ФЕВРАЛЯ 1943 Г.

ЧЕТВЕРГ
№ 40 (5788) Цена 20 коп.

Красная Армия успешно продолжает наступление. Вчера наши доблестные войска освободили от немецко-фашистских захватчиков города Славянск, Ровеньки, Свердловск, Богодухов, Змиев и Грайворон.

Ответим на блестящие победы наших воинов увеличением выпуска оружия, боеприпасов и снаряжения для фронта. Ознаменуем XXV годовщину Красной Армии новыми производственными успехами.

В ПОСЛЕДНИЙ ЧАС

НАШИ ВОЙСКА ЗАНЯЛИ ГОРОДА СЛАВЯНСК, РОВЕНЬКИ,

СВЕРДЛОВСК, БОГОДУХОВ, ЗМИЕВ, ГРАЙВОРОН

1) 17 февраля на Украине наши войска в результате упорных боёв овладели городом и железнодорожным узлом СЛАВЯНСКОМ, а также заняли города РОВЕНЬкИ, СВЕРД ЛОВСК, БОГОДУХОВ, ЗМИЕВ.
2) В Курской области наши войска, продолжая развивать наступление, заняли город ГРАЙВОРОН.

СОВИНФОРМБЮРО. ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 17 февраля

Захвачено 10 орудий разного калибра, два склада с боеприпасами и другим военным имуществом.

Партизаны отряда «За Тихий Дои», действующего в одном из районов Ростовской области, активно помогают наступающим частям Красной Армии громить немецкофашистских захватчиков. Партиза
ны скрытыми путями вывели во фланг противника дна наших пехотных батальона. Внезапно атаковав немцев, красноармейцы совместно с партизанами заняли два населённых пункта, имеющих важное
значение. Партизаны другого отряда вели бой с отступающими разроз
ненными группами противника и уничтожили 90 гитлеровцев.

Германское информационное бюро передаёт: «В районе Ворошиловграда полностью завершено начатое
накануне окружение советской группировки. Германские танковые силы, замкнувшие кольцо, начали её уничтожение». Это сообщение гитлеровцев лживо от начала до
конца. Советские войска, овладев Ворошиловградом, продолжают пре
следовать разбитые части немецко: фашистских войск. Фронт уже далеко отодвинут от города. Немецкие войска отступают и несут большие потери в людях и технике. Где уж им в этом районе окружать совет
ские войска. Гитлеровцы сочиняют лживые басни о мнимых успехах немецко-фашистских войск не слу
чайно. Подобными жульническими приёмами они пытаются смягчить гнетущее впечатление, которое про
извели в Германии вести о ряде крупных поражений немецких войск на советско-немецком фронте.
НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ДЕСЯТЬ ГЕРОЕВ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 18.
(Спец. корр. ТАСС). В боях за Харьков неувядаемой славой по
крыли свои имена десять советских автоматчиков под командованием младшего лейтенанта Сизионова.
Часть вела бой за госнодствующукг высоту. Автоматчики получили приказ овладеть средним курганом, где враг оказывал наиболее силь
ное сопротивление. Отсюда немцы поливали шквальным огнём наше наступающее подразделение.
Автоматчики скрытно подошли к подножью высоты и подготовились к атаке. Вот они .уже устремились вперёд, ведя огонь по немцам, забрасывая их окопы гранатами. Оже
сточённый бой продолжался около двух часов. Немцы не выдержали удара и отступили, оставив в окопах десятки трупо-в своих солдат.
Не успели ещё наши бойцы перезарядить автоматы, как противник поднялся в контратаку. Фашисты шли во весь рост -несколькими це
пями. На окон, который оборонял боец Морозов, наступал взвод вра - жеской пехоты. Немцы, видимо, эмали, что против них находится толь
ко один боец. Они предлагали ему сложить оружие. Морозов ответил меткой очередью из автомата. Он
был несколько раз -ранен, но всё же продолжал вести огонь,, выводя из строя одного за другим вражеских
солдат. Одновременно горячую схватку вели девять других автоматчиков. Они самоотверженно отби
вались от наседавшего врага. Немецкая контратака захлебнулась.
Прошло немного времени, и гитлеровцы вновь пошли в контратаку. На этот раз бой принял ещё более ожесточённый характер. Был убит младший лейтенант Сизионов. Командование группой принял парторг боец Коршунов. Огнём автома
тов и гранатами красноармейцы отбили и второй натиск фашистов.
Однако гитлеровцы не оставили своих попыток возвратить важный рубеж. Вскоре одна за. другой последовали еще две контратаки. Ав
томатчики стойко удерживали свои
позиции. Вражеские пули сразили Кондратьева, Абдурахманова, Ку-евду, Кондрашева, но оставшаяся четверка продолжала отражать яростный натиск гитлеровцев. Автомат
чики Коршунов, Лагунов, Лесных и Лаптев дрались каждый за -десяте
рых. Они видели, как к ним на помощь спешили товарищи, напрягали все свои силы, чтобы не пропустить врага.
Все десять пали смертью храбрых, но удержали курган до подхода подкрепления. Слава героям, це
ной с.во-ей жизни остановившим врага!
Г. Крылов.

БОИ ЗА УКРЕПЛЕННЫЙ ПУНКТ

В течение ночи на 18 февраля наши войска вели наступательные боа на прежних направлениях.

Южнее и юго-западнее Воротпижвграда наши войска продолжали успешное наступление и заняли ряд населённых пунктов. В боях с про
тивником Н-с-кая гвардейская часть уничтожила 20 немецких танков, 2 бронемашины и истребила до 600 немецки* солдат и офицеров. За; хвачены трофеи л пленные
В районе Краматорская наши войска вели наступательные бои.
Против Н-ского подразделения нем
цы бросили в контратаку большое количество пехоты и 17 танков. Наши бойцы отбили контратаку гитлеровцев, сожгли 2 танка и истре
били более 200 немецких солдат и офицеров. На другом участке наши части внезапным ударом выбили немцев из населённого пункта и захватили 4 орудия и 7 миномётов. Взято в плен 120 солдат и офицеров противника.

Недалеко от Харькова наши танкясты, овладев железнодорожной
станцией, захватили у противника. 150 паровозов, 14 железнодорожных мпелонов о грузами, в том чтгеле И вагонов со снарядами и авиабомбами, 4 тяжёлых танка и другие трофеи.

Утреннее сообщение 18 февраля

В районе Змиев наши войска продолжали наступление. В бою за один населённый пункт подразделения Н-окой части разгромили ба
тальон немецкой пехоты и захватили бронемашину, 2 самоходных орудия, 7 противотанковых ружей, 15 пулемётов и другие трофея.

Севернее Курска наши части с боями продвигались вперёд, роветские танкисты ворвались в населённый пункт и разгромили вра
жеский гарнизон. Истреблено более 100 немецких оолдат и офицеров, уничтожено 5 орудий и 13 автомашин. Захвачены трофеи и пленные.

Партизанский отряд, действующий в одном из районов Украины, с 3 по 8 февраля совершил не
сколько внезапных налётов на вра
жеские гарнизоны и истребил до 400 немецко-фашистских захватчи
ков. Советские патриоты захватили 3 пулемёта, 210 винтовок, 15 пистолетов и несколько складов с продовольствием. Партизаны роздали на
селению много зерна, награбленного гитлеровцами у крестьян. Освобождено несколько сот рабочих и кол
хозников, которых немцы пытались насильно увезти на каторжные работы в Германию
В захваченной в Краснодаре немецкой почте обнаружено много пи
сем немецких солдат и офицеров. Обер-ефрейтор Маттиас Янсен пи
шет: «...Можете мне поверить, что такого печального нового года я ещё
никогда не встречал. В этот самый вечер мы отступали. Отступление было для нас нелёгким. Многие из моих товарищей уже никогда боль
ше не встретят новый год. Мы вое потеряли солдатский вид, так как последние дни были ужасны...» Солдат Зигфрид Биркман пишет свое
му брату Эвальду: «Мы продолжаем отходить с Кавказа и уже про
шли 340 километров. Почему так случилось — никто не знает. Некоторые говорят, что отступление, вызвано какими-то высшими соображениями. Мне известно только очно соображение — я маленький человек и не обязан всё знать. Я думаю, что русские хотят тут устроить второй сталггнградский котёл».
Немецко-фашистские мерзавцы сравняли с землёй хутор Курджипский Краснодарского края. Накану
не отступления немецкий офицер собрал всех жителей и приказал им под угрозой расстрела за полчаса освободить хутор- Все бросились в квартиры взять детей и необходи
мые вещи. Гитлеровцы тотчас же открыли стрельбу из автоматов и начали поджигать дома. Много жи
телей убито и ранено. Уцелевших жителей хутора гитлеровцы погнали в тыл. Части Красной Армии, отрезавшие немцам пути отхода, ос
вободили советских граждан от фашистского рабства.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 17. (Спец. корр. ТАСС). Село, отмеченное на топографической карте не
большим значком, в действительности оказалось сильно укреплённым опорным пунктом немцев. Об этом можно было предположить ещё накануне по необычайно плотному ог
ню, которым противник встретил наступавшие подразделения командира Власенко. Сейчас это предпо
ложение полностью подтверждалось данными разведки.
Село лежало на дороге, по которой шло наступление, и, как бы закупоривая её, являлось в то же время ключом ко всей системе обо
роны неприятеля на этом участке. Немцы находились здесь уже давно н успели создать солидные оборо
нительные сооружения,, насытив их большим количеством огневых средств.
Разведчики вернулись из рекогно сцировки перед рассветом. Сразу же в штабе закипела работа — вырабатывался оперативный план дейст
вий. Из небольшой избушки то и дело выходили связные, направляясь в подразделения. Артиллеристы и миномётчики, прикрываясь пред
рассветной темнотой, выдвигались на новые позиции. Стрелки и пу
лемётчики ещё раз проверяли своё оружие. Бойцы готовились к наступлению.
Атака началась мощйым огневым налётом. Орудия ударяли по всей глубине немецкой обороны. С на
блюдательного пункта было видно, как взлетали в воздух перекрытия ДЗОТ’ов и блиндажей, комья мерз
лой земли, смешанной со снегом. Миномётчики обрабатывали передний край, подавляя вражеские огневые точки.
Но вот к гулу разрывов снарядов и мин прибавились звуки пулемёт
ной дроби и ружейные залпы дви
нувшихся вперёд стрелков. Удач был мощным и стремительным. Со
противление ошеломлённого врага оказалось сломленным почти моментально. Батальон капитана Андреева ворвался в село. Тем временем другие подразделения продолжали
уничтожать очаги сопротивления гитлеровцев, не успевших отойти. Немецкая оборона была дезоргани
зована сразу в нескольких местах. В образовавшиеся бреши хлынули наши пехотинцы. Вместе с ними шли миномётчики капитана Ильина, своим огнём поддерживая наступающих.
Особенно отличился миномётный расчёт Книговки. Как только гденибудь происходила заминка, рас
чёт выдвигал свои миномёты и мет
ким огнем подавлял сопротивление врага. Так прямым попаданием миномётчики разбили станковый пу
лемёт, задержавший продвижение пехоты. Группа немецких автоматчи
ков, засевшая в небольшой лощине, открыла сильный огрнь. Расчёт Книго-вки быстро выдвинулся на высотку и с открытой позиции уничтожил более 50 гитлеровце®.
Выбитый из укрепленного пункта противник попытался задержать
ся на промежуточном рубеже — в соседнем селе. Бойцы командира Власенко, не дав немцам привести себя в порядок, с хода заняли и этот пункт. Неся большие потери в людях и технике, немцы под ударами наших бойцов продолжали откатываться всё дальше на запад.
И. Лапоногов.
Социалистическое соревнование в честь XXV годовщины Красной Армии. В отделе технического контроля Н-ского завода. На перед
нем плане—комсомолка-контролер П. Подругина (справа) и токарьтрехсотница Т. Ермилова проверяют детали снарядов.

Фото Н. ФИГУРКИНА (TAСC). В честь XXV годовщины

Красной Армии

СМЕЛЫЕ, НАХОДЧИВЫЕ БОЙЦЫ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 18. (Спец. корр. ТАСС). Советские войска, освободившие Харьков, продолжают продвигаться вперёд- Бойцы и командиры сражаются о немцами мужественно, проявляя воинскую настойчивость и находчивость.
Во время боя за одну деревню танки противника контратаковали
наше наступавшее подразделение. Красноармеец наводчик Пудовин
выкатил противотанковое орудие на открытую позицию и в упор от
крыл огонь по немецким машинам. Он уничтожил в этом бою шесть танков противника. Ещё две немецких машины подбил из противотанкового ружья боец Никитин.
Ленинградский фронт. Артиллеристы выкатывают противотанковую пушку на окраину отбитого у немцев нз
СеленнОГо пункта. Фото В. ТАРАСЕВИЧА и М. TPAXMAHA (ТАСС).
Сегодня в «Правде» опубликованы ответные телеграммы товарища Сталина:
Тихоокеанский флот — товарищам Юмашеву, Захарову, Савелову; Заместителям Народного Комиссара Государственного контроля СССР товарищам Попову, Вовченко, Баранову, Емельянову; Народному комиссару химической промышленности то®. Перву
хину, секретарю парткома тов. Бельскому, председателю месткома тов. Крымской, директорам институтов: НИИ-42 тов. Гаврилову, НИХИФ тов. Дубовицкому, НИОПИК тов. Юрину, Гцпрохим тов. Здоровцеву, ГСПИ-З тов. Митрофанову, Институт азота тов. Ми
нисвич, Газоочистка тов. Алексашенкову, Гштроанилкраска тов. Попозникову, Гипроазот тов. Самарину; Волжская военная флоти
лия — товарищам Рогачеву, Бондаренко; Научно-испытательный институт военных воздушных сил Красной Армии -— товарищам Лосюкову, Иванову; Народному комиссару боеприпасов Союза ССР товарищу Вэнникову; секретарю парткома Наркомата боепри
пасов товарищу Котельникову, председателю месткома Наркомата боеприпасов товарищу Шпыневой; Народному комиссару черной металлургии С-ССР товарищу Теессяну, секретарю партийного комитета товарищу Митяеву, председателю местного комитета това
рищу Богданович; Начальнику Западной железной дороги тов. Коптепкину, начальнику политотдела дороги тов. Марченко; Ар
мянская ССР, Вединокий район, С- Тайтан, колхоз имени Азизбекова. председателю колхоза тов. Геворкаяну Геворк, с. Шидлу, колхоз «Зарбачдо. председателю колхоза тов- Махмудову Багра.а Багир Оглы; Директору завода N° 720 им. М. И. Калинина товарищу Горину, секретарю партбюро товарищу Сергееву, председателю завкома товарищу Буканову, секретарю комитета ВЛКСМ то
варищу Калпер, стахановцам: тт. Королеву, Лысову, начальнику цеха товарищу Тэраничеву, начальнику участка товарищу Нечае
ву; Директору, рервото Московского ордена Ленина медицинского института профессору Лихачёву, секретарю партбюро товарищу Булкиной, зам. директора по. лечебной части бритврачу Гиршман, академику тойа.рнщу Бурденко, заслуженным деятелям науки профессорам Бурмину, Малиновскому, мед. сестре товарищу Нестерук, санитарке товарищу Зиновьевой; Директору завода N 733
тов. Киселеву, парторгу ЦК ВКТТ(б) тов. Побяржину, предзавкома тов. Разоренову, секретарю комитета ВЛКСМ тов. Баранову, ста
хановкам гг. Балабанову, Дороничеву, Пэрхачеву; Дубна, Туль-- екой области, секретарю Дубенского райкома партии тов. Куп
цову, председателю исполкома, райсовета депутатов трудящихся тов. Мазурину; Иркутская область. Черемховгкий район, колхоз «Новая жизнь», председателю колхоза товарищу Подпорину Андрею: Директору Саратовского подпгиппикового завода тов. Буро
ву, парторгу ПК ВКП(б) тов. Буторину, председателю завкома тов. Чуханову, комсоргу ЦК ВЛКСМ тов. Леонову; Нахичевань, секре
тарю Нахичеванского обкома комсомола Азербайджана товарищу Джафарову Джафар Гусейн Купи Оглы.
Коллектив орденоносной швейной фабрики N 16 обязался в честь 25-й годовщины героической Крас
ной Армии выполнить план января и февраля не меньше, чем на 110 проц. В прошлом месяце нам поручили выпускать знаки различия и новое обмундирование для совет
ских воинов и командиров. Надо было перестроить весь производственный процесс, освоить новые виды изделий. Весь коллектив фаб
рики с под’ёмом взялся за эту работу
Соревнование бригад, цехов, отдельных работниц позволило бы
стро преодолеть встретившиеся трудности. Январскую программу мы закончили с превышением на
11 проц. Сейчас темпы выпуска новой продукции ещё больше возросли- К 16 февраля полуторамесячное задание выполнено на 113
проц. Мы изготовили для родной Красной Армии много знаков ра~
личия н обмундирования сверх плана.
Больших успехов в соревновании в честь славного юбилея Красной Армии достигли бригады тт.
Юхановой, Жуковой, Карааиной в Болиховой. Ежедневно они дают на 30—40 процентов продукции боль
ше плана и перевыполняют овей обязательства. Стахановки Балихп
на, Лапичева, Куликова работают за троих и четверых. Более чем вдвое превышают нормы стахановки Тт. Кузьмина, Фадина, Тяпкина и другие- Трудовыми достижениями
работницы отвечают на радостные победы советских войск над подлыми немецкими захватчиками.
А. Бодрова, секретарь партбюро фабрики № 16.

НА ПОДЪЕМЕ

Огромный подъём рождается на заводе в ответ на новые славные победы советских войск на фронте. И каждый старается работать се
годня лучше, чем вчера. И весь за
вод в целом непрерывно улучшает работу, увеличивает выпуск про
дукции, необходимой фронту и тылу нашей родины.
Четвертый месяц завод удерживает переходящее красное знамя Наркомздрава СССР и- ЦК союза работников органической химии. Обяза
тельство, взятое коллективом в честь 25-й годовщины Красной Ар
мии, в январе мы выполнили с честью. Программа была выполнена
на 127,7 проц. В первой половине февраля выпуск продукции по срав
нению е тем же периодом января вырос на одну пятую часть. Увели
ченный февральский план будет закончен досрочно: к 16 февраля сдано уже 55 проц- месячного задания.
В течение первого квартала мы обязались выпустить сверх плана новые изделия 15 наименований. К сегодняшнему дню сверх програм
мы освоено производство 13 новых видов медикаментов и реактивов.
И. Майоров, директор химико-фармацевти
ческого завода имени Карпова,

25 комсомольско-молодежных бригад

Год назад, в дни стахановской вахты в честь XXIV годовщины Красной Армии, на хлопчатобумаж
ном комбинате, где директором тов. Додонкин, были организованы комсомольско-молодёжные бригады. Вначале их было восемь, теперь — 25. Лучшие из них завоевали почётное звание фронтовых.
В этих бригадах выросли десятки молодых стахановцев, из их среды выдвинулись командиры производства. Маков, Седова, Дмитриев стали маетерз.ми механической мастер
ской, Ермаченкова — помощником мастера крутильного цеха. Родионо
ва и Симакова — инструкторами школы ФЗУ.
10 февраля комсомольско-молодёжные бригады встали на стахановскую вахту в честь XXV годов
щины Красной Армии. В эти дни фронтовая бригада Блохина, вы
полняя оборонный заказ, превышает план больше чем в два раза, бригада Мартыновой даёт две нормы. Пе
ревыполняют задания и другие бригады.

ЧТОБЫ ПРИБЛИЗИТЬ ЧАС ПОБЕДЫ

Сегодня, как и обычно, слесарь тов. Парецкий занят сборкой деталей, хотя у него и выходной день.
— Разве сейчас усидишь дома, — говорит он.
Так рассуждает не только коммунист Парецкий. Коллектив цеха глубоко переживает радостные сообщения Советского Информбюро о победах Красной Армии. II каждый ста
хановец стремится чем-то ускорить час победы над врагом. Сегодня, несмотря на свой выходной день, в цех пришли и другие слесаря.
Тов. Парепкий занят сборкой частей станков, необходимых для обо
ронной промышленности. Несколько дней назад тов. Парецкий закончил большую работу. Он собрал очень сложный узел механизмов агрегатного станка, который должен заменить 35 станков. Этот монтаж он
произвел в два с половиной дня, тогда как другие слесаря на него тратят не менее 5—6 дней. Сейчас тов. Парецкий монтирует самую ответственную часть агрегатного стан
ка, предназначенного для танковой промышленности. Этот станок новой конструкции. Он будет выполнять сразу несколько сложных операций, заменяя четыре станка. В то же время обслуживание его очень просто. С этим может справиться рабо
чий. еще не имеющий большого опыта, недавно пришедший на производство.
Сознавая важность своей работы, ГГзрецкнй ускоряет темпы сборки. К часу дня он уже выполнил около двух норм.
— Это моя помощь делу освобождения Украины, — говорит Парецкий.
пулемётов, 28 автомашин, штабной автобус и другие трофеи.

В районе Краматорская наши бойцы в результате упорных боёв о мотопехотой и танками противника истребили свыше батальона гитлеровцев и заняли три крупных на
селённых пункта. Захвачены .плечиьте. На другом участке нашими гвардейцами захвачено у противни
ка. 78 самолётов, 17 моторов, 20 орудий. 1.300 винтовок, 50 тысяч патронов, 8 разных складов Н два элеватора с зерном.
В районе Грайворон наши войска продвигались вперёд. Особенно упорные бои происходили за один крупный населённый пункт. Противник здесь неоднократно перехо
дил в контратаки. Наши бойцы измотаЛИ гитлеровцев, а потом решительной атакой- закончившейся ру
копашной схваткой, выбили немцев из этого опорного пункта. Истребле
но более 400 вражеских солдат ц офицеров.
Западнее Фатеж наши войска, иервправившись через водный рубеж, ворвались в крупный населённый пункт и после упорных боёв овладели им. Подбито и сожжено 8 немецких танков и истреблено более двух рот гитлеровцев.

Севернее Курска, наши войска продолжали наступление, и заняли ряд населённых пунктов. Под ударами наших частей войска против
ника отступают о большими для них потерями. Только на одном
участке за два дня истреблено до 1.000 немецких оолдат и офицеров
Юго-западнее Ворошиловграда паши войска вели успешное наступ
ление. Противник оказывает отча
янное сопротивление, однако бои
неизменно заканчиваются победой наших войск. Части Н-оюого соеди
нения, продвигаясь вперёд, заняли И населённых пунктов и уничто
жили до 2000 немецких солдат и офицеров. Взято много пленных. Уничтожено 23 танка, 18 орудий, из т 2 самоходных, 30 пулемётов, И миномётов и 5 бронемашин. Заначены 12 орудий, 2 танка, 46
Западнее Харькова наши войска продолжали успешное наступление я наносили удары но остаткам раз
громленных немецких частей. Н-ское соединение за три дня боёв унич
ижил» 70 немецких танков, 11 самоходных орудий, много транс
портёров и автомашин. Бойцы одней нашей части захватили са.молёт, 0 танков, 16 аэросаней п не
сколько десятков автомашин. Путь отступления гитлеровцев усеяп труши вражеских солдат и офицеров, а также брошенным немцами тяжёлым и лёгким оружием.
17 февраля на Украине наши войска в результате упорных боёв ов
ладели городом и железнодорожным -илом Славянском, а также заняли г-рода Ровеньки, Свердловск, Бого
духов, Змиев, районные центры Апексеевское, Славяносербск.
В Курской области наши войска, продолжая развивать наступление, заняли город Грайворон.
На других участках фронта паяй войска вели бои на прежних направлениях.

ОБМУНДИРОВАНИЕ СВЕРХ ПЛАНА