МОСКВИЧИ! БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!

БЕСПОЩАДНО РАЗОБЛАЧАЙТЕ ПАНИКЕРОВ, ТРУСОВ,

РАСПРОСТРАНИТЕЛЕЙ СЛУХОВ! КАЖДЫЙ ЖИТЕЛЬ СТОЛИЦЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБРАЗЦОМ ВЫДЕРЖКИ, ДИСЦИПЛИНЫ, СПОКОЙСТВИЯ!

МОСКВИЧИ

Московское небо, как линия фронта, Пылает в грозе боевой.
Стервятники тучей ползут с
горизонта, Пытаясь кружить над Москвой.
К родному Арбату, на Пресню, к
• Садовой Фашисты крадутся в ночи,
Но встретить- пиратов бесстрашно
готовы С оружьем в руках москвичи.
Зенитчики гонят фашистские стаи, Летят ястребки с высоты,
Москва, как боец, в этот час выра
стает,
Спешат москвичи на посты.
Гремят над землей небывалые грозы, И молнии мечут лучи,
Но в эти часы по путям паровозы Бесстрашно ведут москвичи.
Готова Москва встать бойцом у орудий,
Поднять, как Пожарский, мечи.
Готовы столицу отстаивать грудью На фронте любом москвичи.
Напрасно пугаешь ты, Гитлер кро
вавый, Трусливых в Москве не ищи’
Как в годы былые, под знаменем
славы
Стоят иа посту москвичи.
Хранят москвичи крепче собствен
ной жизни Свой город, добытый в бою,
Храбрейших сынов отметит отчизна, Как славу и гордость свою.
Родная столица, наш город чудес
ный,
Товарищ военных ночей,
В веках прозвучат благодарные
песни О храбрых сердцах москвичей.
Виктор ВИННИКОВ.

МАГАЗИНЫ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ ЧЕТКО

И БЕСПЕРЕБОЙНО

На смену мужчинам, ушедшим на фронт, к станку встают тысячи советских патриоток. В короткий срок овладевая сложными механизмами, они показывают образцы подлинного стахановского труда. На снимке: стахановец цеха технических бумаг одной из московских фаб рик В. Звездин обучает двух молодых учениц — бывшую мастерицу искусственных цветов А. Корнееву и ученицу средней школы В. Лыч
кину профессии пропитчиц цеха технических бумаг.
Ни шагу дальше! Пусть трус и малодушный, для кого своя жизнь дороже родины, дороже сердца ро
дины — нашей Москвы, — гибнет без славы, ему нет и не будет места на нашей земле.
Встанем стеной против смертельного врага. Ои голоден и жаден. Се
годня он решился напасть на нас и пошел на нас... Это не война, как бывало, когда война завершалась мирным договором, торжеством для одних и стыдом для других. Это завоевание такое же, как на заре истории, когда германские орды под предводительством царя гуннов Аттилы двигались на запад — в Европу для захвата земель и истребления всего живого на них.
В этой войне мирного завершения не будет. Россия и Германия бьются на смерть, и весь мир внимает ги
гантской битве, не прекращающейся уже более 100 дней.
Враг нас теснит. Над Москвой нависла угроза. Враг собрал оружие
со всей покоренной Европы. У него пока еще больше танков. В эту битву он бросил все, что мог, и боль
шего усилия, чем в эти дни ок
тября, оп повторить уже не сможет. Его тыл, как дупло гнилого дерева. Остановленный в эти дни, он имен
но сейчас, захлебнувшийся в своем наступлении, перейдет к обороне и изнеможет...
Наша задача в том, чтобы остановить гитлеровские армии перед Москвой. Тогда великая битва будет выиграна нами. Силы наши растут. День и ночь наши танки во все увеличивающемся количестве готовятся на машиностроительных заво
дах Союза. Заводы Днепропетровска, Днепродзержинска, Запорожья, Брян
ска, Киева эвакуированы в глубь страны.
Настанет час, когда мы перейдем к решающей фазе войпы — насту
пательному удару по германскому фронту. Но чтобы перейти к этой фазе войны, нужно сейчас и немедленно остановить врага.
Ленинград нашел в себе величие духа. Ленинград сурово организованно и твердо принял на себя чудовищный удар германских танковых и стрелковых корпусов. Ленин
градцы, красноармейцы, балтийские моряки отбросили их и жестко
приостаповили наступление. Сейчас здесь немецкий фронт, истекающий кровью, медленно начинает пятиться.
Ha-днях один из моих друзей прислал открытку Из Ленинграда: «-..настроение у нас бодрое, рабо
таем. На кафедре у меня сквозняки, дырки в стенах. Лекции читаю. Оперирую. Вечером прихожу к сы
ну, приношу котлеты, кусок хлеба, вареной картошки; мы сидим в темноте в Военно-Медицинской Акаде
мии и смотрим в окно на черную Неву, на силуэты домов, на зарево по горизонту. Верим в скорую победу, а значит, в скорое счастье...».
Одесса остановила наступление вчетверо превосходящей по силам румынской армии. Защитники Одес
сы оттянули большие силы врага, уложили на подступах к городу сотни тысяч фашистских молодчиков.
Ленинград с честью выполняет свой долг перед родиной, на под
ступах к нему враг захлебнулся в крови. Жребий славы и величия духа выпал теперь на Москву.
Мы, русские, часто были благодушны и беспечны. Много у нас в
Ал. ТОЛСТОЙ
запасе сил и таланта, и земли, и нетронутых богатств. Не во всю силу понимали размера грозной опасности, надвигающейся на нас. Каза
лось, так и положено, чтобы русское солнце ясно светило над русской землей...
Черная тень легла на нашу землю. Вот поняли теперь: что жизнь, на что опа мне, когда нет моей ро
дины?.. По-немецки мне говорить? Подогнув дрожащие колени стоять,
откидывая со страха голову перед мордастым, свирепо лающим на берлинском диалекте гитлеровским охранником, грозящим добраться кулаком до моих зубов? Потерять на
всегда надежду на славу и счастье родипы моей, з0ыть навсегда священные идеи человечности и справедливости, — все, все прекрасное,
высокое, очищающее жизнь, ради чего мы живем... Видеть, как Пушкин полетит в костер под циничес
кую ругань белобрысой немецкой сволочи и пьяный немецкий офицер будет мочиться на гранитный камень, с которого сорван и разбит
бронзовый Петр, указавший России просторы беспредельного мира?
Нет, лучше смерть! Нет, лучше смерть в бою! Нет, только победа и жизнь!
Ha-днях я был на одном из авиационных заводов, где делаются ист
ребители, которых немцы называют «черная смерть»# Они были сконст
руированы незадолго до войпы. Их конструкция и вооружение изме
няются и улучшаются в процессе производства. Потери наших метал
лургических заводов не замедляют выпуска «черной смерти», он увели
чивается с каждым днем: нехватка каких-либо материалов немедленно заменяется иными местными материалами. Здесь, на заводе, — неустанное творчество: ипженеры, на
чальники цехов, мастера, рабочие изобретают, приспособляют, выдумы
вают... И тут же за воротами, па аэродроме, где новые и новые гроз
ные птицы, созданные творчеством русского народа, поднимаются на воздух и с тугим звуком натянутой струны улетают на запад — в бой...
Па всех наших заводах идет та же напряженная, творческая, изобретательская работа. На место уходящих на фронт приходят женщины и молодежь. Перебоев нет, тем
пы растут. Те из работников, от кого зависит выполнение и перевы
полнение ежедневного плана, или же те, кто на-ходу перестраивает производство, работают по трое или по четверо суток не выходя из це
ха. У них потемневшие от усталости лица, усталые глаза ясны и спо
койны. Они знают, что еще многомного дней не будет сна и отдыха,
они понимают, что в этой войне русский гений схватился на жизнь и смерть с гигантской фашистской машиной войны и русский гений должен одержать победу.
Красный воин должен одержать победу. Страшнее смерти позор и неволя. Зубами перегрызть хрящ вражеского горла — только так! Ни шагу назад! Ураганом бомб, огнен
ным ураганом артиллерии, лезвиями штыков и яростью гнева разгромить германские полчища!
«Если бы русские знали, свои си
лы — никто бы не мог бороться с ними, а от их врагов сохранились бы кое-какие остатки», — так пи
сал в XYI веке один из писателей,
побывавший в Москве... Он прав. По теперь мы знаем свою силу...
«Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали, И умереть мы обещали
И клятву верпости сдержали...».
Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из пего с победой, потому что ты сильна, ты молода, ты добра, добро и кра
соту ты несешь в своем сердце. Ты вся — в надеждах на светлое будущее, его ты строишь своими боль
шими рукамп, за него умирают твои лучшие сыны.
Бессмертная слава погибшим за родину. Бессмертную славу завоюют себе живущие.
Трудящиеся нашего любимого города живут сейчас в сложной и напряженной обстановке. Близок фронт. Десятки тысяч москвичей самоотверженно и беззаветно помогают укреплению родного города.
Большие задачи стоят перед работниками торговой сети.
— Военное время, говорит в беседе с нашим сотрудником заместитель заведующего городским отде
лом торговли Г. Попов, требует от нас, торговых работников, особой дис
циплинированности, быстрого и четкого обслуживания потребителей, удовлетворения нужд населения.
В Москве имеется вполне достаточное количество Продовольствия. Директоры торговых предприятий должны так ^перестроить свою работу, чтобы хорошо организовать снабжение москвичей этими продуктами.
Какие меры приняты городским торговым отделом для улучшения работы торговой сети?;
В ближайшие два дня будет открыто дополнительно 200 продовольственных магазинов и павиль
онов. Уже сегодня в ночь выделено 75 магазинов, которые будут торговать хлебом и мукой. В этих магазинах уезжающие смогут получить
хлеб на 10 дней вперед (половину мукой).
Население Москвы дополнительно получит по 16 килограммов муки на каждую карточку рабочего и служа
щего. Для продажи муки выделены 100 новых магазинов. Многие из этих магазинов сегодня уже рабо
тали, остальные будут открыты с завтрашнего дня. Помимо этого мука будет отпускаться непосредственно с 8 баз Главмуки и в некоторых молочных магазинах.
Любое московское предприятие или учреждение сможет получать продукты для всех своих работни
ков, организуя у себя выдачу их по норме. При коллективном получе
нии через завкомы, рабочкомы и месткомы рабочие и служащие смо
гут получать на талоны всю норму кондитерских изделий по выбору— либо сахаром, либо конфетами, кру
пы — по желанию — рис, пшепо, манная и т. д.
Хлеб с сегодняшнего дня будет отпускаться и в столовых
Москва в достаточной мере снабжена и овощами. С сегодняшнего дня начат отпуск картофелй — до 16 кило в одни руки. Картофель отпускается не только из магазинов, но и непосредственно с при
рельсовых баз и городских речных причалов.
Нет недостатка в мясе и молоке. Все полагающееся по продовольст
венным карточкам будет полностью выдано трудящимся столицы.
Молодежь столицы с оружием в руках готовится защищать родную Москву. На снимке: занятия по изучению винтовки.
Фото Л. СМИРНОВА. НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

В РАЗВЕДКЕ

День был на исходе, а бой только разгорался. Непрерывно тарах
тели немецкие автоматы, ухали ору
дия, строчили пулеметы. Земля, вздымаемая снарядами, засыпала участок, только что занятый наши
ми бойцами в результате стремительной атакп.
Маскируясь, противник стягивал сюда свои пьяные банды. Исход боя могла решить разведка: необходимо было уточнить силы врага.
Разведка — глаза и уши армии. Все видеть, самому оставаясь невидимым, все слышать, самому оста
ваясь неуслышанным, все знать о противнике, самому оставаясь неуловимым — эти правила хорошо из
вестны смелому и мужественному бойцу Семенову. Он получает боевое задание — разведать располо
жение основных сил противника. В лесу Семенов отдает приказ бойцам Власову и Костикову проверить оружие:
— Гранаты держать на-готове. Действовать только по моему указанию.
Три боевых товарища бесшумно двинулись в глубь леса, таившего столько опасностей.
— По-пластупски, за мной! — сказа,т Семенов и первым опустился на траву.
Тишина. , Лишь изредка глухо хрустнет ветка, да царапнет о кас
ку сук. Напрягая слух и зрение, пробирались три бойца. В небольшой лощине, у подножья холма уныло стояли три домика, окутан
ные дымкой тумана. Сколько ни всматривались разведчики, людей там они не обнаружили.
За домиками у холма зеленели кусты. Семенов решил ползком добраться до них.
Но что это? Недалеко от группы кустов появился еще одни куст, ко
торого раньше не было. Семенов протер глаза.
Кусты двигались. Это заметил и боен Власов. Стало ясно, что тут не обошлось без фашистских разведчиков. Опи двигались к нашей части.
Мгновенно созрел рискованный и смелый план. Семенов изобразил из себя такой же куст и пополз за холм. Через минуту «куст» стад продвигаться вперед. Вот он про
полз мимо домиков и скрылся за холмом. Все в порядке. Враг обманут.
Томительны минуты ожидания. Кажется, что- прошла целая веч
ность. Напрасно Власов и Костиков до боли в глазах всматриваются в пригорок: Семенова все нет.
Между тем группа фашистов ползла вперед. Возникла опасность, что Семенов не успеет вернуться к тогда замысел советских разведчиков будет разгадан врагом.
Но вот из-за холма показался «куст»-одиночка и направился в группе фашистских разведчиков.
Он приблизился к лесу и слился о его зеленой каймой.
Напряжение росло с каждой минутой. Вдруг Семенов, сбросив в себя зелень, молниеносно бросился на фашистов. Двое из них были проколоты штыком, а остальные подняли руки.
С помощью Власова и Костикове Семенов связал руки двум немецким солдатам.

— Задание выполнено. Расположение сил противника разрешите показать по карте. Правильность подтвердят немецкие языки, — доложил Семенов командиру.
Сообщение Семенова было ценным и своевременным. Командир отдал приказ готовиться к бою, а отваж
ные разведчики заняли свои места на первой линии обороны.
Старший политрук
И. МЕДВЕДЕВ.
Действующая армия.

ПОДАРОК САМОМУ ХРАБРОМУ

Рабочие трудятся самоотверженно

С большим трудовым подъемом работают механизированные хлебозаводы столицы. Директор одного из крупнейших заводов — им. Микоя
на — тов. А. М. Птугакин сообщил нам следующее:
— Хлебозавод им. Микояна работает в эти дни с повышенной на
грузкой. Коллектив предприятия полностью отдает себе отчет в том, какая огромная ответственность воз
ложена на него Мы прилагаем все усилия, чтобы бесперебойно снабжать москвичей.
Сейчас мы выпекаем ржаной хлеб,
сайки, батоны н белый хлеб разных сортов.
Никогда еще коллектив не работал с таким под’емом, как в эти дни. Рабочие не покидают цехов целыми сутками и трудятся самоот
верженно. Примером может служить бригада, возглавляемая т. Шильбановой.
Отлично работают бригада Астахова и многие другие наши мастера.
Каждый работник завода проникся сознанием, что он поставлен на ответственный участок и по-военному несет трудовую вахту.
Двухсотница О. В. Рахманова — обрезчица цеха светокопий Н-ской фабрики и контролер ОТК Е. И. Казакова.
На советском острове К., мужественно отражающем нападки врага, медицинские сестры решили собрать подарки для защитников ос
трова Эзель. Быстро росла груда ящиков и мешочков с папиросами, сладостями, носками, рукавицами, кисетами. Медсестра Катя Петрова вышила красный кисет, вложила в него свою фотокарточку и написала: «Самому храброму».
Подарок Кати Петровой обошел всех защитников острова. Но вот вопрос — кому же его вручить. В самом деле, кто скажет о себе — я самый храбрый. Ждали решения командира, но и лейтенант Иванов затруднился сделать выбор. На острове все сражаются отважно, по
балтийски. Командир предложил: подождем очередного фашистского налета, может быть тогда вопрос решится сам собой.
Ждать пришлось недолго. На рассвете на остров обрушился минометный артиллерийский огонь. Крас
нофлотцы спокойно заняли линию обороны. После артиллерийской подготовки противник двинулся в ата
ку. Наши бойцы открыли ураган
ный огонь. Неся большие потери, вражеская цепь приближалась. Пу
леметы, расположенные по флангам, косили обезумевших псов. Брошенная врагом граната уничтожила советский пулемет на левом фланге
ГЕРОИ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ войны

КАПИТАН ПРОШИН

Ночь. Тьма окутывает все кругом непроницаемым мраком; на шаг от себя ничего не видно.
Капитан Прошин расположил свое подразделение в надежном месте, танки замаскировал и приступил к восстановлению машин, нуждавшихся в текущем ремонте. Часть экипажа прилегла вздремнуть.
Как только начало светать, земля неожиданно задрожала, будто со
трясаемая изнутри. То тут, то там взрывались авиабомбы. Это враг применял свой излюбленный метод — ошеломить противника воздушным налетсм, а затем пустить на
земные части различных родов войск.
Командир полка, находившийся по соседству, немедленно выехал на передовые позиции выяснить обста
новку, а Прошину приказал ждать распоряжений.
Положение Прошина было неблагоприятно: хотя большая часть тан
ков его подразделения находилась на месте, но почти все машины нуждались в регулировке механиз
мов, кое-где надо было привести в порядок гусеницы и т. д. Правда, вооружение на всех танках—в полном порядке, но танк, лишенный
возможности двигаться, — мнгаень для противника. Одна только машина была в полной исправности.
Бомбежка не прекращается. Однако это не останавливает работы ни на минуту. Прошин вместе с экипажами своего подразделения надевал гусеницы, исправлял и регу
лировал части, восстанавливая подвижпость пострадавших машин.
Неожиданно прибежал боец и сообщил :
— Группа противника вышла в тыл нашему расположению!
Враг, судя по всему, располагал значительными силами. Прошин выяснил у бойца, куда и в каком направлении идут вражеские танки.
От командира полка, все еще находившегся на передовых позициях, никаких распоряжений не поступа
ло. И Прошин принял решение на свою ответственность.
Он срочно связался с соседним танковым подразделением и выяснил положение: враг действует слепа и с тыла. Тыл — это шоссейная дорога, удобная для продвижения вражеских машин.
— Все танки, находящиеся в осмотре, приготовить к бою!—приказал Прошин. — Пушки развер
нуть в направлении расположения неприятельских танков! В случае появления тапков противника на шоссейной дороге — открыть огонь!
А сам сел в здоровый танк и один двинулся вперед.
Экипажи подразделение капитана Прошина хорошо знают сво
его командира. Некоторые из них дрались с ним вместе про
тив белофиннов. Опи знают этого двадцатичетырехлетнего капитана, крепкого и уверенного в себе. Но двинуться в бой с одной машиной
против врага, орудующего, без сомнения, с большим количеством танков, — такой шаг не мог их не потрясти.
Танк капитана вышел в открытое поле. Враг расположился влево от направления, по которому дви
гался танк Прошина. Справа две наши машины из другого подразделения интенсивно обстреливали фашистов. Прошин принимает реше
его, затем угостил первую машину еще одним снарядом. Оба танка превратились в груду металлического лома.
Два других фашистских танкаразведчика, выскочившие к месту боя, были также выведены из строя
Противник снова двинулся вперед. С правого фланга пулеметчик Кириллов поливал свинцом наступаю
щих. Убедившись, что наши моряки крепко засели и атака невозможна, враг стал откатываться назад.
Краснофлотец Кириллов отпустил крючок «максимки», взял винтовку, выпрямился во весь свой богатырский рост и с возгласом: За роди
ну, за Сталина!—первый ринулся в контратаку. Отвага балтийцев решила исход боя. На поле брани остались сотни убитых фашистов, десятки винтовок и автоматов.
Среди раненых, доставленных В госпиталь, находился краснофлотец Кириллов. Утром к перевязанному Кириллову подошла медсестра, ласково погладила по голове, пощупа
ла пульс. Краснофлотец открыл глава. Перед ним была та самая Катя Петрова, которая предназначала свой подарок «Самому храбро
му». К вечеру приехал командир и вручил пулеметчику Кириллову письмо от бойцов и кисет с фото
карточкой Кати Петровой. Прошла еще ночь. Утром, как только сестра вошла в палату, она услышала свое имя:
— Катя, — позвал Кириллов.
— Откуда вы узнали мое имя? — удивилась сестра.
Вместо ответа он показал ей кисет.
Через полмесяца краснофлотец Кириллов вполне здоровый выписался из госпиталя. Дружба, свя
завшая бойца и сестру, останется на всю жизнь.
Краснофлотец ХЛЕБНИКОВ.
ЛЕНИНГРАД, 18 октября.
ние, которое уже не раз было им испытано, — бить врага из закрытой огневой позиции.
Он свернул с танком влево на 90 градусов в лес и, двигаясь меж
ду деревьями, вышел на опушку во фланг противнику. Скрыли машину в кустах, и, как только оста
новились, мехапик шепнул, точно опасаясь спугнуть зверя:
— Товарищ капитан, танк противника!
— Вижу! Открываю огонь!
И тут же скомандовал башенному стрелку:
— Бронебойным заряжай!
Первым же выстрелом был поражен ближайший головной танк противника. Фашист в это время разворачивался и, по всей вероятности, имел целью двигаться по направлению к опушке леса. Но Прошин опередил его: он вкатил пер
вый снаряд фашисту в бок и тут же послал вдогонку второй.
Из открытых люков фашистского танка повалил черный дым. Немцы открыли огонь. Они думали, что их обстреливают с шоссейной дороги, и повели обстрел в ту сторону. Прошин видел все .из своего укры
тия и, не теряя времени, ударил по второму вражескому танку. Выпустив три снаряда, он поразил
метким огнем. Но тут танк Прошина получил неожиданный удар изза угла, и весь экипаж оказался раненым.
Танковый бой разгорался. Подошла помощь — несколько наших танков. Прошин, не обращзя вни
мания на ранение, снова бросился в бой. Он успел накрыть снарядами еще одну вражескую машину и подбить ее. Фашисты повернули и поспешно стали отходить. На полном ходу одна из вражеских машин врезалась в болото и застряла. Так закончился этот бой.
На стороне фашистов в бою участвовало одиннадцать машин. Че
тыре из них бежали, одна застряла н болоте, две подбил подошедший на помощь Прошину танк, а пять машин уничтожил Прошин со своего танка.
За этот бой правительство наградило капитана Прошина орденом Ленина.
Это уже третий орден, полученный молодым командиром. За му
жество и отвагу, проявленные в боях против белофиннов, Иван Прошин был награжден орденом Боевого Красного Знамени, а затем получил звание Героя Советского Союза.
Герою Советского Союза капитану Прошину всего двадцать четыре
года. Но его боевой путь исполнен замечательных событий и больших дел подлинного советского патриота.
С. ПЕРСОВ.
В действующей Красной Армии (Северо-Западное направление). Мощ
ным шквальны, и огнем пулеметов и зенитных батарей встречает и рассеивает фашистские самолеты ПВО авродромов. На снимке: пу
леметчик ведет огонь по вражеским самолетам.
фото В. ФЕДОСЕЕВА

МОСКВЕ УГРОЖАЕТ ВРАГ

Фото Л. СМИРНОВА.