В ОТВЕТ НА ПРИЗЫВ ВЕЛИКОГО СТАЛИНА

ДАДИМ ФРОНТУ БОЛЬШЕ ТАНКОВ, ПРОТИВОТАНКОВЫХ РУЖЕЙ И ОРУДИЙ, САМОЛЕТОВ, ПУШЕК, МИНОМЕТОВ, ПУЛЕМЕТОВ, ВИНТОВОЙ, БОЕПРИПАСОВ

Комсомолка Е. Скоморохом заканчивала учебу в художественном училище им. Калинина, когда враг приблизился к столице. Скоморохова пошла работать на Н-ский завод. В короткий срок она овладела специальностью электросварщицы. На снимке: Е. Скоморохова и 3. Гребенщикова — электросварщицы Н-ского завода, ежедневно выполняющие норму на 250—270 процентов. Фото л. СМИРНОВА

Г

ОДАМИ работали люди этого за
вода для умножения славы своей великой родины. Искусными руками они создавали вещи безупречной красоты, чистоты и прочности. Их называли «золотых дел ма
стера». Они напоминали вдохновепных чеканщиков или лаборантов взыскательного ученого. В своем кропотливом труде они поднимались до вершин искусства. Их восприятие было острее, чем у людей многих иных профессий.
Коварное нападение врата на нашу родину вызвало у рабочих гнев. Люди живо представили, какие бедствия несут родине фашист
ские варвары. Разорение и смерть-Ч не самое худшее. Захватчики грозят свободному народу рабством.
Молодежь ушла на фронт. Оставшиеся ждали новой работы, работы для фронта.
Распоряжение приступить к выпуску противотанковых гранат, снарядов, мин завод принял, как приказ к атаке.
В два часа дня было получено ответственное задание. В мирное вре
мя на это понадобилось бы дней шесть. Был бы выполнен предписанный традицией ритуал: неторопливо готовили бы чертежи, переводили на кальку, заготовляли эски
зы, то-есть делали бы то, без чего, как казалось, никак нельзя обойтись. Во сегодня слесарь Лев Сергеевич Трескин хотел по мере своих сил. и умения помочь как мож
но быстрее бить врага и принялся за работу так, как подсказали ему опыт и смекалка. Всю ночь настра
ивал он станок, а к утру на столе приемщика лежали 500 штук безупречно изготовленных деталей.
На третий день завод выпускал намного больше того, что от него требовало задание.
«Золотых дел мастера» отделывали каждую деталь так тщательно, словно создавали произведение ювелирного искусства. Главный инженер Малой тщетно уговаривал стариков:
— Зачем вы это делаете? В этой работе нужна только точность, а не филигранная отделка.
Они не поддавались уговорам:
— Красота — это точность, соразмерность. Мне для моей души надо, чтоб вещь была надежная, чтоб не подвела нашего бойца.
Вслед за этой деталью последовал новый заказ — на стабилизаторы к
противотанковым снарядам большой силы. Весь коллектив принял уча

Л. БЕЛЕЦКАЯ

На агитпунктах московских

вокзалов

Во всех агитпунктах московских вокзалов 7 и 8 ноября состоялись митинги военнослужащих, проводи
лись громкие читки доклада товарища Сталина на торжествен
ном заседании Моссовета и речи на Красной плдщади, выпускались «боевые листки», в которых бойцы, командиры и политработники делились своими мыслями й впечатлениями, рассказывали эпизоды отечественной войны.
В агитпункте Киевского вокзала на митинг собралось около 100 военнослужащих, среди которых находились группа начсостава, с ге
роическими боями вырвавшаяся из вражеского окружения, взвод связи
стов, команды, следовавшие на фронт.
После того как был зачитан Доклад товарища Сталина, выступил младший лейтенант Козлов.
— Великий Сталин призвал советский народ к полному разгрому немецких захватчиков. — сказал тов. Козлов. — Клянемся, что гитлеровцы, ступившие на нашу землю, будут уничтожены все до одного!
На многолюдном митинге, собравшемся в агитпункте Ярославского вокзала, боец тов. Кулаков заявил:
— Силы наши растут. Речь любимого вождя вдохновила нас на новые героические подвиги.
Более 400 человек с исключительным вниманием прослушали в агитпункте Казанского вокзала текст доклада товарища Сталина.
На агитпункте Белорусского вокзала в течение дня выпущено два «боевых листка», в которых поме
щены отклики бойцов, командиров и политработников на доклад товарища Сталина. Советские воины заявляют, что указания любимого Сталина будут выполнены. Ни од
ного фашистского захватчика не ос8анется на родной советской земле!
стие в подготовке цеха к новой работе. Результат превзошел оясидания. Поточная система была пост
роена с такой целесообразностью, что с первого же дня завод мог вы
пускать продукции в полтора раза больше, чем ему предложили де
лать. Рабочие не останавливались в поисках лучших приемов работы. Через несколько дней вся смена выполняла 200 процентов нормы.
С некоторым опасением руководители завода отпустили на строи
тельство укреплений 60 процентов рабочих этого цеха. Им казалось,
что порыв первых дней работы на производстве может ослабеть.
Прощаясь с остающимися в цехе товарищами, вальцовщик Б. М. Феодоров просил:
— Мы обещаем вам строить укрепления так, чтобы фашистская гадюка голову свою о них размозжила. Ну, а вы тоже тут не подкачайте!..
— Будьте спокойны, мы-то постараемся! — улыбаясь, отвечали рабочие.
Когда . вечером следующего дня главный инженер протянул руку за
листком сведений о выработке и взглянул на цифру, он не поверил себе. Повертел листок, проверил дату. Все было правильно и... неправ
доподобно: выработка цеха стояла на том же уровне, что и до ухода большей части людей.
А через два с половиной дня рабочие вернулись со строительных работ на завод. В рекордный срок они построили ДОТ. Бригада по
лучила благодарность районного совета.
6 ноября в ответ на обращенный ко всем советским людям призыв И. В. Сталина — увеличить произ
водство противотанковых средств — рабочие завода решили изготовлять еуце одну деталь для другого сборочного завода.
Эта деталь — очень сложная, трудоемкая, требующая от токаря высокой квалификации. Но нет пре
дела изобретательности советского человека, когда полон он единым желанием отдать всего себя родине.
Токарь Грачев сделал приспособление к станку, которое позволяет
выполнять ответственную работу силами токарей второго-третьего разряда, то-есть открыл возможность упростить, а, следовательно, и уве
личить производство сложной детали.
Штампы к новой детали изготовил в предельно короткий срок слесарь Козин.
Трудно назвать имена лучших рабочих этого завода. Они равны в своем напряженном труде, в своем безграничном желании сделать как можно больше, как можно лучше, как можно скорее все, что помогает уничтожению врага.
Мастер И. Т. Волков две педели ие уходил домой. Он работает и за нарядчика, и за нормировщика, и за главного механика, и за началь
ника цеха. Штамповщица Титова дает без брака до 400 процентов нормы на всех операциях; электро
сварщик Анохина вырабатывает 5 норм.
Даже те, кому государство дало пенсию, чтоб отдыхали они на старости лет, идут на завод, предла
гая свою помощь. Так пришел в эти грозные дни старый монтиров
щик Седов, так приходят и другие пенсионеры. Они приходят, чтобы множить силы нашей обороны, чтобы вместе со всем народом защищать честь родины, свое человеческое достоинство:
— Родине принадлежит наша жизнь. Мы никому не дадим ее на поругание. Мы победим или умрем.
Больше оружия и боейрипасов для фронта! Этот боевой призыв ро
дины с честью выполняет боль
шой и дружный
коллектив нашего завода.
Круглые сутки, не прекращая своей деятельности ни на час, работают все цехи. Рабочие и работницы, инженеры и техники проникнуты одной мыслью — все свои силы и мастерство отдать для обеспе
чения фронта боеприпасами, дать нашим метким артиллеристам, слав
ным минометчикам и грашатометчикам столько смертоносного метал
ла, сколько необходимо для полного разгрома гитлеровских полчищ.
О начала войны завод вырабатывал только два вида боеприпасов. В сентябре выпуск этих боеприпасов возрос в пять раз. Одновремен
но коллектив при непосредственной помощи Московского и районного комитетов ВКП(б) работал быстрыми темпами над освоением и выполнением новых заданий.
С каждым днем расширяются производственная база и об’ем выпускаемой лродукции. В цехи пришли новые рабочие — студенты, учителя, домашние хозяйки. Они горят желанием выполнить для блага родины любую работу. От на
чальников цехов и мастеров тре
буется много внимания и труда, чтобы обучить «новичков», правильно расставить силы. Наши командиры производства хорошо справляются с этой задачей.
В цехах множатся ряды стахановцев — двухсотников и трехсютников. Заслуженной славой и почетом пользуются в цехе, где начальни
ком тов. Селиверстов, отделочные бригады стахановцев-трехсотников бригадиров Маслиновой и Прохоренко. Выработка этих бригад близится к четырем нормам.
Около двух месяцев назад на завод пришла учительница тов, Арестова. Она быстро овладела профессией трафаретчицы и сейчас вы
полняет норму более чем на 400 процентов. Почти, вровень с ней работает студентка МГУ тов. Соболева. Она выполняет три с половиной нормы. Более четырех норм вы
рабатывает резчица гофры тов. Кожухова, бывшая работница кирпич
ного завода. Не менее 250 процен
тов дают бывшая арматурщица тов. Иванцова и многие другие.
Особо следует отметить работу начальника цеха — молодого инжеиера тов. Селиверстова и масте

И. КАНАТОВ,

директор Н-ского завода Москвы.
ра тов. Голубева. Под их руковод
ством цех освоил в четыре дня вы
пуск нового вида оборонной про
дукции и сейчас приступает к ее массовому выпуску.
В цехе, где начальником тов. Фоиин, также много новых рабочих и работниц, которые быстро осваивают процесс производства. В прошлом месяце цех освоил новое задание. В первые яре дни здесь возникло движение стахановцев-двухсстииков. Комсомольцы Лыков, Бе
лякова. Николаев, Луткова прочно закрепили за собой это звание. Цех в пять дней освоил и наладил выпуск нового вида оборонной продукции.
Сейчас завод получил задание — освоить еще четыре вида боеприпасов. Инженерно-технические ра
ботники под руководством главного инженера тов. Набокова успешно разрешают эту задачу. С огромным воодушевлением и энтузиазмом встретил наш коллектив доклад Председателя Государственного Комитета Обороны и Народного Ко
миссара Обороны товарища Сталина. Указание великого вождя — увели
чить производство вооружения и боеприпасов для фронта — непосредственно относится к нашему заводу, является для нас боевой программой действий. Каждый рабо
чий и работница, каждый инженер и техник полностью сознает свой долг перед родиной и готов отдать Есе силы на выполнение задания великого Сталина.
Партийные и непартийные большевики нашего завода твердо стоят на трудовой вахте. Ежедневно из цехов отправляются на фронт снаряды, мины, противотанковые гра
наты. С каждым днем этот поток растет и ширится. Мы приложим
псе силы к тому, чтобы выполнить сталинское задание — обеспечить фронт боеприпасами в таком количестве, какое необходимо для полного разгрома и уничтожения гитлеровских полчищ.
Все для фронта! Н-ская московская артель, изготовлявшая до войны предметы ширпотреба — кастрюли, ложки и т. п., сейчас перестрои
лась и выполняет специальные задания. На снимке: двухсотница М. Степанова, работающая на протирке корпуса противотанковой гранаты и систематически выполняющая по две нормы.

Фото Л. ДОРЕНСКОГО ЗАВОД ВЫПУСКАЕТ СНАРЯДЫ

М. МАКАРОВ

СТАРЫЙ МАСТЕР
НА ПОСТУ
Плетельщик по металлу Мирон Семенович Песков, член Н-ской артели, одни гм из первых перешел на выпол
нение оборонных заказов: свои задания он выполняет на 300 процентов.
У тов. Пескова трое сыновей на фронте. Недавно и сам старый мастер, несмотря на свои 60 лет, добровольно отправился на трудовой фронт и отработал там 10 суток.
Вернувшись к станку, Мирон Семенович с новыми силами: принялся за изготовление деталей для вооружения бойцов Красной Армии.
На защиту родной Москвы. Колонна бойцов части, где комиссаром политрук П. Первушевский, на правляется на защиту рубежей столицы.
На трибуну поднялась девушка в синем рабочем ха
лате. Она сказала несколько застенчивых, почти роб
ких слов, и все начали аплодировать.
Выступление продолжалось одну минуту. Стахановка Полещук взяла на себя обязательство выполнять не две нормы в смену, как было до сих пор, а три.
Собрание это возникло стихийно, сейчас же после доклада товарища Сталина. Людям хотелось говорить, они не могли молчать. И они гово
рили о том, что испытания войны сделали их более твердыми и ре
шительными, чем когда-либо до сих пор.
Прозвучавшие на весь мир сталинские слова о неизбежном разгроме гитлеровских полчищ, о неза
бываемом героизме Красной Армии и Красного Флота еще более окры
лили патриотов. Каждый из них чувствовал, что и к нему обращен призыв вождя больше и лучше работать для защиты родины.
На следующий день — 7 ноября, когда у Кремлевской стены, на древней площади, церемониальным мар
шем проходили войска, — весь коллектив завода работал. Оп отказался от отдыха. Пропущенный день лишил бы зенитчиков, _ защищающих пашу столицу, многих снарядов.
Великая годовщина прошла в суровом, упорном труде. Зенитчики
подстерегающие фашистских воз
душных пиратов, получили еще больше снарядов, чем накануне.I
Юная, скромная стахановка Поле щук выполнила свое обязательство. Она дала три нормы за смену.
Токарь Новиков не отходил от станка и выполнил 342 процента плана.
Лучшая револьверщица завода Дубова пришла за час до начала рабочего дня. В ее ушах еще зву
чал родной голос, призывавший к победе. Опа била полна решимости.
НА ПОДСТУПАХ К СТОЛИЦЕ

ОТВАЖНЫЕ ЗАЩИТНИКИ

МОСКВЫ

«Отныне наша задача, задача народов СССР, задача бойцов, командиров и политработников нашей армии и нашего флота будет состоять в том, чтобы истребить всех немцев до единого, пробравшихся на территорию нашей родины в качестве ее оккупантов».
(И. СТАЛИН).
Боевые дела двух друзей

Д

ЕВЯТНАДЦАТЬ советских бой
цов направлялись к своему подразделению. Вдруг где-то совсем близко застрочил пулемет. Заговорили автоматы. Бойцы приняли боевой порядок и. маскируясь, двину
лись вперед на выстрелы. Впереди шли красноармейцы Шамиль Гусей
нов и Яковлев. Увлекшись боем, друзья незаметно для самих себя оторвались от всей группы и выдвинулись далеко вперед.
Неожиданно Гусейнов увидел немца. Укрывшись с Яковлевым, Шамиль прошептал:
— Не уйдешь от пули, фашистская гадина!..
Прицелившись, он нажал спусковой крючок. Грянул выстрел. Не
мец выронил винтовку, взмахнул руками и повалился наземь.
— Считай, Яковлев, один готов,— произнес Гусейнов.
Бойцы, переползая, продолжали продвигаться.
— Когда я приподнял голову, —
уже позже рассказывал Гусейнов,— то увидел впереди фашистские кас
ки. Немцы что-то кричали на своем языке и перебегали с места на ме
сто. В одной группе я приметил офицера. Ну, думаю, не жить ему больше. Прицелился в лоб и выстрелил Второй немец упал замертво.
Тем временем Яковлев не только подсчитывал убитых Гусейновым бандитов, а и сам стрелял по ним. Его пули сразили двух фашистов.
Переползая вперед, друзья натолкнулись на немецкий окоп. В нем стоял солдат, готовившийся стрелять. Гусейнов незаметно под
полз к немцу и с колена, размахнувшись, ударил врага прикладом по голове. Солдат свалился в окоп.
Из Окопа показалась еще одна каска.
— Обыкновенной пулей не возьмешь — нужна бронебойная, — подумал Гусейнов.
Двумя выстрелами был уничтожен четвертый фашист.
Вийя, что им удалось напугать немцев, ще понимавших, откуда ра
зят их солдат, друзья приняли новое решение.
Первым выскочил из окопа Гусейнов. Громко, что было сил, он закричал:
— Первая рота справа, вторая— слева, остальные за мной — вперед!
Два бойца закричали «ура» и начали стрелять. Группа немецких солдат, решив, что попала в окружение, бросилась врассыпную. На
стигая их огнем, бойцы сразили еще нескольких фашистов.
Скоро друзья спохватились, что слишком далеко ушли от своих. Да и боеприпасы подходили к концу. Бойцы отошли назад и соединились со своей группой.
Смельчаки
В один из ноябрьских дней младший лейтенант Кротов, младший политрук Захаров и красноармеец Ковалев пошли проверять боевое
охранение своего подразделения, расположенного недалеко от переднего края обороны немцев.
Приблизившись, они услышали странные возгласы. Кто-то разговаривал ио-немецки.
— Фашистские солдаты, — заметил один из смельчаков.
Несмотря на то, что врагов было в десять раз больше, отважная тройка красных воинов решила дать бой. Смельчаки незаметно подошли к противнику и грянули из автома
тов. В фашистов полетели гранаты. Раздалось несколько взрывов. По
слышались крики, ругань, а через минуту все стихло. Побросав ору
жие, немцы позорно бежали. Па месте осталось семь трупов, винтовки, миномет, боеприпасы.
Проверив боевое охранение и забрав трофеи, смельчаки вернулись в свою часть.
Пулеметчики
Шел жаркий бой. Озверевшие немецкие бандиты настойчиво лезли вперед, пытаясь смять нашу обо
рону. Но их атаки разбивались о
стойкость и мужество советских бойцов, решивших лучше умереть, чем покинуть свои позиции.
Все подступы к окопам были уже завалены трупами гитлеровских
молодчиков. Но атаки немцев не прекращались. Они готовились к новому натиску, подтягивая подкрепления.
Обороняющиеся продолжали удерживать рубеж. Наши бойцы знали, что у них есть два пулемета, кото
рые в решающую минуту скажут свое слово.
Атака началась. С улюлюканием немцы устремились к нашим око
пам. Вот они уже совсем близко. Пулеметы молчали. Наводчики Па
леев и Молчанов терпеливо выжи
дали удобного момента. Они знали силу внезапного и сокрушительного огня.
Немцы приближались сплошной лавиной. Вдруг пулеметные очереди резанули их. Передние ряды, как подкошенные, падали на землю, за ними — вторые и третьи. Пулемет
чикам помогали стрелки. Навстречу фашистам несся шквал огня и смерти.
Атака немцев была отбита. Более трехсот вражеских трупов осталось на иоле боя.
Находчивость
комсомольца Г оршанина
Немцы, нащупав слабое место в обороне одной из наших рот, устре
мились туда. В прорыв они хотели двинуть небольшую группу автомат чиков.
Старшина-комсомолец Горшанин в это время находился между око
пами. Он заметил ползущих немцев.
Бойцы далеко. Горшапии один лицом к лицу встретился с врагом.
Медлить было нельзя. Метко брошенная старшиной граната уложи
ла нескольких немцев. С остальными фашистами у старшины началось своеобразное соревнование в хитрости и меткости стрельбы из автомата. Горшанин часто менял позицию и вел огонь.
Отважный, находчивый комсомолец уничтожил 18 фашистов. Побе
дили мужество, выдержка, умение использовать свое оружие.
Отвага
танкистов
Это было на подступах к местечку Д. Комсомольский экипаж тов. Михеева получил приказ — прорваться 6 тыл врага и разведать ра сположение его частей.
Экипаж отличпо уяснил свою задачу. Водитель Ларичев тщательно осмотрел танк. Путь предстоял не
легкий, и самая незначительная мелочь могла подвести.
В дороге машина подверглась сильному артиллерийскому обстре
лу. Искусно маневрируя, Ларичев вывел танк_ невредимым из зоны огня. Командир танка Михеев быстро засекал огневые точки.
Танк стремительно мчался вперед. Вот уже первые дома местечка поравнялись с машиной. Танкисты ворвались на улицы. Внезапное появление советского тайка ошеломило немцев. Они разбегались в разные стороны. Но всюду их преследовали пули и снаряды танкистов.
Так было истреблено более 50 фашистов.
А танк все рвался вперед, неудержимый в своем порыве, ведо
мый отважными комсомольцами. Он приводил в ужас немецких захватчиков.
Задание командования танкисты выполнили.
Револьверщица Ду. бова наладила ста. нок, заточила резцы и выполнила задание на 390 процентов. Никто и никогда не добивался на заводе такой высокой производительности.
Стахановцы были довольны, когда узнали, что артиллеристы хорошо оценили качество их снарядов.
— Больше таких снарядов для зенитных орудий! — требуют зе нитчики.
В ответ на это стахановцы увеличивают производительность стан
ков, сутками не покидают рабочих мест и дают еще больше снарядов.
Когда враг пытается совершать налеты на Москву и воздух, отка
тается грохотом зенитных орудий, на заводе говорят:
— Это наши снаряды. Они не пощадят гитлеровских молодчиков!
Трассирующие зенитные снаряды с маркой Н-ского завода уничтожили не один десяток немецких самолетов. И каждый стахановец чув
ствует себя участником этих боев за Москву.
Холодный блеск металла. Один за другим ложатся готовые снаряды. Старший контролер Егорова внимательно осматривает каждый «ста
кан». Многие тысячи их нужны, чтобы поддерживать мощный загра
дительный огонь, прикрывающий воздушные пути на Москву.
— Больше снарядов!
Эта мысль никогда не покидает рабочих н инженеров завода.
Старший контролер Егорова помогает молодым, недавно пришедшим в цех рабочим. Опа видит плоды
своих трудов: молодая девушка но фамилии Сорокина за десять дней научилась трудиться по-стахановски.
Еще недавно Сорокина не выполняла норму. Потом она стала вырабатывать 100 процентов плана. 3 ноября она перешагнула и этот предел, выработав 114 процентов, 5 ноября — 139, 7 ноября — 152 процента.
Так депь за дпем нарастают теины трудовых подвигов молодых рабочих завода, пришедших недавно к станкам, чтобы стать защитниками любимого города.
Самоотверженно трудятся н старые кадровики. Пятьдесят лет на заводе Алексей Исаевич Рыдванов. Длинный и трудный путь прошел он, прежде чем стал опытным ма
стером. Ему доверили производство противотанковых надолб и «ежей».
Старый рабочий энергично взялся за дело. Он вызвал к себе сварщика Енукова Но этого было недостаточно. Работа требовала еще нескольких опытных сварщиков.
— Надо срочно обучить, — решили они. ‘
Мастер подумал, что инженер быстрее может освоить сварку, чем
кто-либо другой Через несколько дней три ведущих инженера завода — начальник цеха Трофимов,
технолог Жуленков и конструктор Горбацевич — взялись за сварочные аппараты. Они стали учениками опытного сварщика Енукова. Вы
пуск I противотанковых надолб н «ежей» был быстро налажен.
Лучшие люди завода строят бар рикады и принимают участие в создании непроходимых оборонительных укреплений вокруг Москвы. Они самостоятельно построили три участка таких укреплений. Построили крепко, надежно и уверены
в том, что ни один вражеский танк не осилит эти укрепления.
Товарищ Сталин поставил перед всей страной задачу—увеличить производство противотанковых средств борьбы с врагом. Крепко задума
лись над ятим создатели зенитных снарядов. Инженеры, мастера в стахановцы : решили, что и здесь они могут принести пользу фронту. Бавс^ц начал готовиться к выпуску противотанковых гранат.
Снаряды, (сделанные руками пириотов, будут продолжать громить фашистскую’ авиацию, а смертоносные гранаты будут уничтожать гитлеровские танки.

БОЛЬШЕ МИН,

ГРАНАТ, ОРУЖИЯ

ПО ПРИКАЗУ РОДИНЫ

Фото Л. СМИРНОВА