Женщины и девушки! Овладевайте мужскими профессиями,

заменяйте мужчин, ушедших на фронт!

(Из лозунгов ЦК ВКП(б) к XXIV годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции).
Комсомолки Полит Коротаева! работает в 1-м троллейбусном парке г. Москвы, на Линии № 12. Она Ь короткий срок овладела спе циальностью водителя троллейбуса, искусно и смело управляет машиной. Полина Коротаева — одна из лучших водителей парка, За время своей работы ока не допустила т ОДНОЙ аварий. Фото Л. СМИРНОВА

НОВАЯ ПРОФЕССИЯ

ПОЛИНЫ КОРОТАЕВОИ

ПО ПРИЗЫВУ

РОДИНЫ

Работницы Щепепилышковскогс трамвайного парка, хорошо знавшие кондуктора Клавдию Кораблину, бы
ли немало удивлены, когда Клава полушутя-полусерьезно как-то ска- Вала:
— Ну, девушки, прощайте. Ухожу ОТ Еас. Нашла другую работу...
Однако, на другой день и в последующие дни Клава аккуратно Приходила в депо, хотя на линию йе выезжала.
...В одном из цехов ЩепетильНйковского парка работало уже нес
колько Женщин. Под руководством инструктора они осваивали сложные станки, на которых изготовлялись важные и ответственные детали.
Нужно было срочно заменить па производссве мужчин, уходивших на фронт. Вместе с другими кондукто
рами, Клава одной из Первых иЯК явила согласие обучаться * мужской профессий. Работа была Ие из Легких. Но Кораблика прекрасно понимала -— так требует редина.
Начальник цеха Николай Иванович Марков приветливо встретил мо
лодую работницу. Время от времени подходил он к револьверному стан
ку, у которого СДойла Клава, И как бы невзначай бросал ободряющую фразу:
— Получается неплохо. Только не спеши...
На следующий день т. КораблйНй уже самостоятельно работала у
станка, а через две нёДеЯН перекрывала норму.
Еще и полутора месяцев не прошло с тех пор, как Клава сменила сумку кондуктора на резец токари, а в цехе о ней говорят, как о лучшей работнице. Она ежедневно вы
полняет производственное задание
на 220—240 процентов, работает без брака.
Все свои силы отдает Клавдия Кораблина порученному делу
Когда нужно — не покидает цеха по две смены под ряд. Она ни разу не задержала последующих опе
раций, с ее станка детали всегда сходят в нужном количестве.
В цехе таких работниц Немало. С каждым днём повышают стаха
новки производительность труда. Елена Войцеховская, Анна Абакши
на, Татьяна Никитина, комсомолка Александра Резинкииа, заменив ушедших на фрсйт мужчин, показывают образцы трудовой доблести.
Несколько дней Назад молчаливая, скромная Клава поразила весь цех — выполнила 275 процентов нормы.
— Мы обязаны работать еще лучше — заявила она. — Во что бы то ни стало догоню до 360 процентов.
Это — слова настоящей советской патриотки.

НАЧАЛЬНИК ЦЕХА

ЕЛЕНА КУДРЯВЦЕВА

В первые дни отечественной вой ны начальником теплового цеха од ного из авторемонтных заводов сто
лйцы назначили двадцагипятилетнюю комсомолку Елену Кудрявцеву Прежде на этом посту работал мужчина. За эти несколько месяцев мо
лодая женщина стала знающим и опытным хозяином порученного ей участка.
Добиться согласованной и эффективной работы множества людей И агрегатов — дело нелегкое. Правда, Кудрявцева знала производство а прежде, — работала мастером. Но
теперь, на новой работе, перед ней встало множество новых вопросов организации производства, расстановки людей, снабжения материалами.
Кудрявцева сумела отлично овладеть всем этим сложным комплек
сом вопросов. Уж такова природа этой славной советской патриотки— отдавать себя целиком делу, кото
рое ей поручено, во что бы то ни стало добиться успеха.
Кудрявцева пользуется авторитетом среди рабочих и руководителей завода. Ее цех — один из передовых.
Экзамен происходил на Садовом кольце столицы. Когда Полина во
шла в троллейбус и заняла место водителя, один из членов экзамена
ционной комиссии посмотрел на нее
с недоверием. Невысокая стройная девушка внешним обликом напоминала школьницу. И казалось стран
ным, что ей можно поручить уп
равление такой громоздкой тяжелой машиной.
Но Полина твердой рукой взялась за штурвал, уверенно повела трол
лейбус по трассе. Даже на самых трудных участках линии она не терялась. Правильно об’езжада стрел
ки, ровно, осторожно вела машину на стыках контактной сети. Она не сделала ни одной ошибки. Мнение Комиссии оказалось единодушным:
—- Полину Коротаен,у можно без опасения назначить водителем на Люб й троллейбусной линии Москвы. Она хорошо Владеет штурвалом, педалью, отлично изучила правила уличного движения, знает уст
ройство машины. Экзамен Выдержан на «отлично:».
ДевятнадцатилетняЯ комсомолка Полина Коротаева пришла на кур
сы водителей троллейбуса из конторы, где успешно выполняла обя
занности статистика. Но подвижной девушке, завзятой спортсменке, не раз бравшей призы на состязаниях бегунов и велосипедистов, не сиде
лось за конторским столом. Полину отговаривали:
— Берешься за мужское дело. Трудно, не выдержишь.
Она отвечала упрямо:
— Чем труднее, тем интереснее. А девушка, да еще комсомолка дол
жна уметь заменить мужчину на любой работе.
Каждый вечер, без отрыва от производства она посещала курсы во
дителей, Ее привлекала не только техника управления. Полина пыт
ливо и упорно изучала устройство машины, мельчайшие детали механизма, мотора.
Больше трех месяцев прошло с тех пор, как Полина Коротаева впервые самостоятельно повела свой троллейбус по центральным магист
ралям столицы — по линии № 12. Уже вспыхнуло, разгорелось пожа
ром пламя великой отечественной войны. И Полина, берясь за штурвал, снова и Снова радовалась сво
ей новой профессии. Какой нужной, важной оказалась она в это грозное время!
Коллектив троллейбусного парка
Н. ДИЛИГЕНСКАЯ
провожал на фронт все новых бойцов. Полина Коротаева смогла одной из первых встать на смену ушедшим. Это придавало ее второй спе
циальности новый высокий смысл:
она работает для обороны, для фронта.
Военная обстановка повысила ответственность водителя троллейбуса, неизмеримо усложнила его труд. Одних знаний, умения управлять ма
шиной уже мало— нужны огромная физическая выносливость, выдерж
ка, прдчас незаурядное мужество. Водитель Полина Коротаева в полной мере обладает этими качествами.
С рассвета и до позднего вечера она почти не расстается со своей Машиной. Днем троллейбус на короткое время переходит в руки сле
сарей — возвращается в парк на технический осмотр. Но и в эти краткие часы отдыха Полину почти всегда можно увидеть около трол
лейбуса. Она тщательно следит за осмотром, помогает слесарям: ее ма
шина должна выйти на линию в образцовом порядке.
Но и самой приходится выполнять роль слесаря, браться за ключ. Троллейбус капризен: то на бок свернулась головка токоприемника,
то предохранитель требует замены, то перегорел уголек в обойме... Все это нужно уметь исправить, наладить. И на конечной станции Коротаева аккуратно, регулярно производит текущий ремонт, — производит сама, без помощников, со сно
ровкой заправского слесаря. Она знает: малейшая задержка грозит остановить все движение на линии; теперь, в военное время, это преступно.
...Темен осенний вечер. Дома укрылись от врага, притаились в тени. Лучи света из фар прорезают мрак, но он от этого становится еще гуще и чернее. В эти вечерние часы водителю нужно особенно на
прягать зоркость, внимание. Любой пустяк может стать причиной ава
рии. Вот на перекрестке чья-то тень метнулась прямо под колеса маши
ны; зазевавшийся неосторожный прохожий пытается перебежать ули
цу. Но у девушки-водителя острое зрение, сильные руки, послушная крепкая воля. Не теряясь ни на
секунду, она сделала как раз то, что нужно: затормозила и быстро Вывернула штурвал. Прохожий спасен. Лицо водителя осталось спокойным. Только крепче сжались гу
бы, да брови нахмурились, Паосажиры ничего не заметили.
Свою двенадцатую линию Полина знает детально. За три месяца работы у нее не было ни единой аварии,
Нередко приходится вести троллейбус как раз в те часы, когда над городом кружатся фашистские хищники. Но и в эти минуты она остается, как всегда, спокойной и выдержанной. Быстро подводит ма
шину к более безопасному месту и всегда находят слова ободрения для взволнованных пассажиров.
Однажды оказалось, что некому дежурить ночью в команде ПВО. Полина, несмотря на усталость, вызвалась Заменить отсутствовавшего бойца. Она Поднялась на вышку. Как раз в эту ночь несколько фа
шистских самолетов прорвалось к Москве. Один из них бросил непо
далеку от вышки фугасную бомбу. Вышка затряслась, закачалась, как мачта корабля во время бури. Но девушка, „оглушенная, испуганная, и здесь не забыла о долге. Протянула руку к телефонной трубке, позвонила в штаб, четко и толково со
общила, где и в каком направлении произошел взрыв, куда нужно по
сылать помощь. А на утро, как и всегда, вела свой троллейбус по линии № 12.
Полина Коротаева лишь одна из многих. Сотнй девушек в дни вой
ны заменили1 мужчин у штурвала троллейбуса. Большинство работает самоотверженно, упорно преодолевает трудности новой профессии.
Такова ровесница Полины стахановка первого троллейбусного парка
Вера Сафронова. В самый короткий срок она стала отличным, искусным водителем, ездит без единой аварии.
Такова Ольга Юлина, бывший кондуктор, освоившая новую специальность в начале войны. Эта девушка уже на второй день работы про
явила незаурядное хладнокровие, мужество. На ее троллейбус наскочил грузовик, неожиданно вылетевший из-за угла, но искусным маневром она предотвратила аварию.
В многотысячной армии московских патриоток, отдающих без от
каза свой труд, свои силы обороне любимого города, девушки — води
тели троллейбуса — занимают одно из почетнейших мест.
ПАТРИОТКИ СТОЛИЦЫ

ПРЕКРАСНЫЕ

МАШИНИСТЫ
Муж Надежды Крыловой — ма, глинист депо Лосиноостровская. Он отправился на фронт водить воинские эшелоны, и в депо стало маши
нистов меньше. Надежда Крылова обратилась в партком:
— Мужа заменить хочу. Помогите мне, научите.
Прошел срок, и домохозяйка стала отличным помощником машиниста маневренного паровоза. Ей бы
ло нелегко. Казалось, — не осилить сложную технику, но патриотка не
отступилась от своего намерения и добилась своего. Теперь она еже
дневно стоит на левом крыле своей машины н комплектует составы.
Секретарь профорганизаций вокзала Мария Шалпегйиа пошла по стопам Крыловой. И она изучила профессию помощника паровозного машиниста. Обе женщины отлично работают.
— Шалйегина и Крылова Не хуже мужчин с паровозом обращаются. — заявляет начальник депо, Они прекрасные машинисты, мастера своего дела.

ЗА СЛОЖНЫМ

СТАНКОМ

Сложный резьбо-шлифовальный станок — единственный на всем заводе. Самую тонкую работу производила эта умная машина. Хозяином станка был молодой шлифо
вальщик Андреев. Получилось так, что он один на нем работал.
Когда ушел Андреев в армий, выяснилось, что есть кого с ним сравнить. Сейчас у станка стоит комсомолка Зина Абаринова, Она не новичок на заводе. Работала на других станках, перешла потом в заводоуправление, а теперь вновь а цех вернулась. Освоилась она и С этим станком ничуть не хуже Своего предшественника. Приходили рабочие, инженеры—смотрели, удивлялись, а теперь привыкли. Зина пре
красно выполняет сложную, тонкую работу.

Осмотрщик

вагонов

По стальным: магистралям мчат мощные паровозы и электровозы. Они везут бойцов, боеприпасы, вооружение. Поезда идут на фронт.
На стыках по стрелочным пере
водам ровно стучат скаты вагонов. Малейшая неисправность может на
рушить движение, затормозить беспрерывный поток.
Анна Михайловна Ларионова — квалифицированный осмотрщик. Да
же не верится, что эта женщина, прекрасно разбирающаяся в этом
сложном хозяйстве, еще недавно, была обыкновенной домашней работницей.
У Анны Михайловны хорошо развит слух и зоркость глаза. По слу
ху она узнает состояние колес и осей, на глаз определяет исправность упряжного прибора. Квалифицированная осмотрщица не пропустит ни одной детали и безошибочно определит ее болезнь.
На Н-ском вагонном участке Московского железнодорожного узла Анна Михайловна по нраву слывет самой передовой осмотрщицей ва
гонов. Как лучшую из осмотрщиков ее выделили бригадиром. Сейчас Анна Михайловна обучает женщин, недавно пришедших работать на транспорт. В честь XXIV годовщины Октября она обязалась подгото
вить четырех квалифицированных осмотрщиков.
На Н-ском предприятии столицы. Техник Н. Парчипская, заменяющая сверловщика, выполняет две нормы.
Фото Вл. МИНКЕВИЧА
в М. ОЛЕХНОВИЧ

В ЕДИНОМ СТРОЮ

ОТВЕТ

ПОЛИНЫ МАЛАЕВОЙ Н

А МОСКОВСКОМ Н-ском маши
ностроительном заводе к неженской работе относили по привычке и специальность лакировщика. Даже Галкину как начальнику цеха никогда не приходило в голову подо
брать на это место женщину, пока сама жизнь не поставила перед ним эту задачу. В дни войны ла кировщики, крепкие, молодые рабо
чие, были призваны в действующую армию.
Война не допускала ни малейшего снижения темпов. От лакиров
щика же кроме крепких мускулов требовались ловкость, аккуратность, почти женская тщательность. Сочетание не частое, требующее подготовительной работы. Где же отыщешь сразу такого человека?
В это время в цех прислали новую работницу.
— Дайте мне любую работу. Муж — на фронте, а я здесь буду помогать своей стране. Не могу я сидеть дома в такое время, — сказала По
лина Малаева, жена заводского рабочего-ополченца, и ждала ответа.
Начальник цеха пристально осмотрел крепкую, ладную женщину
оо смелым взглядом и решительными движениями.
— А трудной -работы вы не бойтесь? Справитесь? — спросил он, приняв сразу же решение.
— Что ж, кто-то должен и трудную работу делать. Ваз нужно — справлюсь, — спокойно ответила Полина.
— Становитесь на лакировку; посмотрим, что получится, — доба
вил Галкин скорее для себя, нем для Полины.
Малаева раньше никогда не была на заводе Большую часть своей взрослой жизни занималась домаш
ним хозяйством. Но добровольно взявшись за трудную работу, она терпеливо перенесла все первоначальные тяготы, пока не привыкла,
не приспособилась. Болели руки, перебрасывающие за день восемь с лишним тонн тяжестей; напрягались зрение, внимание. Полина не отступала. Часто приходили взглянуть на ее работу и мастер и на
чальник цеха, — она не терялась, действуя смело и находчиво. Пальцы ее с ласковой гибкостью каса
лись предмета. Она чувствовала себя нужной, полезной, она принимала участие в подготовке гибели веро
ломного врага. Каждая отделанная вещь была товарищеской поддерж
кой мужу и тысячам незнакомых, но дорогих бойцов.
Через некоторое время, попривыкнув, она медленно, неуклонно ста
ла набирать темп: 120, 150, 175, 200 процентов. Она с сожалением уходила из цеха. Он становился единственным местом, где было сосре
доточено все, что наполняло ее большой творческий радостью, давало удовлетворение.
— Ну, как, Полина, не тяжело? — спрашивал иногда при встрече начальник цеха.
Полина улыбалась, поднимала руку и, согнув ее в локте, напрягала мышцы:
— Могу теперь при случае врукопашную с немцами пойти! Мускулы, как у боксера!
Опасность, нависшая над Москвой, отдалась в сердце Полины нестерпимой болью. Ей хотелось схва
тить винтовку и бежать навстречу разнузданной орде, чтобы собственными руками расправиться с захватчиками. Но она отлично понима
ла, что борьба С врагом ведется не только на передовых позициях. Линия фронта проходит и на ее заводе, в ее цехе, у ее рабочего ме
ста. Сдержав кипевшую ярость, она заставила свои руки еще более лег
ко и ловко выполнять знакомый процесс отделки. Две с половиной нормы — это ответ Полины Малаевой на попытки врага продвинуться к столице; две с половиной нормы
— это ее доля участия в обороне Москвы.
— Вы не жалеете, что поставили на это место женщину? — спросила она как-то начальника цеха.
— Нет, — искренно ответил сн. — Война дала мне хороший урок.
ГНЕВ
МОСКВИЧКИ
КОГДА пришло время Тоне Фоминой выбирать себе дорогу в жизни, она, невзирая на советы благожелателей заняться работой полегче, сделалась токарем механического цеха. Она была старатель
ной работницей, аккуратной. Но както так получалось, что серьезную работу поручали мужчинам, а ей приходилось обтачивать второсте
пенные детали, не требующие ни большой сноровки, ни зрелого мас
терства. Спокойная и скромная девушка добросовестно выполняла за
дания и не придавала значения традиционному отношению к ней как к девушке-токарю.
Только в дни войны становилось ей иногда горько, хотелось сделать больше, лучше. Поэтому в часы воздушных тревог она особенно ста
ралась выразить свое презрение к врагу, с рвением работая у своего станка.
Тоня любила Москву всегда. Любила ее нарядные, оживленные улицы, высокие дома, украшенные цветами скверы, сверкающий ас
фальт мостовых. Москва была для нее не просто красивым городом, но символом свободной, прекрасной жизни. Тоня примирилась со всеми изменениями, которые придали Мо
скве вид города-воина. Но она не могла примириться с теми ранами, которые наносили воздушные бан
диты священной столице нашей страны. Гнев ее возрастал с каждой новой подлостью врага. Она долж
на была отомстить. Она не могла не мстить за свой город, эта рядовая, настоящая москвичка, полю
бившая его еще больше в скорбные для него дни.
И она отомстила.
Недавно заводу было передано задание на изготовление нового вида боеприпасов. О силе их расска
зали рабочем. К работе надо было приступить срочно, до разработки технологического процесса, по рабочим чертежам. Лицо Тонн выража
ло такую ярость, такую решимость, что начальник цеха, презрев все традиционные установления, сразу же вручил ей чертежи: — Сделаешь, Тоня?
Она взглянула на него и выдавила короткое: -— Да!
И стала знакомиться с заказом.
Стахановка-двухсотница НеСкоюо завода шлифовщица В. Калмыкова. Фото Вл. МИНКЕВИЧА И М. ОЛЕХНОВИЧ

ВОЗДУШНЫЕ БАНДИТЫ

Над Москвой бессонною ковш Большой Медведицы. Площадь Маяковского смотрит на него.
В полосах прожектора самолеты вертятся, Не найти обратного пути им своего.
Смерть найдут налетчики под обстрелом яростным, Под огнем зенмтЧиков вспыхнет их крыло.
Полетят стервятники по воздушным ярусам, Изверги-налетчики, сеявшие зло.
Там, где зал Чайковского с белыми колоннами, Где метро-убежище, ходят патрули.
Где мой дом с красивыми, белыми балконами. Я стою дежурная. Самолет вдали.
Грохают зенитные по врагам-стервятникам, И снуют под звездами полосы-лучи.
Будьте вечно прокляты, палачи-развратники. Сердце, гневом к хищникам яростней стучи.
Ольга Криницкая.
ГЕРОИЧЕСКИЕ ЗАЩИТНИКИ ГОРОДА ЛЕНИНА

ЛЮДИ МУЖЕСТВА И ОТВАГИ

бойцов. Он вел ожесточенный огонь. Люди лежали, прижимаясь к зем
ле, и ни кто не знал, сколько еще так придется лежать. Власов
яым примером решил доказать, что красным воинам не страшны и яростное сопротивление врага,
его ожесточенный огонь. Ждать больше нельзя. Нужно сейчас же пробиться вперед и отвоевать у файлстов важнейший участок. Власов поднялся первым. Стремительным! перебежками он пересек зону перекрестного огня, достиг рубежа, залег и уже с близкой дистанции стал обстреливать гитлеровские гнезд. Подразделение было позади, м Власов не чувствовал себя сдано
ким. Он прочно окопался и приготовился сражаться с Любым количеством врагов. Он знал, что у советских бойцов есть золотое правил — равняться по переднему.
Бесстрашие одного подняло остальных. Все подразделение рвалось в атаку. Теперь уже йичт: не могло оста повить бойцов. Прйив был выполнен.
Красноармеец Власов награяда орденом Красного Знамени.
***
Орденом Красного Знамени награжден политрук А. М. Черныйхрабрый, бесстрашный Вони. Вовремя боя был ранен командир батальона. Политрук Черный не рг стерялся и принял На себя командование батальоном. Несколько дне! подразделение вело героически борьбу с фашистскими захватчикми. Политрук умело руководил боем. отразив четыре атаки превоет: днаших сил противника. Мужественный политрук Черный решил отбить у фашистов охоту к атакам.йт поднял бойцов, и с криками «уре все ринулись на штурм врага. Вне реди был политрук. Потеряв десяг ки убитыми и ранеными, оставв на поле боя пять станковых пулеметов, фашисты бежали под папском наших бойцов.
***
Малепькая женщина в комм костюме, с тяжелой санитарной суйкой на боку быстрыми шагами да жется по берегу реки. Предстой уложить в лодку тяжело ранены Их нужно срочно эвакуировать.
менкий артиллерийский наблвд тель замечает подходящую для
цель. На участок, где лежат ранг тле, летят мины. С воем разлетются осколки. Пережидая очередно
налет, санитары ушли в блянд жи. и только маленькая женщин как ни в чем ни бывало попрекнему склоняется над ранеными. Ом успокаивает бойцов. Нет, она не кинет их, что бы ни случи. они будут спасены.
Двое суток под ряд Наташа От бурова перевязывала, укладывал перетаскивала раненых. Она й
лялась в самых опасных мести всюду, где требовалась ее поно
Вот почему так любовно называимя сестры Наташи бойцы командиры.
Тов. Сабурова награждена орд
ном Красной Звезды.
ПАТРИОТКИ СТОЛИЦЫ
Она задала начальнику цеха немного вопросов. Налаживала станок, словно делясь своими мыслями с умной, послушной машиной, и очень скоро приступила к работе.
Она подгоняла свой станок, заставляла его точно обтачивать нужную фронту продукцию и удовлет
воренно вздохнула, когда при подсчете выяснилось, что за день она выполнила суточное задание.
В тщательной работе Тоня дает выход своему гневу против врага, и во имя разгрома его она посте
пенно увеличивает выработку. До 225 процентов нормы она уже до
шла. Но нет предела ее ненависти к фашистам. Нет еще предела и про
изводительности труда этой славной дочери Москвы
***
...В суровые дни войны, когда люди познаются только по их де
лам, немало работниц вышло на первую линию. Они проявляют блестящую выдержку, энергию, отличные организаторские способности.
Вера Максимова третий год на заводе. - Администрация цеха пенила серьезную табельщицу, но по не
писаному закону не пыталась ей
предложить работу посложнее. Когда же распределитель цеха был призван в армию, Вере пришлось занять его место. Ответственная опе
ративная работа распределителя
усложнилась в последнее время еще более, потому что заказов стало больше, а подсобных пабочих — вчетверо меньше. Но Вера легко
нашла нужный язык, установила те отношения, которые, как принято считать, приобретаются лишь путем опыта. Цех работает без лихорадки.
Этого добилась недавняя скромная табельщица.
Л. БЕЛЕЦКАЯ.
ЛЕНИНГРАД, 4. (По телефону. Наш корр.). В частях, действую
щих на Ленинградском фронте, — много замечательных бойцов, командиров и политработников. Они отдают себя целиком священной борьбе с фашистским зверьем. Каждо
му из них приходилось десятка ра-з смотреть смерти в глаза. Осатанелый враг питался сломить нх во
лю шквалами снарядов, огневым ливнем трассирующих пуль. Они видели, как падали сраженные их товарищи и братья По оружию, но оставались на месте, когда был приказ держаться; они шли вперед, когда был приказ наступать.
Вот некоторые из них, награжденные орденами Союза.
***
На поле боя бывают минуты, когда поведение отдельного красноар
мейца может отразиться на ходе операции, когда присутствие духа, мужество и дерзость одного челове
ка могут поднять на подвиг целое подразделение и обратить врага в бегство. Так было и с красноармейцем Власовым.
Бой затягивался, враг всеми силами решил остановить красных