Пенсионер Ф. Айкснер с начала отечественной войны советского народа с немецким фашизмом вновь вернулся на завод, чтобы отдать свои знания и опыт молодым кадрам рабочих и стахановским трудом помочь Красной Армии разгромить врага. На снимке: Ф. Айкснер за работой на долбежном станке.
Фото Л. СМИРНОВА

МОСКВИЧИ НА ТРУДОВОЙ ВАХТЕ

Большие скорости

Ни на минуту не умолкает здесь ровный шум станков. Утром, днем, ночью — в любой час суток цех живет одинаково напряженной жизнью. Люди работают для фронта, н они несут трудовую вахту, не зная устали.
Мы идем по цеху, где начальником тов. Карпов. Вдоль широкого пролета огромного корпуса—стройные линии станков. Быстры, четки и точны движения обслуживающих их людей. Станки работают на больших скоростях, и стахановцы дорожат каждой минутой.
Большие скорости. Темпы военного времени.
Цех работает на оборону. Этим сказано все. И коллектив, его ру
ководители мобилизовали все — свою неиссякаемую энергию, творческую мысль, непреодолимую волю к победе.
Когда коварный враг вероломно напал на наши советские земли, коллективу цеха сказали: вы дол
жны в несколько раз увеличить выпуск продукции. И каждый, не задумываясь, как воин на фронте, ответил:
— Есть увеличить в несколько раз выпуск продукции!

Боец

за реверсом

паровоза

В одном из вагонных депо столицы на-днях получено было письмо красноармейца т. Карасева, бывшего слесаря-автоматчика депо. В нем он писал о том, как ему пригодилось в военной обстановке даже элементарное знакомство с паровозом.
Во время следования эшелона был убит помощник машиниста и тяжело ранен машинист. За реверс пришлось встать тов. Карасеву. Он с честью оправдал доверие своего командования и привел поезд в срок.
Многие слесаря Н-ского паровозного депо -Москвы давно решили приобрести специальность помощни
ков машинистов. Руководство депо пошло навстречу желанию стаха
новцев. Техническим кабинетом бы
ли организованы специальные курсы.
На-днях первая группа слесарей (12 человек) закончила курсы и готова в нужный момент перейти на паровоз.
Слесарь группы пресс-масленок т. Овсянников, мастер автоматного цеха комсомолец т. Новиков, сле
сарь автоматного цеха комсомолец т. Казанский и бригадир электро
цеха т. Жданов сдали экзамен на «отлично».

НА НОВОЙ

РАБОТЕ

Раньше они собирали сложные мелкие механизмы. Это развило у работниц привычку к особой аккуратности. Точность сделалась для
них законом Поэтому теперь, когда завод стал выпускать другую продукцию и понадобилась точная работа, ее поручили бывшим сборщицам.
Из сборщиц составилась бригада. Ее возглавил один из наиболее способных рабочих — Михаил Никитич Селифанов.
Этот скромный, передовой стахановец всегда работал ровно, успевал делать то. что ему поручалось, и делать наредкость добросовестно.
— Операция не сложная, — сказал ему начальник цеха, — но в то же время не простая. Вам придется подучить девушек.
Выслушав задание, Селифанов решил прежде всего сам овладеть пайкой точных деталей. Через неделю ои уже давал точные указания бригаде. Он не дожидался, по
ка кто-либо из работниц позовет его, а сам терпеливо стоял у рабо
чего места кого-нибудь -из них И методически указывал недочеты
Указания и советы бригадира, воегда конкретные и понятные, легко усваивались. Перестройка брига
ды на новый вид производства не заняла много времени. В конце пер
вого месяца бригада выполнила план на 170 процентов.
Бригада заслужила почетное зва- Иие стахановской.
Началась борьба за решение задачи военного времени.
Производственные площади остались прежними. Нельзя было ожидать и получения нового оборудова
ния. Надо было искать иных путей повышения производительности труда, и способный коллектив во гла
ве с инициативным начальником большевиком Иваном Иосифовичем Карповым действовал.
Начали с простого — перепланировки размещения оборудования. Каждый станок был установлен там, где мог быть использован с наибольшей эффективностью. До мелочей была учтена последовательность производственных процессов. Так был создан своеобразный непрерывный конвейер.
Первый шаг сделан. И сразу рождается вторая мысль: нельзя ли заставить станки работать быстрее?
Находились люди, которые утверждали, что оборудование работает на полной мощности и все возможности, предоставляемые техническими нормами, уже использованы. Но
ваторы цеха, где начальником тов. Карпов, опровергли это утверждение. Одно усовершенствование по
следовало за другим, и скорость многих станков была повышена в два раза.
Творческие поиски на этом не прекратились. Глубокое изучение технологического процесса подска
зало возможность сократить одну из пяти операций. Сократить без ма
лейшего ущерба для качества. Так был найден новый источник роста производительности труда.
Продукция цеха, как и всего этого завода столицы, никакого, хотя бы отдаленного, отношения к ма
шиностроению никогда не имела. Но время военное, и рабочие из брига
ды слесарей-ремонтников тов. Колышко становятся отличными станкостроителями.
Обычно на изготовление одного станка потребовалось бы не мень
ше двух недель. Стахановцы Колышко, Громов, Бусахин и Петров установили новые, небывалые скорости изготовления станков. За четыре дня они сделали четыре станка
Ныне в цехе уже немало станков, изготовленных бригадой Колышко. Они работают отлично, высокопроизводительно. Создавая новые стан
ки, Колышко, Громов, Бусахин и Петров успевают тщательно следить
за всем оборудованием. В цехе не зпают ни одного случал, когда бы станок простоял по вине слесарейстахановцев.
Больше всех отличился слесарь Громов. Неутомимый рационализа
тор изо дня в день совершенствует оборудование цеха. Стахановские
заслуги Громова отметил нарком, его премировала дирекция завода.
По-военному работает коллектив цеха.
По всему заводу ходит слава о замечательной стахановской бригаде тянульщика Кудрявцева. Каждый из шести членов бригады намного перевыполняет план.
Совсем недавно, в первые дни отечественной войны, пришел в цех молодой рабочий Хохлов. Здесь он получил квалификацию пайщика. Сейчас Хохлов руководит од
ной из четырех бригад. Его бригада лучшая в цехе.
Нельзя без увлечения наблюдать за размеренной, энергичной работой резчицы Рябовой. Ее станок рабо
тает на самой большой скорости. Непрерывен поток вырабатываемой ею продукции.
Напряженно работает весь коллектив цеха. Изо дня в день множит он свои стахановские победы. Чувство высокой ответственности, сознание долга перед родиной рождают героев фронта труда.
В дни войны выпуск продукции увеличился больше чем в три раза. Цех работает на больших скоростях.
А. Володин.

ХЛЕБ ДОЗРЕВАЕТ ПОСЛЕ УБОРКИ

ОПЫТЫ УЧЕНЫХ и колхозников
Многие работы Института физиологии растений Академии наук СССР проверяются не только путем лабораторных опытов, но и на по
лях колхозов и совхозов. Сейчас институт завершает большую рабо
ту, связанную о послеуборочным дозреванием зерна.
Научными сотрудниками разработаны методы хранения убранного
хлеба в снопа?, а также хранения обмолоченного зерна. Дозревание происходит в условиях созданного известного режима температуры и влажности. В Подольском и неко
торых других районах Московской области этим летом был широко
проведен опыт, показавший полную возможность дозревания хлеба после уборки.
Широкое применение получил также разработанный в институте метод, который содействует быст
рому дозреванию плодов и овощей. В 120 колхозах и совхозах Московской области было заложено на складах и в сараях 1.500 тонн не
дозревших помидоров и других культур. С помощью этилена помидоры были быстро доведены до состояния полной зрелости.
Сейчас институт работает над созданием необходимых условий для дозревания совершенно зеленых по
мидоров с тем, чтобы они попали к потребителю в зимние месяцы.
В обычных условиях укоренение некоторых -технических культур продолжается один-полтора меся
ца. Институт физиологии растений работает над ускорением этого процесса. В совхозах Московской обла
сти проводятся опыты ускоренного укоренения кок-сагыза, некоторых дубителей, а также цветов — хри
зантем и астр. Опыты доказали, что если черёнки этих растений выдержать некоторое время в слабом растворе одного из органических соединений1, то срок укорене
ния сократится до 7—10 дней — в четыре раза.
Большой интерес представляет работа института по повышению качества синтетического каучука. Для этой цели бриг-ада научных сотрудников тщательно изучила естественный каучук и находящие
ся в нем примеси. В институтской лаборатории проводятся опыты с кок-сагызом.
ПОЗДРАВЛЕНИЕ
БОЕВОЙ ПОДРУГЕ
Молодая работница «Трехгоркикомсомолка Надя Сычева с первых дней отечественной войны — в действующей армии. Самоотверженно работает она в полевом госпитале.
На-днях Наде исполнилось 19 лет. Боевую подругу медсестру Сычеву
поздравили с днем рождения все работники отдела, где она работала до войны. Они послали слазпой патриотке поздравительное письмо и подарок — теплый свитер, шарф, конфеты и печенье.
Фото М. АЛЬПЕРТА (ТАСС)
Прасковья Прянишникова, в прошлом кондуктор, сейчас освоила ‘специальность токаря и выполняет план на 150 процентов. На снимке: мастер цеха Д. Новиков передает свой опыт молодому токарю
П. ПРЯНИШНИКОВОЙ. фото л. СМИРНОВА

Заботливые хозяева

ПОДАРКИ БОЙЦАМ

КРАСНОЙ АРМИИ

ПОДГОТОВКА БОМБО-И ГАЗОУБЕЖИЩ К ЗИМЕ
В столице с каждым днем становится все больше отлично обору
дованных, обставленных п утепленных газоубежищ и бомбоубежищ. Заботливые управдомы и женщиныактивистки, в большинстве домаш
ние хозяйки, прилагают все усилия к тому, чтобы снабдить убежища всем необходимым и как можно лучше содержать их.
Одно из лучших газоубежищ столицы — на Большой Серпуховке.
В г?ем несколько залов и комнат, связанных удобными переходами. Убранством и уютом убежище напоминает хорошо содержимую квартиру. Стены покрашены, на дере
вянном выкрашенном полу — ни согинки. Вдоль стен расставлены удобные стулья, кожаные диваны
Конечно, на диванах могут спать лишь немногие. Для отдыха осталь
ных взрослых отведена половина большого зала. Здесь взрослые спят на матрацах.
Особенно позаботились активистки о комнате для детей. Это — как бы детская одной огромной семьи. В строгом порядке расставлены дет
ские кроватки, лампочки затемнены, на столике, покрытом белоснежной скатертью, — графин с водой. В
В действующей Красной Армии (Западное направление). В перерыве между боями — игра в домино.
Второй справа — Герой Советского Союза майор И. А. Кадученко.
детской существуют свои правила, которые неуклонно соблюдаются. После того, как все дети уложены спать, матери оставляют комнату; с детьми остается одна дежурная.
Отдельная комната отведена для культурных развлечений. Здесь мо
жно почитать газеты или журналы, сыграть партию в шахматы или шашки. Иногда в убежище устраи
вается турнир. Оборудован изолятор для больных с койками и диванами.
В убежище тепло. Трубы центрального отопления проходят через все залы и комнаты убежища — здесь будет тепло и зимой.
Немало потрудились активистки дома тт. Певнева, Абрамова, Чуканова, Михеева и другие, а также управдом т. Фанштейн и его заместитель т. Кузьмина над оборудова
нием своего газоубежища. Женщи
ны-активистки и сейчас усиленно
заботятся о поддержании порядка в помещениях.
В газоубежище на Петровке (управдом тов. Мампчев) мы зашли
как-раз в то время, когда здесь шла уборка. Две активистки — домашняя хозяйка тов. Клосс и домаш
няя работница тов. Баташева — немало тратят времени на поддержание чистоты в убежище, рассчитанном на 300 человек. Для удобства оборудованы деревянные стеллажи, на которых отдыхают жильцы.
В убежище — телефон, радио, детская комната с биллиардом и шахматами, небольшой библиотекой, подобранной тов. Клосс из книг, собранных в доме. И здесь в дет
ской существуют твердые правила. Все дети, в том числе и подрост
ки, должны к 10 часам вечера спать. И как ни юлит иногда ка
кой-нибудь 12—13-летний шахматист, приходится подчиняться.
На санпосту, который расположен у самого входа в убежище, кроме санитарного звена всегда находятся врачи, привлеченные общественностью.
Убежище в доме по Чкаловской улице. Управдому тов. Емельянову и активисткам тт. Мореевой, Лебе
девой, Фильчиковой удалось своими силами устроить здесь деревянный пол, изолятор для больных. На зи
му решено оборудовать печное отопление. На столе, покрытом скатертью. — литература и даже свежие цветы.
В Москве есть еще много таких же хороших бомбоубежищ и газо
убежищ, в которых заботливые управдомы и активисты-общественники создали нужные условия для отдыха
В ПОСЫЛКАХ — ТЕПЛЫЕ ВЕЩИ
«Дорогой боец, мы друг друга не знаем, но мьГсяи и чувства у над одни —как можно скорее уничто
жить фашизм. Прими мой скромныподарок и знай, что мы, оставшие
ся в тылу, всегда с вами, возив вас».
Это письмо, подписанное ученцей 10-го класса Клавой Чувакной, было приложено к небольшой посылке теплых вещей, которую опал патриотка приготовила для отправки на фронт бойцам Красной
Армии.
Посылка была сдана в политот
дел 1-го отделения Московско-Дон
басской железной дороги.
186 пар носков, 72 телогрейки.
35 пар валенок, 45 свитров и гимнастерок и много других теплых вещей собрали железнодорожники отделения в подарок бойцам Красной Армии. Сбор вещей продол
жается.
Бригадир поезда тов. Материкин сдал две пары шерстяных носков, которые связала для бойцов его жена. Внесла свою долю и кладов
щица тов. Владимирова. Она на своей машине сшила 22 пары теплых рубашек и фланелевых шаро
вар.
Общественницы — жены железнодорожников Лихоборского узла — организовали сбор теплых вещей.
В доме >6 94 по Станционному шоссе жильцы собрали несколько пар белья, брюки, шапки, пять полотенец, наволочки и валенки.
В доме № 87 домохозяйки Вязова и Булавкина за несколько дней собрали 18 теплых вещей. Активистки дома № 90 тт. Воробьева и Лобова собрали деньги, купи
ли материал и вату и пошили
шесть телогреек.
Старший стрелочник Московского отделения Октябрьской дороги Даниил Кузьмич Мамаев принес в подарок бойцам 14 пушистых кроличьих шкурок.
— Хорошие из них рукавицы выйдут, красным бойцам будет приятно, — сказал он, передавая сверток.
Работники НКПС за короткий срок собрали 1.122 предмета, в том числе 14 полушубков и шуб, 30 пальто и полупальто на меху и на вате, 12 армейских шинелей, 13 шинелей железнодорожников, 22 пары валенок, 17 телогреек, 10 ват
ных шаровар, 47 одеял. 194 шап
ки, 42 пары варежек и перчаток, 58 теплых рубашек, 76 свитров п т. д.
Замечательный почин проявил коллектив поликлиники имени Х-летня Октября. По инициативе заведующего аптекой тов. Севрюговой открыта пошивочная мастерская, где реставрируются и обновляются некоторые вещи. Врачи, се
стры, санитарки, регистраторы — все, кто умеет шить, предлагают свои услуги. Каждый хочет принять
участие в сборе и посылке теплых вещей бойцам Красной Армии.
НА ФРОНТАХ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

БОЕВЫЕ ЭПИЗОДЫ

В эскадрилье, воспитавшей

капитана Гастелло

Телефонный звонок. К аппарату подошел командир эскадрильи капитан Иванов.
— Есть загрузить шесть, — спокойным голосом повторил он приказание командира полка.
Шесть тяжелых бомбардировщиков готовились к ночному рейсу.
Из-за облаков медленно выплывала луна, показывались звезды. Тишину нарушил гул моторов. Кораб
ли один за другим оторвались от
земли. Ведущим шел командир эскадрильи
Время и приборы показывали, что корабли уже приближаются к цели
На земле отчетливо видны языки огня пушек, разрывы снарядов. Это — линия фронта.
Точно установив расположение немецких войск, советские корабли развернулись на бомбежку. Тонны смертоносного металла упали на голову врага. Земля была в огне.
Показались длинные лучи про
жекторов. Они скользили по плоскостям одного из кораблей, попав
шего под огонь зениток. Экипажу грозила опасность.
Это заметил капитан Иванов. Он пошел на выручку товарища. Зай
дя с противоположной стороны, командир эскадрильи сбросил не
сколько бомб по прожектору. Лучи исчезли. Экипаж товарища вырвал
ся из-под огня противника. Но вскоре в трудном положении оказался корабль Иванова. Он попал под заградительный огонь. Прожек
тора ослепляли его. Трассирующие снаряды рвались у самолета. Прямым попаданием был пробит бен
зобак. Бортмеханик Каменский схватил кусок заранее приготовлен
ного дерева и с силой забил его в отверстие бака.
Иванов пикирует. Гигантская машина послушно идет к земле. Немцы перестали стрелять. Они реши
ли, что самолет подбит. Но, снизившись до 400 метров, капитан выравнял корабль и ушел. Разоб
равшись, немцы открыли бешеный огонь, но было уже поздно. Машина командира — над располо
жением своих войск. Она снова идет ведущей.
Сентябрьское утро. Корабли, прорезая молочную дымку тумана, плавно опустились на аэродром. Первым вышел из кабины Иванов.
Капитан по-хозяйскн осмотрел свою машину, В ней оказалось свыше 20 пробоин. По счету это была двад
цатая ночь, проведенная Ивановым
за время отечественной войны в воздухе.
Но сегодня, как и всегда, капитан скупо докладывал командиру полка:
— Задание выполнено, самолеты вернулись все.
На следующий день эскадрилья
узнала о результатах полета. Командир стрелковой части, наблюдавший за ночной бомбежкой, писал: «Видели работу ваших бомбардировщиков, благодарим героев воздуха».
Командующий фронтом об’явил всему личному составу эскадрильи благодарность.
В палатку командира эскадрильи собрались боевые друзья капитана. .Они горячо поздравляли своего командира с правительственной наградой — получением ордена Красной Звезды.
Капитан сказал:
— Как жаль, друзья, что с нами нет воспитанника нашей эскад
рильи капитана Гастелло. Где бы я ни находился — на земле или в воздухе, — всегда передо мной бессмертный образ этого героя, моего лучшего друга. Мы жестоко отомстим врагу за его смерть.
Вечер. Получен приказ. Новое боевое задание. Корабли снова в воздухе. Эскадрилью ведет герой отече
ственной войны капитан-орденоносец Константин Иванов.

Один

и восемнадцать

Люди шли лесом и настороженно прислушивались.
Вечерело. Их было четверо: красноармейцы Лашнхин, Начвин, Груздев, Бычин.
Внезапно произошла встреча с врагом. Четверо встретили восем
надцать и приняли бой. Это был бой мужественных людей со сворой немецких бандитов. Лашихин не ду
мал о себе. Его занимала судьба товарищей, он мысленно отсчиты
вал каждый выстрел и понимал: кончаются патроны.
Он бил по фашистам из своего автомата: «Только бы с товарищами ничего не случилось».
Но его друзья — Начвин, Груздев, ■ Бычин — получили ранения.
В сердце Лашихина закипает ненависть, он еще крепче сжимает автомат.
— Отползайте! — крикнул Лашихин. — Отползайте, я вас прикрою.
Бычин не мог ползти. Лашихин поднял товарища и под огнем немцев отнес раненого в сторону, уло
жил его и снова вернулся на поле боя. Его волей руководила священная ненависть к фашистам. Лашихин один продолжал битву, сдер
живая натиск, давая возможность раненым отойти с поля боя.
...Его нашли бойцы. Он лежал спокойно, как будто слушал тишину леса. А лес нес службу почет
ного караула у тела героя. Вокруг героя валялись трупы немецких солдат.
Взвод похоронил красноармейца Лашихина. Боевые друзья написа
ли на его могиле простыв слова о мужестве и геройстве.

Вот тебе

и рус!

Все произошло неожиданно. Наступательный порыв настолько ув
лек бойцов, что они незаметно для себя оторвались от своих и оказа
лись в расположении фашистской части.
Плотный, жизнерадостный пулеметчик Гришин подал команду:
— Ложись!
Бойцы залегли. Спокойный голос товарища вселил в них уверенность.
Гришин стал оценивать обстановку. По дороге итти нельзя — обстреливает наша артиллерия. В ложбине — цепь немцев.
— Ну, что же, — Гришин обернулся к своим товарищам, — наши жизни стоят недешево^!
И бойцы дрались. 23 смельчака дрались так, что кольцо фашистов не сомкнулось.
Немцы кричали:
— Рус, сдавайся!
— Сдаваться? Ну, сейчас рус будет сдаваться, — с’язвил Гришин. — Берите, прямо в руки к вам идем! — и он нажал на спусковой крючок.
Гришин поминутно переползал е одного места на другое, и свинцо
вый ливень его пулемета не давал фашистам покоя.
Отстреливаясь, отходили бойцы по указанной Гришиным дороге.
Когда все вернулись к своим, пулеметчик Гришин улыбнулся и удовлетворенно сказал:
— Вот тебе и рус!

Инициатива

Наше подразделение выполняло боевую задачу. Действиям бойцов мешал станковый пулемет противника, который вел огонь с фланга.
Тогда командир взвода тов. Дран
ков вызвался уничтожить врага. Вооружившись гранатами, он скрыл
ся в гуще кустарника, подполз к вражеским пулеметчикам и забросал их гранатами.
Уничтожив фашистов, смелый командир забрал их пулемет и с ним вернулся в подразделение.
Уничтожение станкового пулемета врага обеспечило выполнение боевого приказа.
ЛЕНИНГРАД, в. (Наш корр.). В клинику болезней уха, горла, носа Ленинградской военно-медицинской академии имени Кирова был до
ставлен красноармеец Петров. В бо
ях у города Ленина он получи* тяжелое ранение гортани. Дыхатель
ное горло суживалось. Раненому угрожала смерть.
Дорога была каждая секунда. Требовалось произвести серьезную операцию. Невзирая на поздний час, на усталость после напряженного дня работы, начальник клиники проф. Воячек решил эту ответствен
ную операцию сделать лично. Она прошла блестяще. Жизнь красноармейца была спасена.
Бойцы и командиры, раненные на фронте, получают в клинике проф. Воячек высококвалифици
рованную помощь. Красноармеец Яковлев прибыл с тяжелым ране
нием левой стороны шеи. Осколок мины, разрушив гортань, застрял
неподалеку от трахеи. Раненому, грозила смерть от удушья.
Проф. Воячек сделал искусную операцию. Он извлек осколок, вос
становил дыхание. Сейчас раненый выздоравливает.
Лейтенанта М. доставили в клинику в безнадежном состоянии. Он был тяжело ранен в шею, потеряв много крови. Пульс слабел, лейте
нант уже терял сознание. Сложная операция длилась несколько часов. Профессору Воячек пришлось в необычайно трудных условиях перевязать глубоко расположенные кровеносные сосуды, остановить про
никновение крови в дыхательные пути. Малейшее неосторожное дви
жение могло повлечь за собой смерть. Благодаря высокому мастерству хирурга жизнь лейтенанта была спасена.
— Эта операция — подлинное чудо, — говорят врачи клиники проф. Воячек, видавшие на своем веку не одну замечательную операцию.
Героическая оборона города Ленина. На снимке: наблюдение за воздуш
ным противником.
Фото В. УТКИНА (ТАСС) Операции
профессора
Воячек