Выступление члена миссии США

в Москве г-на Батта по радио

НЬЮ-ЙОРК, 2. (ТАСС). Выступая по радио, член американской миссии, посетивший Яоскву, видный представитель органов обороны США Батт призывал к ока
занию более широкой и более быстрой материальной помощи Советскому Союзу. Батт выразил полную уверенность в том, что Советский Союз нанесет поражение Гер
мании при условии. если США окажут СССР достаточную помощь. Батт восхвалял военные усилия Советского Союза и дал высокую оценку советской промышленности и квалификации советских рабочих.
Батт заявил: «Пять недель тому назад президент поручил мне посетить Москву вместе с англо-аме
риканской миссией для совещания с русскими по вопросам оказания помощи Советскому Союзу. Я хочу признаться, что в то время я не был твердо уверен в целесообразно
сти передачи России значительного количества материалов и оборудо
вания, в которых мы нуждаемся в США. Как и многие другие амери
канцы, я полагал, что русские являются хорошими сельскохозяйственными работниками, но плохими техниками. Казалось, что если мы отправим речные станки и обору
дование которые не знают,
каким их наилучше вс
польз это будет равносильно тому, что -мы их бросим на
ветер. Мне было известно также, что, по мнению многих военных
экспертов, русское сопротивление измеряется днями. Я знал также, что многие американцы воздержи
ваются от оказания помощи России потому, что им не нравится советская форма государства.
После пребывания в течение нескольких недель в Лондоне и в Москве мы только что возвратились в США, и я приехал с твердыми }беждениями Однако, прежде чем изложить их, разрешите мне рас
сказать вам кое-что о том, что я видел. Мы видели, как русские ме
ханики собирают английские и американские самолеты. Они ра
ботали так умело, с такой выдумкой и быстротой, что это произве
ло на нас большое впечатление. Они работали по многу часов. У них было мало оборудования, но они изумительно использовали то оборудование, которым они распо
лагали. Мы видели вполне хорошие посадочные площадки, которые были построены в исключительно тя
желых условиях, притом очень быстро. Высушивались болота, холмы сравнивались с землей, выруба
лись леса. Мы видели завод по производству самолетов, а также
завод авиационных моторов. Мы не могли заметить большой разницы между этими заводами и анало
гичными заводами в Соединенных Штатах. Насколько можно было су
дить, эти заводы благоприятно сравниваются с нашими. Было очевидно, что люди работают со знанием дела, работают много. До этого мне казалось, что русские в области механики являются неуклю
жими, небрежными людьми. Однако
я установил, что они изворотливые, способные, технически обученные. Они не расходуют зря материалы и оборудование, они полностью их используют.
Мы встречались со многими русскими офицерами и официальными представителями и совещались с ними в течение долгих часов. Почти все они без исключения являются способными, знающими людь
ми. Они твердо намерены провести дело до конца. Они уверены в том, что даже если Гитлер бросит про
тив них все, что у него имеется, ему никогда не удастся добиться капитуляции русских армий. Они твердо выражали готовность итти на тяжелые жертвы в людях, мате
риалах и в территории, но все же продолжать драться. Малейший намек на сепаратный мир о Герма
нией вызывает их презрение, и я уверен, что они вполне серьезно настроены.
Мы видели, как русские вывозят тяжелое промышленное оборудова
ние из военных зон через Москву, в глубь страны, для того, чтобы установить его в других районах и возобновить производство. Мы ви
дели новобранцев, проходящих по улицам Москвы на пути в армию. Я не зпаю, получили ли они до этого какую-либо тренировку, одна
ко они выглядели как солдаты. Их плечи были расправлены, они дер
жали голову высоко, у них были ясные глаза.
Мы видели Сталина н беседовали е ним. Как бы мне хотелось в до
статочно полной мере описать обед, который он дал в честь нашей миссии в Кремле. Самым замеча
тельным была сама атмосфера Это состоялось в момент, когда не бо
лее чем в ста милях от Москвы происходило одно из величайших сражений в истории человечества.
И несмотря на это, мы сидели в этой огромной зале вместе со Сталиным, его офицерами и официальными представителями. Сам
Сталин произвел на нас впечатление разумного, поразительно осведомленного человека. Во время обеда и в течение последовавшего ве
чера большое впечатление на нас производила их твердая уверен
ность и полная вера в свои силы. Кругом царила атмосфера уверенности, спокойствия, решительности и непоколебимого духа.
Я не пытаюсь преувеличивать или же драматизировать то, что мы видели, только потому, что мы нашли все это интересным и удивительным.
Разрешите мне отвлечься на минуту, чтобы сказать пару слов скептикам. Я думаю, что даже в на
стоящее время найдутся некоторые люди, которые, слушая меня, ска
жет про себя: «Они видели только то, что русские хотели, чтобы они видели». Этим людям я говорю: я не являюсь военным стратегом, од
нако мне известно, что русские останавливают германские танки не тем, что показывают нацистам лишь свои самые лучшие противотанковые орудия. Тем не менее совершенно ясно, что русские останавливают большое количество немец
ких танков. Я не посетил фронт, однако могу подтвердить, что Москва почти совершенно не пострадала
и что она, повиди мому, подготовлена к длительной тяжелой борьбе. Я не знаю русского языка, но мне извест
но, что русские убивают немцев не при помощи пропаганды. Тем не менее потери немцев несомненно очень велики. Я не знаю точно, ка
кое количество рабочих имеется в русской авиационной промышленно
сти, но мне известно, что рабочие, которых мы видели, не были актерами.
Возможно, что предприятия, которые мы видели, это — лучшие за
воды, которыми располагают русские. Но эти предприятия ясно демонстрируют, на что способны рус
ские. Независимо от того, видели ли мы самое лучшее из того, что имеют
русские, или нет, фундаментальным является тот факт, что они дерутся днем и ночью, дерутся отважно и умело, дерутся против общего нашего врага. Фактом является также то, что. поскольку русские несомненно имеют меньше механического оборудования, чем немцы, они вынуждены хорошо его использовать. Другими словами, русские хотят воевать и умеют воевать. Един
ственное, что им недостает, это — вооружение для того, чтобы воевать. Таковы основные факторы.
Фундаментальным является также то, что Англия и Россия поклялись провести эту войну до конца, не отступая до того, как они это осу
ществят. Пользуясь поддержкой Соединенных Штатов, они обладают колоссальным потенциальным превосходством в сырьевых материа
лах и в мощности промышленного аппарата для производства военных орудий. Они могут победить, если получат достаточную помощь в достаточно быстрые сроки. Такова возможность, которую нам предла
гают — доставлять им материалы и доставлять их достаточно быстро.
Какова альтернатива? Если Россия потерпит поражение, то Англия и
Соединенные Штаты окажутся в тяжелом положении. Если Росси
потерпит поражение, а за ней будет разгромлена Англия, то в таком случае США окажутся одни в мире против самой гигантской единой военной машины, которую когда-либо знал мир, машины, которая по
клялась уничтожить нас и которая будет располагать величайшей про
мышленной мощью для поддержки своих планов. Какого курса должны мы придерживаться с разумной, безопасной, эгоистической точки зрения? Ответ является вполне оче
видным — настолько очевидным, что мне непонятно, как разумные люди могут ставить его под сомнение.
Ответ состоит в том, чтобы поставлять материалы — буквально все, что в наших силах, — в наиболее крупных размерах и в такое ко
роткое время, в какое это только возможно; поставлять нм все, что необходимо, поставлять все мате
риалы людям, которые могут их ис
пользовать, причем использовать их умело против врага, который все еще находится на расстоянии тысяч
миль от берегов нашей страны. Мы не должны забывать, что имеем войска, которые проходят обучение и еще полностью не вооружены. Но мы должны также сознавать, что в настоящее время в США нет нуж

ПРИВЕТСТВИЯ СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ

В СВЯЗИ С XXIV ГОДОВЩИНОЙ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В СССР

ды в военных материалах, за исключением таких, которые нужны для обучения, и что в данную ми
нуту военные материалы до смерти нужны в других местах. Эти материалы могут быть сейчас использо
ваны, и они будут использованы для того, чтобы приостановить един
ственную силу, которая могла бы и желает напасть на нас».
При этих обстоятельствах, — продолжал далее Батт, — меня не ин
тересуют социальные и экономические взгляды тех, кто воюет претив Гитлера. Меня интересует то обстоятельство, что горький опыт других и собственные наши интересы ясно диктуют нам такой курс действий: направлять все, что мы мо
жем — каждый самолет, каждый танк, каждый фупт военных мате
риалов — странам, сражающимся против нацизма на их собственной территории с их собственными людьми. Чего бы нам ни стоило не допустить войну к своим берегам, цена не будет слишком велика.
Однако, разрешите мне сказать пару слов в порядке предупрежде
ния. Я говорил об уверенности, о компетентности, о решительности, которые мы наблюдали в России. Но я никоим образом не желаю создать такое впечатление будто мы можем сидеть сложа руки и на
блюдать. как Россия и Англия сами по себе несут основное бремя. Я не могу представить себе что-либо бо
лее опасное и безумное, чем если
бы американский народ полагал, что русское сопротивление дает нам ту передышку, в которой мы нуждаем
ся, что мы выиграли время и что сейчас мы находимся в безопасно
сти. Если удастся обеспечить такое положение, при котором Россия смо
жет продолжать воевать, то нельзя сомневаться в том, что об’единенными ресурсами Британской импе
рии, России и Соединенных Штатов Гитлер в конце концов будет разгромлен. Если же отнять колоссаль
ные ресурсы, которыми располагает Россия, у одной стороны, и пере
дать их другой стороне, то в таком случае разница может оказаться весьма печальной для нас По мере того, как его армии захватывали континентальную Европу, Гитлер приобрел большое количество сырья и большую производственную мощь, но именно сейчас он играет ва-банк. Простое чувство самосохранения требует. чтобы мы сделали все возмож
ное для того, чтобы не дать Гитлеру
возможности наложить свои руки на военно-стратегические ресурсы России.
Потребности Англии и России, которые должны удовлетворить США, очень велики. После потрясающих потерь в Дюнкерке и после ужасных пожаров и бомбардировок, имевших место прошлой зимой, англичане в настоящее время предприни
мают героические усилия, чтобы восстановить потерянное, и в этом отношении они усиленно опираются на нас. Русские доказали, что в борьбе человека против человека, самолета против самолета, танка против танка они не уступают на
цистам, но им нехватает самолетов и танков, они сильно нуждаются в нашей помощи. Мы обещали помочь им. Я уверен, что мы выпол
ним это обещание, если только ясно осознаем, каких это потребует усилий.
В заключение Батт призывал к огромному увеличению и ускорению производства вооружений в США для удовлетворения потребностей Советского Союза и Англии.
НЬЮ-ЙОРК, 4. (ТАСС). В связи с XXIV годовщиной Великой Октябрь
ской социалистической . революции в СССР от видных американских государственных и общественных деяте
лей, а также деятелей науки и культуры продолжают поступать в отделение ТАСС приветствия народам
Советского Союза и их героической Красной Армии.

Движение солидарности

с СССР в Англии

ЛОНДОН, 4. (ТАСС). Централь ный совет английского кооператив
ного союза, представляющего 9 миллионов членов английских коопера тивов и их семей, прислал в по
сольство СССР письмо, в котором просит «передать Сталину, советской армии и русскому народу вы
ражение глубокого восхищения их героической борьбой за у ничто же
ние нацистского господства. Общая наша борьба против гитлеризма, — говорится в письме, — укрепила и углубила взаимоотношения между кооперативными движениями обеих наших стран. Мы гордимся тем
что вместе с героями Ленинграда и Москвы участвуем в почетной борьбе за мир, свободу и между народ ное сотрудничество».
Конференция лейбористской партии Северной Ирландии также прислала приветствие, в котором гово
рится: Братский привет мужчинам н женщинам СССР, которые добле
стно сражаются и отдают свою жизнь за свое отечество. Клянемся делать все, что в наших силах, для оказания вам помощи.
Руководитель комитета
по руководству военной
промышленностью КНУДСЕН
Страна, которая храбро сражается за свои дома, за свой семьи, за свою землю, вызывает восхищение всех американцев. Пусть наградой вам будет победа, ЛАопись вашей исто
рии показывает, что ваа страна никогда не была завоевана Привет!
Помощник министра внутренних дел
США Оскар ЧЕПМЭН
В соответствии с политикой, об’явленной президентом, США становят
ся арсеналом для народов, борющихся за срыв фанатического нацист
ского плана установления мирового господства. Американский народ восхищен мужественной обороной наро
дов России против варварских, безжатостных и жестоких нацистских сил. Американцы убеждены в том,
что необходимо всемерно помогать русскому народу и всем другим народам. которые своей борьбой стре
мятся предотвратить установление системы тирании. Необходимо сде
лать все, что в наших силах, чтобы поддерживать постоянный поток са
молетов, орудий и танков в Россию и всемерно помогать ей в великой борьбе, которую она ведет.
Профессор физиологии медицинского факультета
Гарвардского университета
КЭННОН
В момент настоящего ужасного кризиса, навязанного человечеству
нацистской завоевательной тиранией, все свободолюбивые люди должны поставить себе вопрос: будем ли мы мужественно бороться против варварства, угнетения, жестокости, порабощения или мы смиримся перед гру
бой силой? Многие уже заявили: «Лучше смерть, чем рабство». Всяческого восхищения заслуживает русский народ, который пошел по это
му пути и решительно борется за свободу. Нацисты развязали войну, они принудили своих соседей к войне. Они стремятся уничтожить миллионы жизней своей мощной поенной машиной. Пусть, же они насы
тятся войной! Пусть они узнают, что их жажд# убийства вызвала отча
янную ненависть против них во всем мире, которая не исчезнет до тех
пор, пока не будет уничтожена их гнусная, бесчеловечная идеология.
Дирижер Бруно ВАЛЬТЕР
Выражаю свою глубочайшую симпатию русскому народу, героически обороняющемуся от врага.
Профессор Калифорнийского института технологии БЕЙТМЕН
Упорное сопротивление русского народа неожиданно напавшему на
него германскому спруту заслужило восхищение множества людей во всем мире и в то же время дало возможность мужеству и духу сот
рудничества и доверия вытеснить
чувства страха, неустойчивости и безнадежности.
ЛОНДОН, 4. (ТАСС). Многие видные английские деятели прислали в отделение ТАСС свои приветствия
Советскому Союзу в связи с XXIV годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции.
Председатель совета лондонского
графства Чарльз АММОН
Я поздравляю СССР с XXIV годовщиной его рождения. В то же время от имени населения Лондона я приношу поздравления и выра
жаю восхищение героическим со
противлением доблестного русского народа германской агрессии.
Член парламента
Герцог УИНТЕРТОН
На меня производит глубокое впечатление, и я горячо сочувствую ве
ликим усилиям Союза Советских Социалистических Республик в совместной борьбе всех союзников против угрозы и ужасов нацизма. Величайшее мужество и самопожертвование армии и народов СССР, проявленные за последнее время, выз
вали восхищение всего мира. Пусть же они принесут победу.
Профессор анатомии Манчестерского
университета Вуд ДЖОНС
Как человек, профессией которого является изучение жизни и живых
Крупнокалиберное дальнобойное орудие американской армии, установленное та особой железнодорожной платформе.
(«Лайф»).

Заявление Ситрина

существ, я приветствую своих коллег в СССР, разрешивших столько проблем жизни и ведущих такую славную борьбу за сохранение всего того, из-за чего стоит жить.
Мэр города Ридинга
В. МЭСИЛЬРОЙ
Доблесть русского народа, его армии, флота и воздушных сил не превзойдена в истории человечест
ва. Храбрость и преданность своему
долгу людей, находящихся в тылу, — это тоже одно из замечательней
ших явлений, какие я когда-либо
наблюдал. У народов Англии и СССР имеется нечто общее — лю
бовь к родине, любовь к свободе, безупречная честность, справедливость, великодушие. В Англин многие пострадали от войны, и благо
даря этим общим страданиям и опасностям народ Англии понимает, что Россия дерется и за него, и что
благодаря выигрышу времени наша победа обеспечена.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО РАДИО РЕДАКТОРА ВЫХОДЯЩЕЙ
В НЬЮ-ЙОРКЕ ГРЕЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ
НЬЮ-ЙОРК, 4. (ТАСС). Редактор выходящей в Нью-Йорке греческой газеты «Нейшнл геральд» выступил по радио с речью, обращенной к греческому народу, в которой заявил: Борьба русских против за
хватчиков продолжается с прежним ожесточением. Потери немцев уби
тыми и ранеными огромны. Важнейшее значение имеет тот факт, что русская армия неизменно сохраняет свой высокий моральный уровень и полна решимости защи
щать родину и уничтожать врага. Сопротивление нацистам во всей Европе растет.
Английские ночные истребители. На снимках: слева — летчик-истребитель; справа — ночной истребитель «Бофайтер» на аэродроме. («лайф»).
ЛОНДОН, 4. (ТАСС). Как передает агентство Рейтер, вернувшись в Лондон после поездки в СССР, Сит
ркн рассказал, что в Москве очень мало наружных бомбоубежищ; боль
шинство их помещается в подвалах домов. Кроме того, стены многих
домов имеют два фута в толщину, и эти дома, таким образом, являют
ся естественными убежищами. Вся делегация, ездившая в СССР, была крайне удивлена, когда узнала о том, что в палате общин недавно подымался вопрос о смягчении правил затемнения по примеру Москвы. «Затемнение в Москве, — ска
зал Ситрин, — проводится весьма основательно. Не разрешается поль
зование электрическими фонарями, зажигание спичек и курение на улице после девяти часов вечера». Заградительный огонь в Москве гораздо более интенсивен, чем в Лон
доне. Воздушные налеты на Москву не причинили ей пока особенно больших повреждений, и поврежде
ния, какие бывают, исправляются о невероятной быстротой. Вообще го
воря, повреждения в Москве не идут
ни в какое сравнение с тем, что было в Лондоне.
Делегация посещала заводы, на которых работает до 75 процентов женщин, причем они работают 66
часов в неделю *). Ситрин дал очень высокую оценку качеству советской армии, которая, но его словам, хо
рошо одета и вооружена и твердо намерена побить немцев Члены делегации выразили удивление по поводу большого числа самолетов, которые они видели на советских аэродромах.
*) Не на всех предприятиях, а только па части предприятий работают 66 часов в неделю. Редакция.

Речь Исмета Иненю

на открытии сессии меджлиса

АНКАРА, 4. (ТАСС). На открытии меджлиса выступил, с большой речью президент Турецкой респуб
лики Немет Иненю. В своем обзоре международных событий и внешней политики Турецкой республики Исмет Иненю заявил, что правительст
во Турции будет придерживаться провозглашенной им ранее политики нейтралитета. Прежние или недавно заключенные соглашения определя
ют наши взаимоотношения со всеми
правительствами, участвующими в войне, — заявил Иненю. Президент подчеркнул, что Турция будет соп
ротивляться любым насильственным действиям против нее. «Если бы Турция, — сказал президент, — могла когда-нибудь стать источником
мира, которого ожидает и в котором нуждается весь мир, мы были бы бесконечно рады».
Перейдя К вопросам внутреннего положения Турции, Исмет Иненю указал, что главной заботой правительства „и всей нации является укрепление и обеспечение армии. Ине
ню остановился также на вопросе о влиянии войны на экономическую жизнь страны, подчеркнув при этом необходимость вмешательства правительства в дела производства и распределения, а также возможность то
го, что в целях создания резервов будет произведено ограничение пот
ребления. Иненю призвал население помочь правительству в деле борьбы со спекуляцией.
ТОРПЕДИРОВАНИЕ
АМЕРИКАНСКОГО ТАНКЕРА
«САЛИНАС
ВАШИНГТОН, 4. (ТАСС). Морское министерство США об’явило, что в ночь с 29 на 30 октября тан
кер американского военно-морского
флота «Салинас» подвергся торпедироваяшю вблизи Исландии. Танкер
благополучно добрался до порта. Члены команды танкера не пострадали.
«Салинас» — нефтеналивное судно тоннажем в 16.800 тонн. Его команда состоит из 107 человек.
Длина танкера «Салинас» — 463 фута. Он вооружен двумя 5-дюймовыми орудиями и батареей зенитных орудий.

На английском аэродроме

ночных истребителей

НОЧЬ на 10 мая этого года яви
лась переломным этапом в истории воздушных ночных боев над Англией. В эту ночь, когда на Лондон был обрушен один из сильней
ших ударов фашистской авиации, английские военные пилоты сбили 33 германских самолета, а 15 повредили настолько .сильно, что воз
вращение их на свои базы было едва ли возможным.
Эту ночь я провел на аэродроме ночных истребителей. После ужина командир части пригласил меня поехать с ним на командный пункт.
Уже темнело. Луна казалась далеким прожектором, обращенным на Лондон.
...Едва мы успели выйти из ма шины, как послышался вой сирены в недалекой деревушке. Мне каза
лось, что вот-вот появятся фигуры летчиков и стрелков-радистов, что
они немедленно устремятся к своим самолетам. Но ничего подобного не случилось. Люди продолжали сидеть на скамьях перед помещением
Несколько летчиков тихо напевало мелодию популярной песе.нкп «Джонни Педдлер».
Когда мы вошли, мне об’яснили, что группа истребителей давно уже кружит на большой высоте, патрулируя соответствующую золу.
В половине двенадцатого командира позвали к телефону. Через минуту он вернулся и спокойно сказал: «Один из наших летчиков воз
вращается. Его люлька прострелена чуть-чуть, но он говорит, что ему удалось подбить гунна». «Вызвать скорую помощь?» — спросил ктото. «Не стоит, — ответил командир, — он сядет хорошо, посветить только придется».
Мы выбежали на поле. Высоко гудел самолет, ожидая сигнала на посадку.
Через минуту включили освещение, и машина совершила безукоризненную посадку.
Пилот и летчик-наблюдатель выбрались из самолета, сказали несколько слов командиру и направились к командному пункту.
На самолете была видна длинная полоска пробоины, косо прочертившая фюзеляж.
***
Ночная авиачасть снабжена машинами «Бристоль-Бофайтер». Этот тип самолета — один из самых новых и грозных в английской авиа
ции. Двухмоторный моноплан с емким фюзеляжем, он похож на бомбардировщика, но летит со скоро
стью истребителя. «Бофайтер» окрашен в чернильно-черный цвет (вместо обычного зеленого или корич
невого, применяемого для «дневного камуфляжа»).
Командир соединения много говорил о необычайно чувствитель
ных приборах, благодаря которым машины точно и уверенно идут к намеченной цели. Я только знал, что английские ночные истребители «Бофайтер» снабжены новйм, стро
го засекреченным изобретением, так называемым «лучевым детектором», который намного увеличивает эффективность ночных воз
душных боев. Это оборудование — военная новинка, и никакие де
тали о нем мне не были сообщены. Оно непрерывно совершенствуется, в соответствии с указаниями и по
желаниями летного персонала. Один из офицеров сказал, что эффектив
ность этих машин возросла с 10 процентов до 50, а когда удастся довести ее до 75 процентов, добавил он, то угроза ночных налетов немцев будет практически нейтрализована.
«Бофайтеры» предназначены специально для ночных операций, но наряду 0 ними английские военновоздушные силы с успехом исполь
зуют в ночных боях и «дневныеистребители, такие, как «Харрикейн», «Спитфайр» и «Дифайент». Хорошо подготовленный пилот мо
жет на одном из этих самолетов в ясную лунную ночь расправиться с вражеским бомбардировщиком так же успешно, как и летчик ночного истребителя. Недаром «дневныхлетчиков, оперирующих ночью, прозвали «кошачьими глазами».
Безукоризненное зрение — крайне важное условие успешной ноч
ной работы. Вне зависимости от того, насколько хорошо организова
на наземная, сигнализация или информация по радио, пилоту прихо
дятся в конечном счете действовать самостоятельно. Иной раз он может
обнаружить вражескую машину лишь после того, как подойдет к ней на расстояние в юо метров.
Для того, чтобы глаз полностью освоился о темнотой, иужйо 45 минут. Поэтому все летчики, ожидающие вылета по заданию, сидят в специально затемненных камерах
или надевают черные очки. Глаза их в полной «ночной готовности» уже при взлете
Работа летчиков-«ночников» исключительно трудна, и они поставлены в возможно более благоприят
ные условия. Они могут спать сколько угодно в течение дня. В любое время суток к их услугам разнообразная и питательная пища.
Нервным центром аэродрома ночных истребителей является команд
ная башня. Отсюда регулируется все движение на аэродроме, подаются сигналы на посадку или на вылет, поддерживается двусторонняя радио
связь с машинами, находящимися в воздухе, даются указания о посадке
на другой аэродром, если основной внезапно закрылся туманом.
На протяжении всего времени патрулирования, — а оно может быть коротким или долгим в зависимости от погоды, характера воздуш
ного боя, типа машины и т. д., — связь между командной башней и самолетами не прерывается. Почти ежеминутно машины информируют командование об обстановке в воз
духе и так же часто получают данные о наземных наблюдениях.
Все это очень напоминает работу пассажирской авиации в ночное время. Не случайно в числе ночных истребителей есть много летчиков, работавших прежде на ночных пассажирских линиях...
...В половине второго ночи мы ус
лышали характерный, пульсирующий шум немецкого двухмоторного бомбовоза. Он шел прямо над нами. Вновь мы выбежали — на сей раз в надежде увидеть, как фашист загорится и свалится на землю Какой-то стрелок-радист спросил:
«Кто из наших ребят наверху?» Ему ответил повар: «Командир ча
сти взлетел недавно. Я уверен —
он заставит его снизиться в том или ином виде».
Вскоре мы услышали рев «Бофайтера», промчавшегося в северном направлении вслед за немецкой машиной. Все мы напрягли слух и зрение, чтобы заметить огонь стрельбы или услышать треск пулеметов. Но не было ни того, ни другого Вверх взвились трассирую
щие пули, выпущенные с какой-то зенитной батареи. Они исчезли в северо-восточном направлении...
Через двадцать минут командир части приземлился. Он вошел спо
койно в помещение, словно толькочто совершил прогулку в автомоби
ле. «Ну как сбили?» — спросил я его взволнованно. «Да», — ответил он. Я стал расспрашивать его о подробностях. «А все было очень
просто и легко, — сказал он. — Я его обнаружил, погнался за ним и дал ему все, что ему причиталось. Когда я обстреливал его, я заметил
как от фюзеляжа отлетели кусочки металла. Это был «Хейнкель». Потом он стал падать. Через несколь
ко секунд я увидел, как машина
взорвалась, грохнувшись о землю в нескольких милях отсюда».
На следующий день на фюзеляже машины командира части появился шестой значок свастики. Он свидетельствовал о шестом самолете врага, сбитом командиром.
СООБЩЕНИЕ АМЕРИКАНСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ О ПОКУШЕНИИ
НА МУССОЛИНИ
ВАШИНГТОН, 4. (ТАСС). По сообщению газеты «ТаймсТеральд», известные журналисты Пирсон и Аллен, выступая по радио, заяви
ли, что недавно было произведено покушение на Муссолини. Покушав
шиеся произвели в Муссолини два выстрела. Муссолини получил лег
кое ранение. Гестапо организовало усиленную охрану главаря итальянских фашистов.
ВЕНГРИЯ ОБЯЗАЛАСЬ
ПРИНЯТЬ ПОЛМИЛЛИОНА
НЕМЕЦКИХ РАНЕНЫХ
СТАМБУЛ, 4. (ТАСС). Желая скрыть большие потерн на Восточном фронте, германское командование посылает раненых не в Герма
нию, а в вассальные государства. Как сообщают прибывшие из Будапешта лица,. Германия обязала Вен
грию принять полмиллиона раненых немецких солдат. Эти же лица ут
верждают. что в настоящее время в Германии нет ни одной семьи, в ко
торой не было бы раненого или убитого родственника.
РОСТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
ГЕРМАНИИ
СТАМБУЛ, 4. (ТАСС). Журнал «Виртшафт унд Статистик» сооб
щает о катастрофическом росте го
сударственного долга Германии. За первый месяц войны с Советским Союзом, сообщает журнал, государ
ственный долг Германии вырос на 4.720 миллионов марок и составлял к концу июля уже более 102 миллиардов марок.
Следует напомнить, что к началу войны 1939 года государственный долг Германии равнялся только 1.200 миллионам марок. Сейчас на душу германского населения без «протектората», по словам «Вирт
шафт унд Статистик», приходится более 1.100 марок государственного долга.
ПРЕДСТОЯЩАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ЯПОНСКИХ ГУБЕРНАТОРОВ
ТОКИО, 4. (ТАСС). Как сообщает агентство Домей Цусин, 24 ноября по окончании чрезвычайной сессии парламента будет созвана чрезвычайная конференция японских гу
бернаторов, на которой премьер-министр Тодзио, министр иностранных дел Того, морской министр Симада и другие министры раз’ястгят ноенную, дипломатическую и экономическую политику правительства.
Сокращенное наложение очерка Уол тера Гребпера, напечатанного в амери канском журнале «Лайф».