собственности, практикуемых правительствами, с которыми они находятся в состоянии войны, в отношении стран и народов, подвергшихся, без всякой причины, нападению и разграблению. В соответствии с этим указанные правительства и Французский Национальный Комитет, выступающие с настоящей Декларацией. полностью резервируют за собой  право объявлять недействительными любую передачу или любую сделку в отношении собственности, прав и интересов любого характера, находящихся или находившихся на территориях, оккупированных или подпавших под контроль — прямой или косвенный, правительств, с которыми они находятся в состоянии войны, принадлежащих или принадлежавших лицам, включая юридические лица, пребывавшим на таких, территориях.

Настоящее -предупреждение сохраняет силу независимо от того, носила ли подобная передача или сделка форму открытого грабежа или разбоя или же была облечена в форму внешне законную, якобы даже основанную на добровольном характере такой сделки или передачи

Правительства и Французский Национальный Комитет, выступающие с этой Декларацией, торжественно заявляют о своей солидарности в этом вопросе.

В ЧЕСТЬ 25-й ГОДОВЩИНЫ КРАСНОЙ АРМИИ

Вчера по всем цехам завода, где директором тов. Волков, распространилась весть о том, что коллектив артиллерийского завода № 172 имени Молотова бросил клич — шире» развернуть Всесоюзное социалистическое соревнование в честь 25-й годовщины Красной Армии. Замечательный почин дружно подхватили рабочие, инженеры, техники. Во всех цехах состоялись производственные совещания. Письмо рассматривали, как боевой приказ о дополнительном выпуске грозного оружия нашей Красной Армии.

Стахановцы краснознамённого цеха, где начальником тов. Веревкин, в ответ на письмо уже сейчас значительно повышают производительность труда. Фронтовая бригада тов. Бондаренко за смену ежедневно выпускает боевой продукции на 200—300 процентов. Особенно хорошо работает фрезеровщик тон. Колосов. 5—6 норм за смену — вот его показатели. Не отстает от опытного рабочего и его ученик Вася Козлов. Он выполняет нормы на 250 процентов. С каждым днём растут ряды трехсотнйков. Молодые станочники тт. Третьяков, Еремина. Якубова. Чекмарева и многие другие в новом год\’ работают по-новому, каждый из них за смену дает сверх плана 2—3 нормы.

Стахановцы сборки, которые решают судьбу выполнения общезаводского плана, с первых дней января уверенно набирают темпы, чтобы к 25-летию Красной Армии дополнительно дать сверх плана сотни боевых изделий. Слесари-сборщики тт. Рожков, Коновалов. Тимофеев, Ярыгин и другие сменное задание выполняют на 250—350 процентов каждый.

Соревнование началось. Обязательства коллектива направлены к одной цели — дать сверх плана сотни изделий для вооружения Красной Армии.

Боевые машины сверх плана

С огромным подъемом обсуждался сегодня в цехах завода (зам. секретаря парткома тов. Глебов) призыв коллектива артиллерийского завода № 172 им. Молотова об организации Всесоюзного социалистического соревнования в честь XXV годовщины Красной Армии. Каждое выступление стахановцев—рабочих, мастеров, инженеров было проникнуто чувством пламенной любви к нашей великой родине, гордостью за славные победы советских войск на фронтах, твердой верой в неминуемый грядущий разгром всех гитлеровских банд. Выступавшие подчеркивали свою готовность отдать все силы, пойти на любые жертвы ради священной цели—освобождения советской земли от фашистской нечисти.

Коллектив завода решил ознаменовать славный юбилей родной Красной Армии новыми производственными достижениями, выпуском боевых машин сверх плана. Обязательства коллектива четки и конкретны:

выполнить январский государственный план к 28 января, а февральский—к ХХV годовщине Красной Армии;

закончить и пустить в эксплоата- цию конвейер в сборочном цехе;

в течение января ввести часовой график работы во всех цехах;

план по производительности труда к XXV годовщине РККА выполнить не ниже чем на 105 проц;

провести 200 стахановских школ и организовать 50 новых кружков техминимума, перевести в январе на самостоятельную работу не меньше 400 учеников;

собрать и внедрить в производство не менее 150 рационализаторских предложений;

сократить расход на единицу изделия; электроэнергии—на 8 проц.; твердого топлива—на 5 проц.; сжатого воздуха — на 5 проц.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПРИНЯТЫ

Обсудив на вчерашнем митинге предложение коллектива завода № 172 им. Молотова, рабочие, ИТР и служащие завода, где председателем  завкома тов. Рогачев, взяли на себя обязательства:

оснастить к дню 25-й годовщины героической Красной Армии вооружением сверх плана три полка;

выполнить программы января и февраля по номенклатуре и по товарному выпуску продукции в каждом месяце на 106 процентов;

поднять производительность труда по сравнению с декабре» 1942 г. в январе на 15 процентов, а в феврале—на 20 процентов;

снизить себестоимость продукция по разным изделиям для фронта: в январе на 1—2,5 процента, в феврале на 1.5—3 процента;

добиться увеличения на заводе количества стахановцев-двухсотников в январе на 6 процентов, в феврале — на 7 процентов, а количество трехсотников повысить в январе на 3 процента и в феврале — на 4 процента;

из учеников, работающих в цехах завода, подготовить и выпустить в январе 25 квалифицированных рабочих, в феврале—30;

внести рационализаторских предложений: в январе—35, в феврале —45.