МОСКВИЧИ НА ТРУДОВОЙ ВАХТЕ

Ш

ИРОКАЯ конвейерная лента
плавно скользит из одного конца длинного зала в другой Ва конвейере создаются десятки тысяч пар обуви. Слава о нем уже давным-давно вышла за пределы фабрики «Парижская коммуна» и разнеслась по многим городам и селам Советского Союза.
Стахановцы «Парижской коммуны» оберегают свою фабричную марку. Старики, давно работающие в этих корпусах, и молодежь, недавно ставшая у конвейеров, сохраняют давнишнюю традицию, выпуская обувь высокого качества. Сей
час на фабрике набраны новые,
невиданные еще темпы военного времени, которые стерли представления о старых нормах и планах.
Больше обуви! — вот лозунг стахановцев «Парижской коммуны». В борьбе за темпы они заставляют машины работать быстрее прежнего и не задерживают ритмичное движение конвейера.
Много машин стоит вдоль конвейерной ленты. Каждая из них про
изводит небольшую операцию. Она точно рассчитана во времени и требует большого внимания. Малей
шая задержка — и очередная пара обуви пройдет мимо рабочего, работа конвейера нарушится.
Было время, когда мастера, прошивающие подошву, затрачивали слишком много движений. Незаметный на первый взгляд расход времени превращался в расточительст
во. Василий Григорьевич Митин, один из лучших стахановцев фаб
рики, первым обратил внимание на эту недопустимую потерю драгоценных минут. Но то, что заведено го
дами, сразу не изменить. Митин начал эксперименч ировать.
Однажды он снял с конвейера ботинок и, не рассматривая его, как это обычно делалось, не перекладывая в другую руку, поднес к машине. Толстая игла впилась в подошву. Машина простучала, сделала несколько стежков, ботинок снова очутился на конвейере и продолжал путь к следующей операции.
Все это произошло так быстро и оказалось настолько неожиданным, что Митин сам удивился. Потом он сделал то же самое с другой парой обуви. К концу дня новый метод прошивки подошвы был найден и освоен.

Политбеседа в цехе

Это незначительное, казалось бы, обстоятельство произвело на фабрике большое впечатление. На большом конвейере монолитного корпуса «Парижской коммуны» по
няли, что каждое лишнее движение руки уменьшает в течение дня выпуск обуви на несколько пар.
Стахановец Митин, награжденный правительством орденом Ленина, обучил своему искусству многих рабочих.
Рядом стоят две прошивочные машины. На одной работает Василий Григорьевич Митин, на другой —
его ученик и приятель Дуденков. Применяя новый метод работы, они успешно соревнуются. Их соревно
вание вызывает огромный интерес среди всех рабочих большого конвейера.
Дуденков оказался достойным учеником своего учителя-орденоносца. После того, как Митин начал работать по-новому, установленная норма выработки оказалась слиш
ком маленькой, и он потребовал, чтобы ее увеличили. Но стахановский труд Митина все время совершенствуется. В дни, когда вся наша страна стремится развить максимальную пр .шзводительность, чтобы помочь Красной Армии в ее ге
роической борьбе с врагом, Василий Григорьевич легко вырабатывает две
Стахановец-многостаночник станко
завода имени Орджоникидзе Вла
димир Бобров, работая на трех станках, систематически выполняет
по две нормы.
Фото Э. ЕВЗЕРИХИНА.
В ТРАМВАЙНОМ
ДЕПО
Обеденный перерыв. Вокруг агитатора собралась группа рабочих. Слесарь Архипов читает газету.
Сосредоточенны лица слушателей. Внимательно воспринимают они каждую фразу, каждое слово из сообщения Советского Информбюро.
Читка закончена. Парторг или начальник цеха проводит политбеседу. Выступают рабочие, мастера, бригадиры. Кратко обменявшись мнениями, люди расходятся по своим ме
стам Каждый принимается за свое дели и с новой энергией выполняет порученное задание. \
...Всего две недели тов. Голубков руководил цехом планово-предупредительного ремонта Н-ского трамвайного депо В прошлом цех отставал, в августе план не был выпол
нен Когда новый начальник стал перестраивать работу цеха, он вместе с парторгом тов Жильцовым осо
бое внимание уделил воспитанию кадров, усилению массово-политической работы в коллективе
Ежедневно в обеденные перерывы в цехе проводятся читки газет и политбеседы. Каждая беседа тесно увязывается с конкретными задачами цеха, бригады. Агитатор расска
зывает о производственных успехах стахановцев, популяризирует их опыт. В процессе беседы часто рождаются ценные предложения, взыскиваются пути устранения тех или иных недостатков.
— Усиление политико-массовой работы в нашем цехе, — говорил тов. Голубков, — значительно содействовало повышению производитель
ности труда и укреплению трудовой дисциплины. В сентябре план по выпуску вагонов из ремонта нами выполнен полностью.
Многие бригады уже добились значительных производственных успехов.
Бригада слесарей тов. Курбатова, работая в составе пяти человек вме
сто семи выполнила плав по под’- емке моторных вагонов на 137 про
центов. Значительно улучшилась работа коллектива маляров мастера Сусанина, бригады по ремонту при
цепных вагонов бригадира Ксенжук, всех рабочих цеха
Глубокая политико-массовая работа помогла коллективу цеха по-новому организовать свой труд.
кормы. Его сосед Дуденков в своем стремлении не отставать также до
бивается больших производственных
побед. Бывают смены, когда он почти вплотную приближается к своему другу, и тогда весь цех поздравляет его. Ведь догнать Митина совсем не так просто.
Ученики Василия Григорьевича, окончившие под его руководством стахановские курсы, стали затем пропагандистами нового метода про
изводства обуви. Сейчас почти все они отправились на фронты великой отечественной войны и сража
ются с германскими фашистами. Каждого в отдельности тепло прово
жал Митин. Каждому из них он обещал, что поможет тому, кто при
дет им на смену. Замечательный стахановец не нарушил своего обещания. Приходящие на фабрику мо
лодые рабочие пользуются самой широкой помощью Митина.
С радостью делится он своим опытом, знаниями. Когда останавливается у кого-нибудь капризная проши
вочная машина, Митин подходит и сразу определяет причину, он изу
чил свое сложное оборудование до тонкости и знает в нем каждый винтик. Монтер, ремонтирующий машину, советуется с Василием Григорьевичем. Он поступает так, как советует стахановец, и никогда не ошибается.
Недавно Митин закончил обучение молодого рабочего тов. Бабича. Любознательный и способный юно
ша оправдал надежды педагога и быстро перешел к самостоятельной
работе. Теперь на фабрике есть еще один последователь митинского ме
тода. Он заменяет иногда своего учителя и успешно справляется с заданием.
Вчера Василий Григорьевич вместе с другими рабочими «Парижской коммуны» приступил к изучению военного дела. Он мечтает от
правиться на передовые позиции фронта, чтобы принять непосредственное участие в разгроме фашистских полчищ.
— Мое место у конвейера займет надежный человек. Бабич справится, — говорит Митин.
А пока, работая в боевом тылу, Василий Григорьевич вместе со своими товарищами и учениками успевает за двоих, за троих.

М. Макаров.

В шесть раз

больше

Изделия, над которыми работает бригада Алексеева (завод «Серп и молот»), необходимы для обороны родины. В прошлом их вырабатывал один Алексеев. В дни отечест
венной войны на эту работу стала
лучшая стахановка цеха комсорг тов. Шубина В бригаду Алексеева поступили две новые работницы — Михайлова и Шмыкова — и уче
ник Елизаров. Бригада сейчас дает продукции в шесть раз больше, и свою норму бригада выполняет на 300 процентов.
Когда у руководителя спрашивают, в чем секрет успехов, он отвечает:
— Посмотрите на состав бригады. Здесь преимущественно молодежь. Сколько в ней силы, юношеского задора, а главное любви к своей родине и непреклонной воли дать фронту как можно больше продукции

БРИГАДИР

КОТЕЛЬЩИКОВ

Бригадира Макарова и всю его бригаду знают во всех цехах базы механизации треста «Мосвокстрой». Еще до войны эта бригада слыла как самая передовая. И естествен
но, что в дни отечественной войны она стала работать еще лучше, показывая образцы подлинного трудо
вого героизма. Бригадир Макаров сумел в течение трех месяцев обу чить сложной профессии котельщи
ка многих новичков, ставших на работу, чтобы заменить ушедших на фронт. Не было случая, чтобы бригада выполнила менее двух норм в смену.
Рекорды кузнецов ПО ПРИМЕРУ
ЛУЧШИХ
К концу каждой смены учетчики подсчитывали готовые детали. Затем эти детали передавались на обработку в другие цехи. Каждый куз
нец за смену давал 7, а иногда и 8 десятков деталей. Касалось, что больше деталей не может сделать даже самый квалифицированный рабочий.
Но вот несколько дней назад к удивлению не только учетчиков, но и многих квалифицированных мастеров Н-ского завода Москвы кузнец Колесников сдал после окончания смены 320 деталей. Четыре нормы в смену! Рекорд поразил всех.
Скромно рассказывал своим товарищам по работе советский патриот о своем достижении. Долго думал Колесников над специальным приспособлением. чтобы увеличить количество деталей, и, наконец, ему это удалось.
24 сентября в цехе узнали и о другом замечательном стахановце— тов. Клемперте. Он не только повторил рекорд своего соседа по ра
боте, но и опередил его, сдав к концу смены 420 деталей. План был выполнен на 520 процентов.
Весть о замечательных достижениях кузнецов облетела весь коллектив завода. Их примеру после
довали токаря. В эти дни токарь Радельников выполнил сменное задание на 325 проц., а токарь Савенков — на 381 проц.
Успехи передовиков подняли новую волну трудового энтузиазма на заводе. С каждым днем, по примеру лучших, множатся ряды пере
довиков стахановского труда. С большим под емом включается коллектив цеха в предоктябрьское соревнование.

ОТЛИЧНЫЕ РЕЗЕРВЫ

ГОДОВЩИНА
РЕМЕСЛЕННЫХ
УЧИЛИЩ
Исполнилась первая годовщина издания Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР «О госу
дарственных трудовых резервах СССР».
Десятки тысяч учащихся ремесленных училищ столицы многому научились за этот год. Они освоили важные для нашей промышленности профессии и теперь успешно совершенствуют свои знания.
Стоимость всех изделий, созданных в течение года руками подро
стков, оценивается более чем в 15 миллионов рублей. Во многих училищах делают сложпый мери
тельный инструмент, тиски, дрели. Учащиеся 12-го ремесленного училища сооружают настольные токар
ные станки высокого качества, в училище j\s 19 осваивают производство сверлильного станка, в училище № 57 делают настольные станки для промышленности точной механики.
Воспитанпики многих ремеслеи ных училищ уже самостоятельно работают на заводах. Они имеют
квалификацию четвертого и пятого разрядов. Некоторые воспитанники училищ, работающие, например, на автозаводе имени Сталина пли на 1-м Господшипниковом заводе име
ни Л. М. Кагановича, выполняют по две-трн нормы в смену. Рекордных
достижений добивается воспитанник ремесленного училища № 14 юный фрезеровщик Морковкин, вырабаты
вающий на одном из предприятий столицы четыре-пять норм в смену.
Год подготовки трудовых резервов в столице дал положительные
результаты. Юные токаря, слесаря, фрезеровщики успешно заменяют взрослых рабочих.
Сейчас в ремесленных училищах Москвы обучаются учащиеся нового набора.
Множатся ряды стахановцев-двухсотников, самоотверженно работающих на фабриках и заводах столицы. На снимке: двухсотницы-вальцовщицы Краснопресненского завода лаков и красок М. Кабано
ва и А. Сигаева. Фото л. Смирнова.

БЫТЬ В ПЕРВЫХ

РЯДАХ

Развертывается предоктябрьское социалистическое соревнование на Н-ском заводе столицы. Директор завода тов. Вяткин говорит:
— Мы досрочно выполнили в сентябре специальный заказ оборонного значения. Сейчас завод получил новое важное задание, над выполнением которого усиленно работает весь коллектив.
Обращение господшипниковцев встречено на заводе с огромным энтузиазмом. Призыв передового сто
личного завода горячо обсуждается в цехах. Мы примем все меры к тому, чтобы быть в первом ряду лучших предприятий столицы.
К XXIV годовщине Великой Октябрьской социалистической рево
люции завод обязался выполнить годовой план одного нз своих ос
новных цехов, а к 20 декабря — всего завода.
Каждый рабочий, каждый мастер и инженер завода готов отдать все свои силы, чтобы быть достойным участником предоктябрьского социалистического соревнования и вы
полнить все обязательства, которые помогут нашим славным бойцам громить врага на всех фронтах.

ОСВОИМ НОВЫЕ

СТАНКИ

С огромным подъемом встретили обращение в цехах завода «Калибр». Призыв коллектива 1-го Господшипникового завода им Л. М. Кагано
вича вызвал на «Калибре» новую волну социалистическою соревнования.
Директор завода «Калибр» тов. Жильцов сообщил нам следующее:
— Мы берем на себя обязательство закончить к великой годовщине годовой план. Кроме того наш коллектив обязался освоить к 1 декабря два новых сложных станка, которые до сих пор в Советском Союзе не выпускались. Производитель
ность труда должна быть повышена по сравнению с планом на 10 процентов. У нас есть полная уверен
ность, что стахановцы «Калибра», проявляющие в дни великой отечественной войны подлинный трудовой героизм, выполнят свое обязательство и тем самым помогут нашей героической Красной Армии.
Мы обязались также подготовить высококвалифицированные кадры токарей, шлифовщиков, фрезеровщиков и добьемся того, чтобы к 7 но
ября среди вновь пришедших рабочих не было ни одного невыполняющего нормы.
Месячную программу коллектив завода обязался выполнить к 28 октября.

ОДЕССА

Над морем,
У южной сияющей грани, Храня свой суровый, Воинственный вид, Стоишь ты,
Каи крепость,
В осеннем тумане, Одетая в иамии, Бетон и гранит.
Ревет, пропетая.
Снаряд за снарядом.
В распоротых тучах — Огонь батарей.
Ты вся в баррикадах.. Под воющим градом Врагдм не собрать Перебитых костей.
И ревом своим
Орудийному вторя, Родным берегам Отдавая салют,
Свирепые волны Кипящего моря
Для битвы, для мести На лапы встают.
Одесса,
Такой никогда не была ты. Ты дней не теряешь. Не спишь по ночам.
Твои кулаки беспощадные Сжаты.
Ты — город,
Который не взять палачам!
За честь и свободу, Во имя отчизны,
Туда, где бессменно Грохочут бои,
Идут, не жалея
Ни крови, ни жизни, Достойные славы Герои твои.
Нет,
Враг твоей сипы растущей Не сломит.
И хоть над тобою Опасность висит, Но чести своей
Никогда не уронит
Всем сердцем влюбленный В тебя одессит.
Ты встала одной
Нерушимой стеною. Одесса, мы любим
Твой край золотой.. Запитая солнцем.
Над ширью морскою
Ты будешь, как прежде, Сиять красотой!
Борис Весельчак
Первый день всеобщего военного обучения. Рабочие Н-ской фабрики Москвы на строевой подготовке. Занятия проводит помощник начальника подразделения слесарь фабрики тов. Ковалевский.
Фото М. ОЛЕХНОВИЧ.
НА ФРОНТАХ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

БОЛЬШЕ ПРОДУКЦИИ ОТЛИЧНОГО

КАЧЕСТВА

Сегодня в обеденный перерыв во всех цехах московского Н-ского за
вода состоялись митинги. Рабочие, инженеры и техники горячо поддержали инициативу коллектива
Господшипникового завода имени
Л. М. Кагановича, обратившегося с призывом организовать предок
тябрьское социалистическое соревнование.
— Дадим фронту столько продукции, сколько потребуется. Закончим выполнение годовой программы до
срочно к 28 декабря, — заявил коллектив завода.
Выступившие на митингах начальники передовых отделений тт. Воронцов и Ерофеев, стахановцы тт. Смуров, Захаров и другие обязались работать еще производительнее, давать больше продукции отличного качества.
Активно включились в соревнова
ние изобретатели.
ВОЙНЫ

БОЕВЫЕ ЭПИЗОДЫ

Комиссар Максимов

Взвилась ракета. Лес, казавшийся до этого безмолвным, ожил. Загуде
ли моторы. С треском валились деревья Это шли в наступление советские танки.
Возглавлял колонну комиссар части Николай Сергеевич Максимов.
Его танк шел впереди. Комиссар смело вел машину. Он знал хорошо своих людей и был уверен, что танкисты выполнят боевую задачу
Уверенно чувствовали себя и тан
кисты, зная, что в бой их ведет любимый комиссар
Комиссар, находясь впереди, принимал на себя первые удары Танк воезкома давил огневые точки про
тивника, метким огнем орудий и пулеметов уничтожал фашистов
Рядом с комиссаром вел свою машину танкист тов Гулчак. подавший перед боем заявление о вступлении в партию Он, как и комиссар, действовал решительно и смело. Его машина уничтожила три фашистских танка и три противотанковых орудия.
Вот уже пройдена деревня, вдесь сопротивление фашистов сломлено. Комиссар вместе с экипажами трех других машин достиг рубежа, который надо было занять. В это время
противник открыл сильный огонь. Максимов почувствовал, как содрог
нулся, а потом сел на бок его танк.
Теплая струйка крови потекла под рубашкой
Мысль комиссара упорно работала над тем, как закрепиться на этой высоте Созрело решение: выйти из машины и. прикрываясь танком, организовать оборону. Так была организована круговая оборона несколь
ких экипажей Двенадцать часов продолжался неравный бой Бойцы
дрались упорно. Комиссар Максимов показывал образцы мужества и отваги Танкисты во главе с комиссаром одержали победу.

Братья

Павловы

В подразделении тов. Величко славится пулеметный расчет братьев Павловых. Старший брат Борис —
начальник пулемета, младший Лев —помощник.
Мастерство и слаженность этого расчете хорошо испытаны в бою
Его мрткий отонь скосил не один десяток фашистов заставил замол
чать много вражеских пулеметов н минометов
...Подразделение наступало на высоту. Пулеметчики Павловы двигались впереди, меняя огневые позиции Их пулемет прикрывал наступ
ление пехоты Вот Борис заметил хитро замаскированный вражеский пулемет, мешавший продвижению наших стрелков.
— Ленту! — скомандовал он.
Пулемет был заряжен. Братья уничтожили пулеметный расчет немцев.
В бою Борис был ранен. Тогда его место занял Лев Пулемет работал попрежнему безотказно.

Клятва

Подразделение лейтенанта Шевченко наступало. Фашисты вели интенсивный огонь, укрывшись за вы
сокими брустверами окопов, огражденных сетью колючей проволоки.
Впереди полз лейтенант Шевченко. Это вселяло в сердца наступав
ших бойцов веру в успех. Командир подразделения первым преодолел проволочные заграждения. Он вор
вался во вражеский окоп и из
пистолета пристрелил несколько немцев Воодушевленные подвигом
командира, бойцы стремительно бросились на врага, уничтожая его в окопах и траншеях. Укрепления фашистов были заняты красноармейцами
И вдруг вражеская мина разорвалась неподалеку от лейтенанта. Командир был убит. Весть об этом быстро облетела всех.
Тишина Бойцы молча смотрели на бездыханное тело, словно ожидая, что командир еще откроет гла
за, улыбнется и, как всегда, произнесет несколько ободряющих слов.
Молчание прервал один из бойцов. Полный ненависти к врагам, он произнео клятву:
— Я обязуюсь отомстить фашистам за смерть любимого команди
ра. Я буду мстить им за каждую каплю его крови.
— Мы отомстим! — в один голос повторили остальные бойцы.
Прошло несколько дней. Подразделение, которым командовал лей
тенант Шевченко, побывало не в одном бою И там, где оно дралось,
враг не выдерживал яростных атак и откатывался. Бойцы сражаются, как львы, и беспощадно уничтожа
ют фашистов Образ любимого лей
тенанта всегда перед бойцами. Они словно видят его впереди, зовущего к священной мести, к победе.

На рыбачьей

лодке

Во время форсирования нашими войсками реки В были ранены не
сколько наших бойцов, которые первыми переправились на противоположный берег.
Санинструктор Мнгалев подполз к воде, отыскал в осоке рыбачью лод
ку и. толкая ее перед собой, вплавь достиг берега. Подобрав раненых и уложив их в лодку, Мнгалев тем же путем вернулся обратно. В этом бою отважный санинструктор вместе со своими помощниками вы
нес из-под огня ^34 раненых бойца вместе с их оружием. На поле боя не осталось ни одного раненого красноармейца.

Военфельдшер

Вера Винник

К месту горячего боя на полном галопе несся всадник. У кустарника он спешился, привязал лошадь. В хрупкой на вид фигуре кавалеристыбойцы подразделения тов. Степкина сразу узнали своего военфельдшера Веру Александровну Винник.
Перебежками, придерживая санитарную сумку, Виняик спешит на передовые позиции, где ее ждут раненые. Вот она уже в окопе. Пере
вязав двух бойцов, она помогает им подняться н показывает, как безо
паснее пройти к медицинскому пункту.
Оказав помощь тяжело раненому красноармейцу. Вера Александровна берет его винтовку и, поддерживая
бойца, отводит его в тыл. Всегда на передовой линии эта смелая, преданная родине патриотка с исклю
чительной самоотверженностью заботится о раненых.
— Бесстрашная она, хорошая, — говорят про своего военфельдшера бойцы. — И перевяжет под огнем, и слово теплое скажет, и с поля боя вынесет.
Заслуги- Веры Александровны перед родиной достойно отмечены. Она награждена орденом Красной Звезды.

Раненый

не оставил

поля боя

Подразделения вели наступление на врага, окопавшегося за рекой.
Вместе с пехотинпами шли бойцысвязисты, обеспечивая связь подразделений с командным пунктом.
Враг минами часто рвал кабель. Но все же связь не прерывалась,— кабель быстро ремонтировал комсомолец Власенко.
Осколок вражеской мины ранил смелого связиста. И после этого Власенко под сильным огнем противника продолжал ремонт кабеля.

Открытия советских ученых

ЭКСПЕДИЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ В СИБИРИ
В Москву возвратилась экспедиция Института антропологии, выез
жавшая в Сибирь на реку Таз — между Обью и Енисеем — для ант
ропологического исследования типа местных жителей: кетов, сельку
пов; эвенков и ненцев. Экспедиции, работавшей! под руководством до
цента Г. Ф. Дебеца, удалось совершить очень важные научные открытия. „ -- * ““
Древнее — европейского типа — население южной Сибири хорошо известно науке. Ученых давно инте
ресовал вопрос о дальнейшей судьбе этого населения, но всякие сле
ды его, казалось, были безвозвратно утеряны. Московские антропологи нашли их. Среди селькупов они обнаружила остатки древних южно-сибирских европейцев, которые, оче
видно. в позднейший период своей истории были оттеснены к северу, где и расселились вплоть до Полярного круга.
Так же успешно была решена и другая проблема, давно привлекаю
щая внимание ученых, в первую очередь американских. Это вопроо о происхождении аборигенов Америки — индейцев Существует предположение, что индейцы приш
ли в Америку из северо-восточной Азии Работы московской экспеди
ции дают веское подтверждение этой гипотезе. Антропологи установили, что мпогае кеты очень похо
жи на индейцев. Как и у древних обитателей Америки, у кетов—черные жесткие волосы, нос с горбинкой. покатый лоб, отсутствует боро
да и т. д. Очевидно, индейцы были потомками племен, остатками которых на территории Сибири являются кеты.
Работы экспедиции заняли три месяца. Антропологам пришлось вести свои исследования в очень трудных условиях. Достаточно сказать, что они передвигались по ре
ке Таз на «ветке» — долбленой лодке, доставленной к реке на оле
нях. Экспедиция привезла с собой много материалов. Сейчас уже начата нх обработка.

НА ВЫСОТЕ 2.500 МЕТРОВ НАД УРОВНЕМ МОРЯ

В эти дни НА ПАМИРЕ
В дни великой отечественной войны советского народа против фашизма в три раза выше по темпам против про
шлого года идет на Памире уборка
богатого урожая. Десятки колхозов уже полностью выполнили свои обязатель
ства перед государством. Горно-Бадахшанская область в целом закончила выполнение государственного плана по мясу, сену, коконам, по маслу, шерсти, коже.
В текущем году колхозники ряда районов вырастили урожай зерновых,
вдвое превышающий валовой сбор прошлого года. Урожай в 37 центне
ров пшеницы с гектара собран брига
дой тов Найшимбаевой в колхозе им.
Карла Маркса. Более чем по 250 пудов
зерна собирают бригады Азатбекова из колхоза им. Кагановича и Зурбекова из колхоза им. Ворошилова. И это — на высоте более чем 2.500 метров над уровнем моря.
Окотоводы-киргизы веками кочевали по высокогорьям Восточного Памира. Сейчас, в грозные дни великой отече
ственной войны скотоводы вступают в колхозы. Только за один август 553
хозяйства кочевников вступили в сельхозартели Организовано 7 новых колхозов, создано 10 молочно-товарных ферм, насчитывающих 007 голов круп
ного рогатого скота. 10 овцеводческих ферм с 3033 головами скота.
Памирцы радушно встретили предложение передовых коллективов на
шей страны о соадания фонда обороны родины Только одними наличны
ми деньгами патриоты Памира внесли в этот фонд 17*059 рублей. Почти на миллион рублей поступило ценностей. Колхозники отчислили в фонд обороны
18 338 трудодней, сдали более 100 голов окота, много центнеров верна и других продуктов. Многие патриоты ушли добровольдами в Красную Армию.

Предоктябрьское

социалистическое соревнование

Обращение коллектива 1-го Господшипникового завода им. Л. М. Кагановича встречено с громадным под’емом на всех предприятиях столицы. Широко развертывается предоктябрьское социалистическое соревнование. Принимая на себя но
вые производственные обязательства, трудящиеся столицы ставят перед собой задачу оказать еще большую помощь нашей славной Красной Армии, ускорить разгром кровавых фашистских полчищ.