Фашистские палачи изощряются в кровавых зверствах над ранеными и пленными, над женщинами, детьми, стариками. Их подлость и гнусность ие знают границ. Презренным гитлеровским псам мало кро
ви, — точно шакалы, они в своей бессильной злобе набрасываются и на трупы славных воинов Красной Армии, уродуют и обезображивают убитых. На снимке: труп лейтенанта Н. М. Стрижнева. Мужественный командир в бою был сражен фашистской пулей. Глумясь над трупом, немцы вырвали у убитого руку, прокололи штыком живот и раз
мозжили прикладом ГОЛОВу. Фото Я. Поволоцкого (ТАСС)
Максим РЫЛЬСКИЙ

ОБРАЩЕНИЕ ТАЙНОЙ ЧЕШСКОЙ

РАДИОСТАНЦИИ К ЧЕШСКОМУ НАРОДУ

БЕРН, 7. (ТАСС). Как здесь стало известно, на чешской территории начал действовать тайный радио
передатчик чешских патриотов «За народное освобождение». В связи с кровавыми событиями в Чехии и Моравии по этому передатчику пере
давалось воззвание к чешскому народу, в котором говорится:
Гитлер, озлобленный неудачным ходом войны на Востоке и боясь развертывания саботажа в тылу, учинил кровавую расправу в Чехии, и Моравии с тем, чтобы потопить в крови борьбу чешского народа за свою свободу.
Гестаповский убийца Гейдрих назначен на место Нейрата и начал уже свое палаческое дело. За не
сколько дней проведены страшные акты насилий, об’явлено чрезвы
чайное положение в важнейших промышленных областях, глава пра
вительства протектората Элнаш
схвачен и доставлен в Берлин, где приговорен к казни, несколько бывших чехословацких генералов каз
нены. Казни продолжаются. Террор гестапо все больше разрастается. Молниеносными ударами нацистские убийцы хотят вызвать замеша
тельство среди чехов и победить мужественный, борющийся за свою свободу чешский народ. По гитлеровскому плану Чехословакия должна быть превращена совершенно от
крыто в составную часть Герман
ской империи, а чешский народ должен быть истреблен.
Чехи! В этот критический момент об’единитесь все, как один человек, для защиты от натиска кровавого гитлеровского террора. Помните, что гитлеровские палачи беспощадны к
тем, кто показывает слабость, но что эти трусливые насильники ути
хомирятся, когда натолкнутся на мощные силы. Поэтому мобилизуйте все ваше мужество, чтобы силой народного гнева отрубить руку убийце, который схватит вас за горло. Вы не безоружны против гитлеровских палачей.
Далее в воззвании говорится, что не может иметь места примирение и сотрудничество с убийцами чеш
ского народа. На стороне народа весь свободолюбивый мир, его опора — мощная антигитлеровская коа
лиция великих держав, его союзник — Советский Союз.
Воззвание заканчивается словами: «Чехи! Мы призваны к борьбе за свободу, мы идем по стопам наших славных предков. Долой гитлеров
ских палачей! Вперед, к борьбе за жизнь ндции, за овободную Чехословакию!».
НОВЫЕ КАЗНИ
В ЧЕХОСЛОВАКИИ
НЬЮ-ЙОРК, 7. (ТАСС). По сообщению агентства Юнайтед Пресс, протектор Чехии и Моравии Гейдрих отдал приказ о казни 15 бывших офицеров чехословацкой армии.
БЕРН, 7. (ТАСС). Из Праги сообщают, что «за подготовку актов государственной измены и неле
гальное хранение оружия» военный трибунал в Брно приговорил к расстрелу пять человек. Приговор приведен в исполнение.
СОЛИДАРНОСТЬ С СОВЕТСКИМ
СОЮЗОМ
НЬЮ-ЙОРК, 7. (ТАСС). Как передает агентство Ассошиэйтед Пресс, о’езд профсоюзов штата Калифорния, входящих в Конгресс производст
венных профсоюзов, собравшийся в городе Окленде, принял резолю
цию, в которой заявляет о своей по;усржке внешней политики Руз
вельта, а также любых мер помощи Англии и Советскому Союзу в их борьбе против фашизма. Резолюция призывает к дальнейшему увеличению производства машин и материалов для борьбы против Гитлера.
ДЕЙСТВИЯ
АНГЛИЙСКОЙ
АВИАЦИИ
ЛОНДОН, 7. (ТАСС). Агентство Рейтер передает, что утром б ок
тября английские истребители «Харрикейн», оперировавшие у бельгийского побережья, атаковали
4 германских вооруженных тральщика.
В результате нападения один тральщик затонул, а другой был подожжен. У третьего тральщика из строя были выведены орудия.
Преследование католической церкви в Германии

В

ЕКОВАЯ борьба русского наро
да с нашествиями звероподобных немецких псов-рыцарей, двигавшихся на Восток, чтобы порабо
тить славян и ограбить их земли, нашла яркое отражение в литературных памятниках древней Руси.
Кровопролитные войны нашего народа с крестоносной сволочью тевтонских разбойничьих орд восходят к XII веку и полны величайшего драматизма.
По древним источникам известно, что немецкие угнетатели, действуя
д оружием и обманам, неудержимо стремились в богатые русские края. В 1184 году епископ Мейнард полу
чил разрешение полодкоги князя Владимира поселиться в устье Двины и построить церковь. Это было началом цепи вероломных преступлен ий. По циничному выражении рифмованной немецкой хроники, русские «не подозревали, что
впоследствии должно отсюда рас
пространиться». Дальнейшие собы
тия показали, что действительно из небольшого замка, основанного в устье Двины, немцы понесли на Восток кровавое, тяжкое иго вековых войн.
В выпущенной на-днях Госполитиздатом книге профессора М. Тихомирова «Борьба русского народа с
немецкими интервентами в XII— XV вв.»*> дается последовательная
история этих битв русского народа за свою независимость, за свою государственность.
XIII век вошел в историю как самая тяжелая, героическая эпоха борьбы русскою народа с .немецкими насильниками Псковские и нов
городские летописи дают яркую и правдивую картину этой непрестанней борьбы русского народа с тев
тонской агрессией. По словам проф. М. Тихомирова, «для новгородских и псковских летописей характерно созьанве постоянной немецкой угрозы на западных рубежах. Лето
писцы радуются русским успехам, говорят о н-абегах и походах «пога
ных» немцев, нередко отмечая, что завоеватели убежали «с многим стыдом и срамом». Вместе с тем летописи не теряют и характера об’ективностн. Они не скрывают русских поражений и нередко об’- ясняют их причины.
Высокая правдивость наших летописей особенно бросается в глаза при сопоставлении их с ливонскими хрониками. Генрих Латвийский, автор «Хроники Ливонии», был льстивым одописцем немецких завоевате
ложением Псковской земли, непрерывно подвергавшейся набегам немцев...».
К этой же эпохе относится мало изученный памятник также псков
ского происхождения под названием «Слово о погибели Русскыя земли о смерти великого князя Яросла
ва». Этот литературный памятник, продолжавший традиции «Слова о полку Игореве», написан рукою славного патриота. Начиная повест
вование о делах минувших дней, автор шлет первое слово любви и привет своей родине: «О светло
светлая и украсно украшена земля руськая и многыми красотами удив
лена еси». В этом памятнике ярко отражается идея единства русской земли — идея, жившая в сердцах русских людей даже в период фео дальной раздробленности Руси.
Борьбе русского народа с немецкой агрессией посвящены и два
других литературных памятника ХШ—XIV веков — сказания об Александре Невском и о псковском князе Довмонте.
В сказаниях об Александре рассказывается, как военачальник Бир
гер, «шатаяся безумием», послал своих послов к Александру с тре
бованием покориться иноземному игу... Произошла Невская битва. Победу Александра над Биргером литературный памятник расценивает как победу всей русской земли.
Не менее замечательно и житие Довмонта. Его биограф рисует образ храброго воина, всю жизнь сражавшегося с немцами за честь и достояние своей родины. Псковичи вы
соко ценили Довмонта, считали его выше других князей. и вошло в обычай, что новый князь, садясь на псковский престол, получал в руки «Довмонтов меч» с латинским девизом: «Чести моей никому не отдам».
Герои лревне-русских сказаний Александр Невский и Довмонт сражались за свой народ, вели героические. справедливые войны и отстояли родину от внешних нападений разбойничьих орд. Литератур
ные памятники, увековечившие их подвиги, полны величавого патриотического пафоса
Книжка проф. М. Тихомирова, популяризирующая эти мало извест
ные древние источники, отвечает чрезвычайно возросшему интересу советских людей к истории борьбы своей родины за независимость, против тевтонских полчищ.
В. Славцов.
НЬЮ-ЙОРК, 7. (ТАСС). Как передает корреспондент агентства Юнай
тед Пресс из Вашингтона, сенатордемократ Мид, выступая в Нью-Йорке, заявил, что он получил «конкретные и документальные доказательства тому, что нацисты придер
живаются политики уничтожения
католической церкви в Германии». Мид заявил, что он лишен возможности указать источники этих до
ДИЗЕЛЬ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ
ЛОКОМОТИВ
Огромный товарный состав с тремя тысячами тонн груза мчится со
скоростью до 115 км. в час. Везет поезд локомотив длиной в 193 и вышиной в 20 футов. Это — новый дизель-электрический локомотив, сконструированный американскими инженерами Гамильтоном, Дилвортом и Прескотом. Электровоз снаб
жен 4 дизелями мощностью в 1.350 лошадиных сил каждый, 4 генераторами и 16 электромоторами.
Новый локомотив может покры вать огромные расстояния без ос
тановки. На пути от Больших озер до Сиэтля (около 3.500 км.) товар ные поезда девять раз меняют паро возы, делают 45 остановок для по
полнения запасов топлива и воды, и дизель-электрический локомотив дол жен делать только пять кратковре
менных остановок, чтобы запастись горючим. Новый локомотив легко берет крутые под’емы.
Как сообщает американский жур нал «Кольере», дизель-электрический
локомотив может везти составы из 100 пятидесятитонных вагонов, т. е. 5.ооо тонн груза.
На снимке: дизель-электрический локомотив.
кументов, так как это сугрожало бы жизни смелых людей».
Согласно данным, содержащимся в этих документах, много служите
лей церкви в Германии находятся под «домашним арестом». Мид по
лучил также подробное сообщение об аресте епископа города Мюнстера, который выступил против ру
ководителей нацистской партии, в том числе и против Гитлера, в свя
зи с гонениями против церкви в Германии.
Как, сообщает .Цшингтонский корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс, мюнстерекий епископ в своем письме протестовал против за
хвата католических монастырей и других религиозных организаций, члены которых лишаются собствен
ности и изгоняются властями. В своем выступлении епископ обвинил Гиммлера в «хладнокровном убийстве умалишенных, инвалидов и стариков».
Мид заявил далее, что епископ послал Гитлеру письмо с протестом против зверств Гиммлера, которое немедленно было передано последнему.
Газета «Кансан лехти» сообщает, что жители крупнейшего промышленного центра Финляндии Тампере голодают.
Газета «Суомен сосиалидемокраатти» в последнее время опубликова
ла требования профсоюзов рабочихтекстильщиков, железнодорожников и торговых служащих о повышении заработной платы. В письме профсоюза железнодорожников, адресованном сейму, отмечается чрезвычайно тяжелое положение железнодорожных рабочих Профсоюз указывает, что принятое год назад сей
мом постановление о специальных пособиях многосемейным рабочим не выполнено, и требует от правительства принятия решительных мер к улучшению продовольственного положения в стране и снижению цен.
Газеты аграрной партии сообщают о бедственном положении финляндских крестьян. Крестьяне сабо
тируют решение властей о сдаче всего урожая зерновых и картофеля. Правительство вынуждено отправлять карательные отряды и оружием подавлять недовольство крестьян.
МАССОВЫЕ
ЗАБОЛЕВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ
НЬЮ-ЙОРК, 7. (ТАСС). Как передает корреспондент газеты «Нью- Йорк тайме» из Виши, французские врачи сообщают о массовых заболеваниях во Франции. Некоторые бо
лезни, которые раньше считались незаразными, теперь приняли ха
рактер эпидемий. Особенно свиреп
ствует эпидемия желтухи. Врачи об’ясняют эти массовые заболевания недоеданием, в результате которого резко понижена сопротивляемость организма. Врачи также встревожены почти полным отсутствием мыла.
НЕДОСТАТОК
ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ
В ШВЕЙЦАРИИ
НЬЮ-ЙОРК, 7. (ТАСС). Журнал «Форейн коммерс уикли» сообщает, что правительство Швейцарии потребовало от населения возврата маленьких металлических медалей, выпущенных в августе в честь швейцарского национального праздника. Мотивом для такого требова
ния послужил недостаток цветных металлов.
Как указывает журнал, в августе было выпущено 800 тыс. медалей, общий вес которых равен 12 тоннам.

ГЕРОИ ДРЕВНЕ-РУССКИХ СКАЗАНИЙ

БОРЬБА РУССКИХ С НЕМЦАМИ В XII — XV вв.
лей. Вот с каким звериным упоением смакует он жестокости тевтонских завоевателей:
«...Они обложили подземные пещеры гарионцев. куда те обыкно
венно всегда спасались; зажгли огонь с дымом при входе в пещеры и... удушили всех, и мужчин и
женщин. Вытащив затем из пещер одних задыхающимися, других едва живыми, третьих мертвыми, живых перебили или увели в плен, а все
имущество, деньги, одежду и всю добычу захватили. Было же всего задохнувшихся обоего пола в пещерах до тысячи душ».
Читая о зверствах фашистских палачей, советские люди должны знать, что тевтонские дикари XX века полностью копируют кровавые «подвиги» своих средневековых предков.
В отличие от палаческих строк Генриха Латвийского русские летописцы оставили миру записи, от
личающиеся не кровожадностью,.* а величайшей любовью к родной зем
ле, болью за родной народ в дни скорби и гордостью за его непоколебимую стойкость в борьбе с жестоким и безжалостным врагом.
Историки литературы установили, что «Слово о полку Нгореве» носит черты псковского говора.
«Это, конечно, не случайность, — пишет проф. Тихомиров. — «Слово
о полку Игореве» с его призывами к борьбе за Русскую землю прекрасно гармонировало с общим по

«ПЛОВУЧИЕ АЭРОДРОМЫ

ВЕЛИКОБРИТАНИИ

*) М. Тихомиров. «Борьба русского народа с немецкими интервентами в XII—XV вв». Госполитиадат. 1941.
ОПЫТ этой войны убедительно
показывает, каким грозным оружием является мощный авианосец с хорошо подготовленным экипажем. В крупнейших морских операциях последнего времени, особенно в Средиземноморском бассейне, английские авианосцы сыг
рали весьма важную роль. Почти все итальянские боевые корабли, потопленные или поврежденные в портах, подвергались налетам аэропланов. базировавшихся на авианосцах.
Действия английских авианосцев в Средиземном море показали также, что опасения насчет их уязви
мости сильно преувеличены. Это подтверждается примером авианос
цев «Илластриэс» и «Игл», участво
вавших в этих операциях. Первый был многократно атакован враже
скими самолетами, на него были сброшены десятки тонн бомб, невптппыо из них — весом в 450 ки
лограммов — даже попали в летную палубу. И, несмотря на тяжелые повреждения, корабль самостоятельно, не снижая скорости, пришел на свою базу. «Игл» также отлично выдержал жестокую бомбежку.
Великобритания имеет в настоящее время самый крупный в мире флот авианосцев. Как сообщает лон
донский журнал «Стрэнд», английский военно-морской флот насчи
тывает дес ять крупных кораблей-авиа н о с ц е в,
шесть из которых находятся в строю, а четыре достраиваются.
Общее количество авианосцев англо-американского флота вскоре превысит два десятка в дополнение к двум крупным, водоизмеще
нием по зз.ооо тонн («Лексингтони «Саратога»), и нескольким неболь
шим авианосцам («йорктаун», «Энтерпрайз» и др.). США сейчас также сооружают ускоренными темпа
ми еще несколько кораблей этого типа.

Современный английский авианосец представляет собой сложней
ший военно-технический организм.
О размерах его дают представление следующие приблизительные данные: длина летной палубы — 230 — 290 метров, наибольшая ширина
— 40 метров, водоизмещение — 22—25 тысяч тонн. Их скорость достигает 60 километров в час. На борту могут находиться до восьмидесяти самолетов различных типов.
Кроме ангаров на авианосце Имеются резервуары с горючим, скла
ды запасных частей к самолетам и моторам, ремонтные мастерские, небольшие литейные, хранилища авиабомб, торпедные камеры, снарядные погреба для судовой артиллерии и множество других служб.
Команда состоит из 1.300. а иногда и более человек. Большинство
из них должно иметь две квалификации — морскую и авиационную.
Летчик-истребитель может быть одновременно наводчиком орудия, летнаб—боцманом и т. д.
Самолеты размещаются в ангарах, устроенных в два яруса под лет
ной палубой. Среди них имеются скоростные истребители, вооружен
ные восемью пулеметами, самолетыторпедоносцы, цельнометаллические пикирующие бомбардировщики и машины комбинированного назначения, которые используются как раз
ведчики, легкие бомбардировщики и торпедоносцы.
Выпуск самолетов в воздух требует исключительно четкой работы людей и механизмов. Задолго до намеченного старта с палубы кораб
ля вылетают в разные стороны тричетыре разведчика. В это время в подпалубных ангарах идут послед
иие приготовления машин: под бипланы типа «Альбакор» подвешиваются торпеды весом в одну тонну, закрепляются на бомбодержате
лях и в кассетах бомбы различных
калибров, заправляются пулеметные ленты и диски. Мотористы и техники проверяют все механизмы.
Разведчики, возвратившись, дают командованию характеристику обстановки на пространстве в не
сколько тысяч квадратных миль обследованной ими водной поверх
ности. Тогда с помощью площадоклифтов машины, участвующие в операции, поднимаются на палубу и .приготовляются к старту. Авиа
носец разворачивается навстречу ветру и дает полный ход. При свежем ветре машины взмывают в
воздух через несколько секунд после того, как трогаются с места. Та
кому быстрому взлету способствуют довольно высокая скорость авианосца и встречный ветер. Английские летчики и моряки научились выпускать по три машины в минуту.
Самолеты, поднявшиеся первыми, кружат над кораблем, ожидая взлета других. Когда все машины находятся в воздухе, они строятся: торпедоносцы и бомбардировщики посередине, сверху и с боков пристраиваются эскортирующие истре
бители После этого эскадрилья уходит в боевой рейс.
Как правило, связь с кораблем по радио не поддерживается, так как перехваченные радиосигналы могут выдать расположение авианосца.
Когда соединение подходит к цели — группе вражеских кораблей в море или в порту, — атаку начинают пикирующие бомбардировщи
ки, стремящиеся парализовать зенитную артиллерию врага. Им помогают истребители, расстреливаю
щие из пулеметов орудийные рас
четы. Затем начинают действовать торпедоносцы.
Приближаясь на сравнительно близкое расстояние к намеченному кораблю и летя на небольшой вы
соте, они с горизонтального полета сбрасывают в воду свои «сигары». Винты торпеды начинают работать автоматически, как только она соприкасается .с водой. Направление ее движения поддерживается жироскопическим устройством. -
Естественно, что о корабля противника ведется ожесточенный
в Поте лица
Болгарские газеты «Утро» ж «Вечер» в угоду берлинским хозяевах печатают смехотворные измышления и клевету на Советский Союз. Рис. М. ОТАРОВА
С утра до вечера писаки
Должны без отдыха молоть:

ДОКУМЕНТЫ АНГЛИЙСКОГО

МИНИСТЕРСТВА АВИАЦИИ

ЛОНДОН, 7. (ТАСС). Как передает агентство Рейтер, английское ми
нистерство авиации опубликовало книгу, в которой описываются условия, в каких приходилось дейст
вовать соединениям английской авиации во Франции во время гер
манского наступления в мае—июне 1940 г.
В начале германского наступления на Францию, говорится в этой книге, военный совет принял решение не производить бомбардировки скопле
ний войск противника в Германии до того, как немцы начнут бомбардировку войск союзников, так как
опасались, что в противном случае может пострадать гражданское население. 10 июня командир эскадрильи английских самолетов «Веллингтон», находившихся на аэродро
ме в Салоне, близ Марселя, получил приказ генерального штаба анг
лийских военно-воздушных сил про
извести налет на Милан. Однако командующий Альпийским авиаци
онным округом запретил выполнить этот приказ, заявляя, что это про
тиворечит желанию французского правительства. Все же командир эс
кадрильи продолжал подготовку к налету, и после полуночи, когда самолеты «Веллингтон» готовились к взлету, на аэродром неожиданно прибыло несколько грузовиков французской армии, которые были рас
ставлены таким образом, что взлет оказался невозможным. Большая часть самолетов «Веллингтон» на другой день вернулась в Англию. В тот же день французские власти выразили сожаление по поводу то
го, что они вынуждены были вме* шаться и воспрепятствовать операции. Несколько позже, однако, английские самолеты все же совершили налет на Геную, и это было по
следней операцией, произведенной « французской территории.
В книге английского министерства авиации указывается также, что не было достигнуто полного согла
шения относительно размещения н использования английских бомбардировщиков во Франции. 10 мая, когда германское наступление уже на
чалось, генерал Гамелей продолжал отказываться разрешить бомбардировать с воздуха об екты и движущиеся колонны войск на террито
рии Германии, и только к вечеру этого дня английская авиация бом
бардировала германские колонны, которые двигались через Люксембург. Лишь на следующий день тя
желые и средние бомбардировщики совершили налет на войска про
тивника и его линии коммуникаций. При таких условиях английские бомбардировщики, стремившиеся за
медлить и ослабить продвижение механизированных германских сил, вели бои, во время которых они понесли тяжелые потери — в од
ном бою было сбито 35 самолетов из 67, принимавших в нем участие.
В книге перечисляются новые типы английских самолетов и говорится: «Эти самолеты нанесут сокрушительный удар, который выну
дит врага стать на колени, а потом упасть в пыль на развалинах своих разрушенных городов».

НОСИЛКИ ИЗ ПЛАСТМАССЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЧЕСКИХ МАСС В США
В США создано большое количество новых сортов пластмасс, отли
чающихся высокой прочностью, хо
рошим сопротивлением химическому воздействию и легко поддающихся самой сложной формовке.
Этими материалами можно заменять многие металлические и дере
вянные изделия, в частности в авиационной промышленности. Су
ществует даже проект строительства «цельнопластмассовых» бомбарди
ровщиков, и одна из крупнейших американских авиационных компаний — «Гленн-Мартин Корпорейшен» — организовала с этой целью научно-исследовательскую лабораторию.
Эластичность пластмасс делает их весьма пригодными для производ
ства деталей, рассчитанных на изгиб и вибрацию. На некоторых американских военных кораблях традиционная латунь для палубной арматуры заменена пластмассой, уступающей, правда, латуни в прочности, но все же достаточно креп
кой. Ее преимущества — в эластичности, благодаря которой она способна выдержать самую сильную
вибрацию, вызываемую артиллерийской стрельбой, и в дешевизне.
огонь по самолету и по торпеде, которую пытаются расстрелять, по
ка она несется по воде. Иногда это удается, и поэтому торпеды сбрасываются одновременно с нескольких машин.
Место встречи самолетов с авианосцем после выполнения боевой задачи обычно бывает условлено за
ранее, и при точном штурманском расчете машины «заблудиться» не могут.
Посадка требует большого мастерства, особенно при сильных раскачиваниях корабля. Для понижения
скорости самолета и быстрого тор
можения на палубе натягиваются металлические тросы на амортизаторах. Колеса машины легко переезжают через них, но два металли
ческих крюка зацепляются за трос, который быстро останавливает машину.
Техника посадок на авианосец блестяще освоена английскими летчиками. Однажды была продемон
стрирована посадка 11 машин за 9 минут.
В других странах положение с авианосцами таково: Япония имеет шесть авианосцев, в том числе че
тыре небольших. У Италии нет ни одного авианосца. Во Франции имелся лишь один — «Беарн»; те
перь он находится на причале у острова Мартиника. Германия располагала, по данным журйала «Стрэнд», двумя авианосцами, из которых один — «Цеппелин» — выведен из строя действиями английской авиации.
И. ш.
Многообразное применение нашли пластические массы в медико-санитарном деле. Для американской ар
мии недавно были изготовлены две тысячи санитарных носилок с кар
касом из пластмассы Эти носилки совершенно не боятся раз’едающего действия жидких отравляющих ве
ществ, выдерживают большую нагрузку и не трескаются.
Накладные шины из пластмассы, применяемые при переломах, намно
го легче обыкновенных деревянных шин. Кроме того они прозрачны, благодаря чему врач может наблю
дать за положением повязки под ними; они не представляют также никаких затруднений при просвечи
вании рентгеном и позволяют вести постоянное и точное наблюдение за срастанием кости. В экспериментальной лаборатории концерна Дюпон в Арлингтоне такие шины изготовляются из совершенно прозрач
ного материала, названного «люцит». Хорошая обрабатываемость матери
ала позволяет изготовлять шины самых различных форм и сечений.
Другим вариантом использования
пластмассы при лечении переломов является устройство прозрачных смотровых «люков» в гипсовых по
вязках. С помощью такого «оконцаможно постоянно иметь точную картину ранения, не удаляя гипса.
На состоявшейся недавно выставке пластмасс в Нью-Порке общее внимание привлекла демонстрация способа «реконструкции» человеческого лица, поврежденного осколка
ми снарядов, авиабомб, обломков и т. д. Этот способ, разработанный врачом Мак Кенци, предусматривает в частности использование гиб
ких прозрачных пластинок из пластмассы для наблюдения за срастанием пересаженной кожи с мышцами липа.
Одной американской фирмой выпущены специально для армейских тюлевых госпиталей пластмассовые лампы для хирургических операций и операционные столы с пластмассовой плитой на трубчатой стальной подставке.
Каски из пластмассы на проволочной основе — их назвали в шутку «бомбежными чепчиками» — прекрасно предохраняют от оскол
ков многих лондонцев, дежурящих во время воздушных тревог.
(Соб. инф.).
ПЕРЕЛЕТ
АМЕРИКАНСКОГО
БОМБАРДИРОВЩИКА
НЬЮ-ЙОРК, 7. (ТАСС). Корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс сообщает из Сан Хуана (Порторико), что, по заявлению штаба американской армии, 3 октября американский четырехмоторный бом
бардировщик вылетел из Такорадн (Западная Африка) в Белей (Брази
лия) и совершил перелет в 3.400 миль за 13 час. 45 мин.
На «Утро» приготовить враки, На «Вечер» дичи напороть...

Положение

в Финляндии

СТОКГОЛЬМ, 7. (ТАСС). Финляндская печать вынуждена признать, что продовольственное положение Финляндии ухудшается с каждым днем. С 1 октября введены новые нормы выдачи хлеба — 80—100 граммов в день на человека. Зар
плата намного, ниже нищенской зарплаты мирных лет. Газета «Суомен сосиалидемокраатти» пишет, что прожиточный минимум за три ме
сяца войны поднялся более чем на 50 проц., в то время как зарплата рабочих теперь намного ниже, чем
до войны. Широкие слои народа не имеют возможности покупать самое необходимое. По сообщению газеты, уже длительное время бастуют ра
бочие предприятий общества «Текьо» в городе Ваза. Недавно успешно закончилась забастовка строителей Або.

СЛОВО ГНЕВА

Пал камень вражеский на наше __ поле.
Злодейски брошенный
исподтишка, Но битвы страх неведом нам,
доколе •Большевика закалена рука. Пасть окровавленная нас
коснулась. Звериный рев, как гром,
незагпушим, — Но мы еще ни перед кем не
гнулись,
Стеною став под знаменем одним.
Мы — это наш народ, где воин —
каждый,
Мы — это наш неугасимый гнев, И не понять презренной своре
вражьей
Сердца людей, пылающих в огне. Мы — это мощь и сталинская
сипа,
Мы — заповедь святая Ильича... Пусть та рука, чья меч свой
обнажила И первая удар осуществила,
Сама теперь погибнет от меча.
Перевел с украинского
ПАВ. ГЕРМАН.