Коммунисты и комсомольцы! Будьте в первых рядах борцов против

немецко-фашистских кровавых собак!

(Из лозунгов ЦК ВКП(б) к XXIV годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции).
Одно из предприятий столицы переключилось на изготовление спецзаказа. На снимке: стахановецдвухсотник, работающий по вып олнению спецзаказа, — токарь В. Зверев.
Фото Вл. МИНКЕВИЧА и М. ОЛЕХНОВИЧ

К

ТО бы мог подумать, что эта
молодая женщина, похожая на врача или на музыканта, руководит таким сложным производством?
Штамповочная мастерская в центре внимания всего завода. В гро
хоте мощных прессов рождаются снаряды, которыми Красная Армия уничтожает врага Начальник мас
терской Надежда Петровна Ганулич показывает пример самоотверженного труда, она помогает стахановцам плодотворно работать на оборону. С тех пор как завод начал вы
пускать оборонную продукцию, тов. Ганулич почти не покидает цеха
Жизнь бьет ключом в мастерской и днем и ночью. Круглые сутки у станков и прессов можно встретить эту энергичную женщину, истую патриотку.
Дать защитникам Москвы как можно больше снарядов — это яв
ляется стремлением и делом чести всего коллектива.
И снаряды идут сплошным потоком. Каждый станок совершенствует бесформенный кусок металла, при
дает ему все более законченные формы. Снаряды обрушиваются убийственным огнем на фашистские полчища, они уничтожают врага, кромсают его машины. Гордость и
удовлетворение наполняют сердца граждан нашей столицы, когда они читают ежедневные сводки о громадных потерях противника.
...Начальник мастерской Надежда Ганулич окидывает опытным взглядом весь поток Производство налажено. Агрегаты действуют с точностью часового механизма Ника
ких случайных срывов и задержек. Здесь работают люди большевист
ской закалки. Они словно слились с машинами в едином, могучем ритме.
Надежда Петровна подходит к настройщику штампов, старому рабо
чему Полякову. Немного ворчливый, настройщик в эти дни стал непохож на себя. Когда Москва поднялась во весь богатырский свой рост, что
бы дать уничтожающий отпор вра
гу, Григорий Поляков стал в первые ряды ее защитников.
— Мало, — так будем работать круглые сутки, но не пустим фашистов! — говорит он.
Настройщик старательно трудится над штампом, чтобы лучшая стахановка мастерской — его дочь Ели
завета Полякова — вырабатывала больше снарядов.
Отец не может без волнения говорить о своей дочери. Замечательный мастер штамповки, Елизавета
Полякова в совершенстве постигла чувство ритма стахановского труда. Она добилась такой быстроты в обработке деталей, что для ее пресса
ДЕЛЕГАЦИИ ЕДУТ
С ПОДАРКАМИ
НА ФРОНТ
ПО ТЕЛЕФОНУ
ОТ НАШЕГО КОРРЕСПОНДЕНТА
В предпраздничные дни на фронт, в действующую армию, с подарками от трудящихся Ленинграда выезжа
ют 37 рабочих делегаций. Рабочие и инженеры передовых предприятий
ознакомят бойцов с тем, как город Ленина мобилизует все силы на по
мощь Красной Армии, на разгром врага.
Первая делегация выезжает на фронт сегодня.
Командиры и политработники, отличившиеся в боях с немецко-фашистскими войсками, посетят круп
нейшие предприятия Ленинграда. Герои отечественной войны выступят с рапортами фронта перед жителями города Ленина.
Письмо к героическим защитникам Москвы от защитников полуострова Ханко опубликовано во вчерашнем номере «Правды».
В числе подписавших письмо по поручению гарнизона полуострова — москвичи, на
ходящиеся на переднем крае обороны Ханко.
М. МИХАИЛОВ
пришлось приспособить специальный автомат, значительно ускоряющий производственный процесс.
Самая высокая норма военного времени не смутит молодую штам
повщицу. По ее настоянию норма была повышена. Казалось, что теперь даже самому опытному стаха
новцу трудно будет выполнить план. Но в первый же день Поляко
ва почти вдвое перевыполнила задание.
Никто в цехе не изучил так много операций, как Елизавета Поля
кова. О ней говорят, что она могла бы без посторонней помощи е начала до конца завершить весь производственный цикл, заменить мно
гих рабочих и выпустить своими руками снаряд.
— Лиза, штамп готов, — говорит настройщик, обращаясь к дочери.
— Хорошо, отец, давай быстрее! —отвечает штамповщица и, не теряя времени, приступает к новой операции.
Героически трудятся мастера грозных советских снарядов. Соревнуясь,
они каждый день опережают самих себя и ставят перед, собой все более сложные задачи. На их разре

ДЕТАЛИ

ГРАНАТ И МИН КООПЕРАТИВНЫЕ АРТЕЛИ
ПОМОГАЮТ ФРОНТУ
Союз московских кооперативных артелей инвалидов (Мосгоркоопинсоюз) об’единяет сейчас несколько тысяч человек, работающих в различных предприятиях.
До войны подавляющее большинство кооперативных предприятий выпускало предметы ширпотребагалантерею, текстильные изделия, обувь, игрушки и т. д Война внесла коренные изменения в номенклатуру продукции. А в самое по
следнее время ряд предприятий Мосгоркоопинсоюза полностью на
чал производить исключительно продукцию для фронта. Артели бы
стро освоили новые виды изделий и развернули их производство.
Так, например, артель, возглавляемая тов. Пинчуком, вырабатыва
ла раньше гребешки, расчески, ме
таллическую игрушку. Сейчас артель прекрасно освоила и выпускает в массовом количестве детали для гранат и мин. Тов. Пинчук — инвалид гражданской войны. Он не мо
жет сражаться на фронте, но немало делает для победы над врагом, находясь в тылу.
Другая артель (председатель тов. Теплов) до войны выпускала из йластмассы изящные бытовые пред
меты А теперь успешно освопла производство для авиапромышленности и частей мин.
Чехлы для самолетов шьются артелью, где техноруком тов. Кириченко
Многие кооперативные предприятия союза выпускают разнообразное теплое обмундирование, маскировочные халаты, обувь и т. д.
шение еще недавно потребовались бы долгие недели. Теперь это делается мгновенно, в процессе ра
боты. Великая отечественная война выставляет высокие требования и создает высокие темпы.
Новая работница Харшунова в течение нескольких дней научилась работать на станке и вырабатывает уже полторы нормы в смену. Общий трудовой под’ем настолько за
хватил ее, стремление итти в ногу с остальными так велико, что мо
лодая работница почтр мгновенно перешла рубеж, отделяющий учебу от самостоятельной работы.
В смене мастера Сурикова работала большая группа настройщиков. Многие из них ушли на фронт.
Тогда оставшиеся решили заменить ушедших
Рабочий день уплотнен до предела. Бригадир Сергей Градополов трудится, не зная отдыха. Так ра
ботают и его помощники. С утра до вечера и с вечера до утра они настраивают штампы. Стахановцам нужно много штампов. Трудно по
спеть за людьми, не признающими никаких норм и ограничений, но настройщики должны успевать, и
они успевают. Остается время и для подготовки новых кадров. Ученицы Ковалева, Никонова, Луконина скоро начнут самостоятельно настраивать сложные штампы.
Больше снарядов!
Эта мысль владеет всеми.
Когда станки достигают предельной мощности, люди переделывают их, меняют технологию производ
ственного процесса, придумывают новые усовершенствования и выпускают больше снарядов, чем накануне.
Инструментальный мастер Кондратьев и слесарь Кузнецов предложили простую вещь, которая произвела в мастерской буквально технический переворот, — вместо свер
ловки перейти на штамповку одной из деталей Вначале это казалось невероятным, но расчеты конструкторов подтвердили правильность рабочей смекалки. Тогда начали штам
повать. И освобождались десятки сверлильных станков. В несколько раз увеличилась производительность. Завод начал отправлять на фронт еще больше снарядов.
Бьет ключом рационализаторская мысль в мастерской. Для обрезки деталей применялось самое примитивное приспособление. В результа
те коллективной работы всего цеха это приспособление удалось усовершенствовать. Мастер Леонов взялся смонтировать его. и скоро была достигнута большая техническая победа. Вместо одиннадцати часов новое приспособление может беспере
бойно работать два месяца. Коллек
тив сэкономил время н увеличил выпуск снарядов.
Война научила стахановцев работать невиданными, небывало высокими темпами. Величайший патриотический под’ем, вызывающий са
мые лучшие, самые благородные стремления у защитников столицы, творит чудеса.
24-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции наступает в суровое время жесточайших боев с заклятым врагом со
ветской страны. Москвичи встречают великую годовщину с гордо подня
тыми головами, с •непоколебимой
верой в близкую и окончательную победу над фашистскими варварами.

ТРУДОВАЯ

ДОБЛЕСТЬ патриотов

МОСКОВСКИЕ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ
НА БОЕВОМ ПОСТУ
На одном из участков Московского железнодорожного узла был по
врежден путь. Это могло надолго задержать составы, которые перевозят оборонный груз.
— Вечером поезд должен прибыть к месту назначения — таков был боевой приказ.
Дорожный мастер Коршунов, один из старых, кадровых путейцев, соб
рал лучших людей и немедленно принялся за ремонт. В этот день стахановцы проявили подлинный трудовой героизм, работая на ре
монте путей каждый за двоих, за троих. Приказ был выполнен в срок. Вечером поезд прибыл к месту назначения.
Когда над Москвой нависла опасность и враг начал приближаться к подступам любимой столицы, кол
лектив Н-ской дороги Московского узла об’явил себя мобилизованным. Каждый путеец, каждый машинист считает своим священным долгом работать лучше, чем когда-либо.
А. Г. Шабанов — лучший дорожный мастер службы пути. Он вме
сте с группой стахановцев владеет переходящим красным знаменем, которым служба пути награждает лучших путейцев.
Много замечательных примеров трудового под’ема дает коллектив паровозного депо Н-ской дороги. Каждый день рабочие этого депо проявляют в борьбе за высокие тем
пы ремонта подлинный героизм. Котельщик Комиссаров отремонтиро
вал паровозную топку в горячем состоянии.
Никогда раньше ни один котельщик не делал этого. Топки охлаждались. На это уходило много времени Сейчас же, когда дорога каждая минута, паровоз не может дол
го оставаться в ремонте. Котельщик Комиссаров, беззаветно преданный родине патриот, пренебрегая опасностью для жизни, совершил трудо
вой подвиг. В невиданно короткий срок он отремонтировал горячую топку, и паровоз снова вышел на пути.
Несколько суток без перерыва работал токарь Елистратов. Не останавливаясь ни перед какими труд
ностями, давая по три нормы в смену, он досрочно выполнил специальное задание.
Московские железнодорожники знают паровоз № 42-44. Его водит машинист-кривоносовец Са-син. Своими силами машинст отеплил па
ровоз. Его бригада, отказавшись от посторонних услуг, самостоятельно выполняет промывочный ремонт.
В любой момент патриот-машинист готов повести тяжелый состав, груженный боевыми машинами, оружием, боеприпасами.
Лучшие люди Московского железнодорожного узла всеми силами помогают обороне родной столицы

Боевая продукция

стахановцев

НА Н-СКОМ ЗАВОДЕ МОСКВЫ
С начала отечественной войны Н-ский завод Москвы переключился на выработку боеприпасов для Красной Армии.
Набирая все большие и большие темпы, самоотверженно трудится коллектив завода, перевыполняя правительственные задания.
— Ни один станок не должен стоять без дела, — заявили стахановцы завода.
И это свое обязательство выполняет с честью каждый рабочий, каждая работница.
Шлифовщик механического цеха тов. Потапов обязался заменять двух ушедших на фронт товари
щей. Потапов работает за троих и вырабатывает систематически более трех норм.
Конструктор завода тов. Ярцев пошел работать в цех наладчиком группы токарных станков. Внима
тельно й кропотливо учит он большую группу молодежи. Все станки участка работают бесперебойно, молодые токаря систематически перевыполняют нормы выработки.
Образцы высокой стахановской производительности показывают
женщины. Жена мобилизованного в Красную Армию бойца токарь Ежо
ва высоко держит почетное звание двухсотнипы.
На заводе идет соревнование смен. И как результат многие рабочие це
ха неуклонно повышают количество и качество боевой продукции, на
много перекрывая свои предоктябрьские обязательства.
Коллектив завода встречает XXIV годовщину Великой Октябрьской со
циалистической революции новыми производственными успехами.
Точная, быстрая разведка нужна в любых условиях войны. Этими качествами обладает моторвзведывательная рота, которой командует Петр Иванович Захльгпа. Рота не раз проникала в глубокие тылы противника, осуществляя связь командования, с партизанскими отрядами, и с боями выходила нз вражеского окружения. Однажды Петр Иванович хладнокровием. выдержкой и стойкостью обратил в бегство пять фашистских авто
матчиков, напавших на него в разводке, а двоих уложил гранатой на месте. Санитарный инструктор роты Шура Муравьева — такая же славная патриотка своей родины, как. и все бойцы Она не раз была
обстреляна, когда спасала жизнь бойцам. На снимке: П. И. Захлыпа и Ш. Муравьева в разведке. Фото Л. ПЕТРОВА

БУДЕМ БЕСПОЩАДНО ИСТРЕБЛЯТЬ ФАШИСТСКИХ СТЕРВЯТНИКОВ

В беседе с нашим корреспондентом полковник И. И. Комаров сообщил:
— За последний месяц противник усилил воздушные налеты на Москву. Но почти все они были неу
дачными и заканчивались большими потерями для противника.
Это подтверждают подведенные нами итоги воздушных боев на подступах к столице за последние 4 недели.
В октябре противник старался воспользоваться каждым возможным для полетов днем, чтобы со
вершить нападение на столицу. Но стойкие защитники Москвы, бесстрашные истребители Московской
зоны ПВО днем и ночью достойно встречали фашистских стервятников.
В результате успешных действий наших славных летчиков и всех
частей противовоздушной обороны столицы в течение октября под Москвой было сбито около 300 вражеских самолетов. -
Вследствие таких огромных потерь фашисты вынуждены были применять для налетов на Москву давно устаревшие типы самолетов, как «Ю-5 2» и «Ю-87». Один из сбитых на подступах к. столице самолетов — нового типа, по всей веро
ятности экспериментальный. Но этот «эксперимент» закончился тра
гически для четырех ноздушных бандитов, нашедших себе смерть на советской земле.
Ничего нового в тактике при воздушных налетах на Москву противник пе применял. Как и раньше, при попытках налета на Москву фашистские летчики пользова
лись исключительно воровскими приемами. Приближаясь к Москве, они всячески старались прятаться за облаками. Этот излюбленный «метод» фашистских стервятников характеризует их трусость, боязнь встретиться в открытом воздушном бою с нашими бесстрашными сталинскими соколами.
Как правило, в ясную поводу немецкие летчики даже не пытаются совершать налеты на Москву, по
тому что они не уверены в своих
силах. Это подтверждают немецкие летчики, взятые в плен, которые говорят, что им не разрешается вступать в воздушный бой с совет
скими истребителями, если на их
стороне нет большого превосходства в силе. Но даже и при явном пре
восходстве сил противнику не удается выигрывать бой у совет ских истребителей.
На-днях четверо бесстрашных летчиков-истребителей — тт. Заха
ров, Рябов, Мерзляков и Москалев — были встречены большой группой фашистских истребителей. Воспользовавшись своим значитель
ным численным превосходством,
опи окружили наших истребителей и хотели их уничтожить. В воздухе разыгрался жаркий бой, в ре
зультате которого наши истребители сбили пять фашистских самолетов,
а остальные, несмотря на то, что их было почти в два раза больше, удрали.
Командир подразделения тов. Пруцков один бесстрашно дрался
против пяти истребителей и все же из этого неравного боя вышел победителем: четыре фашистских
истребителя он сбил, а пятого обратил в бегство.
Истребитель тов. Александров за один день сбил три самолета.
Можно было бы привести десятки подобных фактов, характеризующих стойкость, мужество, отвагу и бесстрашие славных истребителей Московской зоны ПВО, самоотверженно охраняющих подступы к столице.
Партия и правительство высоко оценили боевую работу истребителей Московской зоны, наградив сме
лых и отважных воздушных бойцов
орденами и медалями Советского Союза. В ответ на высокое награж
дение бесстрашные истребители на другой же депь сбили 47 самолетов противника.
Сейчас помимо охраны столицы от воздушного нападения противни
ка истребители Московской зоны выполняют и другие боевые задапия. Наши летчики уже неодно
кратно совершали штурмовые нале
ты на аэродромы, базы, военные об екты противника.
Особенно больших успехов доби лись подразделения командиров Демидова, Пнсанко и Рыбкина. В ок
тябре штурмовыми налетами этих подразделений уничтожено 50 само
летов противника на аэродромах, несколько десятков танков, большое количество автомашин, склады боеприпасов, много орудий и снаряжения. а также больше тысячи немецких солдат и офицеров.
Мы будем еще более жестоко расправляться и беспощадно уничтожать зарвавшегося противника, пы
тающегося прерваться к сердцу нашей Родины — Москве.

ДРУЖБА

В БОЮ

МАЛОЯРОСЛАВЕЦКОЕ напраВ- ЛЕНИЕ, 2. (Спецкорр. ТАСС). Красноармейцев Ивана Границу и Миха
ила Трофименко всегда можно видеть вместе — и на боевой вше, и на отдыхе. Если появился Трофименко, бойцы говорят: значит и Граница здесь. Во всем полку их зовут близнецами Можно подумать,
что эти два молодых украинца и впрямь родные братья. Но ничего подобного. Один из них — мелито
польский никелировщик, другой - харьковский слесарь. И познакомились они лишь в дни войны. Но их дружбе могли бы позавидовать любые братья. Она родилась и окрепла в боях за родину.
Граница и Трофименко — старшие звукометристы Н-ского разве
дывательного дивизиона. Они блеотяще справляются со своими обя
занностями и, казалось бы, должна быть довольны своей службой родине. Но не таковы эти боевш друзья
Часто к командиру является Ивд Граница.
— Товарищ командир, пошлите разведку.
— А аппараты работают? — Нормально.
— О кем пойдете?
— Да уж известно с кем, с Трофименко.
И друзья отправляются в сам опасные разведки. Недавно они дол
жны были узнать, где расположены части противника. Граница и Трофименко с двумя товарищами осто
рожно пробрались в расположена фашистских войск.
— Выходим к одной деревушке, рассказывает Граница. — Перед на
ми фашистские войска. Посмотрели назад — тоже немцы. Определи численность врага, мы незаметно перебрались через реку Н. и вернулись обратно. Через несколько ми
нут обнаруженное нами скоплени фашистской пехоты было уничтожено смертоносным артиллерийским огнем.
Однажды наши батареей попали в окружение врага. Артиллеристы раз
делились на три группы и пошли о боем прорывать вражеское кольцо, Трофименко и Граница под ураганным огнем вражеских автоматчиков поползли к немецким противстанкоковым орудиям.
— Ну, друг, держись! — крикнул Граница.
— Мы им покажем, гадам, — отоввался товарищ.
Друзья еще крепче сжали в руках автоматы н поползли дальше. У орудий были два немца. Они бешено стреляли в смельчаков. Но четкая пуля друзей сразила одного фашиста, другого они мигом обезоружили. Однако рядом — из колхозного сарая—огонь не прекращался. Граница и Трофименко повернули орудие дулом к сараю и хо
тели дать залп по фашистам. Но ничего не выходило. Они впервые встретились с такой системой и не могли открыть затвор. Лишь через несколько минут раздался выстрел. Мимо... Небольшая поправка, и второй залп угодил в сарай. Тот вспы
хнул заревом, послышались оглушительные взрывы — рвались снаряды врага. Все, что было в сарае,-
рудия, снаряды, немцы — сгорело. В лагере врага началась паника. Советские артиллеристы рванулись вперед, прорвали вражеское кольцо, переправили через реку все орудия и перебрались сами. Кроме того, я этот раз было захвачено 11 «языков».
Так действуют боевые друзья. Недавно в один день у них было два радостных события: днем они о отличными результатами вернулись и разведки, а вечером их приняли в ряды коммунистической партии Друзья крепко пожали друг друг руки.
— Так поклянемся же, друг, что мы еще беспощаднее будем уничтожать фашистских гадов, — взволнованно произнес Иван Граница
— Клянусь, — ответил Михаил Трофименко.
Е. КОРЯВИЧЕВ.
На подступах к Москве. Рабочие Московского завода эндокринных и витаминных препаратов сооружают противотанковый ров.
Фото Б. ВДОВЕНКО

Артиллеристы

Балтики

ЛЕНИНГРАД, 3. (По телефону, Наш корр.). Корабль получил задание — занять боевую позицию
нанести удар по фашистам, окопавшимся на подступах к Ленинграду.
Командир подразделения старшя лейтенант Деев и политрук Макаров детально ознакомили краснофлотцев с поставленной задачей. Раздала сигнал боевой тревоги. Мгновениеи все на местах. Тов. Деев подай команду. Все внимание сосредоточено на том, чтобы как можно точнее навести орудие. Быстро и четко работают заряжающие. Снаряды один за другим летят во вражеский лагерь. С фронта сообщают, что результаты стрельбы отличные. Уничтожены несколько фашистских танков, бронемашин, автомобилей ив
вая сила врага. Но противпик подтягивает новые силы, устанавливав! новые орудия.
Краснофлотцы спокойно продолжают работать у своих механизм посылая залп за залпом в расположение фашистских батарей Скоро часть этих батарей оказывается выведенной из строя. Но фашисты
унимаются, опи продолжают иа оставшихся орудий обстреливать корабль. Гвутся снаряды. Артиллери
сты с еще большей энергией обстреливают берег, занятый гитлеровски бандой.
Несмотря на все усилия противника. ему не удалось вывести
строя ни один боевой механй красавпа-корабля. Попрежвему
ны боевой готовности его люди
славные защитники великого города.

ЗДЕСЬ РОЖДАЮТСЯ СНАРЯДЫ

МЕСЯЦ ВОЗДУШНЫХ БОЕВ НА ПОДСТУПАХ К МОСКВЕ