ГЕРОИЧЕСКИЕ МОСКВИЧИ В

ернувшиеся в историю гуняы
подступили к Москве. По дорогам к столице, к нашим очагам и святыням, ползет бронетанковое чу
довище фашизма. Под Москвою, как тигр, мечется враг.
Но Москва — не Париж, не Амьен, не Руан, не Страсбург. Тигр мечется перед железной стеной обороны.
Мужественно, твердо, не преуменьшая смертельной опасности, но и без трепета глядя вперед, защищают бойцы Красной Армии и рабочие батальоны великий свой город.
Мы переживаем дни, о которых будут писать столетия. Писать столько, сколько написано о двенад
цатом годе, о Бородине, о Тарутине, о пожаре Москвы и бегстве напо
леоновских войск. Мы переживаем время, у которого будет свой гениальный художник, свой Толстой.
Герцен сказал однажды: всякий раз, когда над Русью гремит гроза, Москва становится в уровень с обстоятельствами.
Она берет знамя в свои руки, выходит вперед, принимает на себя главный удар, бросает самых лучших своих сынов в кипящий, смертельный бой и выигрывает его.
Всякий раз, когда историческое испытание потрясало страну, Москва грудью шла против бури, напрягалась, билась, истекала кровью своих людей, иногда терпела поражения, но не покорялась, снова вставала и возрождалась из праха и пепла, снова шла в бой и побеждала.
Москва — это наша история.
Вокруг Москвы росло, накоплялось, простиралось все дальше и дальше могущество нашей родины. Пушкин называл Москву матерью русских городов. Москва формировала, цементировала наше государст
во, собирала Русь по клочкам, по 5 дельным княжествам, городам, вотчинам. Москва была собиратель
ницей земли русской. «Кто думалгадал, что Москве царством быти, и кто же знал, что Москве государством слыти» говорится в одном из сказаний о Москве. Малень
кий городок на реке Москве собрал вокруг себя великую силу, обогнал в росте старорусские города и стал столицей. Из маленького Московско
го княжества, как из зерна, выросла великая держава.
С тех пор Москва — это город, откуда лучами расходится слава всей страны. Все великое в нашей истории связано с именем Москвы. Отсюда, из Москвы, выступали пер
вые рати, выросшие в несметное воинство, разбившее на Кулико
вом поле татар. В Москве было сброшено бремя Золотой Орды. Отсюда, из Москвы, шли полки, бившие казанских татар, рыцарей Ли
вонского ордена, шведов, ляхов. В Москве решались судьбы родины в
тяжкие, странные, путаные дни Смутного времени. В Москве родились и вынашивались великие замыслы Петра. В Бородино, под Мо
сквой, разыгралась битва, величайшая из всех, которые были до того времени. В Москве начался исход «непобедимой» наполеоновской армии, узнав о котором Кутузов воск
ликнул со слезами на глазах: «Слава богу. Россия спасена».
Не раз на протяжении почти восьми столетий москвичи лицом к лицу у стен своего города встреча
лись с врагом и тяжелыми бедами.
И всегда высокий патриотический дух отличал москвичей. Мужественно, с беспримерной храбростью мо
сковские жители защищали город, Кремль, свои дома, свои семьи. Улицы Москвы, Красная площадь, подступы к городу не раз были сви
детелями жестоких народных сеч с
врагом. Жизнью, кровью отстаивали москвичи столицу.
У великого города великие традиции.
ВЕЛИКИЕ
ТРАДИЦИИ
ВЕЛИКОГО ГОРОДА
войско крымсого хана. Москве грозила осада. На стенах Кремля, монастырей, Китай-города спешно установили пушки. Срочно формировалась воинская рать.
Но дело кончилось совершенно неожиданно. Крымский хан, узнав, что его встречают пушками, снял войско под городом и повернул назад.

II.

ЧЕМ острей была опасность для
Русского государства, тем сильней проявлялся патриотизм москвичей.
В истории Русского государства был такой период, когда все, казалось, распалось. Это было Смут
ное время. Царь Василий Щуйский был сведен о престола. На Москву двигался польский король Сигизмунд, чтобы захватить престол. В Тушине стоял лагерь Самозванца. Все в стране волновалось. Россия стояла на грани потери своей неза
висимости. То, что с таким трудом было собрано Грозным под власть
Москвы, шло прахом... Хаос правил страной.
Пользуясь этим хаосом, несколько бояр-предателей предложило польским войскам войти в Москву.
Темною, глухою ночью 21 сентября 1610 года поляки и немцы бы
ли тайком от жителей введены в Кремль. Город оказался в руках врага.
Интервенты чувствовали себя полными хозяевами города. Началась вакханалия насилия и грабежа.
Москва глухо волновалась.
Наконец произошел взрыв, которого ждала и та и другая сторона
У интервентов произошла стычка с московскими извозчиками. Извозчикам приказали поднимать на стены Китайгорода пушки. Те наотрез отказались. Поднялась громка,я брань. Немедленно собралась громадная толпа. Внезапно из кремлевских ворот выехал немец
кий отряд и бросился на безоружную толпу. Улицы Китай - города оросились кровью. Это было зверское и предна
меренное избиение беззащитных лю
дей. Около 7.000 человек было убито немцами. Тотчас же всколыхнулась вся Москва. В Белом городе ударили в набат.
На улицах закипел бой. В город проникли ратные люди и примкнули к москвичам. Во главе сражающихся про
тив немцев и поляков встал князь Дмитрий Пожарский. В головы чуже
земных захватчиков полетели с крыш камни. Засвистели пули. Сверкнули ножи. Вооружения было та* мало, что сапожники с одними засапожными но
жами бросались на немцев, закованных в броню. Тем не менее немцам и по
лякам приходилось туго. Тогда кто-то подал мысль поджечь город. Героиче
ски отстаивали москвичи свои дома от пламени. Но деревянная Москва, по
дожженная с разных . концов, в том числе боярином-преаателем Салтыковым, уже пылала во-всю.

I.

МОСКВЕ не было еще ж ста лет,
когда на нее нахлынули страшные полчища Батыя. Маленький го
родок был совершенно беспомощен перед лицом громадной татарской лавины. Москва была разорена и выжжена. Люди были все перебиты «от старца до сущего младен
ца», как скорбно писал летописец.
Но шло время, крепло Московское княжество и крепла Москва. После Куликовской битвы Москва снова встретилась с татарами. Но Москва была уже другая — посады ее раз
рослись, стены Кремля были каменные.
Хан Тохтамыш, свергший Мамая, двинул на Москву большую и гроз
ную рать. Русское войско после Куликовской битвы сильно поредело
Дмитрий Донской спешно выехал в Переяславль и Кострому набирать но
вые силы. Москва осталась без полко
водца. И все-таки жители города решили защищать Москву. Первое, что увидел Тохтамыш, подступив
городу, были черные пепелища Москвичи сами поджигали свои до ма, чтобы врагу достался один лом
кий пепел... Все население запер Дось в крепости и готовилось
бою. Тохтамыш начал штурм крепости. Тучи татарских стрел засви стали над стенами крепости. По ле
стницам, приставленным к стенам, начали карабкаться татарские рат
ники. Все стены крепости были об
леплены татарами. Но осажденные держались стойко.
Трижды начинал штурм Тохтамыш и трижды ничего не мог сделать. В ход была пущена хитрость.
Два суздальских князя, оказавшиеся в войске Тохтамыша, и несколько знатных мурз под’ехали к стенам крепости. Начались переговоры. Осажден
ным сказали, что Тохтамыш вовсе не хочет брать и разорять Москву. Он только хотел бы наказать одного кня
зя и осмотреть крепость. Осажденные потребовали, чтобы суздальские князья подтвердили слова татар целованием креста. Князья поцеловали крест. Тогда русские чистосердечно поверили тата
рам. Ворота Кремля были открыты, и толпа татар ворвалась в крепость.
Все потонуло в крови.
Но как только распространилась весть, что Дмитрий Донской набрал новое войско и движется к Москве, татарский хан поспешно ретировался.
Москва снова встала из пепла.
Она еще не раз стойко сопротивлялась врагу. В царствование сына Ивана Грозного к Москве неожидан
ео подошло стопятидесятитысячное
ре Наполеон, созерцая открывшуюся перед ним Москву... Казалось, сча
стье и слава не изменили ему и на этот раз. Перед ним лежал город, который означал конец похода, новый триумф, новые, может быть самые замечательные лалры победителя... Но увы, первые же гонцы, по
сланные к Наполеону авангардом французских войск, вступившим в Москву, сообщили, что Москва пуста. Наполеон не поверил. Он по
требовал, чтобы к нему прислали представителей столицы с ключами от города. Так было везде — в Бер
лине, в Риме, в Мадриде. «Может быть эти жители еще не умеют сдаваться?» — спросил он в удивле
нии. Тогда к нему привели слегка принаряженных бродяг. Наполеон пришел в ярость.
«А эти русские еще не знают, — сказал он в величайшем раздражении, — какие последствия повлечет за собой взятие их столицы...».
В одном Наполеон был -прав — москвичи, действительно, не умели сдаваться. Но не потому, что они не знали подобающего в таких слу
чаях этикета сдачи, а потому, что и не думали сдаваться. Вошедший на следующее утро в город Наполеон не встретил ни одного московского жителя. Единственным лицом, приветствовавшим Наполеона на ули
цах Москвы, был немец, владелец Арбатской аптеки. Кроме нескольких аптечных немцев «победонос
ное» войско не встретило никого в городе. Если в городе и осталась
небольшая часть жителей, то она вся попряталась по углам.
Это было действительно очень мало похоже на то, что происходило
в Берлине и Риме. Не было ничего похожего, ничего хоть отдаленно напоминающего триумф, а конец похода, казавшийся таким близким, отодвигался куда-то в бесконечность...

ПИСАТЕЛИ

ФРОНТОВИКИ

Рисунок художника Ф. Литвинова.
Москвичи, покинувшие после отступления войск столицу, продолжали воевать огнем со своими врагами. Четыре дня горел город.
Оставшиеся в городе жители мужественно переносили бедствия, обру
шившиеся на их головы. В городе шли нескончаемые грабежи. Солдаты наполеоновской армии врывались в дома, нападали на прохожих, снимали с них шубы, раздевали людей донага.
Особенной бесцеремонностью (на атом сходятся многие очевидцы) отличались немецкие солдаты наполеонов
ской армии. И сто с лишним лет назад в грабежах и насилиях над мир
ными жителями всех превзошли раз бойничьим «искусством» пруссаки.
В стране поднялось могучее, грозное ополчение. Во главе его стоял величайший русский патриот Минин. Ополчение подошло к Мо
скве. Патриотическое движение всей России слилось с патриотическими силами Москвы. Немцы и поляки
заперлисВ в Кремле. На помощь им шел польский гетман Ходкевич. Но Минин не дал соединиться им. За
хватив инициативу действия в свои
руки, он быстрым и решительным маршем подошел к врагу. Ходкевич был разбит. Польский король Сигизмунд повернул обратно. Родина была спасена.

III.

МЩЕНИЕ и мщение было единым чувством, пылающим у всех и каждого». Так писалось об Отечественной войне 1812 года в мемуарах прошлого столетия4.
Нашествие Наполеона вызвало совершенно невиданный патриотический под’ем. у народа. Чем больше продвигался Наполеон по русской земле, тем выше росло патрио
тическое чувство русских. В одном из стихотворений того времени писалось:
Огнем и голодом выкуривали наполеоновскую армию из Москвы рус
ские. Трижды предлагал Наполеон мир России и трижды не получал ответа. Ничего не осталось от высокомерия «завоевателя», величественно заявившего незадолго до похода на Россию князьям Рейнского Союза: «Я утверждаю: не пройдет и 6 месяцев, как две северные сто
лицы (Москва и Петербург) узрят в своих стенах победителей всего ми ра».
И вот прошло немного больше месяца после вступления французов в Москву, и «победители всего мираначали свой роковой исход из ве
ликого города, за тем, чтобы обрести смерть и гибель в снегах России
Под ударами русских войск, под ударами народной дубинки фран
цузская армия таяла все больше и больше, пока не обрела свой печальный конец.
В бессильной ярости Наполеон приказал после ухода своих войск взорвать Кремль, чтобы отомстить городу, так нелюбезно встретившему «завоевателя». А спустя некоторое время в столицу вступили русские.
Около Каретного ряда навстречу солдатам вышла из развалин ста
руха. Взглянув на солдат, она вскрикнула: «А, а русские!» — и радостно перекрестившись, поклони лась русским солдатам в землю.

В ФОНД ОБОРОНЫ

взносы
МОСКВИЧЕЙ
ПАТРИОТОВ
На-днях бауманским отделением Госбанка был получен пакет с 465 американскими долларами. В пакет была вложена записка следующего содержания:
«Не имел возможности вследствие болезни быть в рядах Красной Ар
мии. Передаю в фонд обороны деньги, полученные мною от родных из Америки».
Это не единственный случай проявления чувства глубочайшего пат
риотизма жителями столицы. Почти ежедневно почтовые отделения и от
деления Госбанка среди обычной
почты обнаруживают конверты с - надписью «В фонд обороны родины* — с ценностями, деньгами, облигациями государственных займов.
Вчера московское управление Гос
банка подвело итоги поступлению средств в фонд обороны страны от трудящихся столицы на 1 ноября.
Всего от трудящихся столицы поступило наличными деньгами 86.700.000 рублей. Кроме того москвичи сдали в фонд обороны роди
ны много ценностей: платины — 1.410 граммов, золота в ломе — 7.719 граммов, серебра в ломе — 372.615 граммов и около 5.500 рублей по номиналу золотых монет ста
рой чеканки. На несколько миллионов рублей поступило облигаций.
Тысячи москвичей передают в фонд обороны страны свои сбереже
ния, хранящиеся И сберегательных кассах, путем перечисления их на
текущий счет фонда. Общая сумма перечислений превысила 1.500.000 руб.

ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОГРАММА

В ЦИРКЕ

ТРИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 7 НОЯБРЯ

Премьеры четырех опер В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ им. К. С СТАНИСЛАВСКОГО

и Вл. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО
Ужели нам в войне сей правым Под игом тягостным страдать? Что мы такое учинили,
Почто идут войной на нас? Союз давно ли заключили?
И вдруг пресекся мирный глас... Мы ль вторгнулись в его пределы Смутили домы поселян?
Мы ль отняли его уделы,
Обманом ворвались во стан?
Под Москвой разыгралось самое большое и славное сражение во. всей кампании. Мысль о том, что за ними Москва, что они защищают серд
це родины, воодушевляла всех, кто был в этот день в русской армии на великом Бородинском поле. «Что нас уговаривать быть бесстрашными,
— говорили в этот день солдаты
офицерам. — Стоит на . матушку-Москву оглянуться, так на чорта полезешь...». То же самое описывает Толстой в своей великой эпопее. Чувство уверенности в победе, в яростном отпоре Наполеону было одинаково сильным как у команди
ров, так и у солдат армии. «Хочешь
я тебе скажу, — говорит в романе князь Андрей Пьеру, — что, что бы там ни было... мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!». «Вот, ваше сиятельство, правда, правда
истинная, — проговорил Тимохин,— что себя жалеть теперь. Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не
стали водку пить: не такой день, говорят...».
Нигде русские не дерутся с таким воодушевлением, как под Моск
вой, и это блестяще показало Боро
дино. Сражение не дало никакого преимущества французам. Сам На
полеон писал о нем впоследствии, словно озадаченный им: «Из всех моих сражений самое ужасное то
которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достой
ными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано французами наиболее доблести и одержан наименьший успех
И если Наполеона сильно озадачило Бородино, то еще больше оза
дачила его Москва. Предвкушая
близкую победу, предвидя конец кампании, торжествующий, довольный собой стоял на Поклонной го
И ВОТ снова Москва в опасно
сти, Москва под угрозой. Как сто с лишком лет назад при Наполеоне, как три века назад при Сму
те, как в далекое, древнее время при Тохтамыше... На подступах т
Москве рвутся к сердцу родины, к праматери наших городов, к нашей овятыне лютые фашистские орды. Но живы героические традиции москвичей. Каждая историческая эпо
ха давала своих героев. Во время борьбы с татарами это был Дмит
рий Донской, в Смутное время — Пожарский и Минин, в первую Отечественную войну — Кутузов, Багратион, Платов, тысячи партизан.
В дни нашей отечественной войны число героев несметно. Историй еще предстоит в полной мере оценить и описать их. Во имя родины, во имя овященной защиты отечества бьются наши воины, громят и ист
ребляют фашистов, дерутся, как львы, не щадя своей жизни, не жалея своих дней... Но особенно героически дерутся наши воины под Москвой. «Стоит на Москву огля
нуться, так на чорта полезешь...». Эта мысль в сердце каждого бойца и сейчас. Отстоять Москву — нашу славу, нашу душу, нашу исто
рию — отстоять во что бы то ни стало, чего бы это ни стоило! Это, как набат, звучит над Москвою, звучит над родиной! И вот на по
мощь бойцам идут стальные рабо
чие батальоны. И вот у станков и машин день и ночь кует оружие не знающая устали народная рука. И вот народный герой Сергей Белоус, зная, что может погибнуть,
один подползает к пяти немецким
танкам, дает сигнал, чтобы по ним била наша артиллерия, и под ог
нем врага, и под огнем наших пу
шек бросает гранаты в стальные чудовища. И вот другой народный герой Катрич в жарком воздушном бою настигает и таранит врага. Тысячи их—славных, прекрасных лю
дей с бесстрашными сердцами—идут в битву, чтобы или победить, или погибнуть.
И все это во имя тебя, родина, во имя тебя, Москва.
Великий наш город, город-история, в котором все, от камня на мостовой до рубиновой звезды на башне Кремля, овеяно и древней и новой славой, город титанов челове
ческой мысли и действия, город Ленина и Сталина всегда, со времен своего основания был наш и будет наш, русский, советский вечно
Московский государственный цирк готовится к празднованию 24-й годовщины Великого Октября.
Идущая сейчас программа будет значительно расширена и обновле
на. Представление начнется высту
плением популярного сагирика-прыгуна Виталия Лазаренко, подгото
вившего новый монолог (текст. М. Волжанина), посвященный великой годовщине и обороне Москвы.
Интерес представляет большой аттракцион «3 Ващенко» — акробаты
на мотоциклах; они будут работать в форме советских танкистов и покажут ряд новых трюков.
Второе отделение откроет артист П. Осхашенко, который прочтет спе
циально написанные к празднику стихи. Впервые будет показана кло
унская буффонада в исполнении Н. Лаврова, А. Серж и Ю. Рябинина.
На манеже и иод куполом цирка с обновленным репертуаром высту
пят гимнасты, акробаты, наездники и др.
7 ноября в цирке состоятся три представления.
Четыре раза в неделю москвичи заполняют Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Не
мировича-Данченко. Среди зрителей — много бойцов, командиров и политработников Красной Армии.
Спектакли театра «Евгений Онегин», «Севильский цирюльник», «Прекрасная Елепа», «Корневильские колокола», недавняя балетная премьера театра — «Штраусиана» и «Цыганы»—пользуются неизменным успехом. Зрительный зал почти всегда переполнен.
Коллектив театра живет сейчас полнокровной творческой жизнью, делая большое культурно-политиче
ское дело. Нормальная работа театра им. К. С. Станиславского и .Вл. И. Немировича-Данченко в осажденной Москве свидетельствует и о внутреннем спокойствии москвичей.
Патриоты-артисты не ограничивают свою творческую деятельность стенами театра. Почти ежедневно они выступают в концертах, устраиваемых в частях Красной Армии.
Главный режиссер театра заслуженный артист РСФСР орденоносец тов. И. М. Туманов в беседе с нашим сотрудником поделился творческими планами театра.
— Уже можно подвести первые творческие итоги происшедшего ле
том нынешнего года об’единения двух театров, созданных великими мастерами русского, советского театра — К. С. Станиславским и
Вл. И. Немировичем-Данченко. Оба коллектива слились органически. Сейчас это — единый коллектив, насчитывающий около 500 человек; в их числе 260—270 артистов оперы, хора, оркестра и балета. Коллектив настроен дружно, хорошо, работоспособно.
Балетный коллектив, готовя новые спектакли, отказался от выходных дней. Большая работа прово
дится в театре по вводу в ансамбль «Периколы» и «Бал-Маскарада» об’- единенного хора, балета и оркестра. Над возобновлением «Периколы» ра
ботают режиссеры П. А. Марков и заслуженная артистка РСФСР А. П. Тулубьева. Над возобновлением опе
ры Верди «Бал-Маскарад» работаю я совместно с режиссером М. И. Степановой.
В спектакли, поставленные театром им. Станиславского, вводятся артисты из театра им. Немировича- Данченко и наоборот. В опере «Бал
Маскарад» партия Амелии поручена заслуженной артистке РСФСР Ю. А. Прейс и артистке Л. В. Виноградской, а партия пажа Оскара — ар
тистке Н. Л. Ермишанцевой. В «Корневильских колоколах» партия Серполетгы поручена народной артистке РСФСР М. Л. Мельтцер. Новые исполнители вводятся в «Прекрасную Елену». Партия Париса по
ручена заслуженному артисту РСФСР А. И. Орфенову, партия Калхаса — артисту А. Д. Степанову.
В «Риголетто» партия герцога поручена артисту Н. И. Тимченко; в «Севильском цирюльнике» партия Розины — заслуженной артистке
РСФСР М. Федосеевой; и, наконец, партия Периколы — в комической опере «Перикола» — народной артистке РСФСР Н. Ф. Кемарской.
Этот ввод в спектакли нашего репертуара новых исполнителей имеет большое принципиальное значение для дальнейшей творческой ра
боты рб’единенного театра. С другой стороны, и зрители смогут услы
шать в новых партиях известных москвичам артистов.
Ведется большая работа по подготовке новых спектаклей. Готовится к постановке новая опера советско
го композитора С. Н. Василенко «Суворов». Это будет большой пат
риотический оперный спектакль о великом русском полководце, о его любви к родине, о дружбе Суворова с армией. Опера «Суворов» — очень мелодическая — написана в тради
циях классической русской оперной музыки. Оперу ставит заслуженный артист РСФСР П. И. Румянцев. Сце
нические репетиции начались. Пар
тию Суворова готовят артисты Панчехин и Виноградов, партию воспи
танницы Суворова Ольги —- артистки Малькова и Луконина, партию
поручика Ершова, жениха Ольги — заслуженный артист РСФСР А. И. Орфенов. Академик живописи Е. Е. Лансере заканчивает эскизы декора
ций. Дирижировать оперой будет А. Д. Алевладов.
Композитор Б. Мокроусов заканчивает оркестровку оперы «Чапаев». Сейчас ведется разучивание партий. Спектакль ставлю я при помощи режиссера Ю. Н. Лорана.
Оперу Оффенбаха «Сказки Гофмана» готовит к постановке режиссер П. А. Марков. Декорации к опере поручено написать художнику Борису Эрдману.
По заказу театра над новым либретто комической оперы «Цыганский барон» работает драматург В. В. Шкваркин.
Наряду с возобновлением балетного спектакля «Соперницы» театр возобновляет и балет «Копелия» Дели
ба; ставит его балетмейстер В. П. Бурмейстер. В балете участвуют все
едущие артисты балета нашего те
тра. Над декорациями работает художник Б. Волков.
Хочется отметить, что в некоторые наши спектакли введены и но
вые дирижеры. Так, например, Але
владову поручено дирижирование оперой «Евгений Онегин», молодому дирижеру Тихонравову поручено ди
рижирование «Периколой». Оперой «Прекрасная Елена» будет дирижировать Акулов.
Коллектив Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко,—сказал в за
ключение тов. И. М. Туманов, — чувствуя всю ответственность в пе
реживаемый нами момент перед мо
сквичами, будет энергично работать, чтобы полностью осуществить свои творческие планы.
Литературная легенда называл этот старинный особняк домом Рос товых, описанным великим русски
писателем Л. Н. Толстым в романа «Война и мир». Исследователи пуш
кинской Москвы литературоведы Н. Левинсон, П. Миллер и Н. Чулков в своей книге «Пушкинская Москва» также утверждают, что имен
но этот дом, построенный в 1802
году для князя Долгорукова, описан Толстым в «Войне и мире» как дом Ростовых и что этот дом показан великим писателем в год тяжелых испытаний России в великой Отечественной войне 1812 года.
Эти литературные воспоминания приходят на память, когда входишь в старинный московский особняк, существующий уже 140 лет и где ныне находится союз советских писателей.
Многие члены союза советски писателей сейчас на фронте. Чита
телям «Правды», «Известий», «Красной звезды» хорошо знакомы инте
ресные корреспонденции с фронтов великой отечественной войны писа
телей Вл. Отавского, Вл. Лидина, Алексея Суркова, написавшего недавно блестящий, полный драматиз
ма очерк «Рассказы партизан», боевые корреспонденции из Военно- Морского Флота Всеволода Вишнев
Николая Богданова . о советских летчиках, публикуемые в газете «Сталинский сокол». Большое впечатле
ние оставляют и фронтовые стихи А. Суркова и А. Жарова.
Союз писателей гордится членами своего союза, в эти дни находящимися на фронте, работающими в ка
честве корреспондентов центральной печати или сотрудников фронтовых, армейских и дивизионных газет.
Почти ежедневно в союзе писателей происходят радостные встречи писателей, на день — другой приезжающих с фронта в Москву. Наднях из Кронштадта прибыл писатель Леонид Соболев, автор широко известной советскому читателю книги «Капитальный ремонт». На само
лете из Ленинграда через линию фронта прилетел корреспондент «Красной звезды» на Северо-Западном направлении писатель Лев Сла
вин. С Мурманского направления фронта прибыл на самолете автор популярной книги «Чкалов»—писатель Николай Бобров.
Советский читатель — рабочий, военный, интеллигент, — раскрывая газету, находит в ней знакомые фамилии любимых писателей. Еже
дневные корреспонденции Ставского в «Правде», волнующие и всегда значительные по своему содержа
нию публицистические статьи Ильи Эренбурга в «Красной звезде», стихи Суркова, Жарова и др. говорят о том. что наши писатели в эти дни находятся вместе с бойпами, командирами и политработниками Крас
ной Армии и Военно-Морском Флота, живут интересами всей страны, помогают ковать победу над врагом.
А. Шин.
НА СБОРЕ
ХЛОПКА
Рано утром вместе со всеми колхозниками таджикского колхоза «Политот
дел», Курган-Тюбинского района, на хлопковые поля выходят старики в школьники.
Раньше всех является на работу 78-летний Ходжа Саттаров. Несмотря на свой преклонный возраст, он ежедневно собирает по 60—65 кг. высоко
сортного хлопка. Не отстают от него и другие старики — Асат Касымов, Мамутдин Сангов.
Хорошо работают пионеры и школьники. Разбившись на звенья, они по
могают колхозникам закончить уборку хлопка. Все 95 школьников выполняю дневные задания.
Самая юная колхозница Гульсифат Зардакова собирает по 50 килограммов хлопка-сырца.
У АРТИСТОВ
ПАМИРА
Коллектив музыкально-драматического театра Памира (Таджик нетал) подвел
итоги годовой работы. Кроме 174 пла
новых спектаклей дано 4 спектакля сбор от которых поступил в фонд обороны страны.
Театр за летние месяцы обслужил колхозников Рушана, Шугнана и Рошт
Калы, давал концерты на призывных пунктах.
СЛЕДУЮЩИЙ НОМЕР «ВЕЧЕРНЕЙ МОСКВЫ» ВЫЙДЕТ 7 НОЯБРЯ,
Ответственный редактор
М. М. ПОЗДНОВ.
Художественный фильм «МАСКА
РАД» — Метрополь. Музыкальная кинокомедия «АНТОН ИВАНОВИЧ СЕРДИТСЯ» — Метрополь.
«ГРОЗА» — к/т. Москва.
«КОНЕК ГОРБУНОК» (цветной
фильм) — Экспресс. «НАСЛЕДНЫЙ ПРИНЦ РЕСПУБЛИ
КИ» — к/т. Повторного фильма. «ДЕВУШКА С ХАРАКТЕРОМ» —
Заря.
«ЧАПАЕВ» — Октябрь.
«ИСТРЕБИТЕЛИ» — Форум.
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ» —
Центральный, Авангард. «ПЕСНЬ О ЛЮБВИ» — Художе
гтпрн мк й «ШЕЛ СОЛДАТ С ФРОНТА» -
Ленинградский ПКиО, Кадр. «ЧЕЛОВЕК С РУЖЬЕМ» — Копи
зей, Таганский.
«БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ» — Молот. «ГИБЕЛЬ «ОРЛА» — Арс.
«ЛЮБИМАЯ ДЕВУШКА»—Перекоп. «ВЕЛИКОЕ ЗАРЕВО» — Шторм. «ЦИРК» — Аврора.
«ВЫСОКАЯ НАГРАДА» — Барри
кады. «СОКРОВИЩА ПОГИБШЕГО КО
РАБЛЯ» — Метрополь.
«БОЛЬШОЙ ВАЛЬС» — Родина.
«ВОЛГА-ВОЛГА» — Первый кино
театр. «ПАРЕНЬ ИЗ ТАЙГИ» — Экран
ЖИЗНИа «ДЕЛО АРТАМОНОВЫХ» (по Горькому) — к/т. им. III Интернационала, Луч, Мир.
«ЗА СОВЕТСКУЮ РОДИНУ» — Ди
намо.
«МОРЯКИ» — Смена.
В. ВИКТОРОВ.
На защиту родной Москвы. Слесарь-стахановец завода им. Владимира Ильича С. Тарасов — боец рабочего батальона на охране об’екта.
Фото В. МАЛЫШЕВА (ТАСС)
«ДЕПУТАТ БАЛТИКИ» — Центральный дом культуры железно
дорожников.
«ВРАТАРЬ» — Орион, Диск.
«ПАРТИЙНЫЙ БИЛЕТ» - Уран,
«ТАНКЕР «ДЕРБЕНТ» — Ударии«ЛЕНИН В 1918 ГОДУ» - Родин». «МАЙСКАЯ НОЧЬ» — Карнавал.
«ЛОНДОН НЕ СДАСТСЯ* - Хро
ника.
«СОЮЗКИНОЖУРНАЛ» М 111- Кадр, Перекоп, Ленинградски!
ПКиО.
«СОЮЗКИНОЖУРНАЛ» N 96 - Аврора, Экспресс, Диск, Зари. Мир, Арс.
«СОЮЗКИНОЖУРНАЛ» >6 87 - Карнавал, Центр, дом культура железнодорожников, Динамо, ЛуЧу Смена.
«СОЮЗКИНОЖУРНАЛ» N 98 - Авангард, Экран жизни, Й- тябрь.
«СОЮЗКИНОЖУРНАЛ» N 99 -
Колизей, Форум, к/т. Повторного фильма, Родина, Таганси и й.
«СОЮЗКИНОЖУРНАЛ» N 100 - Первый к/т., Москва, Ударнкк. Художественный, Центральны Форум, Орион, Баррикады.
«СОЮЗКИНОЖУРНАЛ» Ш* 1011 102 — Новости дня, Хроника. Художественный, Метрополь.
ГОС. МОСК. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕ АТР им. К. С. СТАНИСЛАВСКОГО и ВЛ. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО
(Пушкинская, 17. тел. К-1-42‘50).
6/XI ПРЕКРАСНАЯ ЕЛЕНА, 7/Я 1. ЦЫГАНЫ. 2. ШТРАУСИАНА
Начало в 2 часа дня. Касса с 9Я
до 18 чал.