Бывший вагоновожатый одного из трамвайных парков столицы И. В. Лизунов освоил специальность токаря. Сейчас, работая на специальных заданиях. Лизунов стал стахановцем-двухсотником. На снимке:
токарь И. В. Лизунов за работой. Фото л. СМИРНОВА.

ШОФЕРЫ РЕМОНТИРУЮТ МАШИНЫ

Госавтоинспектор был особенно придирчив. Он внимательно осмат
ривал не только тормозную ..систему автомашины, но и тщательно прове
рял работу двигателя, сцепление, садился за руль, запускал мотор и, выехав со двора, сделал не один круг по окрестным переулкам, что
бы узнать, как ведет себя машина на ходу.
Спидометр показывал 90.000 километров, а машина вела себя так, как будто она совсем недавно вышла из ворот автозавода.
— Кто хозяин этой машины? — спросил инспектор у начальника 1-й колонны тов. Гвоздева.
— Мерцалов и Бурчаков, — отве тпл тот. — А что, разве что-нибудь не в порядке?
— Нет, машина в отличном состоянии.
Лучшие водители Г2-го таксомоторного парка тт. Мерцалов и Бурчаков, последовав примеру новосибирского машиниста Николая Лунина, первые в парке перешли на хо
зяйственный расчет и сами стали производить мелкий и текущий ремонт. Как рачительные хозяева они любовно ухаживают за каждым агрегатом, умело предупреждая всякие поломки.
Задавшись целью продлить срок службы машины, они добились замечательных результатов. При нор
ме пробега в 36.000 километров их машина прошла уже без среднего и капитального ремонта свыше 90.000 километров. За это время тт. Мерцалов и Бурчаков перевезли сотни
тонн различного груза и сэкономили государству 9.589 рублей.
Многие водители машин, подхватив инициативу лунинцев, пошли еще дальше. Они не только произ
водят мелкий и текущий ремонт, но выполняют и более сложные работы. Шоферы Кругликов и Смышля
ев, овладев мастерством слесаря, наднях сами отремонтировали свои ма
шины, сэкономив государству около трех тысяч рублей. Много машин восстановил и отремонтировал для Красной Армии водитель Рыжов.
Не отстают от мужчин и шоферыдевушки. Ася Силкова исправила передний и задний мосты, рессоры; Дора Костяева сменила на своей машине мотор и выполнила другие ремонтные работы, которые раньше производились квалифицированными слесарями.
Благодаря лунинскому движению в ремонтных мастерских парка освободилось немало станков и квалифицированной рабочей силы. Дета
ли, которые раньше парк получал с заводов, сейчас слесаря и токаря са
ми изготовляют на освободившемся оборудовании. Они ремонтируют и восстанавливают отработанные подшипники. втулки и другие запасные части.
Перевезти как можно больше грузов с меньшими затратами для государства, сэкономить больше горю
чего для фронта — за решение
этих задач самоотверженно борется весь коллектив парка.

С. Богатырский. Для фронта и тыла

В АКАДЕМИИ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
В дни великой отечественной войны Академия коммунального хозяйства перестроила свою научную работу.
Ряд интересных работ выполнил за последнее время санитарно-технический сектор академии. Разработаны технические проекты упрощенных бань и прачечных, кото
рые могут быть сооружены во фронтовой обстановке. Это — сооружения разного размера, землянки и срубы. Их пропускная способность — до 80 человек в час.
Закончено проектирование обмывочных пунктов при жилых домах. Их особенность заключается в ис
пользовании горячей воды из системы центрального отопления.
Научные сотрудники академии сконструировали простейший хлоратор для ускоренной очистки озерной или речной воды. Такой хлоратор может быть сооружен мест
ными силами в любом колхозе. С его помощью вода быстро очищается и становится годной для питья.
Сектор энергетики Академии коммунального хозяйства многое сделал в области экономии топлива. Ис
пользовав принцип дутья, научные работники усилили эффективность сжигания топлива в домовых ко тельных. Для этой цели приспособлен вентилятор с небольшим мото
ром. Экономия топлива достигает 60 процентов. Предстоящей зпмой око
ло 400 котельных Москвы будет переведено на новую систему сжигания топлива.
Этот же принцип предполагается использовать для эффективного
МОСКВИЧИ НА ТРУДОВОЙ ВАХТЕ

Будни одного цеха

сжигания отходов топлива. По поручению исполкома Моссовета академия проводит опыты по сжига
нию опилок, коры и т. д. Для этой цели выделена одна из домовых котельных, которая является сейчас как бы лабораторией академии.
Многое сделано академией и в области городского транспорта. На основе опыта бесшпальной укладки трамвайных рельсов в Охотном ряду составлены инструкция и альбом для широкого применения этого способа в Москве и других городах. По этому методу рельсы ук
ладываются на вбитых в землю де
ревянных столбах-пробках. Сейчас в академии разрабатывается способ ускоренного ремонта трамвайных вагонов. Он предусматривает использование во время ремонта водителей трамвая.
Академия коммунального хозяйства закончила также ряд работ по светомаскировке. В частности разработан метод частичного затемне
ния автомобильных фар п стопсигналов.
Быстро разрешая многие возникающие в дни войны вопросы, Академия коммунального хозяйства оказывает большую помощь фронту и тылу.
В ближайшее время академия совместно с Наркомхозом РСФСР на
правит в различные города Совет
ского Союза комплексные бригады для оказания помощи в области санитарной техники, строительства, городского транспорта, светомаскировки.
По радио было передано на фронт письмо всего коллектива цеха:
«Дорогой товарищ Ажар, твоя жена Анастасия Васильевна успешно заменила тебя и очень хорошо справляется с работой>.
Эта необычная радиопередача, адресованная бойцу Красной Армии, доставила много радости новому приемщику готовой продукции Анас
тасии Васильевне Ажар. Товарищи по работе отблагодарили ее за образцовую работу.
Было так. Приемщик Ажар уехал на фронт, а через три дия в цех явилась молодая женщина и заявила, что хочет заменить мужа. Ма
стер долго сомневался. Слишком уж это ответственное дело — быть приемщиком готовой продукции, определять ее качество, браковать, если

Успех

молодого

монтера

Станок неожиданно остановился. Перестал работать мотор. Мастер немедленно сообщил об этом начальнику электроотдела и попросил срочно выслать монтера.
Через несколько минут в цех вошла молодая девушка в синем комбинезоне.
— Какой мотор не работает? — спросила она.
— Вот этот, — указали ей. — Но ведь мы вызывали монтера...
— Я и есть монтер, — улыбаясь, ответила Катя Калинина и тотчас принялась за работу.
Обычно делать такой ремонт приходили в цех известные на фабрике, опытные монтеры или даже сам начальник электроотдела. А тут вдруг молодая девушка...
Работницы с некоторым недоверием стали наблюдать за работой девушки.
— Сумеет или не сумеет?
Этот вопрос волновал и Катю. Внешне сохраняя спокойствие, она впервые принялась за выполнение такой сложной работы. Сейчас для нее было особенно важно оправдать сказанное доверие и выдержать этот своеобразный экзамен. Она бы
стро разобрала мотор, внимательно его осмотрела, установила неисправность и устранила ее.
— Теперь будет работать, — уверенно заявила она.
Включили рубильник, и мотор весело зажужжал. Работницы с вос
хищением смотрели на девушку. Она, тщательно скрывая свое радостное волнение, спокойно собрала инструмент и вышла из цеха.
Вечером начальник электроотдела фабрики «Освобожденный труд» тов. Роланд поздравил монтера Савельева, учителя Кати Калининой.
Своей радостью Катя поделилась с подругой и сменщицей Полиной Руженцевой.
Подруги пришли в электроотдел в первые дни отечественной войны. Они стали на места квалифицированных млнтеров, ушедших в Красную Армию. Вместе изучали девушки новую профессию.
И вот теперь, работая вместе, они самостоятельно производят ремонт электрооборудования. Девушки про
должают учиться. Они стремятся в совершенстве овладеть мастерством монтера.
Гр. Петров.
нужно. Но Анастасия Васильевна настояла на своем. Патриотка с жаром взялась за работу и учебу. Ин
структор Огаршннов и бригадир Михайлов диву давались, как быст
ро она все усваивала. Через корот
кий срок новый приемщик добился первых производственных успехов. Высшей похвалой для Анастасии Васильевны было, когда она однажды услышала:
—• А ведь Ажар работает не хуже своего мужа!
Вскоре после радиопередачи с фронта пришел ответ. Боец Красной Армии тов. Ажар поздравлял с успехом жену и свой коллектив.
Патриоты родины в эти суровые дни войны с коварным врагом несут трудовую вахту, не зная устали.
Когда началась война, молодой фрезеровщик Пантюшин обещал вдвое увеличить свою производи
тельность. Каждый день он работал лучше, чем накануне. Его детали отличались образцовой отделкой. Фрезеровщик Пантюшин оказался хорошим рационализатором. Его новинки ускоряли фрезеровку деталей.
Сейчас этот передовой стахановец выполняет план не меньше чем на 250 процентов. В up о чем, он считает, что это еще далеко не предел, и обещает добиться к моменту ухода в Красную Армию новых успехов.
Федор Пантюшин — призывник. Он особенно тщательно готовится к вступлению в ряды Красной Армии. Молодой фрезеровщик в совершенстве изучил две военных специальности. Он —1 пулеметчик и гранатометчик. Шесть оборонных значков,

ШКОЛА ЛУНИНЦА

ХАПАНЦЕВА
В первом отделении московской Н-ской дороги старший стрелочник тов. Хапанцев одним из первых перешел на лунинские методы работы. Весь мелкий ремонт стрелочного хозяйства он производит сам.
Лунинец Хапанцев уже накопил большой и очень ценный опыт. Сей
час организована школа лунинцев. Хапанцев будет обучать передовым методам труда 20 стрелочников отделения.
Героические защитники города Ленина. На ониодсб: летчик-истреби
тель комсомолец Д. К. Яковенко, успешно выполняющий задания ко
мандования по штурмовке немецких войск на подступах к городу Ленина и уничтожению вражеских само
летов.
Фото А. ОЕКРЕТАРЕВА (ТАСС).
украшающих грудь стахановца, говорят о том, что Красная Армия получит отличного воина.
Стахановка Королева знала, что еще исстари ее трудоемкая опера
ция выполнялась двумя рабочими. Но двух может заменить один человек. В этом Королева была твер
до уверена. Пусть это идет вразрез со всеми старыми традициями. В наши дни люди работают по-иному.
Предложение стахановки было заманчиво, но казалось мало правдоподобным. Все же решили прове
рить. Королева работала отлично и выдержала трудный экзамен.
Теперь уже никто не сомневается в мастерстве Королевой. Заменяя двух человек, она ежедневно вырабатывает две нормы.
Таковы будни одного цеха.

Люди одной

фабрики

Коллектив фабрики «Большевикиз месяца в месяц перевыполняет производственный план.
В цехах ширится движение двухсотников. Многие работницы, повышая производительность, доводят выработку до 300 и выше процен
тов. Работница третьего цеха тов. Алексеева выполняет дневное зада
ние на 290 проц., тов. Лапшина— на 295 проц., тов. Шашина вырабатывает за смену две нормы.
Активно работают изобретатели и рационализаторы. За время войны уже реализовано два предложения изобретателя тов. Какарекина. Од
но из них увеличило производи
тельную мощность машины на 25 проц., другое намного сократило потребность в рабочей силе.
Трудясь самоотверженно и производительно, рабочие и служащие помнят и о военной подготовке, о воспитании и обучении боевых ре
зервов для родной Красной Армии. Добровольно ушли на фронт тт. Панфилов, Костров, Рабин и другие, в истребительные отряды вступили тт. Кулагин, Михайлов, Виш
няков, комсомолки тт. Казакова, Гамазина.
О замечательных делах Нади Гамазиной коллектив фабрики знал еще до войны? Стахановка, активная общественница, комсомолка Надя сдала нормы на все оборонные значки, окончила школу кава
леристов. С первых дней войны молодая патриотка добровольно ушла в ряды Красной Армии дружинницей.
Чувство долга перед любимой страной ежедневно рождает новые подвиги. Работница первого цеха
депутат райсовета коммунистка Александра Черепенникова без отрыва от производства окончила са
нитарные курсы. Она стала донором и уже отдала в помощь раненым бойцам 225 кубиков своей крови. Готовятся стать сандружинницами секретарь комитета комсомола фабрики т. Кашук, работница т. Тимофеева и многие другие.
Переписка с бойцами и командирами действующей армии, посылки на фронт стали массовым явлением.
Все помыслы и стремления коллектива фабрики направлены к одному — большевистскими делами, самоотверженным трудом помочь фронту.

С. Куканов. На фронтах отечественной войны

Один

против танка
Смело и мужественно действовал в бою красноармеец тов. Малютин. Отстаивая родную землю на под
ступах к селению О., он, презирая смерть, вступил в единоборство с танком врага.
Выждав удобный момент, Малютин швырнул в танк бутылку с го
рючим. Машина прекратила движе
ние. И-з нее вышли два танкиста. Меткими выстрелами советского бойца они были убиты.
После этого т. Малютин быстро вскочил на танк, открыл крышку люка, вытащил третьего фашистского вояку и доставил его в штаб.

Прямой

наводкой
Сержант Моисей Гильман — командир орудия. От его меткого огня полегло немало фашистов. Не
давно фашисты начали орудийный обстрел нашей пехоты. Гильман по своей инициативе выкатил пушку и прямой наводкой уничтожил два вражеских орудия.
Вскоре на дороге показалась немецкая бронемашина. Сержант, указав прицел, подал! команду:
— По фашистской машине — огонь!
Последовало несколько метких выстрелов. Фашистский броневик был выведен из строя.

Четверка

смельчаков
Наши летчики действуют по суворовскому правилу — не спраши
вай, сколько врагов, а спрашивай, где они. Бесстрашно вступают они в бой с противником и добиваются победы.
Ha-днях четыре истребителя сопровождали группу наших войск, преследующую противника в районе Б.
Четыре советских сокола — Романов, Городничев, Суханов и Дмитриев — уверенно вели свои ма
шины. Неожиданно на чистом горизонте появился > фашистский са
молет, за ним еще два, затем еще четыре. На высоте 2.000 метров разгорелся бой. Самолеты замелькали в ■ воздухе, послышался сухой
треск выстрелов... Вот уже один «Хейнкель-126», пылая, летит вниз.
Летчик Суханов начал бой со вторым противником — «Мессер
шмиттом-109». Вскоре и «Мессершмитт» разделил участь «Хейнкеля». Городничев и Романов также за это время успели уничтожить два «Мессершмитта». Остальные стервятники поспешили удрать.
Четверка смельчаков благополучно вернулась на свой аэродром.
Мужество

красноармейца

Галина
В боях под населенным пунктом противник несколько раз пытался атаковать наши позиции. Но все фашисты были отбиты огнем наших пулеметов и минометов.
На правом фланге стрелкового взвода действовал с ручным пуле
метом красноармеец т. Галин. На него бросилось целое отделение фа
шистской пехоты. Мужественный боец не растерялся. Огнем своего пулемета, а затем в рукопашной схватке он уничтожил 9 немцев и троих взял в плен.

БАБЫ

Стахановка-двухсотница, комсомолка Н-ского завода г. Москвы Л. Вольнова, работающая на особо слож
ных шлифовальных операциях.
Фото Эм. БРАИЛОВСКОГО. РАЦИОНАЛИЗАТОРЫ
НОВАТОРЫ ТЕХНИКИ
Это были трудные для завода дни. Заводу поручили выпустить новый вид продукции. К тому вре
мени все оборудование уже было загружено. Ждать помощи со сторо
ны? Такой выход был бы самым простым и легким. Но инженеры Н-ского завода Москвы решили пойти другим путем: использовать
внутренние ресурсы и дать родине все, что ей требуется.
И вот три советских специалиста — главный инженер завода С. М. Тихомиров, начальник цеха В. А. Рейхштадт и его заместитель Ю. М Эфрус — взялись за дело. Тихомиров и Эфрус — инженеры советской формации, воспитанники заво
да. Рейхштадт — старый советский специалист. Сейчас, .когда трудности позади, их предложение кажется естественным и совсем не сложным. Но сколько нужно было упор
ства и сообразительности, сколько
настойчивости и энтузиазма, чтобы добиться результатов, которые поз
волили заводу решить трудную и, казалось, неразрешимую задачу!
Они предложили разыскать на территории завода необходимый ма
териал, соорудить нужные приспособления, разработать простейшую технологию и начать производство. Правильная мысль пришла трем инженерам одновременно, когда, стоя в цехе у котлов н машин, они перебирали в уме все возможности для создания простейшего оборудования, чтобы сделать его собст
венными силами, — оборудования, которое дало бы возможность выполнить заказ. Оставалось, не те
ряя времени, осуществить мысль на практике. Сделав необходимый расчет, они призвали на помощь коллектив рабочих, дали соответствую
щие указания, и рабочие провели эти указания в жизнь.
Оборудование было сделано, технология разработана, продукт запу
щен в производство и получены первые результаты. Эти результаты
превзошли самые смелые ожидания директора. Новый метод не только освободил завод от сложной аппа
ратуры, но во много раз увеличил производительность труда и сокра
тил процесс выработки важного продукта. Выпуск продукции в этом цехе увеличился в 3—4 раза.
Завод получил возможность давать много десятков тонн продукции сверх того, что он выпускал прежде. В сентябре он выполнил программу, в октябре сможет увели
чить выпуск еще на 50 проц., в ноябре — еще на столько же.
Предложение трех инженеров явилось ценным вкладом в фонд обороны родины. Оно дает государству экономию не менее двух миллионов рублей в год. Премию, которая причитается им — 35.000 рублей, — авторы внесли в фонд обо
роны. Но это — не единственный вклад, сделанный в этот фонд рационализаторами завода.
Воодушевленные единой мыслью все свои силы и способности от
дать борьбе с гитлеризмом, славные новаторы техники делом помогают родине сокрушать врага.
М. Перов
В местечке Н. местные колхозницы под руководством штаб
ного работника задержали трех немецких диверсантов.
(Из газет). Прибегают к штабу бабы,
Говорят: — Начальник штаба, Высылай скорей отряд.
За селом у нас в овине Сами видели живыми
Трех фашистов! — говорят. Командир суров и .бледен:
— Я людьми сегодня беден.
Все в разведке... как мне быть Одному?.. Вот если, кабы,
Пособили б вы мне, бабы._ Бабы: — Рады пособить!
Ну, тогда, — сказал он, — нате; Выдал бабам по гранате И повел их за собой.
И пошел начальник штаба, Об’ясняя храбрым бабам,
Как ведут гранатный бой.
...За селом — овин душистый, Закопались три фашиста,
Крепко в сене спят... Но вот Рвется первая граната,
И гремит приказ богато:
— 11о врагу... Гранаты— Взвод!
Немцы бледные спросонок (Под огнем не до фасона) Поднимают руки враз.
Подтянули только брюки; Но когда подняли руки,
Поразились: вас ист дас?!
Взвод... гранаты... а на деле? А на деле — поглядели,
Вот так штука, чорт возьми! Впереди начальник штаба, А вокруг овина... бабы И не более — восьми!

Иосиф Уткин. Родным,

любимым

бойцам

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
МАСТЕРА КЛОКОВА
Обычно каждая расточная пластина шлифовалась отдельно. Самые опытные рабочие в течение смены не успевали обрабатывать даже две детали.
Мастер Клоков сконструировал н изготовил очень интересное приспо
собление, позволяющее одновременно производить шлифовку семи рас
точных пластин. Производительность возросла в пять раз.
Свою премию за изобретение тов. Клоков передал в фонд обороны родины.
СБОР ТЕПЛЫХ ВЕЩЕЙ ДЛЯ КРАСНОЙ АРМИИ
Начальник 3-го цеха московского Н-ского завода тов. Амченко поло
жил на стол аккуратно завернутый сверток. В нем оказались шерстя
ное одеяло, теплые носки, чулки и другие вещи.
— Это мой подарок герою-воииу, — сказал он члену заводской ко
миссии. — Только, пожалуйста, не забудьте вложить в посылку вот это письмецо.
В своем письме Амченко пишет; «Дорогой товарищ! Шлю тебе свой скромный подарок. Прими его, мой боевой товарищ, стойкий защитник нашей родины. Я убежден в том, что общими усилиями уничтожим фашистских гадов».
С большой радостью приносят теплые вещи для отправки в Красную Армию трудящиеся столицы.
Ha-днях старший технолог одного из цехов автозавода им. Сталина, общественница тов. Андреева складывала поступившие вещи. Ее внимание привлекла пара новых кожа
ных перчаток с крагами. Внутри они были аккуратно подшиты ме
хом. В одной из перчаток лежали искусно вышитый батистовый носо
вой платок и записочка. Работница писала своему незнакомому другу:
«Дорогой боец! Прими мой маленький подарок, который я посылах) тебе от чистого сердца. Рабо
тая по-стахановски здесь, в тылу, мы все время помним о вас, род
ных братьях, героически борющихся с фашистскими гадами».
Огромной любовью и вниманием окружает советский народ свою род
ную Красную Армию. Каждый день мы являемся свидетелями все новых проявлений трогательной заботы о близких и родпьтх воинах, ге
роически сражающихся на фронтах отечественной войны.
С большим успехом проходит сбор теплых вещей на мясокомбинате им. А. И. Микояна. Уже поступило более 500 подарков. Тов. Ковалев
ский принес доху, тов. Косенков — олений мех, тов. Марьясин — теп
лый полушубок, тов. Холивенко — меховую тужурку и свитр. Много ценных вещей уже подготовил коллектив комбината для посылки бойцам Красной Армии.
Работники московской Н-ской железной дороги — активные участники сбора теплых вещей в пода
рок бойцам. Тт. Фокин и Шмелев принесли шинели. Овчинные полушубки передали тт. Астахов, Ребров, Лямин, Евтеев, Кудрин и дру
гие. Передавая свой подарок — сверток с вещами и 60 рублей — уборщица тов. Анашкина сказала:
— Это нашим дорогим бойцам. Пусть они бьют, беспощадно гро
мят подлого врага — фашистское зверье.
Так говорит каждый советский патриот, горячо любящий свою родную Красную Армию, свой героический народ, свою великую отчизну.
НЕБЬЮЩЕЕСЯ СТЕКЛО ИЗ ОТХОДОВ НЕФТИ
Промкомбинат в г. Фрунзе (Киргизская ОСР) осваивает производство небыощегося стекла на отходов нефти. Уже изготовлены обратны часовых сте
кол, которые получили хорошую оценку специалистов. В ближайшее время ком
бинат приступает к массовому выпуску небьюшегося стекла.
В действующей Красной Армии (Юго-Западное направление). С первого дня отечественной войны отважно сражаются с врагом конники 3-й дважды Краснознаменной имени Г. Котовского кавалерийской дивизии. В стремительной атаке, в разведке, в лихих налетах на вражеские тылы они храбро и умело громят фашистов, продолжая героические традиции славных котовцев. На снимках: слева — пулеметная тачанка выезжает на огневую позицию; в центре — расчет орудия, которым командует младший сержант комсомолец В. Васильев (слева), ведет огонь по противнику, расчет этого орудия неоднократно в самых сложных боевых условиях громил врага, уничтожая прямой наводкой танки, минометы, орудия и его живую силу; справа — отделе
ние сержанта Феденко выдвигается на новый рубеж. в. ИВАНОВА и Н. Колли (taсс).
ЛУНИНЦЫ АВТОПАРКА