ТЕАТРЫ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Жители освобождённого города Острогожска (Воронежская область), выселенные немецко-фашистскими оккупантами из своих домов и скитавшиеся в течение семи месяцев по ближайшим сёлам, возвращаются
под родной кров. Фото Н. АСниной (ТАСС).
А. В. АЛЕКСАНДРОВ, лауреат Сталинской премии,
народный артист СССР

АНСАМБЛЬ КРАСНОЙ АРМИИ

Д

АЛЕКИМ кажется то время, когда создавался ваш ансамбль. Было это в 1928 году. Существовавшие тогда вокальные коллективы не занимались пропагандой боевых иеюен для Красной Армии, в их репертуаре не было произведений, отражавших жизнь бойцов и командиров. Нас собралась малень
кая группа — восемь, певцов, два танцора, баянист и чтец — стремившаяся создавать и пропагандировать Шести Красной Армии.
Первой работой ансамбля явился монтаж «История 22-й Краснодар
ской дивизии в песнях и плясках». Были собраны и смонтированы боевые песни, которые в своё время цели, а порой и слагали сама бой
цы этой дивизии, геройски сражавшиеся под водительством Фрунзе. Перед слушателями .вставали обра
зы славных защитников . родины, горячие дни ожесточённых схваток с врагом, радость побед и горечь утрат. Подлинное /красноармейское песенное творчество, бытовавшее в
воинских частях, переплеталось с текстом чтеца. Уже в этом монта
же выявились основные принципы работы ансамбля — сочетание в
единой программе песен, музыки я танца, любовь к старой народной песне, стремление к созданию но
вых произведений, тесная связь с красноармейской художественной самодеятельностью.
Один эа. другим появились музыкальные монтажи «Поэма о Царицыне»; «Первая конная», «Дальне
восточная», «Поэма о челюскинцахи т. д. Репертуар обогащался, развивался и сам ансамбль. Из не
большой группы он вырос в .огромный коллектив- об’единяющий пев
цов, танцоров, оркестр народных инструментов, баянистов.
Нас заботливо вырастила Красная Армия. Многие из участников ансамбля до этого служили в воинских честях. Армия помогла талантливым бойцам совершенствовать своё искусство в нашем коллекти
ве. В ансамбле есть представители буквально всех родов оружия: тут и нехотинпы, и кавалеристы, и лётчик, и, я танкисты, и артиллеристы
Кому ж.е, как не нм — бывшим бойцам и командирам, — воспевать мощь и величие Красной Армии!
Для своего репертуара мы черпаем песенный материал из неиссяка
емых родников красишрмейскоЛ творчества, и возвращаем эти само
родки самодеятельного искусства Красной Армии в отделанном и отшлифованном виде.
Вспоминается такой эпизод, Я приехал в один из военных лаге
рей, чтобы услышать от лагерных певцов и затейников новые инте
ресные песни- Командир вывел свою роту на плац it предложил послу
шать, как поют его бойцы. Это была походная песня. Текст её не представлял ничего особенного и рас
сказывал о том, как «з Ленинграду из походу шел советский красный полк...» Зато мелодия песни — выразительная и задушевная — привлекла мбня. Я тут же записал её и обработал. Так родилась песня «По долинам и по взгорьям», став
шая одной из популярнейших в
стране, так родились в репертуаре ансамбля и многие другие песни.
Все шире пользовался наш коллектив русскими, украинскими, грузинскими народными песнями, про
изведениями величайших гениев музыкальной культуры. «Метели
ца», «Берез ьгньш о», «Закупала та
сыва зозуля», «Сулико» и многие другие, хоры из опер Глинки, Листа, Мейербера, Верди, песни совет
ских композиторов — всё это с огромным успехом исполняет ансамбль.
Наш коллектив олицетворяет собой искусство родной Красной Армии, и поэтому так тепло ого встре

«КРАСНОАРМЕЙСКАЯ ЭСТРАДА

СБОРНИК
РЕПЕРТУАРА
Центральный Дом Красной Армии выпустил сборник репертуара для художеств иной самодеятельности Красной Армии — «Красноармейская «страда». В нём помещены: монтаж из произведений Джамбула «Вооружённый народ*, стихотворение Майкопского, напи
санное и 102 Р году к 1 П-летию РККА, — «Десятилетняя песня», «Застольная пептя- и Зима А. Прокофьева, «На пороге* «И Зр нбупга. едены из пьес
«Любой I» Яровая* К. Тренева и «Жди пени» К. (.’нмоновя, интермедия «Спор 66 оружии» Л. Ошанина и др.
В Ионпе Сборника помещён рекомеидательный список репертуара для красноармейской художественной самодея
тельности к XXV годовщине Краской Армии.
чает аудитория. Ещё никогда в мире ни одна армия не создавала такого искусства, ибо топорные мар
ши, резкий свист флейт, треск барабанов, конечно, не могли почи
таться элементами художественной культуры. Только под знамёнами Красной Армии, армии великого
народа, родилось вперв’ые в истории искусство народное в полном й ис
черпывающем смысле этого слова—- с живыми ритмами, чудесной мелодикой, огненными танцами.
Где только не побывал ансамбльза 15 лет! Мы забирались в самые отдалённые края и области Совет
ского Союза. Афганская граница и Баренцево море, (Дальний Восток и
Закавказье — вот география наших поездок. Мы выступали на золотых приисках Сибири, у шахтёров Донбасса, у строителей Т.урксиба, у рабочих Кузнецка, всюду получая высокую оценку и прнзнанпе слу
шателе!!. II везде, где бы ни проходили наши концерты. пополните льская деятельность нашего коллектива сопровождалась кропотли
вым собиранием фольклора и записью красноармейских песен.
мни», — писали о наших выступлениях парижские газеты.
Французов удивляло сочетание слов «армия» и «искусство», и мне приходилось- подробно рассказывать о том, что в нашей стране в каж
дой воинской части есть свои пе
сенники, плясуны, затейники, что десятки тысяч певцов, музыкантов, танцоров, воспитанные рогами и полками, в походе, на привале выступают перед товарищами с песнями и плясками.
В создании этих самодеятельных коллективов, в росте красноармей
ских талантов есть большая доля труда нашего ансамбля.
Партия и правительство неоднократно высоко оценивали нашу ра
боту. В 1935 году ансамблю было вручено знамя ЦЙК СССР с орденом Красной Звезды. Ряд его ра
ботников был награждён орденами Союза. В день празднования десятилетнего юбилея ансамбля многим его участникам были при
своены почётные звания и часть из них удостоена высшей правительственной награды.
ИТОГИ
СМОТРА
Крупные, промышленные цент
ры и сельскохозяйственные районы Московский области обслуживаются девятью театрами За время войны они дали 1.168 спектаклей и кон
цертов в воинских частях, 629 — в госпиталях, 177 — непосредственно на фронте. В колхозах и совхо
зах отстоялось Г.112 концертов и спектаклей.
Комиссия Комитета по делам искусств при СНК СССР н Управле
ния по делам искусств при Мособлиснолкоме подвела итоги смотра театров Московской области.
Ознакомление q их работой показало значительный творческий
рост и укрепление оргакк.зацнониохозяйственшмГ деятельности теат
ров. Высокий уровень спектаклей обеспечил перевыполнение финан
совых планов. Театры сэкономили свыше 400 тЫсял рублей н дали прибыли около 700 тысяч рублей.
Перестроен репертуар, в который включены наиболее значительные произведения советских драматур
гов. «Русские люди» поставлены в Ногинском, Сталиногорскэм и 1-м обгастном театре, «Парень цз на
шего города» в Ногинском и 1-м областном, «Нашествие» готовят Ногинский и Сталиногорский театры.
Просмотренные комиссией спектакли — «Русские люди» и «Женитьба Белугина» в Сталиногорском те
атре, «Русские люди», «Стакан воды» и «Оптимистическая трагедияв Ногинском. «На заре туманной юности» и «Кот в сапогах» в обла
стном ТЮЗ е, «Бессмертный» в 1-м областном театре говорят о хорошем профессиональном уровне актёрских коллективов, серьёзной режис
сёрской работе я наличии квалифицированных творческих кадров. Художественные руководители В. Тёа&вровекий (областной ТЮЗ), 10. Юрьев (театр нм. Островского) и др. воспитали немало талантливых артистов.
Комиссия наметила ряд мероприятий по дальнейшему улучшению творческой работы театров Московской области. Решено для отдельных постановок приглашать крупных мастеров сцены, развернуть соревнование между театрами и т. д.
Плакат работы художника В. Иванова, премированный на конкурсе
плаката и лубка.
Выступая перед красноармейской аудиторией, участники ансамбля учили, воспитывали самодеятельность и учились сами темпераментности, искренности народного исполнения. В каждой поездке уча
стники ансамбля занимались с талантливыми бойцами и командира
ми. Танцоры учили пляскам- бая
нисты— игре иа гармониках, чтецы —- художественному слову, певцы— вокальному искусству. При нашем активном участии были впервые проведены смотры красноармейской самодеятельности и организованы
во многих частях ансамбли песни и пляски.
Выступая в 1937 году на международной выставке во Франции, а также в Чехословакии, ансамбль с честью пронёс по Европе знамя культуры Красной Армии. Наши концерты явились яркой демонст
рацией в Париже, Лилле, Лионе, Праге музыкального искусства советской страны и Красной Армии.
Когда, в Лилле мы пели на французском языке «Походную песню» Мегюля, я услышал за своей спиной нарастающий гул голосов. Зал, пе
реполненный рабочими лилльских Фабрик и заводов, подхватил песню Французской революции. Тогда, повернувшись к публике, я стал ди
рижировать хором в две тысячи голо-сов.
«Жизнерадостность, весёлость — вот основные качества этих артиетов-красноарыейцев, которые зара
жают французских зрителей боевым настроением. Эти качества являются блестящим свидетельством морального состояния Красной Ар
С первых дней великой отечественной войны наш коллектив вклю
чился в обслуживание героической Красной Армия. Свою работу на фронте мы рассматриваем как не
посредственное участие в схватке с ненавистным врагом. В самой раз
нообразной обстановке, зачастую в непосредственной близости от вра
га, можно встретить наших певцов и танцоров, концерты которых нередко проходили под аккомпане
мент артиллерийской канонады. Фронтовые концерты дают бойцам и командирам не только культурное развлечение, но и боевую зарядку. Патриотические песни вдохновляют наших бойцов, ведущих победонос
ное наступление на врага. К историчесжому юбилею Красной Армии наш ансамбль разучил написанную мною песню «25 лет Красной Ар
мии» и готовит монтаж «Поэма о Сталинграде».
С глубоким волнением и огромной радостью слушаем мы по вече
рам сообщения Совннфс-рмиюро «В
последний час». И когда диктор заканчивает сообщение о новых крупных победах, одержанных доблест
ными советскими воинами, в эфире звучит «Гимн партии боль
шевиков». Эта торжественная песнь написана в честь XVIГ1 с’езда ВКП(б).
Исполняя этот гимн, наш ансамбль вместе со всем советским народом возносит хвалу и славу большевистской партии, хвалу и славу вождю товарищу Сталину, под руководством которого героиче
ская Красная Армия одерживает одну за другой блистательные победы.

ФРОНТОВАЯ БРИГАДА МОСКОВСКИХ ТЕАТРОВ

Управление по делам искусств Мосгорисполкома направляет на фронт бригаду артистов московских театров. В неё вошли: артисты Московского театра драмы — Е. Из
майловская, 0. Матисов а, А. Каш
кин, А. Калинцев, солисты театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данчен,ко Л. Виноград
ская, Г. Поляков, Е. Гаврилова, А. Динор, артисты филиала Москов
ского театра оперетты К. Новикова, А. Хмелевская, А. Бурдин.
В репертуаре бригады — одноактные сжатии, сцены из советских оперетт, оперные ария, русские на
родные песни и произведения на тему отечественной войны.

В ПРЕЗИДИУМЕ

СОЮЗА

ПИСАТЕЛЕЙ

Вчера состоялось заседание президиума союза советских писателей СССР- н,а котором обсуждался план работы на ближайшие три месяца.
В связи с 25-летием Красной Армии ц Военно-Морского Флота решено несколько заседаний президи
ума союза писателей посвятить критическому обсуждению творчества писателей, работающих во фрон
товой печати, и -докладу редакции журнала «Знамя».
Во второй половшие марта президиум наметил провести в Москве серию вечеров литературы и искус
ства Узбекистана. В них примут участие узбекские писатели, приез
жающие в Москву по приглашению бюро национальных комиссий. Будет также заслушан доклад о рабо
те союза писателей Узбекистана и писателей, эвакуированных в Узбекистан.
Цикл вечеров, посвящённых литературе и искусству Казахстана, намечено устроить в Москве с 11 п-о 13 апреля. В эти дни будет обсуждена работа казахских писате
лей за время великой отечественной -войны, а также работа прозаиков и поэтов, эвакуированных в Алма- Ата из Москвы, Ленинграда и Украины.
Особое внимание было уделено на президиуме обсуждению вопроса о помощи семьям писателей находящихся в действующей армии.
НЬЮ-ЙОРК, 18. (ТАСС). Население США проявляет большой интерес к культурной жизни Советского Союза — к советской лите
ратуре, кино и музыке. По данным журнала «Арт-кино», в прошлом году 11 миллионов американских зрителей просмотрели десять новых н 70 старых советских фильмов, демонстрировавшихся в 2.026 кинотеатрах, в 1.247 городах США. Особым успехом пользовался докумен
тальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Его просмот
рели 3.540 тысяч человек. Растёт интерес к советской тематике в американской кинопромышленности. В Голливуде начата постановка 7 фильмов о Советском Союзе. В частности, ставится фильм «Север
ная звезда», посвященный героизму советских крестьян, защищающих
свою родину против гитлеровских захватчиков. Готовится также фильм по пьесе К. Симонова «Русские люди». Уже выпущены короткоме
тражные документальные фильмы о битве Красной Армии за Сталин
град, а также документальный фильм «День войны», сделанный
по материалам советского фильма, который, по заявлению журнала
«Тайм», является одной из самых замечательных кинокартин.
Американские театры ставят пьесы современных и старых русских драматургов, радиостанции часто организуют концерты русской музыки, передачи о жизни Советского
Союза, о героизме Красной Армия и советских партизан. Симфонические оркестры и солисты включили в свои программы много ста
рых и новых русских музыкальных произведений.
Недавно в Нью-Порке создана «Компания русской оиеры», кото
рая будет ставить исключительно произведения русского оперного ис
кусства. В ближайшее время состоится премьера оперы Держинского «Тихий Дон». 7-я симфония Шоста
ковича включена в программы всех крупнейших американских оркестров и часто исполняется ими.
В школах и университетах уделяется всё большее внимание изу
чению русского языка и русской литературы. В Колумбийском и Корнедьском университетах недавно была расширена программа по рус
скому языку. Slop Нью-Йорка Ла Гардиа в декабре прошлого года дал указание средним школам включить в учебную программу изучение русского языка.
Военные и технические журналы публикуют многочисленные статьи о тактике Красной Армии и советской технике. Сельскохозяйственный журнал «Таек» посвятил специальный номер советскому сельскому хозяйству. Об интересе к Со
ветскому Союзу свидетельствует также тот факт, что тираж журнала «Совьет раша тудей» за прошлый год вырос в три раза.

Подробности морских боев

в районе Соломоновых островов

ЖЕНЫ КОМАНДИРОВ—

КИНОМЕХАНИКИ

Жёны командиров Красной Армии тт. Журавлёва и Сафронова не имели никакой профессии, тов. Овчинникова когда-то работала счетоводом. Все трое решили овладеть специальностью киномеханика.
На Московских городских курсах киномехаников успешно занимается первая группа жён военнослужащих. Сей
час они заканчивают теоретическое обучение. В столичных кинотеатрах слушательницы изойдут практику.
Заканчивает учёбу и другая группа киномехаников, состоящая из инвали
дов отечественной войны. Через 2—3 недели они сдадут экзамены и начнут работать на кинопередвижках, обслу
живающих госпитали, агитпункты, клубы, крупные домоуправления.
Выходит из печати третий номер журнала -«.Красноарме
ец», посвящённый XXV гбдовщине Красной Армии. В
номере помешены: статья М. И. Кали
нина — «Неустанно бить немцев, рассказы и статьи Алексея Толстого — «Наша ярость», Николая Тихонова —
«Ратоборство», Ильи ;>г>енбурга—«Судьи», Всеволода Вишнев
ского — «Великая сталинская тради
ция», генепал-майора А. А. Игнатьева — «Знамя* и др.
Кроме того, печатаются стихи В. Лебедева-Кумач а, Ве
ры Ипбер, Миколы Ьажапа.
Журнал интересно оформлен. Обложка его выпол
нена палехской ху
дожницей А. Котухпной. разрешивтн?й тему в ПОДОМ НОМ, по-праздничному радостном тоне.
На снимке: обложка юбилейного номера журнала «Красноармеец».
НЬЮ-ЙОРК, 18. (ТАСС). Морское министерство США опубликовало коммюнике, в котором приводятся обобщенные результаты морских операций в южной части Тихого океана за период с 29 января цо 4 февраля.
В коммюнике указывается, что в последних числах января американ
ская разведка обнаружила в районе острова Трук (Соломоновы острова) крупные силы японского флота и авиации. Как выяснилось в даль
нейшем, японцы сконцентрировали
ли силы с целью обесценить эвакуацию своих войск с острова Гвадалканар и воспрепятствовать переброске на этот остров американских подкреплений.
Между крупными кораблями обеих сторон столкновений не произошло. Операции ограничивались глав
ным образом маневрами эсминцев и действиями авиации. Вечером 29 января японские самолёты-торпедо
носцы, атаковав вблизи острова Рскнелл (Соломоновы острова) отряд америкашоких крейсеров и эсминцев, причинили серьёзные пов
реждения тяжёлому крейсеру США «Чикаго». На следующий день повреждённый крейсер; взятый на буксир, подвергся вторичной атаке японских самолётов-торпедоносцев> в результате которой он затонул.
С период между 29 январе и 4 февраля в районе Соломоновых островов авиация обеих сторон активно действовала против неприятельских надводных кораблей. В результате этих операций американ
ская авиация потопила и повредила 15 японских судов, в том числе по
топлено два эсминца и причинены повреждения 6 эсминцам. Вероятно затонули ещё 4 японских эсмин
ца. В воздушных боях и зенитной артиллерией уничтожено со япон
ских самолётов. Америка некий флот помимо крейсера «Чикаго» потерял в этих операциях один эсминец к 3 торпедных катера. Сбито 22 американских самолёта.
ТОКИО, 18. (ТАСС). Как передаёт агентство Домен Цусин, 29 января соединения японской авиации, атаковав вблизи острова Реннелл военно-морские . и военно-воздушные силы союзников, потопили два линкора, 3 крейсера и причинили серьёзные повреждения ещё одному лин
кору и одному крейсеру. 1- февраля в водах южнее острова Изабель (Соломоновы острова) японская авиация потопила один крейсер и при
чинила повреждения другому крейсеру. В районе острова Новая Геор
гия сбито 33 самолёта союзников.
Японская авиация потеряла при этом Ю самолётов.

В НАУЧНОМ

ОБЩЕСТВЕ

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ заказов для
фронта большую помощь предприятиям часто оказывают научные
работники. Ценная инициатива в этом деле принадлежит и Научному инженерно-техническому обществу машиностроителей.
Проблемами быстрого, . экономичного и высококачественного производства различных оборонных изделий занимаются многие специали
сты. Разными путями приходят к их разрешению профессора, инжёнеры, техники, но каждый из них активно способствует созданию нового способа производства и оригинальной технологии.
К числу интересных работ относится предложение инженера Ва
сильева, который нашёл способ электрического прессования металлов и одовременной штамповки деталей.
Для изготовления детали тов. Васильев берёт обыкновенную стру
жку и брикетирует её. При этом применяется нагрев штампа с помощью электрического тока. /Пол влиянием теплоты стружка брике
тируется, а форма штампа придаёт ей очертания. детали. Таким обра
зом из-под штампа быстро выходит готовая деталь, котопую можно тот
час же. 6рз дялитейшей обработки, отправить на сборку. Способ инженера Васильева, с одной стороны, упрощает технологический процесс
изготовления деталей и обработки их, а с другой позволяет использовать в широких размерах отходы металла — стружку. Техноло
гия, предложенная инженером Васильевым, вызвала огромный интерес у производственников.
Большое значение для народного хозяйства имеют работы инженера Брик в области экономии смазочных масел. При работе автомобиль
ного мотора масло загрязняется, требует частэй смены. Инженер Брик предложил применять для очистки масла простые бумажные фильтры. Он учёл возможность создания большой фильтрующей пло
щади в малых масштабах фильтра и использует это свойство для очистки автомобильного масла. Фильтры изготовляются из старой газетной бумаги. Они гарантируют экономию масла, а главное — его чистоту.
Многие производственники не раз обращали внимание на то, что масло, которое входит в состав эмульсин. обильно льётся на детали при их обработке на станке. На каждом заводе терялись тонны драгоценной жидкости. Тов. Брик нашёл способ удаления её с готовых де
талей. Масло снова используется и включается в состав эмульсии.
Капли масла, падающие во времи работы на станину оборудова
ния, застывают и превращаются в твёрдые наросты. На. некоторых стайках с течением времени обрз
зуются масляные сталактиты. Обыч
но во время чистки оборудования эти наросты счищаются и выбрасы
ваются. Б”ик извлёк из наростов место, котоме оказалось вполне пригодным для использования.
Предложения инженера Брик лишь на одно-м предприятии, по минимальным подсчётам, в течение месяца дали сотни тысяч рублей экономии и сберегли тысячи килограммов масла.
Раньше изношенные шарикоподшипники выбрасывались на опал
ку. Много драгоценного металла при этом терялось. Доцент Кубишкпч стал искать способ восстановленпя изношенных колец подшипников.
Он ра-зработал конструкцию такого станка, который не только воссга
навливает, но и производит в лю
бых условиях кольца шарикшодшипников. Вместо сложных токарных работ это делает~я сеич к ну
тем раскатки. Над практическим осуществлением предложения тов. Кубышкина работает бригада спе
циалистов, крторая в ближайшем будущем передаст промышленности первые экземпляры станков.
Так трудятся научные работники. Но и среди рядового инже
нерно-технического состава предприятий есть немало талантливых изобретателей, новаторов производ
ства. Для того, чтобы обобщить их опыт, передать оборонной промышленности наиболее ценные предложения в области о;> аштзации
производства, Научное инженернотехническое общество маши построителей создало бригаду, которой руководит профессор Любович. На заводах Москвы сейчас, работают студенты, техники и инженеры. Они изучают новые способы изготовления деталей, стахановские методы работы, планирование пропав >детва, опыт введения почасового график!. Всё. достойное подражания, будет перенесено на предприятия оборонного значения.
Гэботая над вопросами развития техники, учёные оказывают также оперативную помощь фронту. В на
чале зимы, когда ударили морозы, командование решило снабдить защитников Ленинграда химическими грелками. Но где взять сырьё в осаждённом городе? Профессора, инженеры, техники по почину Ле
нинградского отделения Научного инженерно-технического общества
машиностроителей. начали поиски сырья, нашли его и наладили- про
изводство грелок. Вскоре в землян
ках появились глянцевые пакета, несущие бойцам тепло.
Энтузиасты автомобильного дела взяли на себя заботу об автопарке частей Красной Армии. В своё время была создана бригада специалистов, которая организ звала целую серию фронтовых походных ав
торемонтных мастерских. В эту боигаду вошли профессора Зайцев, Чистяков. Иерусалимский, инженер Тимофеевок ий. Крупные специалисты сами отыскивал к каждую ме
лочь для мастерских. следили за тем. чтобы машины, отправляющие
ся на фронт, были снабжены веем необходимым. К ним являлись рабочие — слесари токари, шоферы.
Их распределяли по мастерским — и в путь! Много таких передвиж
ных мастерских курсирует сейчас на фронтах. Добрым словом ш ми
на ют их организаторов водители маппш. танкисты, лётчики.
Научные работники с каждым месяцем увеличивают число ценных вкладов в промышленность, усили
вающих мощь и боеспособность Красной Армия.

ДЕЙСТВИЯ МОРСКИХ сил

СОЮЗНИКОВ В СРЕДИЗЕМНОМ

МОРЕ
ЛОНДОН, 17. (ТАСС). Как передаёт агентство Рейтер нз Алжира, командующий англо-американскими морскими силами в Средиземном мо
ре адмирал Кэшшнгхэм заявил, что организация снабжения 8-й армии быстро улучшается. С каждым днём увеличивается количество грузов, до
ставляемых в Триполи. С момента высадки союзных войск в Северной Африке в северо-африканские пор
ты благополучно прибыли 780 судов союзников общей грузоцод’ёмностью в 6,5 млн. тонн.
В одном только январе в Средиземном море, по словам Кэннингхэма, уничтожено более трети грузов, которые противник пытался перевез
ти. Подводная война развивается вполне, благоприятно для союзников. В феврале действия флота союзни
ков и английской авиации были
также весьма успешными. Флот в последнее время получил значительную поддержку также от американских воздушных сил.
ПОТОПЛЕНИЕ СУДОВ
ДЕРЖАВ ОСИ
С СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ
ЛОНДОН, 17. (ТАСС). В коммюнике английского морского министерства сообщается, что английские подводные лодки, действующие в нейт
ральном районе Средиземного моря, потопили 6 вражеских торговых су
дов. нанесли повреждения одному судну и торпедировали одно судно, которое, вероятно, затонуло. К запа
ду от острова Сицилия одно из двух вражеских судов, шедших пол эс
кортом эсминцев, было торпедпровя.- ио. и. невидимому, потоплено. В заливе Хамма мет были подвергнуты обстрелу и потоплены три небольших торговых судна неприятеля.
Кроме того, было торпедировано и потоплено вражеское судно средних
размеров вблизи Бриндизи и ещё одно небольшое судно противника
Большое торговое судно, шедшее без эскорта, также было торпедировано и потоплено. Одна из подводных лодок, кроме того, подвергла обстре
лу поезд иа железнодорожной станции Сан-Амброджио на северном побережье острова Сицилия.

ГИТЛЕРОВСКИЙ

ТЕРРОР
В ЕВРОПЕ
ЖЕНЕВА, 17. (ТАСС). Как сообщают из Осло, германский суд в Кристиансанде приговорил к смертной казни за антигерманский сабо
таж ю норвежских граждан. Три норвежца приговорены к пожизненным каторжным работам.
За помощь французским военнопленным в совершении побега германский военный трибунал в Эльза
се приговорил 9 человек к смертной казни.
Как передают из Будапешта, военный суд в Калощувре приговорил S7 венгров к каторжным работам на длительные сроки за «деятельность, направленную против государственных порядков». Кроме того, 41 человек приговорен к тюремному заключению на различные сроки.
По сообщению стокгольмской газеты «Афтонтиднинген», в Таммерфорсе (Финляндия) были арестованы 16 человек за саботаж па военных предприятиях.

ОТОВСЮДУ

АГЕНТСТВО Рейтер передает, что вечерам КЗ феврали германские само
лёты совершили небольшой налёт на Южный У&льс. На один город были сброшены бомбы. Уничтожено три неприятел ьс к и х бом ба рди ровшшел.
ПО ОФИЦИАЛЬНЫМ данным, военные расходы американского правительства в январе составили 6.254 миллиона долларов.
В США в штатах Вайоминг и Айдахо недавно обнаружены крупные месторождения ва кадия.
ПАЛАТА общин Канады передала в сенат законопроект о дополнительном ассигновании миллионов долла
ров на во. иные расходы на текущий
бюджетный год. оканчивающийся в марте 1943 года. -Им средства являются
дополнением к 2 млрд, долларов, уже ассигнованных на военные расходы.
БЮРО военной информации США об’явило, что на одной ив верфей ти
хоокеанского побережья США спущен на воду грузовой пароход «Эдвард Ли
вингстон». Ато — тысячный грузовой пароход построенный в США с 7 декабря 1941 года.
КАНАДСКИЙ морской министр Макдональд об’яштл о гибели в Среди* земном море канадского корвета «Дюисбург. Судно затонуло в результате воздушной атаки противника. Погибло /ж членов команды. Корвет участвовал в конвоировании гулов «ЛюисбУрг» — пятый гго счету канадский корвет, потопленный о начала войны.
ЛИЦА, прибывшие в Берн из Италии. сообщают, что н результате на
лёта а в мании союзников IT i Милан в городе повреждена водопроводная система. -что сильно затрудняет борьбу с пожарами.

ПЛЕНУМ АНТИФАШИСТСКОГО КОМИТЕТА

СОВЕТСКИХ ЖЕНЩИН

Г. Загорский.
12 февраля в Москве состоялся пленум антифашистского Комитета советских женщин.
Пленум заслушал и обсудил доклады председателя Комитета, Героя
Советского Союза подполковника тов. В. Гризодубовой об итогах работы и ближайших задачах Коми
тета и ответственного секретаря Комитета тов. Т. Зуевой о плане работы на ближайший период.
Пленум Комитета принял обращение к женщинам свободолюбивых стран мира в связи с между народиым женским днем 8 марта.
(ТАСС).

ТЕЛЕГРАММЫ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ

ИНТЕРЕС В США

К СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ