Отклики иностранной печати на решения конференции представителей СССР,

Великобритании и США

Настенная литография с картины художников А. М. Лаптева и В. Н. Синарского на тему об отечественных войнах 1812 и 1941 годов, выпускаемая издательством «Искусство» массовым тиражом.
Фото Ю. ГОВОРОВА
На состоявшейся 4 октября прессконференции иностранных корреспондентов Заместитель Начальника
Советского Информационного Бюро тов. С. А. Лозовский заявил следующее:
«Общественность Советского Союза с большим интересом ознакомилась с заявлением господина президента Рузвельта на пресс-конференции относительно свободы отправления религиозного культа в СССР. Господин президент точно указал на ос
новные принципы Конституции СССР в вопросе о свободе отправ
ления религиозного культа советскими гражданами.
В Советском Союзе церковь отделена от государства. Это значит, что государство не дает какого-либо преимущества той или другой религии и не принимает на счет госу
дарства расходы по содержанию церквей, костелов, мечетей, синагог и т. д. Граждане одной религии образуют общину, которая и содержит за счет прихожан свое религиозное учреждение.
В СССР существует свобода отправления религиозного культа. Это значит, что каждый советский граж
данин может исповедывать любую религию. Это вопрос совести и ми
ровоззрения каждого гражданина. В Советском Союзе имеется старая православная церковь, обновленческая православная церковь, старо
обрядческая церковь, армяно-грегорианская церковь, молокане, духоборы, мусульмане (шииты и сунниты), евангелисты, баптисты, адвентисты, евреи, католики, лютера
не, буддисты и т. д. Религия — частное дело советского гражданина, в которое государство не вмеши
вается и не считает нужным такое вмешательство.
Советская Конституция предусматривает не только право исповедывать ту или другую религию, по и право советского гражданина не принадлежать ни к какой церкви и вести антирелигиозную пропаганду. Законодательство Совет
ского Союза не считает возможным заставлять граждан ни исповеды
вать, ни не исповедывать ту или другую религию. Это дело совести каждого советского гражданина.
Конституция СССР исходит при атом из следующего: свобода вероисповедания любой религии предпо
лагает, что религия, церковь и община не будут иенользованы для свержения существующей власти, признанной в стране.
Политика Советского Союза в религиозном вопросе изложена кратко и ясно в статье 124 Конституции СССР. Статья эта гласит: «В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отде
лена от государства и школа от церкви. Свобода отправления рели
гиозных культов и свобода антире
лигиозной пропаганды признается за всеми гражданами».
В ответ на вопросы ряда корреспондентов тов Лозовский раз’яснил условия функционирования и со
держания религиозных учреждений, обратив одновременно внимание на то обстоятельство, что представители всех религий в СССР решитель
но выступают против нацистского бандитизма и варварства.
В ответ на вопрос о влиянии закончившейся конференции трех дер
жав тов. Лозовский отметил, что конференция трех держав в Москве вызвала исключительную растерян
ность в рядах германского блока. На протяжении недель радио и газеты Германии. Италии и других союзных с Германией стран доказывали, что никакой конференции не будет, что Великобритания и Соеди
ненные Штаты не хотят помогать Советскому Союзу и т. д. Когда
конференция открылась, немецкая пропаганда начала распространять
сведения о том, что работы конференции проходят в напряженной об
становке и что из конференции-де ничего не выйдет. «Создание 6-ти комиссий, — писали немецкие газеты, — свидетельствует о неискренности английской и амери
канской делегаций и их желании бесконечно долго тянуть работу кон
ференции». Когда же выяснилось, что конференция закончилась в 3 дня, то немецкие газеты начали писать, что поспешность, с которой была проведена конференция, свидетельствует о том, что дело не до
шло до серьезного обсуждения вопросов и что «вся конференция оказалась блефом». Никогда еще немецкая пропаганда так явно не вы
ходила за грани Элементарной логики и здравого человеческого смыс
ла, как это было до, во время и после конференции трех держав.
НЬЮ-ЙОРК, 6. (ТАСС). Американская печать широко комментирует работу и решения конферен
ции представителей Советского Союза, США и Англии в Москве.
Газета «Нью-Йорк тайме» опубликовала пространную статью своего московского корреспондента Сул
збергера, в которой . говорится: в настоящее время для всех очевид
но, что Красная Армия успешно выдержала первое жестокое испы
тание и вынесла ожесточеннейшие атаки германской армии.
Красная Армия поставила Германию перед лицом еще одной тяжелой зимы. Советский Союз готовится к осуществлению задачи раз
грома Германии, «а его нынешний союзник — Англия и друг — Аме
рика ускоряют эту работу». В статье далее указывается, * что
Англия, США и Советский Союз «вступают в новую эру сердечно
сти, основанной на решимости об’- единиться в борьбе за уничтожение угрозы агрессин».
Газета «Нью-Йорк пост» поместила передовую статью под заголовком «Темпы победы». В статье го
ворится: мы привыкли к ненужным проволочкам со стороны противников Гитлера, а потому кратковре
менная трехдневная конференция в Москве кажется поразительной.
Конференция успешно завершила свою работу и продемонстрировала полное единство взглядов и тесное сотрудничество ее участников.
Газета «Рипабликен» (выходит в Уортербари, штат Коннектикут) в номере от 3 октября писала: завершение работ конференции и опуб
ликование сообщения о том, что ею полностью рассмотрены проблемы снабжения и транспортировки и достигнуто соглашение о предоставлении эффективной помощи Совет
скому Союзу, служат убедительным ответом на лживую германскую про
паганду, пытающуюся сорвать англо-американо-советское единство.
СТОКГОЛЬМ, 6. (ТАСС). Комментируя решения Московской конфе
ренции трех держав, лондонский корреспондент газеты «Свенска дагбладет» пишет, что быстрый и счастливый результат Московской кон
ференции произвел благоприятное впечатление.
Против Германии создался, наконец, настоящий большей союз, ко
торого не было целый год после крушения Франции. Германское на
падение на Советский Союз об единило Англию, США и СССР в со
юз, положивший конец германской тактике бить противников поодиночке.

Письмо аргентинского профессора

НЬЮ-ЙОРК, 6. (ТАСС). Отделение ТАСС получило из Буэнос-Айреса письмо от выдающегося аргентин
ского врача профессора медицинских наук Грегорио Берманн. Он пишет:
«Нацистско-фашистская банда превзошла по своей жестокости, ковар
ству и терроризму все, до сих пор известное.
В моей стране и во всей Америке восхитительная борьба Советского Союза вызвала волну горячей сим
патии и поддержки. Все поняли, что его сопротивление было бы не
возможным, если бы ему не предшествовали прекрасные подвиги, осуществляемые федерацией его
народов с начала революции 1917 г. Вместе со своими союзниками Со
ветский Союз восторжествует над фашизмом».
Призывая в заключение к укреплению всемирного фронта демо
кратии, Берманн заявляет, что обязанностью человечества сейчас яв
ляется «уничтожение фашизма, чер
ная тень которого угрожает своим варварством народам мира

Заявление де Голля

ЛОНДОН, 5. (ТАСС). Как передает агентство Рейтер, председатель национального совета Свободной Франции генерал де Голль выступил 2 октября на приеме предста
вителей английской, имперской и иностранной печати, на котором присутствовали также английский ми
нистр информации Брэкен и министры информации правительств всех союзников Англии.
Де Голль подчеркнул единство всех свободных народов в нынешней войне против германского ми
литаризма и, во-вторых, единство всех французов, находящихся на родине и за рубежом. Общими мыс
лями и стремлениями, сказал он, об’едииены наши соотечественники в Париже, Лионе, Марселе, Лилле, Страсбурге и в Браззавиле, Бейру
те, Дамаске, Лондоне и Нью-Йорке. Сопротивление французов становится все более мощным. Есть основание полагать, что оно окажет ра
стущее влияние на ход войны и что в день окончательного триумфа союзников французская демократия возродится и займет равное место в рядах победителей.
Первоочередная задача французского национального совета заклю
чается в том, чтобы организовать это сопротивление и руководить им. Он
будет направлять усилия народа к освобождению. Он будет работать в этом направлении, будучи уверенным, что дело восстановления целостности Франции, ее независимо
сти и величия есть одновременно дело всех народов, которые подобно ей стремятся к свободе.
РОСТ ПРОИЗВОДСТВА САМОЛЕТОВ В США
НЬЮ-ЙОРК, 5. (ТАСС). Как передает вашингтонский корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс, официально сообщается, что авиационная промышленность США произве
ла в сентябре с. г. 1.914 военных самолетов против прежней рекорд
ной цифры, достигнутой в августе и
составившей 1.854 самолета. Всего за первые 9 месяцев текущего года в США было произведено 12.651 военный самолет.
Берлин встречает... «победителей» на руках.
Рис. В. ГАЛЬПЕРИНА.

БОРЬБА ПОЛЬСКИХ ПАТРИОТОВ С ГЕРМАНСКИМИ ОККУПАНТАМИ

НЬЮ-ЙОРК, 5. (ТАСС). Как передает лондонский корреспондент агентства Оверсис Ньюс, варшав
ская газета «Новы курьер» сообщает о случаях вооруженных столкновений поляков с германской милицией в Домброве, Мрокове и др. местностях. В Брежежно поляки напали на немецких жандармов и ра
нили несколько человек, при чем немцам удалось захватить только одного из нападавших поляков.
Корреспондент сообщает, ссылаясь на данные германской печати, выходящей в Польше, что за 3 меся
ца, окончившиеся 30 сентября, в Польше было казнено 150 поляков, в том числе 12 женщин. Представитель польского правительства в Лон
доне заявил, что в это число не входят многие казни, совершенные
гестапо тайно. Кроме того многие поляки были замучены насмерть в концентрационных лагерях. В одном только концентрационном лагере в Осьвенциме ежедневно умирают от пыток 40 человек.
Как передает лондонский корреспондент агентства Юнайтед Пресс, в
польских кругах заявляют, что во время последних столкновений с партизанами было убито 30 германских солдат.
Как сообщают из Берлина, в Данциге приговорены к продолжительному тюремному заключению 20 по
ляков за распространение листовки с обращением премьера Польской республики генерала Сикорского.
НЬЮ-ЙОРК, 6. (ТАСС). Как передает лондонский корреспондент агентства Оверсис Ньюс, по сообщению польского правительства в Лон
доне, германские власти в Польше отдали приказ о регистрации всех душевнобольных. Опасаются, что немцы готовят массовые убийства
подобно убийствам, произведенным в 1939 г., когда они уничтожили несколько тысяч душевнобольных, заявив, что эти люди являются не
нужным бременем для национальной экономики.
СТРОИТЕЛЬСТВО
ТОРГОВОГО ФЛОТА
В КАНАДЕ
НЬЮ-ЙОРК, 6. (ТАСС). Как передает корреспондент агентства Канадиен Пресс из Монреаля, прези
дент канадской правительственной
компании торгового судоходства Мак Миллан заявил, что в соответствии с принятой программой судострое
ния в течение первого года Канада может построить 75—80 крупных торговых судов и около 20 судов меньшего размера. Единственным препятствием, могущим встретиться при выполнении этой программы, указал Мак Миллан, могут явиться
недостаточные поставки стали из США.
По словам Мак Миллана, в 1941 году в Канаде впервые будет по
строено больше торговых судов, чем в Англии, где в настоящее время строятся главным образом военноморские суда.

Вокзалы столицы готовятся к зиме

Коллектив работников Ярославского вокзала, обслуживающий еже
дневно десятки тысяч пассажиров, энергично готовится к зиме.
На станции уже закончен ремонт блок-постов и всех стрелочных будок. Приведена в порядок котель
ная и опробована вся отопительная система.
Для быстрой очистки крыш в стеклянного купола от снега на вокзале установлены паровые снеготаялки.
На втором этаже заново оборудована большая гостиная, где транзитные пассажиры до отхода поез
да смогут культурно отдохнуть. В нижнем этаже вокзала недавно открыт новый ресторан. Заканчивается ремонт большого зала для вто
рого ресторана, который будет об
служивать бойцов, от’езжающих на фронт.
В ближайшие дни для прохода пассажиров в зал пригородного сообщения откроется большой вести
бюль с Комсомольской площади. Вестибюль заново облицован красным и белым мрамором.
В агитпункте вокзала ежедневно проводятся беседы, устраиваются
киносеансы и концерты.Кавалеристы американской армии в учебном походе.
(«Нейшенэл Джвографик Мэгезин»).

„МАЛЕНЬКАЯ НОРВЕГИЯ“

семьи. Если имена этих юношей станут известны фашистским оккупантам, их родные будут расстреляны.
Глубокой осенью прошлого года они решили бежать из Норвегии и добраться до берегов Англии. Но как? Нечего было и думать о возможности достать моторную лодку: все их сбережения составляли нес
колько десятков крон. С трудом раздобыли они дырявый челнок, отремонтировали его и, купив не
много хлеба и табаку, пустились в путь.
Так началась их «северная Одиссея». Плыли только ночью, проби
раясь по бесчисленным островкам
и шхерам западного побережья Норвегии. Днем прятались в глубине фиордов. Попасться немцам оз
площадки, склады, кухни...
Над этим лагерем, получившим название «Лиллэ Норге» — «Ма
ленькая Норвегия», взвился национальный флаг страны, растоптанной германскими поработителя
ми. Лагерь «Маленькая Норвегия»— это кузница, в которой выковы
ваются воздушные силы свободной Норвегии. Здесь норвежские юноши обучаются летному делу. Отсюда по
летят мстители со своим смертонос. ным грузом, чтобы обрушить его на головы тех, кто разгромил, разграбил и унизил их отчизну.
Со всех концов света стекаются сюда норвежские патриоты: из Сое
диненных Штатов. Южной Америки, Китая. Но большинство обучающих
ся здесь летчиков — молодежь, добоавшаяся сюда из самой Норвегии. Преодолев невероятные трудности и опасности, попали они в Канаду,
движимые глубоким чувством — ненавистью к врагу, растоптавшему их родину, жаждой мести и волей к победе.
Вот два белокурых обветренных парня. Они предпочитают оставать
ся безымянными, так как дома — в Норвегии — у них остались
водную лодку. Дважды кружились над ними нацистские самолеты. Но отважные парни, отправляясь в опасный путь, предусмотрительно нарядились в рыбацкую одежду и запаслись рыболовными снастями.
Искусно разыграв роль рыбаков, они сумели избежать опасности.
Трое суток молодые норвежские патриоты, словно неугасимую лам
паду, поддерживали деятельность «норовистого» мотора и, наконец,
добрались до Шетландских островов.
Четыре норвежца в 32-футовой лодке проделали 4.000 миль по Северному Ледовитому океану — прямо к берегам Канады!
Двое норвежцев, отплыв на корабле в Гренландию, еошли с него в одном т южно-гренландских пор
тов и в весельной лодке плыли вдоль гренландского побережья к северу, пока не добрались до какойто эскимосской деревушки, откуда они с помощью одного канадца по
пали на пароход, отправлявшийся к канадским берегам.
Далеко не всем смельчакам, пустившимся в путь, удалось достиг
нуть «Маленькой Норвегии». Сколько из них погибло — на этот во
прос не ответит никто. Но пробитые пулями тела, приносимые вол
нами Норвежского моря к берегам Великобритании, — безмолвные сви
детели того, что не веем отважным патриотам удалось благополучно закончить свое путешествие.
В Торонто ежедневно прибывают все новые и новые волонтеры, жаждущие вступить в ряды бойцов нор
вежского воздушного флота. Все они горят одним желанием — как можно скорее овладеть летным ис
кусством и громить ненавистного врага. Были случаи, когда целые судовые экипажи просились в волонтеры, но им пришлось отказывать, чтобы не ослабить норвеж
ский торговый флот. Только в том случае, если корабль торпедирован, члены команды могут итти на боевую службу.
Огромную роль в создании «Маленькой Норвегии» сыграл капитан норвежской авиации Уле Рейстад.
В момент, когда налетевшие тысячами нацистские бомбардировщи
ки почти целиком разгромили слабые норвежские воздушные силы, Уле Рейстад быд ц Осло. Вместе с летчиками уцелевших от разгрома 36 «Фоккеров» выпуска 1924 года Рейстаду удалось прорваться на север. Эта эскадрилья «старых корзинок» под командованием отважного капитана творила чудеса.
Но слишком неравными были силы. Последовательно выбили немцы Уле Рейстада с его эскадрильей с двух аэродромов. Тогда далеко, на крайнем севере Норвегии, он построил третий — самый необыкновенный и странный из всех когда-ли
бо существовавших аэродромов. Его летчики обошли ближайшие оленьи пастбища, и пастухи пригнали 3.000 оленей. Согнанные в кучу на озере, олени топтались на глубоком снегу, пока не вытоптали плотную посадочную площадь. Летчики Уле Рейстада набивали динамитом бидо
ны из-под горючего и пользовались ими, как бомбами. Сбрасывая эти самодельные бомбы с небольшой высоты, они уничтожили не один
десяток германских самолетов на земле и даже в воздухе сбили два «Хейнкеля».
После капитуляции норвежских военных сил Рейстад и его товари
щи на еще уцелевших 25 «Фоккерах» улетели в Финляндию. Здесь они расстались. На прощанье ка
питан рекомендовал своим друзьям постараться пробраться в Канаду, где их будут ждать заказанные Норвегией еще до войны американские самолеты. Добираться до Ка
нады каждому пилоту предлагалось своими собственными силами. Двадцать из двадцати пяти выслушавших прощальную речь своего капитана сейчас находятся в «Маленькой Норвегии».
Сам капитан Рейстад совершил свой путь через Сибирь и Японию.
В Японии он поступил матросом на промысловое судно и в конце-концов добрался до Канады. Некоторые из его пилотов долетели из Финлян
дии в Англию на своих «Фоккерах». А двое улетели на нацистском гид
роплане, который они захватили на его стоянке на озере, пока германские летчики распивали на берегу в избе рыбака кофе...
Занятия в канадском лагере начались уже в конце июля 1940 го
да. Недостатка в материальных средствах не было, так как эмигрировавшее в Лондон норвежское правительство увезло с собой нацио
нальную казну. Этот золотой запас
приблизительно в 100 миллионов долларов плюс доходы с фрахтов
норвежского торгового флота дает Норвегии возможность кроме всего прочего строить свои собственные воздушные силы, несравненно лучшие, нежели те, которыми она располагала прежде. А летный состав, обучающийся здесь под руковод
ством американского ветерана летчика-испытателя Алекса Маклеода, по его словам, «даст 100 очков вперед любому фашистскому летчику».
Величайшего напряжения достигает волнение в лагере «Лиллэ Норте», когда новый отряд выпускников отправляется за океан...
В середине лета 1941 года первые две эскадрильи, по 24 самолета в каждой, улетели в Англию. С этих
пор непрерывный поток норвежских летчиков направляется из «Малень
кой Норвегии» в Великобританию, а их места также непрерывно занимаются все новыми и новыми волонтерами
С жадностью ловит норвежский парод вести о лагере «Лиллэ Норге», передаваемые норвежским пра
вительством по радио из Лондона и Бостона. «Маленькая Норвегиястала для норвежцев символом борь
бы за независимость родины, за освобождение ее от кровавых гитлеровских банд.
Лиллэ МУР.
ФАШИСТСКИЙ ТЕРРОР В ОККУПИРОВАННОЙ
ГОЛЛАНДИИ
ЛОНДОН, 6. (ТАСС). Английское министерство информации передает, что на-днях главнокомандующий
германской оккупационной армией в Голландии об’явил, что герман
ский военный суд приговорил к смертной казни руководителей нелегальной антигерманской организации. Три руководителя организации приговорены к смертной казня и один — к пожизненной каторге.
Лица, бежавшие из Голландии, рассказывают, что, несмотря на жестокие преследования и террор, акты саботажа в Голландии все боль
ше учащаются. За каждого убитого германского солдата немцы расстреливают без суда трех голландцев
Большую активность проявляют ан
тифашистские организации, ведущие широкую антигерманскую пропаган
ду. Они распространяют листовки и брошюры. Германские власти обвиняют таких голландцев в коммуни
стической деятельности и выносят им смертные приговоры. Тем не менее эта жестокая мера не в состоянии сломить дух голландских пат риотов.
ПОДГОТОВКА
ЛЕТЧИКОВ В КАНАДЕ
ЛОНДОН, 6. (ТАСС). Корреспондент газеты «Санди экспресс» сообщает из Торонто, что в течение
1942 года из Канады будет послано в Англию свыше 100 тысяч обученных летчиков — в два раза больше, чем выпускается сейчас.
Имперский план подготовки летчиков будет выполнен на 10 мес.
раньше намеченного срока. Обучение летчиков производится сейчас в 1.946 школах и на 109 новых аэродромах Канады. Штат преподавате
лей и инструкторов насчитывает 43 тысячи человек.
ВВЕДЕНИЕ СМЕРТНОЙ
КАЗНИ ДЛЯ НОРВЕЖЦЕВ —
ИЗМЕННИКОВ РОДИНЫ
ЛОНДОН, 6. (ТАСС). Норвежское правительство в Лондоне ввело
смертную казнь за преступления против государства. В официальном заявлении по этому вопросу говорится, что эта мера должна. послу
жить серьезным предупреждением тем, кто продолжает добровольно служить орудием в руках нацистских преступников.
ГРЕЧЕСКИЙ
ТОРГОВЫЙ ФЛОТ
ПОМОГАЕТ СОЮЗНИКАМ
НЬЮ-ЙОРК, 5. (ТАСС). По сообщению газеты «Нью-Йорк тайме», министр торгового флота греческого правительства Стеофаиидис, прибыв
ший в США на борту парохода «Президент Грант» для переговоров с американскими и английскими представителями, заявил, что остав
шиеся в распоряжении греческого правительства пароходы служат Англии и ее союзникам.
Всего греческое правительство сейчас имеет 200 судов водоизме
щением свыше 4 тыс. тонн каждое и общим водоизмещением в 1 млн. тонн, что составляет половину тоннажа довоенного греческого торгово
го флота. Эти суда обслуживают около 6 тыс. греческих моряков.
На этом же пароходе прибыл капитан Леондопулос, который займет пост греческого военно-морского атташе в США.
ВВОД В ЭКСПЛОАТАЦИЮ
КРУПНЕЙШЕЙ
ГИДРОСТАНЦИИ В США
НЬЮ-ЙОРК, 6. (ТАСС). По сообщениям печати из штата Вашингтон, вчера была введена в экспло атацию крупнейшая правитель
ственная гидроэлектростанция Гранд Кули. Сейчас пущен в ход один генератор. Второй генератор будет пущен в ход в декабре, а третий в марте 1942 г. Затем в течение двух лет будут установлены еще 3 генератора.
В будущем году гидростанция будет снабжать электроэнергией почти полностью несколько алюминиевых заводов в оеверо-западной ча
сти штата, которые дадут одну
четверть всего производства алюми-, нйя в США.

ОТОВСЮДУ

ВОЕННО-МОРСКОЕ МИНИСТЕР СТВО Японии официально об явило о гибели японской подводной лодки
«1 «М 61» в результате столкновения с военным кораблем во время ночных маневров.
В СВЯЗИ с раскрытием 23 сентября антиправительственного заговора в Аргентине правительство дооол Ин
тел ьн о сняло с занимаемых постов еще ряд офицеров военно-воздушных сил. Среди уволенных в отставку на
ходятся начальник военно-воздушной базы в Эль Паломар, командующий авиационным полком в в оенно-воз душ
ной школе в Кардобе и командующий первой группой воздушного наблюдения.
ПО СООБЩЕНИЮ корреспондента агентства Юнайтед Пресс из Лимы, там официально об’явлено о заклю
чении соглашения между командовав кием Перу и Эквадора при посредничестве представителей США, Арген
тины и Бразилии. Это соглашение устанавливает нейтральную зону в спорном пограничном районе меяеду Перу и Эквадором.
* МЕКСИКАНСКОЕ правительство дало разрешение на в’езд в Мексику бывшему испанскому президенту Алкала Замора. Мексиканское министер
ство .иностранных дел сейчас ведет переговоры с французским правитель
ством об освобождении Алкала Замора из концлагеря во Французском Марокко.
«К* ЛЕЙТЕНАНТ авглийакой авиации ирландец Финыокен, командующий знаменитой австралийской эскадрильей, 2 октября над Северной Францией уничтожил 21-й неприятельский самолет.
ПО СООБЩЕНИЮ корреспондента агентства Юнайтед Пресс из Боготы (Колумбия), палата депутатов одобрила предложенный Колумбии американским правительством заем на сумму в 12 миллионов долларов, предназначенный на проведение общественных работ и на развитие сельского хозяйства.
ВЫСТАВКА КАРТИН
НА ТЕМУ О ВОЗДУШНЫХ
НАЛЕТАХ НА ЛОНДОН
ЛОНДОН, 6. (ТАСС). Одним из наиболее интересных событий в куль
турной жизни Лондона военного времени является выставка произ
ведений художников — членов команд лондонской противопожарной обороны. Подавляющее боль
шинство выставленных картин проникнуто суровым героизмом и про
стодушным юмором, характерным для жителей рабочих предместий Лондона. До войны многие из участников выставки были профессио
нальными графиками, работавшими в различных отраслях промышленности.
Основная тема выставленных произведений — интенсивные воздуш
ные налеты гитлеровской авиации на Лондон — подсказана художни
кам самой жизнью. Это — взрывы, пылающие здания, рушащиеся сте
ны, под которыми погибают десятки людей. И на ряду с этим спокой
ствие, мужество и самоотвержен
ность рядовых граждан, которые в нужную минуту превратились в ге
роев. Перед глазами художников прошло много таких примеров, чем и об’ясняются жизненность и правдивость запечатленных в их произведениях сцен.
Выставка позволила выявить не. сколько крупных талантов, которые, конечно, требуют дальнейшего развития и шлифовки. Например, сильное впечатление оставляют произведения художника Дессау, до войны не прикасавшегося даже к масляным краскам. Выставленные Дессау автопортрет, этюды и серия картин, изображающих различные стадии одного воздушного налета, отличаются живостью красок и хорошей компановкой.
Товарищеские чувства, спаявшие людей, занятых важной и опасной работой, нашли отражение в произ. ведениях большинства участников
выставки, в том числе Розомэна, Флегра и многих других.
Один из этюдов Флегра под названием «На рассвете» изображает
усталого, измазанного пожарного, сидящего на груде дымящихся развалин. Несмотря на весь ужас ок
ружающей обстановки, на измучен
ном лице пожарного играет упрямая улыбка. Этой улыбкой и неунываю
щим юмором проникнуты рисунки Корема. На одном из таких рисун
ков изображены пожарные, стоящие среди хаоса причудливо изогнутых балок, на одной из которых сохра
нилась дощечка с надписью «Лифт не работает».
Эти произведения непосредственных участников событий, так нео
жиданно нарушивших нормальную жизнь многомиллионного города, оо тавляют у зрителя глубокое япечатч ление.

НА ОЧЕРЕДНОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ

ИНОСТРАННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ

КАНАДА... На берегу голубого озера Онтарио раскинулся возник
ший здесь в июле прошлого года центр военно-воздушных сил Норвегии.
Эмигрировавшее после захвата Норвегии гитлеровскими полчищами в Англию норвежское правительст
во арендовало у канадского города Торонто земельный участок. Застучали топоры, зажужжали пилы, заз
вучала певучая норвежская речь, и на берегу Онтарио выросли ряды серых баракоа ангары, посадочные
начало смерть. после недельного плавания они добрались до Бергена. Отсюда вышли в открытое море и поплыли на запад, руководству
ясь карманным компасом. Через шесть дней добрались до Шетландских островов, совершив подлинное чудо в области навигации.
Тринадцать ночей шлн эти двое отважных на веслах через осеннее Северное море. Грести приходилось почти безостановочно, иначе они бы замерзли. А сейчас, когда их спрашивают, одень лн им было тяжело. они. застенчиво улыбаясь, от
вечают: «Было очень скверно, когда вышли папиросы...».
Вот двое студентов из университета Осло. У них условия были несколько лучше, так как в их рас
поряжении была 20-футовая лодка. Днем они гребли, а ночами шли под парусом. Эти добрались до Шетландских островов в четверо суток.
А вот еще трое, тоже из Осло. Они купили у рыбака 18-футовый бот со старинным одноцилиндро
вым мотором, который, по словам прежнего владельца, был «с норо
вом». Раз запустив его, ему нельзя было давать останавливаться. По дороге в Англию они натолкнулись на вынырнувшую на поверхность под