СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ:

На фронтах отечественной войны: И. Анцелович. — Балтийские моряки наступают.
В. Ходаков, 3. Липавский. — Советские автоматчики (1 стр.).
В. Озеров, А. Денисович. — Огненный таран (2 стр.).
Предоктябрьское социалистическое соревнование (1 стр.).
Москвичи на трудовой вахте (2 стр.).
Попытка налета немецких самолетов на Москву (3 стр.).
В. Кирпотин.—«Гангстеры» (3 стр.). Б. Наумов. — Франция в огне (3 стр.).
Рост антифашистских настроений среди немецких рабочих (3 стр.).
Соглашение между США и Бразил лией (3 стр.).
Подробности налета английской авиации на Триполи (3 стр.).
Прибытие новых отрядов американских войск в Исландию (3 стр.).
Фашистский террор в Голландии (3 стр.).
С. Межинский. — Артисты на пе
редовых позициях (4 стр.).
Подписание документов Конференции трех держав тов. В. М. Молотовым, лордом Бивербруком и г-ном Гарриманом.Фото М. КАЛАШНИКОВА («Правда»),

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 2 октября

В течение 2 октября наши войска вели упорные бои с противником на всем фронте.
За 30 сентября уничтожено 20 самолетов противника. Наши потери - 9 самолетов.
В упорном двухдневном бою наша части нанесли серьезный удар противнику на одном из участков Юго-Западного направления фронта. Поле боя усеяно трупами враже
ских солдат, разбитыми танками и орудиями. За два дия противник потерял убитыми до 2700 солдат и офицеров и 500 человек пленными, hainn части захватили 41 орудие разного калибра, 16 противотанко
вых пушек, 17 минометов, 92 путемета, несколько танков и большое количество боеприпасов.
отправлено на Восточный фронт. В день нашего выезда на восток в Алансон прибыло 30 раненых сол
дат, на которых будет возложена гарнизонпая служба».

Утреннее сообщение 3 октября

На одном из участков Западного направления фронта бойцы подраз
деления капитана Кондратенко уничтожили 12 немецких танков. 8 бронемашин и захватили много оружия.
За два дня наши истребители сбили над островом Эзель 10 самолетов противника.
Группа наших самолетов совершила успешный налет на враже
ские мотомехвойска в районе К. на Северо-Западном направлении фронта. В результате налета уничтожено Ю германских орудий, 3 точки зе
нитной артиллерии, 35 автомашин с боеприпасами, крупный конный обоз с военным снаряжением, до роты немецкой пехоты и взвод кавалерии.
Партизаны Черниговской области за вторую ноловину сентября взорвали 11 мостов, уничтожили 19 не
мецких танков, б бронемашин и 69 автомашин с боеприпасами. Отряды партиен -захватили или вывели из строя несколько орудий, много станковых пулеметов, 98 мотоцик
лов, сожгли 12 цистерн с горючим и 2 склада артиллерийских снаря
дов. За это же время партизаны убили и ранили более 450 германских солдат и офицеров.
На заводах пищевой промышленности Дании, работающих на германскую армию, во второй полови
не сентября резко увеличилось количество актов саботажа и диверсий. В результате пожаров на не
мецких складах в Копенгагене и Оденсе уничтожены большие запасы спирта, сахара и мясных кон
сервов. На винокуренном заводе в Ольборге произошел взрыв, вызвавший пожар на складе готовой продукции. На всех предприятиях отмечается резкое падение производительности труда и умышленная порча продукции.
Немецко-фашистская печать Дании не может скрыть многочисленные факты порчи продукции, от
правляемой в Германию. Большая партия сахара, доставленная на
днях в Германию, оказалась подмоченной и смешанной с солью. Толь
ко за пятнадцать дней септября немцы получили несколько железно
дорожных составов с испорченными консервами. Германские власти в связи с этим произвели многочисленные аресты среди рабочих сахарных и консервных заводов. В от
вет Н1&это датские патриоты пустили под откос железнодорожный со
став с сахаром и консервами для германской армии.
В течение ночи на 3 октября наши войска вели бои с противником на всем фронте.
Части полковника Коломийцева на одном из участков Северо-Западного направления фронта нанес
ли серьезный удар двум немецким полкам. Враг потерял убитыми более 1.500 солдат п офицеров и несколько тысяч ранеными. Захваче
ны большие трофеи. Разгромлен штаб полка, захвачены ценные документы германского командования.
На минных заграждениях, установленных саперным батальоном ка
питана Вавринчука, на одном из участков Северо-Западного направления фронта противник потерял 10 танков, 2 автомашины и 40 солдат и офицеров.
Восточном фронте. Главный квартирмейстер германской армии пи
шет в одном из циркуляров: «В условиях, когда немецкая армия за
стала в стране ничтожное количество скота и, учитывая, что необходимо экономить имеющиеся в
крайне ограниченном количестве консервы, части обязаны всеми ме
рами изыскивать продовольствие на месте».
НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

БАЛТИЙСКИЕ МОРЯКИ НАСТУПАЮТ

Группа капитана Шевцова, длительное время оперировавшая в тылу врага на Западном направле
нии фронта, уничтожила свыше
3.000 немецких солдат и офицеров, 32 танка и много автомашин. Толь
ко на дорогах Витебск—Смоленск и Минск—Смоленск группа разгромила 17 немецких транспортов. В рай
оне В. был разбит батальон «СС» и захвачено 13 станковых пулеметов
За последние дни на одном из участков Северо-Западного направления фронта B3j>Ta в плен боль
шая группа немецких солдат и офицеров, недавпо переброшенных
на Восточный фропт из Франции. Лейтенант тяжелого артиллерийского полка Эрнст Лнбер показал: «С лета 1940 года наша батарея тяже
лых орудий стояла в Ле-Трепор, на берегу Ламанша. В первых чис
лах сентября все тяжелые орудия нашей батареи были погружены на платформы. Ночью на место увезен
ных орудий были устанотуены
пушки устаревшего типа пз числа захваченных нами в Бельгии и Голландии/В пути мы встретили много других батарей, которые так
же перебрасывались на русский фронт. Судя по всему, во Франции оставлена, главным образом, зенитная артиллерия, но и то значитель
но оелаблепная. Что же касается полевой п крепостной артиллерии, то ее осталось очень мало».
Солдат 51 пехотного полка Гейнц Кениг сообщил: «Только десять
дней назад с эшелоном солдат я прибыл на Восточный фронт из Валансьена. Еще полтора месяца тому назад у солдат гарнизона отобрали все автоматы н годные винтовки и замепили нх старыми вин
товками. Этими «дубинами», как
выражаются наши солдаты, сейчас вооружены многие немецкие части
во французских городах». Ефрейтор 416 немецкого пехотного полка Бруно Бечер показал: «До середины
августа я и многие мои товарищи служили в Алансонском гарнизоне, на севере Франции. 20 августа более 100 солдат нашей роты было
Передовые колхозы и совхозы страны успешно закладывают проч
ный фундамент урожая будущего года. На колхозных и совхозных по
лях широким фронтом развернулись работы по вспашке зябн. В Усть- Лабннском районе Краснодарского края уже вспахано около 20 тысяч гектаров. Десять колхозов этого района выполнили план зяблевой пахоты и сейчас нашут сверх плана. Колхозники артели имени Фрунзе сверх плана вспахали 50 гектаров, колхозники артели имени Бу
денного — 200 гектаров. Высокие образцы трудовой доблести показы
вают трактористы. Тракторист Ефим
Цымбалов вырабатывает полторы — две нормы в день. Он уже вспахал зяби 170 гектаров вместо 77 гекта
ров, установленных по сезонному заданию. Тракторист Степан Жуковский перевыполнил сезонное задание по зяблевой вспашке на 83 гектара. Трактористы Ишуткпнской машинно-тракторной станции Куйбы
шевской области т.т. Калашин и Вертянкин ежедневно пашут на дизельных тракторах по 15—17 гекта
ров прп норме в 12 гектаров. В Петровской МТС Чкаловской обла
сти значительная площадь зяби вспахана тракторами в ночное вре
мя. Сельхозартель «Колос» Чкаловского района перевыполнила план озимого сева и уже вспахала более 250 гектаров под зябь.
Летчик-истребитель капитан Городничев сбил в воздушных боях 10 немецких самолетов.
В районе озера Ильмень отважно действует партизанский отряд под командованием тов. А. Бойцы отря
да за два месяца боевых операций уничтожили 42 немецкие автомашины, 14 мотоциклов и И велосипеда, взорвали 14 мостов и в 17 местах нарушили полевую телефонную связь противника. В боях с фаши
стами партизаны убили и ранили несколько сот солдат и офицеров. Иа-дпях партизаны совершили сме
лый налет на деревню, в которой расположилась немецкая часть. Несмотря на сильный огонь противни
ка, партизаны прорвались к деревне и подожгли ее с трех сторон. На улицах завязался жаркий бой. Немцы вынуждены были отступить, ос
тавив на поле боя 87 трупов своих солдат и много оружия.
По соседству с отрядом тов. А успешно оорется против гитлеров
ских банд нартгЬанский отряд пол командованием тов. С. Отряд сосостоит главным образом из рабочих. Эа месяц партизаны уничтожили 39 грузовых и 3 легковых ав
томашины противника, перебив при этом 116 немецких солдат и 8 офицеров.
В боях на Северо-Западном направлении фронта наши части за
хватили различные штабные документы немецкой армии. В прика
зах, циркулярах и донесениях говорится о трудностях, которые испытывают германские войска на
Распоряжение командира 30 немецкой пехотной дивизии за № 128 гласит: «Вследствие больших за
труднений с железнодорожнымтранспортом, а также в связи с большими расстояниями и плохими дорогами, невозможно организовать бесперебойное снабжение армии. Ко всем частям должно быть пред явлено требование — использовать со своей стороны вее средства и воз
можности, способствуя тем самым разгрузке транспорта».
Командир 126 немецкой дивизии в своем приказе с циничной откровенностью, на которую способны фа
шистские мародеры, поучает офице
ров: «Первой заповедью каждой воинской части должно быть — жить за счет занятой страны». В приказе 45 командующий 16 немецкой армией воспроизводит сле
дующее распоряжение командования германскими вооруженными силами: «Любыми средствами должна быть захвачена меховая и теплая одежда всех видов».
ЛЕНИНГРАД, 3. (Спецкорр, ТАСС). Отряд балтийских моряков, которым командует тов. Ненашев, отважно сражается под Ленингра
дом. Ha-днях он вместе с Н-ской
красноармейской частью форсировал реку и вступил в жестокий бой с немцами.
Большое хладнокровие и смелость в боях за переправу проявили командир взвода Матвеев и крас
нофлотец Сидоров. Под сильным минометным огнем они вслед за наступающими моряками быстро пере
правили боезапасы. Тов. Матвеев был серьезно ранен, но не ушел со своего пункта, пока не выполнил задания.
Подразделение тов. Роеиа быстро высадилось на южном берегу и стремительной атакой опрокинуло боевое охранение немцев. Моряков поддерживала артиллерия. Подраз
деление шаг за шагом оттеснило
врага от берега. Утром следующего дня нами была захвачена железная
дорога, которая связывала фронт и тыл немцев.
Бой разгорался... Фашисты всеми силами пытались задержать наступление. В полдень над нашими окопами появились 24 немецких само
лета. Они сбросили сотни бомб и обстреляли моряков пулеметным ог
нем. Балтийцы стойко выдержали воздушную атаку врага. После на
лета немцы пустили в ход танки, но и это не помогло. Наша артиллерия метким огнем вывела из строя
Обращение антифашистского митинга молодежи в Москве вызвало новый под ем патриотизма в многомиллионных рядах советской моло
дежи. 170 тысяч молодых патриотов Алтайского края вышли на воскресник в фонд обороны страны Молодежь депо Барнаул отремонтировала в этот день 2 паровоза и иере
заправила буксы у 75 вагонов. Бригада котельщиков тов. Попова выполнила норму на 320 процентов. Около 800 трудодней заработали на воскреснике молодые колхозники и колхозницы Ведовского сельсовета Ребрихинского района. Заработан
ные средства они передали в фонд обороны.
На воскреснике, состоявшемся на железной дороге им. Л. М. Кагано
вича, участвовало 16 тысяч юных железнодорожников. Отремонтировано 6 паровозов, 22 стрелочных по
ста, заготовлено и. отремонтировано 850 снеговых щитов, заготовлено 289 кубометров дров для семей красноармейцев, собрано 1.250 тонн метал
лолома. Слесари вагонного участка
станции Камышлов т.т. Наумов и Шестаков выработали в этот день 330 процентов нормы каждый. Слесарь депо Нижний Тагил тов. Бе
резова выполнила четыре нормы.
Большой воскресник состоялся в Калмыцкой республике. Только в одном Лаганском районе Калмыцкой АССР в воскреснике участвовало более 10 тысяч человек.
больше половины фашистских машин.
Ожесточенная схватка происходила за населенный пункт Н. Немцы, подтянув сюда новые резервы, от
крыли сильный артиллерийский и минометный огонь... Моряки во главе с политруком Уваровым бесстраш
но пошли • в атаку. Немцы вынуждены были отступить. Часть фаши
стов засела за угольной эстакадой и попыталась ее отстоять. Завязался рукопашный бой. Моряки сража
лись — кто штыком, кто прикладом, кто пистолетом. Политрук Ува
ров из своего автомата уничтожил немало фашистов, в том числе одного офицера. Пулеметчик-краснофлотец Тарасов уничтожил 3 авто
матчиков, захватил их оружие и документы.
Бесстрашно дрался с врагом интендант 3 ранга орденоносец Ши
пов. Санитар-краснофлотец Козырев, медицинская сестра Фадина и воен
врач 3 ранга Беккер, пренебрегая смертельной опасностью, выносили с поля боя раненых бойцов, делали им перевязки и отправляли на правый берег реки.
р боях было убито около 200 фашистов, уничтожено много вражеских танков, автомашин, пушек.
...Ожесточенные бои на южном берегу реки продолжаются. Вместе с красноармейцами балтийские моря
ки жестоко громят врага, оттесняя его все дальше от Лепинграда.
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СТОЛИЦЫ

ПРЕДОКТЯБРЬСКОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ

ПРОДУКЦИЯ
СВЕРХ ПЛАНА
И. Анцелович.

Советские автоматчики

ЮГО-ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 3. (Спзцкорры ТАСС). В Н-ской стрелковой дивизии по праву гор
дятся автоматчиками —- старшим сержантом Николаем Тихоновым и
красноармейцем Михаилом Смелов
гкнм. Они не раз отражали атаки врагов и ходили в разведку по тылам фашистов.
Немцы укрепились в селе Н. Наши позиции были расположены в 300 метрах от южной окраины этого села. В первый же день Тихонов и Смеловскнй из своих окопов обнаружили в лагере врага полуразрушенный крестьянский домик и ре
шили пробраться К нему. Ночью автоматчики, захватив с собой побольше патронов, направились к по
зициям немцев. Тихонов выбрал себе местечко на крыше домика у
трубы, а бойцу приказал остаться внизу и стрелять из окон.
Утром автоматчики заметили в саду большую группу немцев. Фашисты, ничего не подозревая, собирались завтракать.
Заговорили наши автоматы. Действовали они безотказно. Первая очередь свалила нескольких немцев.
Поднялась ■ паника. Много труда стоило офицерам остановить бегущих солдат.
Опомнившись, фашисты открыли по домику, где залегли автоматчики,
яростную стрельбу из пулеметов. Смеловскнй, заметив, что огонь ве
дется из блиндажа, дал очередь, и вражеский пулемет замолк.
Несколько раз фашисты бросались в атаку. Тихонов и Смеловскнй подпускали их на близкое расстоя
ние, а затем били без промаха. Один вражеский автоматчик, наме
реваясь сбить Тихонова, залез на крышу соседнего дома, но был сбит сам.. Огонь становился все интенсив
нее. Одна из ^гуль ранила Тихонова
в плечо, другая — разбила оконное стекло, его осколками Смеловскнй был ранен в лицо.
— Надо выбираться, — решили автоматчики и выпрыгнули из окна. По огородам через палисадники автоматчики благополучно вышли из села и укрылись в камышах на болоте.
Был полдень, когда израненные и усталые, но гордые успехом они добрались до своих окопов.
В. Ходаков, З. Липавский.
Вчера вечером на орденоносном Н-ском заводе Москвы состоялось многолюдное собрание профактива, посвященное предоктябрьскому со
циалистическому соревнованию предприятий Москвы.
Коллектив Н-ского завода единодушно решил добиваться новых производственных побед, которыми встретит вся наша страна XXIV годовщину Великой Октябрьской социалистической революции.
Орденоносный завод обязался выполнить программу IV квартала к 25 декабря и до конца года дать на миллион рублей продукции сверх плана. Месячную программу завод решил выполнить 28 октября. При
нято также обязательство досрочно завершить выполнение оборонных заказов октября и IV квартала.
В своих обязательствах коллектив уделил особое внимание подготовке новых кадров. Из вновь принятых рабочих до конца года должно быть подготовлено 20 квалифициро
ванных токарей и слесарей и 10 электромонтеров; 25 работниц должны получить квалификацию на
ладчиков и механиков. Взято также обязательство организовать 12 стахановских школ
В октябре коллектив решил добиться экономии в 250 тысяч руб
лей за счет рационализаторских предложений.
Принято также обязательство снизить на 2 процента себестоимость продукции за счет экономии материалов, топлива, электроэнергии.
В действующей Красной Армии (Западное направление). В атаку на врага.Фото Г. ПЕТРУСОВА (ТАСС)
ОГНЕВАЯ ЗАВЕСА ЗЕНИТОК
ПРОГРАММУ ВЫПОЛНИМ
ДОСРОЧНО
НА ПОДСТУПАХ К МОСКВЕ
Вчера в 9-м часу вечера зоркие наблюдатели постов воздушного наблюдения, оповещения и связи об
наружили соединение фашистских бомбардировщиков, направляющееся к Москве с юго-запада. Тотчас же был открыт заградительный огонь зенитной артиллерии.
Вражеские самолеты мгновенно развернулись и направились к сто
лице в обход. Но и этот манёвр, несмотря на низкую облачность, им не удался. Фашистские самолеты снова были своевременно обнаружены постами службы ВНОС. Путь им преградила огневая завеса.
Два фашистских бомбардировщика попытались все же прорваться
через заградительный огонь, но они были подстрелены и, об’ятые пламенем, упали на землю. Немецкие летчики нашли себе смерть под обломками своих самолетов.
Остальные фашистские летчики развернули самолеты и на полном газу начали уходить обратно. Ни одному из них так и не удалось пробраться к Москве.
На станкозаводе им. Орджоникидзе с большим под’емом встрети
ли обращение 1-го Государственного
подшипникового завода им. Л. М. Кагановича о предоктябрьском соревновании.
Обращение обсуждалось во всех цехах п отделах завода И каждый
коллектив, горячо поддерживая предложение, в свою очередь выдвигал целый ряд конкретных обя
зательств. Основные из них — это досрочно выполнить октябрьскую программу, дать сверх плана про
дукцию, а к 24 декабря выполнить годовую программу.
На 75 человек должно быть в октябре увеличено количество двухсотников завода 100 молодых рабо
чих должпы быть обучепы в ста
хаповских школах. На 5 процентов завод обязался перевыполнить зада
ние по производительности труда и на 10 процентов — по снижению себестоимости продукции.
Передовые стахановцы — рабочие и инженерно-технический персонал— в течение месяца обязались внед
рить в производство рационализаторские предложения, которые дадут не менее 100 тысяч рублей экономии в год.
Весь коллектив завода «Борецвключился в предоктябрьское со
циалистическое соревнование. На заводе идет сбор рационализатор
ских предложений. От цехов и сменных собраний поступили предложения об обучении молодых рабо
чих и о подготовке новых двух- и трехсотников.

октября 1941 г.

ПЯТНИЦА № 234 (5365)
Цена 15 коп.