Героическим трудом на заводах и фабриках трудящиеся Москвы помогают фронту. Многие рабочие ушли в действующую Красную Армию. В цехах осталось меньше людей. Но оставшиеся сейчас же
заменяют ушедшего и работают за двоих и троих, ни на минуту не задерживая выполнения заказов фронта.
На снимке: слесаря-двухсотники одного из механических заводов Москвы М. Алимов и В. Романчиков.
Фото Л. СМИРНОВА

М

ОСКВА поднялась на врага.
Великий город посылает на жестокие битвы свои батальоны, своих лучших сынов.
Сотни тысяч патриотов столицы сооружают на подступах к Москве пояса укреплений. И сотни тысяч патриотов на фабриках, заводах и
в мастерских успешно производят оружие и боеприпасы.
Одни из них — токарь Н-ского завода Москвы Михаил Михайлович Алексеев. Это человек средних лет, тихий и немногослойный. В делах своих он привык к точности, изме
ряемой тысячными миллиметра, к упорству, которому поддается любой металл.
В гигантском налаженном хозяйстве завода потоки готовых частей сбегали по проторенным руслам, к главным конвейерам. В одном из пролетов механосборочного цеха много лет стоял возле одного из потоков стахановец Алексеев.
Война с жестоким врагом, оснащенным высокой техпикой, пред’я- вила заводу счет: перестроиться, да-вать армии много разного воору
жения. И мастера Алексеева сняли с привычного места.
Он получил задание, которое прозвучало как приказ: создать само
стоятельную бригаду, производить минометы. Сроки при этом не ука
зывались, так как задапие было сверхсрочным.
И мастер Алексеев приступил к исполнению заказа. В помощь ему была придана группа квалифициро
ванных рабочих: наладчик станков Иван Александрович Ильин, слесарь Александр Казаков, токарь Василий Лысов. Но десятки остальных рабочих в бригаде оказались молодыми,

Точно

по графику

ОБОРОННАЯ ПРОДУКЦИЯ
Н-СКОГО ЗАВОДА
Быстро освоил коллектив Н-ского завода Москвы новый заказ — производство боеприпасов для фронта.
С энтузиазмом и самоотверженно работали инженеры, техники, старые кадровики и весь коллектив за
вода. Сейчас производство оборонной продукции полностью освоено, и за
вод точно по графику отправляет боеприпасы на фронт для нашей доблестной Красной Армии.
Прочно сохраняют за собой почетное звание стахановцев-двухсотников формовщики литейного цеха Воробьев, Крачков, Давиденко, Куп
рин. На любой работе они выпол
няют норму не ниже 200 процентов. Не снизили своих темпов двухсотннки и на новом задании.
Мастер сборочного цеха тов. Сидоров внес рационализаторское предложение, механизировав про
цесс калибровки деталей. Перевод калибровки на станок увеличил производительность труда в четыре раза
Ряд новых профессий быстро освоил лудильщик тов. Николаенков.
Сейчас он производит ряд операций по механической обработке деталей,
калибровку, лакировку, отделочные работы. На любой из этих опера
ций производительность тов. Николаенкова пе ниже 200 процентов.
Секретарь партбюро завода тов. Васильев сообщил нашему сотруднику:
— Включившись в предоктябрьское социалистическое соревнование, наш коллектив выполнил свои обязательства. Но мы на этом не ус
покаиваемся Сейчас перед нами стоит задача увеличить вдвое производственную программу И это задание родины наш коллектив выполнит с честью Взяв новые обя
зательства к XXIV годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, рабочие и коман
диры производства нашего завода прилагают все силы к тому, чтобы дать славным бойпам Красной Ар
мии боеприпасов столько, сколько необходимо дл» полного разгрома врага на подступах к столице.

Ал. ОЗЕРСКИЙ

а многие — новичками, которых надо было приучать к станкам.
В первый же день бригадир Алексеев собрал всю бригаду, намерева
ясь обратиться к ней с речью. Но все было ясно. Бригадир сказал всего песколько слов.
— Ну вот, товарищи, давайте работать. Фронт ждет!
Собрали необходимое оборудование. Установили станки. Разработали технологический процесс.
Сутками не отходили от станков Михаил Михайлович и его помощ
ники, устраняя неполадки первых дней работы по освоению нового вида изделий.
Не удавалась некоторое время точная подгонка деталей. В очередную ночь остались за станками Алексеев и Ильин. Они присматри
вались внимательно к процессу, варьировали на ходу — меняли приспособления, переставляли на станках зажимы. К утру задача была разрешена.
Для выделки детали № 3, которая в первое время выходила с браком, пришлось изобретать специальные приспособления. Для обработки другой детали мастер Лысов придумал специальную справку к приспособлениям, и дело пошло. В обработке третьей детали токарь Ильин менял и перетачивал резцы несколько раз, пока не нашел, что требовалось.
Теперь все это в прошлом. Минометные агрегаты бригады Алексеева так же хорошо собраны, как со
бирались раньше «мирные изделия», а точность деталей и здесь измеряется тысячными миллиметра.
Продукция бригады Алексеева отлична не только потому, что бригадир — опытный токарь и мастер.
Мастер Алексеев, как и все члены его бригады, — москвич. Они горячо любят свою родину, свой город — столицу великой советской отчизны, — и свою жизнь они на
крепко связали с судьбой родины, с судьбой Москвы.
Два брата бригадира Иван и Александр ушли на фронт. И Ми
хаил знает, что должен помочь братьям, помочь Красной Армии разгромить на подступах к Москве бандитские орды Гитлера. А для этого надо дать побольше отличного оружия.
Патриот Алексеев к этому и стремится всем своим горячим сердцем, всеми своими силами.
ПРЕДОКТЯБРЬСКОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ

БОЕПРИПАСЫ—ФРОНТУ

С первых дней отечественной войны наш цех получил задание утроить выпуск оборонной продукции.
Постепенно осваивая новый вид производства, коллектив цеха изо дня в день, из месяца в месяц неуклонно выполняет и перевыполняет план, повышает качество бое
припасов для нашей доблестной Красной Армии,
Еще более быстрыми темпами цех работает сейчас,, когда над Москвой — сердцем нашей, родины — нависла непосредственная опасность вторжения врага.
Все помыслы коллектива цеха сейчас направлены к единой цели
— выполнить свои предоктябрьские социалистические обязательства, дать фронту как можно больше боеприпасов высокого качества.
Наравне со старыми кадровиками в ряду лучших людей идут пришедшие на производство жены мобилизованных в Красную Армию рабочих завода.
Доблестно трудятся стахановкилакировщицы Новикова, Малаева, Горчнлкина. Они систематически вырабатывают 225—300 процентов нормы за смену.
Не менее двух с половиной норм дают женщины-токаря Егорова и Шулепина. Быстро освоили производство новых деталей токаря Фо
мина и Заикина. В творческом соревновании друг с другом они неу
клонно повышают свою производительность и сейчас довели выработку до 200 и более процентов.
С особым под’емом работает коллектив после опубликования постановления Государственного Комите
та Оборонки Образцовый порядок, строгая дисциплина, безоговорочное выполнение любого задания, боевая готовность всего коллектива — таков наш ответ на призыв родины.
Несмотря на то, что часть рабочих цеха ушла в рабочие батальо
ны на защиту рубежей Москвы, цех изо дня в день перевыполняет свою производственную боевую программу
Близится XXIV годовщина Великой Октябрьской социалистической
революции. К этому всенародному празднику наш коллектив идет с новыми победами на трудовом фронте.
Все работники цеха выражают единодушное желание и готовность выполнить любое задание родины. Сейчас мы вырабатываем смерто
носные боеприпасы, которыми наши славные красные воины беспощад
но разят врага. Своим стахановским трудом~мы помогаем великому делу защиты нашей родины. Но мы не ограничиваемся этим. Все работаю
щие в цехе мужчины, способные носить оружие, после работы уси
ленно изучают военное дело по 110-часовой программе всеобщего военного обучения.
Когда потребует родина] мы не поягалеем крови и жизни в беспощадной борьбе с врагом. С оружи
ем в руках мы готовы пойти под водительством великого Сталина на битву с врагом. И эта битва будет выиграна нашей . Красной Армией, всем советским народом.
П. Галкин, начальник механического цеха Н-ского завода Москвы.

БЫСТРО И ЧЕТКО

ФОРМИРОВАТЬ ПОЕЗДА

Широко развернулось предоктябрьское социалистическое сорев
нование среди ‘ железнодорожников станции, где начальником тов. Виноградов (Московский железнодорожный узел).
В эти тревожные дни, когда фашистская свора рвется к Москве, железнодорожники проникпуты од
ной мыслью, одним стремлением — всеми силами помочь фронту.
Составительские бригады быстро формируют поезда, доставляя их без задержек в пункты назначения. Во главе соревнования стали бригады составителей т.т. Пьянова и Серенко. От этих бригад не отстают составители т.т. Сафронов и Добродеев. Они сократили время формирования поездов на 15 минут и разборку составов — на 4 минуты.
С утроенной энергией патриоты нашей родины трудятся на заводах и фабриках, помогая фронту громить врага. На снимке: слесарь Н-ского завода столицы Д. Михайлов, изо дня в день выполняющий
задание на 220—250 процентов. фото л. Смирнова
НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Бои в районе Калинина

В действующей Красной Армии. В свободные часы бойцы части, которой командует тов. Буршакин. совершенствуют свои знания по минометному делу. На снимке: лейтенант И. Мочалов проводит ми
нометный сбор.

Д

НЕМ и ночью идут кровопролит
ные бои на улицах Калинина. Фашистское командование бросило сюда отборные части. Они ворва
лись в центр города, но развивать наступление дальше не могли, встретив сильное сопротивление наших войск. Захватчикам не уда
лось спокойно маршировать по опустевшим улицам. Губительный огонь нашей артиллерии и миноме
тов заставил фашистов строить под домами блиндажи. Наша артиллерия косит фашистские полчища.
Батареи, которыми командует тов. Яблочкин, бьют по врагу круг
лые сутки, изматывая его силы. Все попытки врага обнаружить наши батареи проваливаются. На-днях два артиллериста подразделения тов. Яблочкина отправились с поручением на батарею соседнего под
разделения. Они не успели дойти до места, как увидели группу фашистских бомбардировщиков, кру
жившихся над лесом. Укрывшись за сараем, артиллеристы наблюдали за интенсивной бомбежкой. Тя
.желые фугасы вздымали в воздух глыбы земли. Два часа неистовство
вали стервятники. Когда бомбежка кончилась, артиллеристы, решив
что орудия все взорваны, отправились в лес, где, по их мнению, сто
яли батареи. Среди сосен лежали обломки деревянных макетов. Немецкие летчики с неподражаемой аккуратностью «обрабатывали» де
ревянные пушки, приняв их за настоящие. Наши орудия, находившиеся поодаль, вскоре снова открыли огонь.
Пехотное подразделение тов. Май орова оказало сильное противодей
ствие фашистской части. Бойцы стойко дрались с врагом, потеснили фашистов и захватили трофеи— телеграфный аппарат, штабную ав
ГЕРОИЧЕСКИЕ ЗАЩИТНИКИ СТОЛИЦЫ

КОМИССАР ИВАН

БЕЛОВ

ЭТА НОЧЬ была наредкость темная. Густая пелена туч нависла над землей, но зенитчики знали, что фашистские стервятники могут подкрасться по-воровеки.
И действительно: скоро посты воздушного наблюдения, оповещения и связи донесли, что большая группа пиратов идет к столице. Батареи зенитной артиллерии открыли мощный заградительный огонь.
Одними из первых начали обстрел зенитчики младшего лейтенанта Заботина. Врагу никак не удавалось прорваться сквозь огневую завесу
этой батареи. Самолеты метались из стороны в сторону, но без успеха.
Обозленные неудачей фашисты решили подавить батарею. Большой группой набросились они на зенит
чиков. Бомбы рвались в разпых местах. Вокруг батареи возникло несколько пожаров.
На командном пункте было принято донесение от командира бата
реи: бомбардировка продолжается, враг пытается обстреливать из пулеметов, два бойца ранены.
Скоро связь с батареей оборва лась. Видимо, бомбой порвало про вод.
Положение было угрожающим. И тогда на огневой позиции появился
комиссар части Иван Белов. Пренебрегая опасностью, под градом осколков, невзирая на разрывы вра
жеских бомб, комиссар прибыл на батарею.
— Наш комиссар здесь! — пронеслось среди бойцов.
Его появление воодушевило зенитчиков. Бодрящие, задушевные слова комиссара прибавили защит
никам столицы сил и энергии. Ба
тарея с прежней силой продолжала вести огонь. Фашистские самолеты не прошли.
Днем и почью, в любую погоду, когда мужественные зенитчики ве
дут бой с воздушными пиратами, комиссара Белова можно встретить там, где грозит наибольшая опас
ность. Большевистским словом, своим боевым опытом он помогает артиллеристам отражать вражеские налеты.
Шестнадцать лет назад молодой москвич Иван Герасимович Белов был призван в Красную Армию. Его назначили на пограничную заставу. Суровую жизненную школу прошел здесь красноармеец. Служба на границе закалила его волю, воспиты
вала мужество, бесстрашие, находчивость. С тех пор Иван Герасимович — в Красной Армии. Мы ви
дим его секретарем комсомольской организации, политруком роты, отсекром партийного бюро. Всюду этот энергичный, волевой армейский большевик проявляет себя способным организатором, любимым бойцами и командирами руководителем.
Часть, где комиссаром тов. Белов, заслуженно славится в Московской зоне ПВО. Отважные расчеты боевых орудий этой части своим умелым огнем не пропускают к столи
це врага. Через сектор, обороняемый славными зенитчиками, как правило, не прорывается ни один вра
жеский самолет.. Около десятка стервятников нашло свою гибель от
метких артиллерийских залпов зенитчиков тов. Белова. Не раз фашисты пытались уничтожить артиллеристов. Десятки налетов на бата
реи, сотни сброшенных бомб ни к чему не привели. Огонь зенитных орудий попреяснему точен и силен.
Широкая партийно-политическая и агитационная работа, ведущаяся в части под руководством комиссара Белова, воспитывает бойцов во
левыми, бесстрашными воинами, до конца преданными родине. Десятки замечательных людей выросли в этой части.
Красноармеец Иванов прибыл на батарею в один из первых дней войны. Сразу же ему пришлось вы
полнять обязанности часового. Молодой красноармеец имел мало опыта, он еще слабо сознавал, насколь
ко ответственны и серьезны его но
вые обязанности. Долго беседовал с красноармейцем политрук подразделения. Не раз говорил с ним аги
татор Лукашевич. Они рассказали бойцу, как из-за халатности часо
вых гибли целые подразделения. Они папомнили ему известный эпизод из кинофил^ма^ «Чапаев». Иванов проникся новыми чувствами.
...Во время налета вражеской авиации красноармеец Иванов стоял на посту. Неподалеку от часового разорвалось песколько бомб. Од
на из них упала совсем близко, и на часовом загорелась одежда. Огонь угрожал также складу боеприпасов.
Красноармеец не растерялся. Он быстро лег на землю, погасив горевшую одежду, и тут же ликви
дировал огонь, приближавшийся к боеприпасам.
За проявленную отвагу, мужество и находчивость Иванова наградили орденом Красной Звезды.
Однажды фугасная бомба повредила линию связи.
— Разрешите исправить, — вызвался красноармеец Мазнюк.
Под огнем противника он отыскал
место повреждения, нашел в темноте разбросанные силой взрыва концы провода и соединил их.
— Я не думал о смерти, — с некоторым волнением рассказывал Мазпюк. — Я думал об одном:
как быстрее восстановить связь и тем помочь товарищам громить фашистов.
Подвиг красноармейца Мазиюка отмечен также высокой правительственной наградой.
Три года работает в части комиссар Белов. Вместе с командиром он
настолько сплотил этот воипский коллектив, поднял его боевые ка
чества, что ничем не выделявшаяся прежде воинская часть сейчас считается ведущей в соединении и заслужила высокую похвалу команду ющего московской зоной ПВО.
Комиссар имеет в части крепкую, надежную опору. Это коммунисты и комсомольцы — передовые бойцы и командиры. Они являют примеры храбрости, они — первые носители порядка и дисциплины.
Когда комсомольца Енина в бою ранило, он не ушел с огневой позиции.
— Кровью истеку, — шептал он, — но от орудия не уйду, пока мой снаряд не попадет в цель.
Так мужественно ведет себя каждый коммунист и комсомолец.
Боевые условия породили новые формы партийной и политической работы.
Ночью, как только был отражен налет врага и смолкли зенитные орудия, секретарь комсомольской организации подразделения младший сержант Булавин открыл ком сомольское собрание. Стоя у артил
лерийских приборов, при лунном свете, комсомольцы обсуждали свою работу в толъко-что закончившемся бою. Каждому была дана оценка, отмечены наиболее отличившиеся.
Контроль и проверка поднимают ответственность коммунистов и ком
сомольцев, еще больше повышают их роль.
По-иному организуется агитация. Короткие беседы политрука, агита
тора, два слова, сказанные во время боя красноармейцу, у которого воз
никли трудности, помогают иногда не мепыие, чем хорошая лекция, прочитанная в другое время.
Умелыми действиями в бою, мужеством и храбростью беспартийны
бойцы и командиры завоевывают высокую честь быть принятыми в ряды партии и комсомола.
— Мне отроду всего двадцать один год, — писал перед боем у своего орудия лейтенант Кебальни
ков. — Мне выпало счастье защищать любимую столицу, и я чз че
стью оправдаю это доверие. Хочу коммунистом участвовать в бою.
Лейтенант был принят в партию. Вместе с ним во время войны вступили в партию и в комсомол многие десятки лучших, отличившихся воинов этой части.
Боевым руководителем, чутким товарищем и другом слывет у бой
цов и командиров комиссар Белов. О ним делятся своими радостями и волнениями, говорят о семейных делах, обращаются за советом и помощью. И всегда комиссар внимателен и отзывчив.
С гордостью встретили в части сообщение о награждении баталь
онного комиссара Белова орденом Красной Звезды.
Награждение большой группы славных защитников столицы —- бойцов и командиров противовоз
душной обороны Москвы — вооду
шевило красных воинов на новые подвиги.
— Мы стойки и непоколебимы, врагу нас не сломить! — заявили на митинге бойцы.
Зенитчики Н-ской части всегда настороже. Они бдительно охраняют подступы к столице. Врагу не пройти ни в воздухе, ни на земле!
И. ПУДАЛОВ.
томашину и другое военное имущество. Штабная автомашина была доверху загружена разными вещами, награбленными фашистами в городских магазинах.
Уличные бои имеют свои особенности. Прежде чем блокировать здание, нужно подавить систему
огня вне его. Враг создает огневые укрепления на улицах и в самих домах. С этими укрепленными районами борются наши ударные группы. Сначала производится разведка здания, а затем в зависимости от укрепления наносятся удары. Одним таким сильно укреплен
ным местом было каменное здание школы. В нем засели фашистские пулеметчики и автоматчики и буквально не давали нашей пехоте продвинуться вперед ни на один метр. Майор Шиляев, временно сме
нивший раненого командира тов. Хрюкина, дал задание гаубичной батарее открыть огонь по зданию. Три снаряда легли в стену. Фашисты заметались по этажам. Гауби
цы усилили огонь и похоронили под обломками всех забравшихся в
дом. Пехота получила возможность пройти на новый рубеж.
Бои на улицах Калинина наши части ведут с исключительным упорством и самоотверженностью. Бойцы отлично сознают, на каком ответственном рубеже они сражаются. Среди бойцов части, деру
щейся с фашистами на северо-вос
точной стороне города, — много москвичей. На улицах Калинина они защищают подступы к родной столице — Москве.
Разведку в подразделении, которым командует тов. Чекмарев, воз
главляет бывший мастер завода «Краг зный пролетарий» тов. Жабинский.
Краснопролетарцы могут гордиться своим боевым товарищем. Разведка Жабинского действует без промаха Военной хитростью и боем она срывает замыслы врага. В другом подразделении отважно сражается капитан Никольский, бывший работник Детиздата.
На-днях в подразделение прибыли подарки от москвичей. Командиру тов. Нрищеико посылку прислал москвич тов. Ю. Гомон, проживаю
щий по Мало-Ржевскому переулку, в доме № 6.
«Пусть этот маленький подарок,— пишет советский патриот команди
ру, — еще раз Напомнит вам об огромной любви и внимании, какими окружает вас, дорогих, мужественных и храбрых бойцов, безза
ветно преданных нашей родине,
весь советский народ Желаю вам новых успехов в вашей героической борьбе с фашистскими ордами Гит
лера. Ваша героическая борьба на передовых позициях фронта воодушевляет нас, советских граждан, на еще более упорную стахановскую работу на трудовом фронте, чтобы помочь вам скорее добиться полной. окончательной победы над гитлеровской фашистской Германией.
Шлю горячий, сердечный привет вам и вашим товарищам по ору
жию. доблестным бойцам и героям. До скорой встречи! Крепко жму вашу руку
Наши части овладели окраинамя города. Бойцы наседают на врага, преодолевая всевозможные препят
ствия. На фронте отечественной войны советские воины готовятся достойно встретить XXIV годовщину Октября. Командиры и политработники подразделения тов Чекмарева приняли обращение к бойпам, которое Заканчивается словами:
«В канун Великого Октября дадим торжественную клятву родине не пустить врага дальше ни на шаг! Гитлеровские орды должны увяз
нуть в российских снегах и погибну гв. Кровь за кровь и смерть за смерть!».
И. Абрамов.
(Наш спец. корр.).
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ,31

Рабочие и работницы, инженеры и техники! Работайте, не покладая рук, на поддержку фронта! Давайте побольше танков, противотанковых ружей и орудий, самолетов, пушек, минометов, снарядов, мин, пулеметов, винтовок! Все для фронта!

(Из лозунгов ЦК ВКП(б) к XXIV годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции).

МАСТЕРА МИНОМЕТОВ

Фото Г. ЦИТРОН